Токайдо. Обзор игры

В рамках новогоднего конкурса обзоров Дмитрий Шугаев рассказывает про Токайдо, не так давно локализованную настолку от автора 7 Wonders. Впечатления от игры самые положительные и единственный, пожалуй, недостаток — не сильно высокая сложность. 

Новогодние праздники пополнили мою коллекцию сразу несколькими хорошими играми, но самой востребованной пока что однозначно является Токайдо – простая и элегантная игрушка Антуана Бауза (или, если угодно, Боза) про путешествие по легендарному японскому пути из Киото в Эдо (Токио). 

Токайдо является новинкой 2012-го года, но я пропустил её, спутав с вышедшей примерно в это же время Такеноко (того же Антуана Бауза), которая мне не приглянулась ни внешне, ни игровым процессом. Через год благодаря игровому порталу BGA недоразумение все же обнаружилось, и, выиграв в декабрьском конкурсе обзоров, я решил выбрать в подарок именно Токайдо.

Встречают по одёжке

Первое, чем привлекает Токайдо – это великолепное оформление. Уже даже сам вид коробки: белоснежный фон и иллюстрации, автором которых является мой любимый художник в мире настольных игр — Xavier Gueniffey Durin (известный также как Naïade), выбраны очень удачно. Кстати, имя этого художника, работавшего над одними из самых красивых игр – Seasons и Isla Dorada, красуется на коробке рядом с именем автора игры. На мой взгляд, совершенно заслуженно. 

Компоненты игры выдержаны в таком же элегантном стиле. Разложив трёхсегментное игровое поле, нам открывается элегантная карта легендарного пути Восточного моря со всеми 53-мя станциями-остановками и контуром японского побережья. Над картой располагается поле для подсчёта очков, а для всех типов карт предусмотрены свои места. Все символы и иконки просты и понятны. Кроме 10 больших карт персонажей, остальные карты в игре небольшого размера — иллюстрации на них попроще, но тоже симпатичные.

Несколько нетривиальных мелочей дополняют эту идиллию. Например, карты фрагментов пейзажей, которые складываются в панорамные виды, или специальные слоты в картах персонажей, куда вставляется цветной жетон выбравшего его игрока. Цветовая палитра фишек, квадратные дырочки в монетках, шрифт названий традиционных японских сувениров и блюд – всё это приятно радует глаз и способствует более глубокому погружению в атмосферу игры. Разве что только фишки для подсчёта очков несколько мелковаты, а на кристально белом фоне моментально становятся видны любые пятна, так что нужно быть особенно аккуратным.

Правила

Игровой процесс внешне незамысловат: от двух до пяти игроков совершают путешествие с Запада на Восток, делая в пути остановки и собирая очки впечатлений, набор которых и является целью игры. Перед началом путешествия каждый игрок выбирает одну из карточек персонажей, дающего ему стартовый запас монет и определённый бонус на время всего пути. 

Порядок хода в игре простой – перемещаться можно только слева направо, а ходит тот игрок, чья фигурка путника находится в данный момент дальше других от конечной цели путешествия. При этом путник волен переместиться на любой свободный пункт остановки – обязательными к посещению являются только гостиницы, ненавязчиво разделяющие игру на четыре равных отрезка. Там останавливаются все путешественники, чтобы подождать отставших и подкрепиться. Каждое блюдо приносит 6 ПО, но стоимость карт различается, причём, по условиям игры в течение путешествия нельзя покупать два одинаковых блюда.

Кроме гостиниц, путников ждут остановки ещё пяти типов:

— можно наслаждаться видами и собирать фрагменты панорам трёх пейзажей – рисовых полей, гор и моря – каждый следующий фрагмент пейзажа приносит на одно ПО больше, а карты каждого из типов постепенно складываются в живописные картины. Первый игрок, полностью собравший каждую из панорам, получает 3 бонусных ПО; 

— посещение горячих источников гарантированно приносит 2 или 3 ПО; 

— в деревне, если позволяют средства, можно накупить сувениров – каждый сувенир принадлежит одному из четырёх видов, и собирать коллекцию нужно по принципу сетов – чем больше разных видов сувениров – тем больше ПО;

— в храме можно пожертвовать денюжку — каждая отданная монетка приносит 1 ПО. Кроме того, пожертвования каждого игрока остаются лежать в храме, и в конце партии, в зависимости от щедрости каждого, путникам начисляются бонусные ПО;

— финансовое положение можно поправить на ферме – заглянув туда, путник получает из банка три монетки;

— и последний пункт – это случайная встреча. Эти карты случайным образом повторяют эффекты первых четырёх типов остановок.

Когда последний игрок доберется до конечной точки маршрута, игра заканчивается. Путники получают последние бонусы (гурман, коллекционер, купальщик и т.д.), и игрок, набравший больше всего очков впечатлений, становится победителем.

Впечатления. Провожают по уму

Один из принципов игры – тише едешь – дальше будешь. Но бездумное перемещение на первую свободную клетку едва ли приведёт к успеху. Нужно усвоить, что даже при кажущемся многообразии, всего на всех не хватит (потому что всех — много, а всего — мало), поэтому не стоит бросаться на всё подряд. С другой стороны, все собранные карты, деньги и полученные очки лежат перед игроками в открытую, что способствует созданию открытой конкуренции. Поэтому скудность выбора (один ход – одно действие) компенсируется живым противостоянием игроков за пункты остановок. Кроме этого, крайне полезно просчитывать порядок прихода в гостиницу (а значит и ухода оттуда).

Для освоившихся игроков правилами игры также предусмотрено несколько опциональных косметических изменений. Так, путникам предлагается компенсировать разный порядок отправления в начале путешествия, изменяя стартовое количество монет у персонажей. Можно уменьшить выбор трапез на постоялых дворах, сделав порядок прибытия в гостиницу ещё более важным. А если вам наскучит ходить из Киото в Эдо, можно совершить путешествие в обратном направлении.

Пропорционально количеству игроков растёт и роль случая. Поэтому впятером играть скорее весело, чем интересно, что ставит Токайдо в категорию скорее развлекательных компанейских игр. Зато при игре вдвоём Токайдо удивительным образом раскрывается с совершенно другой стороны, что, как правило, для таких игр не типично. Её специфика заключается в третьей нейтральной фигурке, которая перемещается находящимся впереди всех игроком. Болванчик не собирает карточки и очки, а только уменьшает выбор блюд в гостиницах и делает пожертвования в храме. Но зато он занимает так необходимые оппоненту (или вам) пункты остановок! Прямая конкуренция с единственным оппонентом снижает роль случайности до идеального на мой вкус уровня, а оригинальная механика перемещения нейтральной фигурки (с целью блокирования выгодных противнику остановок) фактически является ключом к победе. И интереснее всего играть в Токайдо именно вдвоём!

До недавних пор я считал, что для двоих хороши только в специальные дуэльные игры типа Hive или Twilight Struggle. К счастью, вышедшие не так давно Seasons и Tokaido изменили мою точку зрения. 

Впечатления. И путь может быть целью

Как известно, без интересного игрового процесса, надолго привлечь внимание к игре не сможет ни одна красивая обложка и даже самые кавайные компоненты. Конечно, законченных гиков эта лёгкая игрушка привлечёт едва ли. Но предложенная Антуаном Бауза механика Токайдо не так уж проста. Следуя принципу бритвы Оккама, в ней отсечено всё лишнее, поэтому игровой процесс получился цельным и стройным. Меня Токайдо привлекает, прежде всего, своей элегантностью и отлично переданной атмосферой размеренного ритма пешего путешествия по живописному японскому побережью.

Ещё одним важным достоинством игры я считаю её разноплановость и многофункциональность. Токайдо хорошо пойдёт как в негиковской компании, так и в качестве разогрева перед чем-то более серьёзным. Хороша она и для подсаживания на настолки новичков. Токайдо отлично играется с детьми — можно просто наслаждаться безмятежностью путешествия, не забивая себе голову никакими стратегиями. Но интереснее играть в Токайдо всё-таки с умом (и против достойных соперников). А при партии вдвоём игра и вовсе расцветает новыми красками.

Ещё я бы отнёс к плюсам игры небольшую длительность партии. Потому что в любой игре, даже в Токайдо, где получаешь удовольствие именно от процесса, всегда приятно ощутить вкус победы. А когда на одну партию уходит два-три часа, то почувствовать себя победителем за вечер удаётся всего одному-двум игрокам, в то время как ожидания остальных участников остаются, как минимум частично, не выполнены. Я, кстати, считаю это одной из причин прохладного отношения некоторых людей к настольным играм – не всех радует перспектива потратить вечер на то, чтобы быть несколько раз обыгранным каким-то очкариком в застиранной майке.

В свою очередь быстрые двадцатиминутные партии в Токайдо предоставляют больше шансов каждому, но не кажутся слишком быстрыми – чувство совершённого путешествия присутствует в конце каждой игры.

Резюме

Плюсы:

— Отличное оформление и хорошо переданная атмосфера,

— Элегантность игрового процесса и недолгое время партий,

— Языконезависимость и лёгкий порог вхождения,

— Интересный режим для двоих.

Минусы:

— Недостаточная сложность,

— Легко пачкающийся белый фон.

Я бы рекомендовал Токайдо любителям путешествий, а также всем людям, которые ценят в играх хорошее оформление и часто играют вдвоём или в компании обычных людей «ненастоящих настольщиков».

Вместо послесловия. О русском издании Мира Хобби

Я уже давно привык, что настолки, изданные за рубежом, дешевле и качественнее отечественных локализаций. С Токайдо Миру Хобби удалось разрушить этот стереотип. Цена на игру оказалась ниже любого европейского аналога, а качество компонентов, несмотря на некоторые негативные отзывы в Интернете, в моей коробке было на уровне зарубежного: всё ровно напечатано, без проблем выдавливается, не расслаивается, не выгибается. Приятно. Нет только пластикового органайзера, как в зарубежном издании. Зато в русскую коробку поместятся два вышедших к игре дополнения, которые я по случаю собираюсь обязательно приобрести.

А вот в отличие от издательства, служба доставки магазина Мира Хобби получает заслуженные лучи поноса: игру не могли доставить курьером по Москве в течение рабочей недели! При этом служба поддержки не отвечала, а курьер врал, что не мог дозвониться до получателя, говорил, что не успеет и предлагал забрать товар самим в магазине. В итоге только после моей угрозы вовсе отказаться от заказа, игру всё-таки доставили по адресу, правда курьер так и не смог самостоятельно найти нужное строение.

PPS

Конечно, эта Токайдо очарует не всякого. Многих привлечёт красивое оформление, но не все из них по достоинству оценят простые правила и спокойное, почти медитативное впечатление от игрового процесса, в котором и кроется основная прелесть этой игры.


Новогодняя партия в Токайдо

Tokaido, Обзоры



Похожие записи
  • Начинается открытый бета-тест «Токайдо»
  • Токайдо. Распечатай и играй
  • Перевод правил «Tokaido»
  • Токайдо. Обзор от «Двух в кубе»
  • Весёлые картинки, № 263 (18+)
    1. Runduk
      01 Фев 2014 из 14:30 | #1

      Хороший обзор! Видно, набил руку.) У меня очень похожие впечатления от игры. Только поле в отечественном издании гнутое.


    2. Вадим
      01 Фев 2014 из 17:38 | #2

      Добрый день, не подскажите, есть ли материалы print and play для этой игры? я что то нигде не нашел.


    1. Трекбеков пока нет.