Размышления о «Zombicide»

Предлагаю ознакомиться с заметкой, посвящённой игре Zombicide, в которой автор рассуждает о сильных и слабых сторонах этой игры и объясняет, почему она ему нравится, несмотря на имеющиеся недостатки. Оригинальный материал опубликован на BGG, здесь я привожу свой вольный перевод. 

Хм… надеюсь, никто не станет винить меня в том, что этот обзор – небрежен, неполон и представляет собой скорее не статью, а скорее, разговор о моих ощущениях от игры. Я не вижу в этом ничего такого, так что хотел бы сразу закрыть этот вопрос.

Мы будем говорить о Zombicide, игре, которая, как мне кажется, довольно громко прогремела на BoardGameGeek. Это совсем не означает, что она не заслуживает серьёзной критики, но для начала стоит сделать небольшое отступление.

По-моему, у нас, хардкорных настольщиков, иногда наступает переломный момент, когда нам хочется поиграть во что-нибудь от разработчика-новичка, от малоизвестного издателя, или просто поковыряться в компонентах какой-нибудь игры, просто потому, что нам это нравится.

Zombicide – игра, которая не выдерживает критического разбора. Но в то же время это одна из самых интересных настольных игр, в которые я играл за много лет.

Эта игра – настоящий америтреш. Она переполнена тематикой и, как говорит моя подруга, возможно её главный актив – постоянное ощущение надвигающейся гибели. Механика появления зомби – замечательна, а её связь с уровнями героев создаёт целый пласт стратегии, когда вы должны равномерно использовать выживших и устраивать забеги по опасной «синей» зоне. Кроме того, игра позволяет ощутить прогресс, и в ней есть восхитительный ритм, что означает, что иногда вам придётся играть наперегонки со временем. Вам придётся успеть. Это приводит к многочисленным героическим последним битвам, когда персонаж делает всё возможное, чтобы в дальнейших ходах выжившим было полегче, даже если всем уже ясно, что всё пропало.

Самое главное – в игре ОЩУЩАЕТСЯ присутствие зомби. Тут есть сценарии, где нужно забраться в здание и продержаться в нём, как в Рассвете мертвецов. В других сценариях лучше бежать и молиться. Игра собрала в себя всё, что я люблю в фильмах о зомби. Здесь есть толпы мертвецов, жалкие попытки выжить и правильная подача истории.

Компоненты великолепны, но в этом никто и не сомневается. Скажу лишь, что я ценю, что каким-то чудом вся игра, да ещё и дополнение «Abomination» умещаются в оригинальную коробку. За ваши деньги вы получаете отменное качество. И это того стоит. До того, как последний герой из последних усилий победит, на столе могут оказаться 68 зомби. И, поверьте, когда ты ВИДИШЬ их на классном игровом поле, это очень сильно СОЗДАЁТ атмосферу.

Что ж, о хорошем рассказал. Теперь перейдём к проблемам. Существенным, но устранимым.

Для начала, сценарии отвратительно сбалансированы. Второй сценарий можно выиграть за три хода, просто бегая Вандой. Мне было почти стыдно за то, какой неприятной оказалась игра, за то, что мы потратили больше времени на подготовку, чем на саму партию. Заметьте, это было после двух ОТЛИЧНЫХ партий в первый сценарий, причём обе они были совершенно различными и рассказали нам две отличные разные истории. Это наблюдается и в других сценариях. К этому моменту мы сыграли семь партий, плюс одна моя соло-игра, и сценарии либо жестоки, но хороши, либо просто никакие.

Теперь более нейтральное замечание. Совершенно очевидно, что никто не тестировал дополнительных героев. Возможно, кто-то скажет, что входящие в базовый набор игры персонажи совершенно различны, но все ценны и в общем сбалансированы. Но это не относится к дополнительным героям, созданным по мотивам современной поп-культуры (по крайней мере тем, которые выпущены к настоящему времени). 

Ещё один спорный момент – сама книга правил. По всей видимости её писал тот, у кого английский – не родной язык, либо текст вообще никто не редактировал. Но она хороша. Мне попадалось немало постов, в которых люди жалуются на невнятные правила. Это, попросту, неправда. Одного внимательного прочтения всех 16-ти страниц вполне достаточно. Также возможно, некоторые просто спешили сесть за стол и не нашли времени для спокойного ознакомления со всеми правилами.

К тому же… одна из моих самых любимых представительниц америтреша – «Fortune and Glory», так у неё, пожалуй, НАИХУДШАЯ книга правил среди более чем сотни игр, с которыми я знаком. Так что Zombicide не страдает от плохо написанных правил.

А вот плохие правила, возможно, присутствуют. Чувствую, мне не обойтись без упоминания правила «стрельбы», о котором уже много говорили, и, вероятно, ещё будут говорить. Оно как минимум не совсем укладывается в тематику и выглядит глупо. ОДНАКО баланс игры построен с учётом этого правила. Лично мне оно не нравится, но с ним игра ПРОХОДИТ хорошо. Мы пробовали играть с популярным домашним правилом (вы попадаете в тех, кто стоит между вами и целью, но если вы стреляете в локацию, где находятся и герои и зомби, то раните своих товарищей только при выпадении критического промаха – «1»). На BGG отмечают, что эти правила смотрятся в игре куда лучше. Кроме того, если использовать их оба, они не оказывают влияния на сложность игры.

Вот и все мои мысли, родившиеся после долгого, но чрезвычайно весёлого уик-энда с Zombicide. Честно говоря, я ЗНАЮ, что это не тщательно продуманная игра, и несостоявшийся разработчик внутри меня видит, как её можно улучшить. Однако меня это не особо волнует. Она лёгкая, проста в освоении, потрясающе выглядит на столе, и, по моему мнению, рассказывает замечательные истории в каждой партии. В то же время игра содержит достаточно мяса, чтобы никто не чувствовал, что просто потратил за ней время, а также требует стратегического подхода и настоящего взаимодействия и планирования от игроков, жаждущих выиграть.

И вот почему я всё это написал… Ну, иногда я бывают капризным нердом, мне было обидно читать написанное здесь про то, что над игрой якобы, работают типы типа «Игры – это серьёзный бизнес». Якобы эти люди хотят произвести впечатление на покупателей, выставляя на Kickstarter красивую коробку с аккуратными миниатюрами, тогда как играть в это, якобы, невозможно. Это всё оказывает игре и всему нашему хобби медвежью услугу. Если вы предпочитаете ЕВРОТРЕШ и требуете наиболее кратких правил… быть посему, но наше хобби построено на игре, и иногда этого вполне достаточно.

Если бы мне пришлось ставить этой игре оценку, я бы дал 8 баллов из 10, которые, возможно, могли бы вырасти до 9 баллов, если бы разработчики избежали мелких глупых ошибок и больше уделили бы внимание тестированию.

Zombiecide, Обзоры



Похожие записи
  • Объявлены результаты «2008 Meeples Choice Award»
  • Dice Tower Award – 2015: победители
  • Даты выхода новых игр от «Rio Grande Games»
  • Победители «Origins Game Award — 2013»
  • Номинанты на «Origins Game Award – 2013»
    1. Морозов Сергей
      30 Авг 2012 из 8:41 | #1

      Ну игр без изъянов не бывает( на моей практике), а так желания только прибавляется приобрести коробочку… буду копить, а ещё подожду отзыв от русскоговорящих игроков


    2. Andrew
      13 Сен 2012 из 21:19 | #2

      APpstor бесплатно раздает Zombicide


    1. Трекбеков пока нет.