Земледельцы 17-го века. Обзор игры «Агрикола»

Как и все вещи в жизни, настольные игры бывают ничем не примечательные, а бывают – выдающиеся. Последних заметно меньше, и тем они ценнее. А самые ценные игры – это выдающиеся из выдающихся. «Агрикола», настольная игра про фермеров XVII века, впервые выпущенная в 2007 году и переиздаваемая в 2016-м, – из их числа. Сегодня я хочу рассказать об этой замечательной игрушке и объяснить, чем она хороша.

Сюжетно «Агрикола» доступна любому игроку. На дворе XVII век. У вас есть ферма, где живёт супружеская пара, муж и жена. Эту ферму нужно всячески развивать. Строить дом, вскапывать грядки, ходить за дровами, добывать глину, собирать тростник, разводить скотину и при всём при этом не забывать обеспечивать едой семью. Задача непростая, но кто сказал, что триста лет назад быть фермером было легко? 

Рассчитана игрушка на компанию до 5 человек (во второй редакции максимальное количество игроков – 4, для игры впятером нужно будет докупить дополнение), причём, предусмотрен и соло-режим, где можно раскладывать игру в режиме пасьянса. Длительность партии зависит от количества игроков и выбранного режима игры («семейного» или «полного»). В режиме для опытных игроков вдвоём можно уложиться в час, втроём – в полтора, а партия на четверых будет длится в пределах двух часов. Если играть в семейный вариант, получается примерно вдвое короче, например, на партию вчетвером вполне достаточно одного часа.

Пару слов о вариантах игры: семейный знакомит с основами и базовыми игровыми действиями, «продвинутый», для опытных игроков, вводит в игру ещё и карты, модифицирующие основные действия и позволяющие игрокам делать всякие дополнительные вещи. Начинать знакомство с «Агриколой» следует именно с семейного варианта, и, сыграв примерно партий пять, можно переходить к «продвинутому». Причём, кому-то вариант с картами понравится настолько, что возвращаться к семейному и не захочется, а кто-то, наоборот, что решит, что карты – это слишком сложно и будет играть без них. Но и в том и в другом случае игрушка – крайне хороша.

Коробка с игрой битком набита компонентами, и все они качественные: тут и поля из плотного картона, и качественные жетоны ресурсов из дерева, множество картонных жетончиков, буклет правил на глянцевой бумаге и много-много карт. И ещё блокнотик для подсчёта очков. Комплектация более чем богатая и что особенно здорово, во второй редакции игры все деревянные жетоны – фигурные. Если раньше в игре деревом были коричневые диски, а камнем – чёрные, то теперь дерево от камня можно отличить и на ощупь.


Игровые компоненты

Несмотря на то, что игра изобилует полями, фишками и картами, в начале партии всего этого богатства вы не увидите. Начинать приходится буквально у разбитого корыта. Пустой участок земли с небольшим домиком для супружеской четы – вот и всё, чем располагают все начинающие земледельцы. Для игрока это выглядит так: в центре стола лежит общее поле плюс у каждого игрока есть свой персональный планшет фермы с жильцами. Схема игры следующая: каждый ход все фермеры по очереди выбирают себе какое-то занятие. Для этого надо взять своего фермера с личного поля и поставить его на общее поле, получив что-то взамен.

Выглядит это примерно так: первый игрок говорит «мой фермер идёт за дровами», берёт со своей фермы человека, ставит его на клетку «пойти на дровами» на общем поле и забирает себе с этой клетки дрова. Следующий игрок говорит «Я на рыбалку», ставит человека на поле «рыбалка» и забирает с него еду. Некоторые действия требуют не просто отправить туда человека, но и иметь необходимые ресурсы. Например, выбрать действие «построить комнату» можно только если вы уже добыли достаточно стройматериалов.


Общее поле действий

Поначалу игра может показаться сложной, потому что уже с первого хода игрокам доступно немалое количество действий, но по большому счёту тут всё просто: есть действия, приносящие ресурсы, и есть действия, позволяющие сделать что-то из уже добытого добра. Собственно, мы только что познакомились с основами игры: тут нужно добывать ресурсы и тратить их. И делать это максимально эффективно, потому что цель игры – заработать как можно больше очков, которые начисляются буквально за всё: за построенные комнаты, за рождённых детей, за вскопанные грядки, за построенные загоны, за выращенный урожай и за разведение скота. Забегая вперёд скажу сразу: выбиться в лидеры по всем параметрам не получится, чего-нибудь на ферме обязательно будет не хватать, просто потому, что «Агрикола» так устроена, здесь всегда хочется сделать больше, но желания нужно соизмерять с возможностями, потому что ресурсов хватит не на все «хотелки».

Именно на этом стержне под названием «дефицит» и строится прелесть игры. Как успеть сделать всё задуманное, имея в распоряжении ограниченное число действий и ресурсов – вот основной вопрос, на который в ходе партии постоянно придётся искать ответы. И ладно бы, если бы просто нужно было добывать ресурсы и тратить их на обустройство хозяйства. Открою небольшой секрет: и три сотни лет назад людям нужна была еда! Её нельзя было просто пойти и купить в магазине, а надо было добывать самому. Слышали такой термин – «натуральное хозяйство»? Это когда ты обеспечиваешь себя сам. И именно так и обстоят дела в «Агриколе».

Личная ферма игрока

Добыча еды – это даже более важная задача, чем обустройство фермы. Собственно, это цели и будет подчинено развитие вашего нехитрого хозяйства: сделать так, чтобы не нужно было бегать на рыбалку ежедневно, чтобы у людей появилась возможность добывать еду более простыми способами, не прибегая к постоянному ручному труду. Ну, например, засеять поля и ждать всходов и жевать пшеницу всухомятку или печь из неё хлеб. Или разводить скотину, чтобы можно было побаловать себя свежим мясом. Понять, как именно построить механизм по бесперебойной добыче еды получится не с первого раза, но постепенно это понимание придёт.

«Агрикола» – игра не легкомысленная. Партия тут всегда длится строго 14 ходов, и за это время нужно успеть сделать как можно больше. Поэтому если вы хотите получить на выходе самую развитую ферму, нельзя тратить впустую ни единого шага. Каждое действие должно быть выверено, продумано и приносить ферме максимум результата. Собственно, по этой причине первую партию стоит всегда записывать в ознакомительные. Игроки изначально не имеют понятия о разнообразии действий, ещё не умеют добывать еду и не знают ценности того или иного ресурса. Но уже к концу игры приходит понимание что важно, а что – не очень и, самое главное, после финального подсчёта очков, когда все осознают, за что можно получить плюсы, а за что – минусы, следующая партия пойдёт уже куда более осмысленно. Вот тут-то и начинается самое классное, когда ты шаг за шагом, кирпичик за кирпичиком развиваешь свой участок, строишь печи, ставишь сараи и получаешь на выходе стабильное пропитание, да ещё и дальнейшее развитие!

В «Агриколе» совершенно нет так называемого «прямого противостояния» между игроками. Здесь нельзя прийти на чужую ферму, вытоптать сопернику огород и разломать его дом. Но это совсем не означает, что конкуренция тут не ощущается. Ещё как! По правилам каждое доступное действие можно использовать только раз в ход, поэтому если есть две привлекательные альтернативы, одну можете выбрать вы, но другую-то точно займёт соперник. Поэтому приходится взвешивать разные варианты и выбирать, что для вас важнее именно сейчас. Но иногда бывает и так, что важнее сделать так, чтобы какие-то ресурсы или действия не достались сопернику, и заблокировать их своим работником. Буквально в каждой партии кто-то будет отчаянно восклицать, обнаружив, что у него из под носа увели целую кучу дерева или несколько голов скота. И, конечно же, присутствует банальное сравнение. Гордо посмотреть в конце игры на свой участок, где построен богатый дом, вскопан большой огород и устроены обширные загоны для скота – это дорого стоит. Особенно, если можно выгодно покрасоваться на чьём-нибудь фоне, когда у кого-то из соперников дела идут не столь хорошо.

Взаимодействие игроков работает только в одну сторону. Навредить конкуренту можно,, заблокировав нужное действие или утащив столь необходимые ресурсы, а, вот, помочь товарищам ничем нельзя. На мой взгляд это большой плюс, так как целиком исключает ситуации когда за столом присутствуют парочки или друзья, привыкшие поддерживать друг друга. Так-то это положительное качество, им можно и нужно гордиться, но в играх подобные действия не приветствуются, поскольку необоснованная с точки зрения внутриигровой ситуации помощь другу может и несёт добро вашему товарищу, но напрочь ломает игровой баланс. Поэтому с моей точки зрения в плане взаимодействия игроков в «Агриколе» всё в порядке. Кстати, если кто-то боится соперничества или просто не обзавёлся подходящими партнёрами по столу, напоминаю «Агриколу» можно раскладывать и в одиночку, соревнуясь со своими собственными достижениями!

У искушённого читателя может возникнуть вопрос, а насколько интересно раскладывать  подобную игру снова и снова. Есть ли между партиями отличия или всегда одно и то же: собираешь дрова, строишь дом, разводишь коров? Отличия – есть! Да ещё какие. Во-первых, каждый ход игрокам открывается одно новое действие, и порядок всегда немного меняется. Поэтому когда-то с самого начала можно будет завести овец, а когда-то с домашними животными придётся подождать. Когда-то собирать камни можно будет раньше, а когда-то позже. Такая же штука с рождением детей и прочими игровыми возможностями. Но это не главное, потому что есть ещё «во-вторых».

«Во-вторых» – это игровые карты, которых аж две колоды: профессии и инструменты. Они наделяют жителей фермы уникальными особенностями, позволяющими более эффективно выполнять те или иные действия. И эти карты, а точнее их случайная раздача в начале партии и делают игру уникальной. Во многом направление развития определяется именно тем, какие карты пришли к вам в руку. А самый интересный вариант – это перед началом партии устроить раздачу с поочередным выбором (драфтом), когда каждый игрок может собрать комбинацию профессий и инструментов «под себя», чтобы сделать самой лучшей именно свою ферму.


Карты профессий

Только не нужно пугаться доступного разнообразия. Базовый (без карточный) вариант игры – очень прост и доступен буквально любому. Принцип «поставил человека – получил эффект» понятен и нагляден. Плюс нигде, ни на поле, ни на личных фермах игроков нет почти никакого текста, зато очень много условных обозначений, а это всегда положительно влияет на восприятие. Не надо читать, и так всё предельно понятно нарисовано. Вариант для более опытных игроков (с профессиями и инструментами) добавляет карты с текстом и повышает уровень сложности восприятия игры, но зато даёт взамен кучу новых возможностей для усовершенствования фермы и качества жизни всех её обитателей.

Справедливости ради стоит отметить нюансы, которые могут показаться части игроков неоднозначными. Начнём с фигурок животных. По сравнению с первоначальной редакцией, где это были просто разноцветные деревянные кубики, силуэты – это просто небо и земля. Но бывает и лучше! Многие (и я в том числе) лепят овец, коров и свиней из полимерного пластика, и тогда-то получается просто конфетка!


Самодельные животные

Ещё поначалу может показаться сложным пополнять запасы ресурсов на поле в начале каждого хода. Но это просто технический момент, который нужно отдать на откуп самому ответственному игроку, либо распределить эту задачу между несколькими людьми: кто-то выставляет овец, кто-то – коров, а кто-то досыпает дерево.

Ну и когда вы перейдёте к варианту с картами, тут же выяснится, что кому-то сдали слишком хорошую или слишком плохую руку. Чтобы избежать подобных жалоб рекомендую пользоваться описанным в правилах вариантом «драфта», когда все выбирают по одной карте по очереди. В таком режиме самые «вкусные» карты будут распределены равномерно и осядут в руках у всех игроков. И ещё финальный подсчёт очков может показаться кому-то излишне абстрактным. Но тут уж ничего не поделаешь, о вкусах не спорят. Надо просто принять как данность, что в этой игре нужно построить не ферму с самым большим огородом или самым большим поголовьем свиней, а постараться развиться во всех аспектах.

В остальном же игра – шикарная. В её основе лежит понятная механика, игровой процесс складывается из быстрых ходов, игроки по очереди совершают по одному действию, что позволяет всем ощущать чувство вовлечённости и исключает «провисания» в динамике. Компонентов много, все они качественные, удобные и приятные на ощупь (дерево!). Очень много вариантов действия плюс большое разнообразие карт, делающих игру глубже и интереснее.


Партия с картами

Когда-то я уже писал обзор «Агриколы» (вот он) и закончил его такими словами: «Богатая на комплектацию и качественная игра, одинаково хорошо приспособленная для игры в одиночку, вдвоём, втроём, вчетвером и впятером. Два варианта правил: семейный и обычный. Динамичные ходы, значимые решения, ощутимая конкуренция, непохожие друг на друга партии, и, главное, непередаваемое чувство гордости за клочок картона, на котором к концу партии возникает твоя собственная маленькая ферма. Такие игры появляются не чаще, чем раз в пять, а то и в десять лет.».

Сейчас, пять лет спустя, я подписываюсь под каждым словом. Если вдруг вы по какой-то причине пропустили выход «Агриколы» в России в 2011 году или просто пришли в хобби позднее, у вас есть уникальный шанс исправить это упущение и познакомиться с одной из лучших настольных игр мира, одинаково хорошо приспособленной как для новичков, так и для опытных игроков, причём – обоих полов (девушкам «Агрикола» нравится, проверено на личном опыте). Игра – замечательная. Настоятельно рекомендую опробовать.

PS: читайте также заметку "Знакомьтесь, фермер из "Агриколы".

Agricola, Обзоры



Похожие записи
  • «Находка для шпиона» + Звёздные войны = Spyfall: Star Wars
  • Расписание ближайших игротек
  • Трое из ларца, одинаковы с лица
  • «Перевыборы» — модифицированная украинская «Монополия»
  • Знакомьтесь, разработчик игр из Питера
    1. Комментариев пока нет.
    1. Трекбеков пока нет.