Tzolk’in: The Mayan Calendar. Описание игры

Представляю описание игры Tzolk'in: The Mayan Calendar, подготовленное читательницей сайта по имени Юлия. Цолкин — евроигрушка с вращающимися шестерёнками на игровом поле и оригинальной механикой динамического размещения рабочих. 

Издательство Czech Games Editon впервые за историю своего существования выпустило к SPIEl 2012, игру придуманную не чешскими авторами. Перед вами обзор этой игры – Tzolkin, The Mayan Calendar(Тцолкин, Календарь Майя). Тема этой игры не имеет, кстати, никакого отношения к концу мира, а только к жизни индейцев племени Майя  в те далёкие времена.

Эта игра относится к евроиграм и рассчитана она на 3-4 игроков, но при желании в неё можно сыграть и вдвоём по особым правилам. Время партии составляет примерно 1,5-2 часа. Авторами её являются Daniele Tascini и Simone Luciani.

Игровое поле здесь очень уникальное  и состоит оно из 4-х частей пазлов с расположенными на них шестью шестерёнками. В разложенном виде поле выглядит просто великолепно и содержит практически всю информацию, которая может пригодиться вам во время игры. “Ну, нет, только не пазл!” воскликнете вы, но только в данном конкретном случае создателям пришлось прибегнуть к такой мере не из экономии, а потому что иначе такое поле невозможно было бы поместить в коробку, если его сделать в привычном для нас, раскладном виде.

Шестерёнки.

Шестерёнки и являются здесь основной фишкой игры. Центральная и самая большая по размеру шестерёнка, Тцолкин, соединена с пятью остальными, расположенными вокруг неё, и обладает 26 зубчиками: по одному на каждый раунд. После каждого раунда эта шестерёнка поворачивается на один зубчик против часовой стрелки и при этом все остальные шестерёнки поворачиваются вместе с ней тоже ровно на один зубчик!

Каждая из этих пяти шестерёнок представляет собой город древней цивилизации Майя. Четыре из них (Паленке, Йашчилан, Тикаль и Уксмал) состоят из 10-ти зубчиков, а пятая – Чичен-Ица из 14-ти.  На эти шестерёнки игроки в свой ход могут ставить своих рабочих или забирать тех из них, которые уже были размещены на них в предыдущие ходы. Рабочие совершают действия в тот момент, когда они снимаются с поля.

Перед началом игры каждый игрок получает следующие компоненты своего цвета: 1 мини-поле, 3-х рабочих, 7  маркеров, которые выкладываются на ступени храмов и клетки дорожек технологий. Также игроки получают тайлы начального богатства на которых изображены разные предметы и эффекты, которые они и получают в начале игры, после того как они выберут 2 тайла из 4-х им доставшихся.

   

Во время своего хода игроки или размещают как минимум одного из своих рабочих на шестерёнку или забирают с неё как минимум одного. Пасовать запрещается!

Ход игры.

Итак, во время своего хода выберите одну шестерёнку на поле и поставьте одного из своих доступных рабочих на пустую клетку действия с самым маленьким номером. Размещение рабочих требует затрат зерна. Зерно в этой игре является как пищей для ваших рабочих, так и валютой. Размещение первого рабочего бесплатно, второго будет вам стоить 1 зерно, третьего 2 зерна и т.д. Также вы платите количество зерна, равное номеру на клетке действия.

Кстати вы можете также разместить своего рабочего на клетке первого игрока и тем самым изменить очерёдность хода и получить скопившееся там зерно, причём право первого хода совсем не обязательно будет принадлежать вам.

Когда вы забираете рабочего с шестерёнки, вы можете предпринять действие, указанное на клетке действия, где находился этот рабочий. В целом, действия с более высокими номерами более выгодные и ваши рабочие передвигаются на более ценные позиции с каждым поворотом шестерёнки Тцолкин, поэтому каждый раз вы встаёте перед выбором: взять сейчас ради сиюминутной выгоды или просто потому что вы обязаны это сделать; или подождать до лучших времён?

В этой игре есть дефицит практически всего, а особенно – времени. Игра состоит из 26 раундов, что на первый взгляд может показаться много, но не заблуждайтесь, времени будет катастрофически не хватать!

Всё время изменяющаяся позиция рабочих на поле – это новая игровая механика в настольных играх, получившая название: динамическое размещение рабочих.

Зерно, ресурсы и черепа.

Без зерна в этой игре никуда! Его понадобится очень много, ведь оно является не только валютой, но и пищей для ваших рабочих. Всего за игру вам придётся 4 раза их кормить, по 2 зерна на душу и в случае не выполнения ваших обязанностей вам придётся расплатиться за это победными очками.

Кроме зерна вам понадобится также очень много дерева, которое является одним из трёх ресурсов в Тцолкине. Зерно и дерево можно в основном добывать в Паленке, а за другими ресурсами вам придётся отправиться в Йашчилан, где вы также сможете раздобыть хрустальные черепа. Их вы сможете использовать в Чичен-Ица для получения победных очков. Всего в игре 13 таких черепов, что соответствует древней легенде Майя, на основе которой был также снят фильм “Индиана Джонс и Королевство хрустального черепа”. Полученные ресурсы вы можете использовать для постройки зданий и монументов, а также для улучшения своих технологий. Для этого вам придётся отправить своих рабочих в Тикаль и Уксмал. В Уксмале вы также сможете нанимать новых рабочих, а в Тикале, Уксмале и Чичен-Ица кроме всего прочего продвигаться по ступенькам 3-х храмов наверх.

Как заработать победные очки?

У игроков всегда в распоряжении есть 6 зданий, которые они могут купить построить за определённое количество ресурсов. Игроки могут получить от них определённую пользу, как правило временную. Также они могут приобрести монумент, который им будет стоить от 5 до 7 ресурсов, который в конце игры может принести им большое количество победных очков. Таких монументов на всю игру всего 6 штук, поэтому важно не пропустить момент и вовремя обзавестись каким-нибудь из них, а если повезёт, то и более, чем одним таким монументом.

Игроки могут также развивать свои технологии, которые преобразуют определённые действия, делая их до самого конца игры более выгодными.

На игровом поле есть 4 дорожки технологий. Так, сельское хозяйство увеличивает производство зерна, добыча ресурсов увеличвает доходы тех самых ресурсов, архитектура даёт вам бонусы при строительстве зданий, а теология помогает вам добывать хрустальные черепа.

Важную роль также здесь играют храмы. Дважды за игру, в середине каждой эпохи, игроки получают награды в виде победных очков. В зависимости от того, на какой ступени храма они находятся, они получают тот или иной бонус.

В конце концов, всё крутится вокруг получения победных очков и, чтобы получить их как можно больше, игрокам придётся уделить внимание храмам, монументам и шестерёнке Чичен-Ица. Но в один прекрасный момент нужно будет сделать выбор, ведь разорваться между всем этим просто невозможно.

Заключение и впечатления.

Тцолкин это в основном игра на менеджмент времени и ресурсов. Тут есть над чем подумать, перед игроками встаёт огромный выбор и есть множество выигрышных стратегий. Но играется она довольно легко и свободно. Проще, чем может показаться на первый взгляд.

Во время своего хода игрок должен или выставить своих рабочих на поле или забрать их оттуда.  Главный фокус в том, чтобы сделать это удачно и не пропустить момент, когда забрать рабочих с поля наиболее выгодно, а выставить их на поле дешевле всего. Ну и, конечно, нужно не забыть про то, что рабочих нужно время от времени кормить, а то они могут взбунтоваться и это будет вам стоить победных очков. Это всё может правда привести к тому, что особенно в конце игры у некоторых игроков может наступить паралич анализа.

Ещё хочу сказать, что новая игровая механика, используемая в этой игре и получившая название динамическое размещение рабочих, напомнила мне элемент из другой игры – Траян. Основная механика той игры в свою очередь заимствована из семейства традиционных настольных игр манкала. Распределяя разноцветные фишки по клеткам персональных игровых полей, игроки определяют доступные им действия и при этом составление определённых комбинаций приносит определённые игровые преимущества. В Тцолкине же рабочий забирается с шестерёнки и в зависимости от его местонахождения выполняются определённые действия. Чем дальше на шестерёнке расположено действие, тем оно ценнее и поэтому время здесь работает на вас по тому же принципу, что и удачно составленные комбинации из фишек в Траяне. Но… это мои личные ассоциации, возможно кто-то со мной и не согласится…

Другими словами игра довольно комплексная, но… на игровом поле всё сделано очень наглядно, подсказки разбросаны по всему полю и на последней странице правил описаны все свойства и эффекты зданий, тайлов начального богатства и монументов.

Претензии к правилам у меня тоже есть. С одной стороны всё описано очень ясно и подробно, но информация про одно и то же разбросана по всем страницам, и так каждый раз. Поэтому нужно листать правила туда сюда, что иногда немного раздражает. К тому же заявленное время партии на коробке – 90 минут, но уложиться в него играя вчетвером просто невозможно. Ну да ладно, издатели довольно часто лукавят, выставляя специально заниженное время на коробке, чтобы не отпугнуть потенциальных покупателей.

С недавнего времени эта игра появилась на Board Game Arena, так что, если хотите поглядеть, что это за зверь такой, то очень советую. Там и правила на русском языке можно скачать и посмотреть, как другие играют прежде, чем самомому партию начинать и задумываться над покупкой игры.

Tzolk'in: The Mayan Calendar, Обзоры



Похожие записи
  • Dice Hospital — распечатай и играй
  • Santorini – распечатай и играй
  • Небоскрёбы. Содержимое коробки
  • Micro Brew – распечатай и играй
  • The Builders: Middle Ages – распечатай и играй
    1. Slim Slam Snaga
      01 Окт 2013 из 12:02 | #1

      Игра называется на русском «Цолькин» с ударением на второй слог…

      Вот как можно играть в игру и вообще не интересоваться тематикой игры?!


    2. Прохожий
      01 Окт 2013 из 12:06 | #2

      Угу. Я ждал этого комментария)

      А еще Uxmal это Ушмаль)


    3. Slim Slam Snaga
      01 Окт 2013 из 12:25 | #3

      @Прохожий

      Ой, эти перлы я пропустил….

      Автор не понимает, что такие вещи портят все впечатление о статье?


    4. begemot
      01 Окт 2013 из 21:53 | #4

      Я думаю большинство не знакомо с культурой/историей майа, поэтому как для ознакомительной статьи — все ок. Те, кто решит купить — сами потом разберутся как что называть… и то, если решат изучить эту тему.


    5. Денис II
      02 Окт 2013 из 13:17 | #5

      @begemot

      Это не повод называть их криво. Вот так язык и загаживается уродливыми англицизмами. А всего-то надо встретив незнакомое название заглянуть в Вику – минута делов.


    6. Njuse4ka
      09 Окт 2013 из 0:32 | #6

      Я бы ещё запятых отсыпала чуток… Но это ладно. Статья даёт понятие об игре — это хорошо.


    7. John_Nash
      09 Окт 2013 из 19:28 | #7

      худшее из проявлений антуражности нердизма. зато во всей красе.


    8. Antonio
      10 Окт 2013 из 14:56 | #8

      @Денис II

      Ну если уж на то пошло, то нужно упомянуть тот факт, что очень часто русские, считающиеся «правильными» слова, обозначающие не русские названия\имена, УЖЕ изначально искажают правильное оригинальное произношение.


    1. Трекбеков пока нет.