Отчёт № 294. 26 августа — 1 сентября 2013. Настолье и другие новинки

За отчётную неделю сыграно 13 партий в 4 разные настолки, все, практически, за исключением A Few Acres of Snow — новинки:

A Few Acres of Snow – 

Kings of  Air and Steam – 

Кингсбург. Построй империю – 

Настолье – 

Стань Суперзлодеем –  

Поиграли мы в одну из последних новинок от Правильных игр – настолку Стань Суперзлодеем. В ней игроки примеряют на себя роли тёмных властелинов галактического масштаба, сражающихся за титул самого злого гения, Суперзлодея. 

Стань Суперзлодеем – это небольшая коробочка типичного для Правильных игр «пенального формата» с колодой карт внутри  (их 63 штуки). Карты делятся на два вида: замыслы и приспешники. Замыслы приносят очки, приспешники нужны, чтобы вводить замыслы в игру. Плюс, оба вида карт можно использовать и альтернативными способами. В начале партии каждый игрок получает по 2 карты приспешников. После этого начинается, собственно, игра. 

Структура хода в СС очень проста. Сначала игрок берёт и разыгрывает карту из колоды планов. Карта плана состоит из двух частей. В верхней указано число – сколько необходимо приспешников, чтобы осуществить замысел. В нижней части указана ценность плана в победных очках. Задача игрока – первым реализовать планы на общую сумму 5000 очков. 

Полученную карту плана можно сыграть двумя способами: либо выложить перед собой лицевой стороной вверх – это реализуемый план, на котором теперь надо будет размещать приспешников, либо сыграть рубашкой вверх. В этом случае карта плана превращается в метеорит, который можно запустить в любого противника – на рубашке карты изображена стрелка и карту нужно поместить так, чтобы было понятно в кого метеорит полетел.

После того, как сыграна карта плана, игрок берёт 1 карту из колоды приспешников. Теперь можно сыграть с руки одну из карт приспешников. Эти карты также используются двумя способами. Карта приспешника состоит из двух частей. В верхней указана численность приспешников – эта цифра пойдёт в зачёт плана, если приспешника положить на план. В нижней части карты указано особое свойство, которое можно использовать, положив карту приспешника в отбой.

Таким образом, в свой ход игрок получает 2 карты и разыгрывает 2 карты. Сначала – либо план, либо метеорит, потом – либо приспешника, либо его свойство.

В игре есть ещё два нюанса. Первое. Когда в игрока прилетает метеорит, с одного из его планов слетает приспешник. Это неприятно. Плюс ещё тот, кто этот метеорит запустил, получает дополнительную карту приспешника. Это обидно. Второе. Когда на карте плана набирается достаточно приспешников, такой план превращается в секретный проект. Приспешники с него отправляются в отбой, а карта разворачивается на 90?. Секретные проекты не просто приносят очки. Некоторые из них имеют особые свойства и дают игроки какие-нибудь бонусы или позволяют использовать различные преимущества. Как то: неуязвимость от метеоритных атак, возможность играть больше приспешников, способность уничтожить чужой секретный проект ценой своего и так далее.

Партия заканчивается как только иссякнет колода планов. Учитывая, что всего таких карт в игре 24, по времени, получается, не так уж и много. Если играть вдвоём – это по 12 ходов на человека. Максимальным составов – впятером – это по 4-5 ходов каждому. Реального времени это порядка 30 минут.

Оформлена игра по мне на троечку с натягом. Единственное, что мне понравилось – это стилизованные под стрелки изображения метеоритов. Сами же изображения на картах, гм, специфичны. Не на мой вкус. А уж иллюстрации на картах приспешников и вовсе дисгармонируют со шрифтом, которым отпечатан текст свойства карты. Плюс ещё в правой нижней части имеется какая-то несуразная печать «ЧП Стань Суперзлодеем». Это, видимо, элемент юмористического оформления, но мне почему-то совершенно не смешно.

Ещё до первой партии я подозревал, что игрушка мне не понравится. А теперь, когда мы в неё разок сыграли, я понимаю, что ещё не определился со своим отношением к ней. Наша пробная партия вышла совершенно никакой. Вдвоём – как-то не то. Мы сделали по паре проектов, а потом просто стали обстреливать друг друга метеоритами. Никто больше ни одного плана реализовать не мог, и оппонент, вышедший вперёд в начале партии (у него были более дорогие проекты), так и сохранил лидерство до самого конца. 

Казалось бы, игра поломана и ничего хорошего в ней нет. Но… знаете, что-то такое есть. Как минимум – интересна механика с проектами, создавая которые, можно, фактически, прокачиваться и открывать себе доступ к новым возможностям.

Я бы хотел сыграть в СС полным составом. Думаю, когда друг в друга пуляться метеоритами начнут пять человек, это должно быть весело. Тем более тогда не будет чёткой однозначной картины, когда один выигрывает, а другой проигрывает. Впятером можно и на одного толпой набежать и запинать, и лидера вперёд не выпускать. Должно быть интересно. Совсем скоро должен возобновить работу наш настольный клуб. Тогда я обязательно сыграю в СС полным составом и расскажу, какова эта игра на самом деле.

Партия в A Few Acres of Snow была очень необычной. По жребию мне досталась Франция. Первым ходом я поднял деньжат и прикупил форт. Потом – ещё один. Создал укрепления в Луисбурге и Порт-Ройале, и, как оказалось, не зря. Англичане с самого начала приобрели пушку и тут же высадились в Порт-Ройале. Я оборонялся как мог, но силы оказались неравными. Город пал.

Подкопив золотых и закупив пару вояк, я отправился в контратаку на Порт-Ройал. Осадил его, начал наступление, а тут внезапно Англия атакует Луисбург. Войну на два фронта я не потянул и, что самое печальное, проиграл оба сражения. И пусть я особо ничего не терял, сбрасывая каждый раз бесплатных солдат, а потом снова перекладывал их в колоду, положение сложилось нехорошее. Вскоре последовала третья закономерная атака – в Гаспе – и снова поражение. Три боя и общий счёт – 3:0.

Я решил контратаковать. Устроил несколько засад на английских солдат, выбил их у противника из колоды и поплыл на Луисбург. Сумел отбить город, но колонизировать его было некем. Противник тем временем очень удачно обосновался в форте Галифакс и тут же устроил рейд на Квебек. Было обидно потерять целый диск, но я тут же отправил рейд на форт Галифакс и «съел» чужой кубик. 

Партия стремилась к финалу. У противника был один мой диск (Квебек) и три кубика (Порт-Ройал, Луисбург, Гаспе). У меня – только диск и кубик (Луисбург и форт Галифакс). Дальше ничего хорошего не получилось, у меня в руках были только войска, деньги закончились, скидывать карты за монеты я не мог, приходилось просто сливать по две карты за ход и ждать, пока придёт корабль и карта с поселенцем. И через несколько ходов я-таки смог основать в Луисбурге поселение. И на него тут же напала Англия и легко завоевала. Двенадцать очков захваченными поселениями и городами, значит, партии конец. Считаемся, 40:21 в пользу англичан.

По-хорошему мне бы надо было не лезть в Луисбург с поселением, а заняться колонизацией и держать оборону в столице. Стартовые города Франции высоко ценятся в очках, какие-нибудь три диска запросто принесли бы мне 10-15 очков. Правда, поселенцев у меня, фактически, не было, да и военные карты некуда было девать.

Необычная была очень партия. Сплошь война и сражения, практически без пауз и совершенно без мирного развития. За всю игру колонизирована была лишь одна локация – форт Галифакс.

Ещё я в этот раз распробовал французскую карту «Интендант». Она позволяет поднять из отбоя любую карту за 2 монеты. Соответственно, можно, например, 2 раза подряд сыграть «Home Support». Или, например, дважды активировать одного и того же индейца. Или купить пушку и тут же взять её в руку. Мощная карта, надо ею пользоваться.

Ну и сама игра мне всё так же очень нравится. Готов садиться за A Few Acres of Snow ещё и ещё!

В Кингсбург с дополнением я играл впервые. Коробку мне вручили прошлым летом в офисе Мира Хобби. Целый год игра пролежала на полке, мы на неё периодически посматривали, и, вот, наконец, дошли руки. Точнее, повезло, в неё согласился сыграть товарищ, который помнил правила 🙂 Forge a Realm, или, как это звучит по-русски, Построй империю, оказалось модульным дополнением, содержащим 5 различных опций, которые можно добавлять в игру как вместе, так и по отдельности.

1. Новые листы провинций. Вместо планшетов из базы, содержащих 5 рядов зданий предлагаются новые планшеты, содержание 7 рядов. Таким образом, общее количество доступных для возведения построек возросло почти в полтора раза, с 20 до 28. Две новые линейки – это торговые здания (позволяют продавать ресурсы за золото) и военные (незначительно увеличивают силу в битве и дают военные бонусы).

2. Дополнительные линейки зданий. Если надоесть играть с новым планшетом, в игру можно ввести ещё несколько типов новых построек. Для этого игроки могут взять несколько линеек зданий и положить их поверх имеющихся линеек на планшете. Новые здания я не изучал, но бегло посмотрел, там есть вкусные эффекты. Например, винодельня даёт белый кубик в осенних бросках.

3. Характер вождя. Так называемые карты губернаторов. В начале партии каждому игроку выдаётся 3 штуки, 1 из них нужно выбрать и оставить себе. На этой карте указано особое свойство, доступное только владельцу карты. У меня, например, была фея, приносившая 1 белый кубик в летние броски. Были и другие карты, например, архитектор позволяет строить 2 здания, если у кого-то больше построек, чем у тебя. Вор начинает игру с 4 золотыми, но зато получает -3 очка. И так далее. Небольшое казалось бы, изменение, но весьма приятное.

4. Гримасы судьбы. Это колода карт событий. В начале каждого хода одна карта вскрывается и зачитывается. Указанное в ней событие будет действовать целый ход. За одну партию, соответственно, играется 5 событий. У нас были события, что иногда приходило бесплатное дерево, что можно было менять ресурсы. Запомнился больше всего «сильный снегопад», он не позволяет подсмотреть карту противника.

5. Разум стратега. Это дополнение, по-моему, самое важное. Оно убирает случайность из боёвки. Теперь вместо бросания кубика на этапе сражения нужно сыграть один из 6 жетонов с цифрами 0, 1, 1, 2, 3, 4. Цифра на жетоне – это бонус к армии. После использования жетон выбывает из игры. В конце на руках у игрока остаётся один жетон, его значение плюсуется к победным очкам. Эти жетоны – очень крутые, теперь можно адекватно сражаться с противников, подсмотрел, кто там идёт, подкопил войска, сыграл нужную цифру и всё в порядке. А не так, как раньше, кому-то повезло с кубиком, а кому-то нет.

Играли с 4-мя допами, взяли всё, кроме новых линеек зданий. Мы-то и старые не помним, куда уж тут дополнительные новые. Дополнение оказалось хорошим. По-настоящему важен в нём только последний модуль с военными жетонами (помнится, мы даже их самостоятельно в базу внедрили, взяв карточки с цифрами из какой-то другой игры), но и все остальные модули хороши. С дополнением Кингсбург становится лучше, превращается в полностью завершённую игру. Теперь уже играть без допа я, пожалуй, не сяду.

Единственное, как и раньше, остался на мой взгляд, некий дисбаланс в линейках развития. Самой привлекательной выглядит линия трактир (жетон +2 в конце лета) – рынок (возможность сыграть кубики с +1 или -1) – фермы (+1 белый кубик каждый бросок). По крайней мере в нашей компании все, почему-то, стремятся в первую очередь построить именно их.

А так Кингсбургом я очень доволен. Даже несмотря на общую усталость от евро, даже несмотря на лёгкий даунтайм, играть в него всё равно приятно. Простая и понятная игра, да ещё с оригинальной механикой. Более того, я неоднократно слышал хорошие отзывы про Alien Frontiers, которая, как бы Кингсбург, только в космосе. Так вот, я бы и в неё сыграл при случае.

В большинстве своём настольные игры примерно одинаковы. У них у всех есть общие черты и некий типовой набор компонентов и предусмотренных правилами операций. Чаще всего в игре есть поле, какие-нибудь карточки, жетоны и фишки. Игроки могут ими манипулировать, двигать фишки по полю, играть карты, собирать жетоны, кидать кубики и так далее. В Настолье всё совсем не так.

Настолье – это набор разноцветных деревянных дисков разных размеров. В комплект игры входят оранжевые, зелёные, синие и серые диски. Всё это – бойцы и солдаты, которым предстоит сойтись в бою на столе, на полу или на любой другой подходящей поверхности. Как такового игрового поля в Настолье нет, на его роль сойдёт любая плоскость, лишь бы диски по ней могли скользить.

Основная идея игры проста и должна быть знакома всем, кто играл в детстве шашками в «Чапаева». Диски расставляются на столе, а затем игроки щёлкают по ними пальцами, запуская свои диски во вражеские. Если диск игрока попадает по чужому, тот считается поражённым и обычно снимается с поля. Вокруг этой механики и построена вся игра.

В игре есть четыре различные фракции и каждая из них располагает дисками четырёх типов: герои, бойцы-ветераны и обычные воины, а также артефакты. Все они могут присутствовать на поле и участвовать в сражении. Есть ещё пятый, вспомогательный тип дисков – снаряды. Они, как правило, присутствуют в бою эпизодически, ими можно либо выстрелить в противника, либо положить их поверх какой-нибудь фишки, чтобы обозначить бонус или штраф.

Самое важное – все диски в игре отличаются друг от друга. В коробке с игрой есть четыре фракции, каждая из которых имеет склонность к определённой тактике. Например, серые могут высасывать жизни и воскрешать падших бойцов, зелёные способны лечиться и умеют наносить мощные удары, оранжевые виртуозно обращаются с огнём, что позволяет им поджигать противников и стрелять фаерболлами из-за угла, синие умеют притягивать оппонентов и активировать раненых бойцов несколько раз за ход.

Такое разнообразие достигается благодаря тому, что для каждого диска в игре предусмотрено какое-то уникальное свойство. Например, кто-то наносит при попадании более сильные удары, кто-то ранит противника если просто находится рядом. Кто-то способен парализовывать врагов и высасывать из них жизни и так далее. Для каждого типа войск предусмотрена специальная карта, где изображены все параметры солдата и его особые способности. Эти карты можно раздавать игрокам перед началом боя, они всегда перед глазами, напоминают о свойствах подопечных.

Игровой процесс выглядит так: берём некое пространство, например, стол. Выставляем на него пару-тройку препятствий (книги, кружки, всё, что попадётся под руку), затем расставляем фишки и начинаем партию. Ходы в Настолье делаются по очереди, каждый игрок в свой ход может выполнить до 3-х действий. Действие – это либо щелчок по диску, либо активация свойства какого-нибудь бойца. Когда свои три действия выполняет один игрок, наступает очередь второго и так далее. Бывает, что после удара какой-нибудь диск вылетает за пределы игровой зоны или падает со стола. В таком случае игрок штрафуется и теряет 1 действие. Так игра и идёт: игроки щёлкают по дискам и убивают войска противника. Битва идёт до выполнения определённого условия. Иногда нужно убить конкретного героя или несколько воинов, иногда – банально уничтожить всех врагов.

И тут мы подбираемся к сценариям, на которых основано Настолье. Каждая партия отыгрывается по условиям одного из сценариев, приведённых в буклете, не уступающем толщиной правилам игры. Сценариев много. Тут и кампании, в которых исход одного сценария влияет на начало следующего (скажем, если вам удалось сохранить героя, он будет сражаться на вашей стороне и в следующей битве, или за победу игроку выдаётся карта разового бонуса), тут и отдельные стычки. Сценарии – это здорово, они помогают играть всегда по-новому, плюс в правилах анонсировано появление новых сценариев.

В сражении участвуют от 5 до 20 дисков с каждой стороны. Бои проходят очень быстро, диски летают туда-сюда, попадают в друг друга, и постепенно уходят с поля. На коробке про продолжительность партии написано «от 10 минут», и так оно и есть. Мы отыграли 9 партий, каждая длилась где-то 10-15 минут.

В механике есть несколько оригинальных находок. Например, тут имеются артефакты, над которыми нужно брать контроль. Для этого нужно попасть своим диском по артефакту, и тогда боец выставляется поверх артефакта. Диск остаётся лежать на артефакте до тех пор, пока его не собьют свои или чужие солдаты. Или те же снаряды, крошечные диски, которыми можно попадать во врагов. У некоторых дисков есть «мощный сектор» — если щёлкать пальцем именно по нему, при попадании во врага наносятся дополнительные повреждения.

Основной вопрос в отношении новой игры всегда один: хорошая или нет? В отношении Настолья я отвечу на него так: игра – работает. Она нормальная, продуманная, разнообразная. Повторюсь, тут есть куча сценариев, много уникальных свойств и система кампании. Вот только лично на мой вкус слишком уж оригинальна местная механика. 

Всё-таки, настольная игра для меня – это именно поля, карточки и фишки, это игра, где нужно думать над своими ходами и выбирать ту или иную стратегию. Настолье же – это игра на ловкость. Как, скажем, Riff Raff или Dungeon Fighter. Такие игры имеют право на существование, но они определённо не для каждого. Сесть за Настолье для меня, это, примерно, как шахматиста отправить играть на биллиарде. И то, и то – игры хорошие, но, всё-таки, они для разных целевых аудиторий.

Из-за сверхбыстрых партий Настолье можно отнести к филлерам. Я не могу себе представить ситуацию, чтобы мы собрались с ребятами специально играть именно в эту игру. Ладно ещё втроём или вчетвером можно попробовать, но на двоих есть куда более вкусные настолки. Тут же, реально, думать особо не надо, свойства бойцов явно обрисовывают возможные тактики, знай себе, щёлкай метко.

С точки зрения освоения игра одновременно и проста и сложна. Основная идея щёлкания по дискам осваивается за секунды, а вот особые свойства бойцов постигаются не сразу. Впрочем, лично мой опыт показывает, что непонятки возможны только в первой и во второй партии, начиная с третьей уже всё запоминаешь, и можно даже к справочным карточкам уже не обращаться.

Итог такой – лично меня игра не зацепила, но и плохой её назвать ни в коем случае нельзя. Она просто не для всех, не для любителей современных настольных игр, а, скорее, для более широкой аудитории, куда-то в сторону патигеймов. 

PS: За спиной у меня уже 9 партий в Настолье, но это – только дуэльные сражения. Мы обязательно будем играть ещё, попробуем, какова игра на троих и на четверых.

Об Kings of Air and Steam написать не успел, на следующей неделе про неё расскажу.

A Few Acres of Snow, Kings of Air and Steam, Kingsburg, Настолье, Отчёты, Стань Суперзлодеем



Похожие записи
  • Отчёт № 440. 18-24 июля 2016. Настолкэмп-10
  • Подкаст 033. Экскурсия по Игрокону с Машей Веселковой
  • Подкаст 028. Эссен, Игромир и Комик-кон
  • Объявлены результаты «2008 Meeples Choice Award»
  • Подкаст 022. Вернулись с Игрокона
    1. Filickerman
      06 Сен 2013 из 9:32 | #1

      Iz flicking games rekomenduju Ascending Empire — tam i flick i glubokaja strategija. A takze catacombs flick i dungeon crawler. Ona tolko ma pervyj vzgliad prostaja. My igrajem eejo ocen produmono.


    2. Random Phobosis
      06 Сен 2013 из 11:37 | #2

      По-моему, самая большая беда Кингсбурга — это фиксированные линейки развития, по которым игроки всегда предпочитают качаться одинаково. Вместо того, чтобы разбить их на отдельные карточки и каждый раз генерировать планшет случайно (или драфтить до игры, или разыгрывать на аукционе — хоть что-нибудь осмысленное), в дополнении — браво — ввели еще больше линеек развития. Крутотень.


    3. greatwyvern
      06 Сен 2013 из 14:19 | #3

      Перепостил отчет о СС у себя в блоге: http://greatwyvern.tkpm.net/page/superzlodei-ne-dlja-dvoih


      В вашей первой партии вы два раза ошиблись: в ход можно сыграть одну каверзу И одного приспешника; когда заканчиваются карты в колоде планов, сброс замешивается в новую, то есть ЗАКАНЧИВАЕТСЯ колода планов не так быстро.


    4. RooF
      06 Сен 2013 из 15:59 | #4

      Продолжаю разрываться между желанием прикупить Настолье, и сомнениями по поводу ее «интересности». Хотя, я от нее жду именно неглубокого, быстрого филлера с некоторыми фентезийными и азартными элементами. Наверное это в ней как раз присутствует…


    5. ZoRDoK
      08 Сен 2013 из 12:22 | #5

      >Alien Frontiers, которая, как бы Кингсбург, только в космосе


      Такая же деза, как и то, что весь декбилдинг — Доминион на фэнтези тематике. Фронтиеры похожи на Yspahan.


    6. ZoRDoK
      08 Сен 2013 из 12:25 | #6

      @Random Phobosis

      Эта беда поправлена в дополнении. Я бы даже не сказал, что беда, был просто косяк с самой верхней линейкой, которая была мастхев. И ещё был косяк в базе с «помощью короля», из-за которой не нужны были военные линейки (это была рулетка).


      Из допа обязательно нужно использовать жетоны армий, это правка косяка.


    7. Mazz_O
      09 Сен 2013 из 9:50 | #7

      @RooF

      Сомневаетесь — подождите моего обзора…Будет еще больше сомнений =)


    8. RooF
      09 Сен 2013 из 18:50 | #8

      Жду! Только вот просвятите, где его можно будет почитать? @Mazz_O


    9. MoRPHiNe
      13 Сен 2013 из 19:57 | #9

      Не знаю, в наших партиях так получалось, что те, кто развивал ту верхнюю линейку, наоборот, на последних позициях оказывались. А более успешной зарекомендовала себя стратегия на развитие D(заранее обеспечить себя хорошей военной базой, и при этом подзаработать не так уж мало очков), F и затем B-линейки. Особенно тот, кто рано строил Посольство, в конечном итоге почти всегда имел успех:) Но может просто еще не раскусили ту самую победную стратегию с верхней линейкой:) А дополнение действительно мастхэвное, с ним игра превращается в практически идеальную по всем направлениям ИМХО


    1. Трекбеков пока нет.