Обзор дополнения 7 Wonders: Duel — Parthenon

На сайте Board Game Geek опубликован отличный обзор дополнения Pantheon для игры 7 Wonders: Duel. В нём рассказывается, что «Пантеон», похож на «Лидеров» для обычных «7 Чудес», только лучше, и после знакомства с дополнением играть без него уже не хочется. 

Вступление

«7 Чудес» – одна из моих самых любимых игр. Я хорошо помню как в 2010-м году, когда эта игра только появилась, о ней сразу все заговорили. А потом я увидел её в магазине раньше чем ожидал. И эта покупка стоила своих денег! Элегантная, практически идеальная игра, довольно-таки глубокая и при этом недолгая по времени.

«7 Чудес: Дуэль» возможно, даже лучше своей предшественницы. Она довольно сильно от неё отличается, так что их нельзя сравнивать напрямую. Однако, в «Дуэли» есть множество узнаваемых моментов из «7 Чудес», и из них выжат максимум, и в результате получилась прекрасная напряжённая игрушка для 2 игроков. Поскольку в обеих настолках игровой процесс невероятно насыщен и при этом отлично проработан, я смотрю на дополнения очень подозрительно, опасаясь, что они могут испортить игру. Например, два из трёх дополнений к «7 Чудесам» мне вообще не нравятся («Лидеры» и «Вавилон»). Поэтому, когда ко мне попала коробочка «7 Чудес: Дуэль. Пантеон», я был одновременно взбудоражен и насторожен. Не получится ли так, что игра с дополнением будет хуже, чем в базе? Или же «Пантеон» сможет сделать «7 Чудес: Дуэль» ещё лучше?

Обзор

Поскольку в целом «Пантеон» напоминает «7 Чудес: Лидеры», начну с того, что мне не понравилось в «Лидерах». «Лидеры» позволяют игрокам перед началом каждой эпохи нанимать за некоторое количество монет, м…, лидеров, наделённых различными мощными свойствами. Однако распределяются эти лидеры ещё перед началом игры (методом драфта). Таким образом вы можете заполучить трёх сильных научных лидеров, сыграть одного из них перед началом первой эпохи и тем самым раскрыть свои карты. Ведь остальные игроки будут знать, что вы планируете делать упор на науку и постараются сделать так, чтобы зелёные карты вам не достались. Как мне кажется, эта ситуация сводит на нет всю гибкость драфта. Одна из сильных сторон «7 чудес» – это изменение собственной стратегии и адаптация под действия соперников.

«Пантеон» предлагает нечто подобное для «Дуэли». Хотя в этом дополнении речь идёт не о лидерах, а о богах, концепция осталась той же: вы платите некоторое количество монет и получаете карту бога с мощным свойством. Однако по сравнению с лидерами боги вводятся в игру с помощью новых механик, в частности, выбор богов выполняется в середине игры, а не до её начала. Позвольте остановиться на этом моменте подробнее.

В первой эпохе на 5 размещённых в выкладке лицом вниз карт выкладываются жетоны мифологии. Когда на вашем ходу карта с таким жетоном вскрывается (переворачивается), вы должны выбрать одного из двух богов сверху соответствующей стопки карт богов (таких стопок 5 – по одной на каждую фишку мифологии, в каждой стопке есть 3 карты богов) и поместить его в пантеон (в область над шкалой войны). Таким образом, в первой эпохе выбираются 5 богов.

Во второй и в третьей эпохе игроки могут призывать богов, оплатив необходимое количество монет. Чем ближе к вам располагается бог, тем дешевле вам обходится его призыв (и тем дороже – сопернику). Это важный момент, и его нужно учитывать когда вы выбираете бога и помещаете его в пантеон. Кроме того, во второй эпохе на некоторые карты выкладываются фишки, позволяющие получить скидку на призыв бога (их можно получить также как и фишки мифологии в первой эпохе – вскрывая карту с такой фишкой). Наконец, в третьей эпохе карты гильдий заменяются картами храмов. Кроме того, в игру вводится 2 новых научных жетона и 2 новых чуда.

Всё это одновременно и похоже и непохоже на «Лидеров». Размещение богов в пантеоне создаёт отличный психологический эффект. Что там выложил соперник? Почему он положил бога ближе ко мне? Это какая-то ненужная карта, или же он просто оставляет у себя место, рассчитывая заполучить что-то более выгодное?

Размещение жетонов на зарытых картах – тоже прекрасное решение. Раньше я всегда старался сделать так, чтобы противнику досталась какая-нибудь посредственная карта, и, чтобы взяв её, он открыл для меня две новые карты. Теперь же, когда вы раскрываете на своём ходу новые карты, у вас остаётся риск вскрыть сопернику что-нибудь хорошее, но также появилось и преимущество – вы можете выбрать бога.

Ещё один нюанс заключается в том, что призыв бога – новый вид действия, при котором со стола не удаляется карта (обычно вы должны её взять и построить, либо создать из неё чудо, либо сбросить за монеты). И теперь у игроков появляется возможность не брать какую-то карту, когда этого не хочется делать, а вместо этого призвать божество.

Благодаря вышеперечисленным тонкостям дополнение получилось отличным! Словно Боза и Катала знали всё, что мне не нравится в «Лидерах» и исправили все эти моменты в «Пантеоне», улучшив игру в нюансах, до которых я даже не додумался. Среди 15 богов есть карты с базовыми и знакомыми эффектами, а есть совершенно новые, чью эффективность ещё только предстоит оценить. Например, Зевс способен уничтожить карту на столе. Я думал, мол, что тут такого, но – ровно до того момента, пока таким образом меня не лишили научной карты, с которой я бы победил. Пока что я всё ещё изучаю возможности, появившиеся в этом дополнении, и, скажу вам, это доставляет огромное удовольствие. Тут просто куча новых карт, которые, к тому же, могут взаимодействовать с картами из базы совершенно неожиданными способами.

Отсюда же вытекают и небольшие претензии к «Пантеону». Во-первых, это дополнение не из тех, в которые влюбляешься с первого взгляда. Я ещё не научился идеально играть «7 Чудес: Дуэль», но ощущаю некий «ритм» игры. Я правильно оцениваю большинство ходов и карт, и с удовольствием играю в неё снова и снова. «Пантеон» изменил игру! Поначалу кажется, что дополнение привносит в «Дуэль» хаос и случайность, хотя игра при этом и остаётся хорошей. И только примерно после третей партии я более-менее начал осознавать как нужно играть с «Пантеоном». Я словно заново изучал игру, как когда-то впервые постигал базу, только на этот раз в ней появилось куда больше стратегий и больше возможностей для выбора. Это поистине удивительное чувство, но чтобы оно появилось, мне потребовалось сыграть несколько партий.

Ещё один небольшой минус «Пантеона» в том, что дополнение нарушает ритм, в игре появляются паузы. В «7 Чудес» ходы делаются одновременно. В «Дуэли» игроки хотя и действуют по очереди, ждать своего хода практически никогда не нужно. С «Пантеоном» же, особенно в первых партиях, игроки должны будут остановиться и подумать, какого бога выбрать и куда его положить. И, например, если у вас уже был запланирован какой-то ход, увидев что сделал с богом противник, вы можете передумать и походить по-другому. И на обдумывание нового варианта хода тоже может потребоваться время. На самом деле это недолго, и в целом партия удлиняется не более чем на 5 минут, но это заметное изменение в темпе игры.

И ещё у меня есть замечание по компонентам. Я не пойму, зачем карты богов сделали таким большими (формат карт ТАРО). Как человек, привыкший использовать протекторы, я бы куда больше рад картам стандартного размера. Это очень редкий размер карт, так что для них специально надо покупать протекторы. Получается, в игре теперь есть карты 3 размеров: обычные маленькие игральные карты, увеличенные карты чудес (карты того же размера, как в обычной 7 Wonders) и теперь ещё большие карты богов. А ещё дополнение стоит $24.99, при том что цена базы – $29.99.

Завершив разговор о претензиях, вернёмся к главному: «Пантеон» – отличное дополнение. Мне нравится идея дополнения «7 Чудес: Лидеры» – уникальные карты с мощными эффектами. В «Пантеоне» эта концепция реализована отлично, а само дополнение настолько хорошо встроено в базовую игру, что без него в «Дуэль» играть уже просто не хочется. Вообще-то, я ещё не успел наиграться в базу, но с дополнением игра становится куда интереснее, а это – именно то, зачем нужны дополнения в принципе. И, на всякий случай, пусть мои замечания не удерживают вас от знакомства с «Пантеоном». Это одно из самых лучших дополнений среди всех дополнений вообще, и к тому же это дополнение для одной из лучших настольных игр.

ПЛЮСЫ

+ повышенная вариативность

+ новые замечательные эффекты

+ игра стала лишь немного сложнее

+ отличное качество и оформление компонентов

+ интересные изменения в стратегии

МИНУСЫ

— чтобы прочувствовать дополнение, нужно отыграть несколько партий

— стоит почти столько же, сколько база

— разнобой в размерах карт

— добавляет в игру немного пауз (даунтайма)

ИТОГО

Для тех, кто пресытился игрой «7 Чудес: Дуэль», «Пантеон» станет глотком свежего воздуха с его мощными картами, изменениями в стратегиях и огромным количество вариантов. Считайте, что для фанатов игры, которые готовы изучить это дополнение, досрочно наступил Новый год.

7 Wonders: Duel – Panteon, Обзоры



Похожие записи
  • «AYTCOPCEP» — отечественный клон «Манчкина»
  • Новые наборы «Войны» к Дню Победы
  • Посылка от «Геменота»: «Серый кардинал» и «Домик на дереве»
  • Расписание ближайших игротек
  • «Находка для шпиона» + Звёздные войны = Spyfall: Star Wars
    1. Random_Phobosis
      28 Ноя 2016 из 12:23 | #1

      Мои впечатления после онлайн-версии Пантеона:


      В оригинале в 80% случаев ценность карт очевидна, а значит, очевиден и порядок разбора карт. Оставшиеся 20% ходов бывают интересны, но когда бОльшая часть игры представляет собой филлер без решений — это грустно.


      1. Пантеон почти не пытается решить проблему с разной силой чудес («крутилки» повторного хода девальвировались лишь чуть-чуть). Это странно.


      2. Пантеон здорово смягчает проблему с однозначностью разбора карт, во-первых, позволяя пропускать ходы за монеты, а во-вторых, давая бонусы за ходы со вскрытием карт, которые были однозначно неудачными в оригинале.


      3. Решения, которые добавляет Пантеон — а именно, когда активировать бога — очень острые, т.к. активацию опасно откладывать на потом (враг может съесть её раньше). Плюс некоторые боги ещё и делают нечто подобное с унылыми чудесами. Это расшатывает баланс сил и усиливает дефицит действий. Круто!


      4. Возможности побед по науке стало сложнее перекрыть, и их блокировка не такая резкая и однозначная. Усилилась роль монеток, которые теперь проще конвертировать в победу. Всё это несколько расширяет доступные стратегии.


      В целом с Пантеоном играть мне нравится гораздо больше, хотя вот прям до статуса «очень хорошей» в моём понимании «дуэль» всё ещё не дотягивает. Первая половина игры по-прежнему бедновата на события и решения.


    2. Random_Phobosis
      28 Ноя 2016 из 13:31 | #2

      UPD: Ах да, забыл!

      Гильдии в оригинале абсолютно бессмысленные. Поскольку они дают обоим игрокам одинаковое количество очков, вместо них с тем же успехом можно было бы просто бросать кубик и выставлять его на карту (какая разница, за что именно эти очки начисляют?). Вместо этого приходилось не только терпеть унылые карты, но и заморачиваться с запарным сетапом (реально, гильдии — причина номер один не раскладывать ещё одну партию, что в 7в, что в 7вд).


      Храмы поинтересней механически, и это плюс. Но я раздосадован тем, что их всё-таки 5, а не 3. Я бы предпочёл 3 универсальных храма, на которых в момент их открытия выкладывается жетон национальности, тогда сетапить игру было бы проще и быстрее.


    3. SSS
      29 Ноя 2016 из 9:27 | #3

      @Random_Phobosis

      Гильдии бессмысленные? Решений нет?..

      Любопытное мнение, мне за 20-30 партий показалось иначе.


    4. Дмитрий
      29 Ноя 2016 из 11:40 | #4

      @Random_Phobosis

      А где это — онлайн версия Пантеона?


    5. Michael
      29 Ноя 2016 из 16:45 | #5

      А мне вот Пантеон что-то не особо зашел. Какой-то с ним хаос вносится в хорошо сбалансированную базу и зачем-то повышается и так высокая ценность денег.


    6. Random_Phobosis
      02 Дек 2016 из 22:38 | #6

      @SSS

      Ну а чем гильдии отличаются от карты, которая даёт фиксированное количество очков? Тем, что ценность некоторых из них может повыситься на 1-2 за оставшуюся часть третьей эпохи? Они осмысленные по отношению «цена/VP», но как геймплейный механизм — не понимаю, зачем нужны.


      Относительно решений — несложно проверить. Можно было бы предложить довольно широкий выбор раскладок и опросить людей, как бы они походили в той или иной ситуации. Если мнения не разделятся и один из ответов будет доминировать процентов на 80, то прав скорее я) С чудесами вообще уверен на все сто: стоит только увидеть раскладку, и уже наверняка знаешь, кто что возьмёт.


      @Дмитрий

      На sevenee недавно выкатили, у Юры про сайт в предыдущем посте было.

      https://sevenee.mattle.online/


    7. SSS
      02 Дек 2016 из 22:55 | #7

      @Random_Phobosis

      Они, как я помню, были в оригинале. Это единственное разумное обоснование их наличия в таком виде. Однако сами карты полезные.


      Чудеса берутся до раскладки, но после жетонов. Естетственно, что смотрим на чудеса оппонента, прогнозируем и считаем какие карты ему нужны и играем в контрдрафт. Оппонент делает тоже самое. В итоге каждая партия играется иначе.


    8. Random_Phobosis
      03 Дек 2016 из 13:19 | #8

      @SSS

      Да, мне тоже кажется, что гильдии — это чистый фансервис. Потому я и рад, что в допе их выкинули.


      Что касается контрдрафта, то у меня вот не всегда получается поиграть именно в него. По моим ощущениям до середины второй эпохи карты идут прямо тирлистами, и без разницы, какая там стратегия, все в идеале будут хотеть забрать одно и то же, а если не смогут — то очевидно следующую по привлекательности карту, а если её нет — то следующую за ней — и вопрос только в том, как тактически их брать, чтобы разобрать всё очевидно нужное. В таких случаях партии отличаются сильно, однако разными их делают не стратегии (которые до поры до времени прямолинейны), а порядок выхода карт и особенности конкретной раскладки.


      Исключение, допускающее другой разбор карт — это полная наука, но она в базе случается только при определённых начальных условиях (чудеса + жетоны), которые, опять же, видно издалека и которые однозначно заявляют о возможности научного раша.


      Доп эту проблему для меня частично фиксит — но не полностью.


    1. Трекбеков пока нет.