Ностальгический обзор: Кандамир

Михаил Парийчук представляет ностальгический обзор об игре из семейства "Колонизаторов", выпущенной 10 лет назад. Речь идёт о настолке Кандамир. Первые поселенцы, локализованной когда-то давно компанией Звезда. Как следует из обзора, игрушка эта неплоха, но не более того. 

Колонизаторы Клауса Тойбера, безусловно, шедевр геймдизайна и один из главных гейтвеев вот уже почти 20 лет. Создав первую из игр про остров Катан еще в 1995 году Тойбер и издательство Cosmos всячески продвигали успешный франчайз — несколько дополнений к классическим Settlers, потом карточная игра и дополнения к ней, Starship Catan, StarTrek Catan — всего около 130 коробок, коробочек и коробулек. Все игры серии, так или иначе, используют формулу классического Катана: поселения, территории, ресурсы. Но игра, которую мы с вами вспомним сегодня, выпадает из этого правила. В 2004 году, окончательно устав делать одну и ту же игру, Тойбер создал Candamir: the First Settlers — приключенческую игру во все той же вселенной. Хорошо ли у него получилось или в игре нет ничего, кроме популярного настольного франчайза? Давайте посмотрим.

В игре Candamir: the First Settlers игроки становятся первыми поселенцами из тех, что высадились на шестиугольные берега, и им предстоит быть теми, кого мы не видим, играя в Settlers — маленькими человечками, чьими руками и создается новый дивный мир. По сюжету вас и других игроков выбрасывает на берег (очевидно, после кораблекрушения) неподалеку от места, где как раз находится небольшое поселение, устроенное колонистами. Вы решаете остаться с этими людьми, а значит, вы должны стать полноценной частью общества.


Как видите, компонентов в игре достаточно много — мне потребовался целый стол, чтобы все разложить.

Играть можно вдвоем, втроем и вчетвером, причем, чем больше игроков, тем лучше. В коробке с игрой вы найдете игровое поле, на котором изображена деревня и ее окрестности, пару колод карт, карточки и планшеты персонажей, жетоны повышения навыков, фишки прогресса, стандартный кубик и — сюрприз — карточки ресурсов, практически аналогичные тем, что были в Колонизаторах.


Привет от старшего брата: три типа ресурсов и три типа ингредиентов.

Что касается качества компонентов, то здесь все зависит от того, говорим мы о локализации или о европейской версии игры. На отечественном рынке игру представляла компания «Звезда», а дело было еще в ту пору, когда настолками они особо не занимались и опыта их локализации не имели. На задней стороне коробки красуется гордая надпись «Сделано в России» и, как бы сказать точнее, она соответствует действительности.

Качество компонентов в отечественной версии очень неровное: к полю картам никаких претензий, жетоны сделаны из нормального картона, но вырубка просто отвратительная, а все деревянные компоненты заменены на пластиковые. На этом моменте мы чуть-чуть задержимся. Деревянными в оригинале были 4 фигурки игроков и 4 комплекта еврокубов, которыми отмечаются выполненные квесты. Компания Звезда не поленилась отлить потрясающие пластиковые фигурки викинга с топором на плече, а вот еврокубы заменила вот на это:

Созданные в свое время для «звездовских» вариаций Монополии, эти домики уничтожили внешний вид не одной локализации. Их жертвой также пали очаровательные бунгало из игры «Maka Bana», известной в России, как «Райский остров»:


Вот такие очаровательные домики были в еропейской версии Maka Bana.

Итак, за компоненты Кандамир получает трояк с плюсом за качественное поле и планшеты игроков. Но что же сама игра? Ответ таков — Кандамир есть евро-стайл РПГ наперегонки. Цель игры — набрать 10 победных очков. Очки даются за добывание ресурсов и крафт товаров народного катанского потребления (потребляют тут, кстати, только мечи, сундуки и натянутые на деревянный каркас шкуры). Добывать ресурсы приходится посредством выполнения квестов, а чтобы их выполнить, надо прокачивать свои характеристики. Таким образом, персонажи игроков бегают по карте, качаются, выполняют немудреные миссии и стараются сделать это раньше остальных.


Карточка и планшет персонажа: четыре характеристики и пара особых свойств. Синие и розовые квадратные жетончики показывают повышение ваших характеристик: синие показывают раскачку навыка, розовые — бонус от предметов.

Сердце игры это оригинальная и очень изящная система передвижения по карте. В начале игры на карту в закрытую выкладываются жетоны целей. В свой ход вы можете начать поход к одному из них: смотрите два любых жетона, выбираете, который вам нравится больше и ставите на него свою фишку цели (еще один уродский «домик»). Теперь ваша цель добраться до места назначения — доберетесь, получите спрятанные там ресурсы. Ваш путь определяют особые карты путешествий. Чтобы сделать шаг, надо вытянуть карту путешествия, расположить ее так, чтобы небо на ней было «сверху», и карточка покажет, какие события вас ждут на соседних клетках. Например, вы вытащили карточку, изображенную на этой фотографии:

Это значит, что если вы пойдете налево, на вас нападет волк и с ним надо будет сразиться, если пойдете направо, найдете мед (один из компонентов для зелий), если пойдете вверх, то столкнетесь со случайным событием, а если пойдете вниз, то ничего интересного с вами не произойдет. Таким вот нехитрым макаром вы и движетесь по карте, шаг за шагом приближаясь к цели своего путешествия. Иногда добраться бывает непросто: волки, медведи, змеи и злобные дровосеки мешают пройти неопытным приключенцам. Каждый раз, когда вы встречаетесь с чем-то подобным, вы должны пройти тест на какую-нибудь характеристику. Например, чтобы убить волка с карточки сверху, надо бросить кубик, прибавить к нему свой показатель ловкости и если сумма будет равна хотя бы шести, то волк убит и вы получаете шкуру, а если нет – то вы теряете одну жизнь.


Карточка случайного события: интересно, почему в награду вы получаете камень?

Случайные события в игре представлены карточками, на которых написан коротенький сюжет, обозначена награда, штраф за невыполнение и характеристики, по которым проходится проверка. Самое главное, что проверки навыков проходятся перед тем, как вы заходите в следующую клетку и дальше вас пустят только в случае успеха. Провалил проверку навыка — остаешься в исходной клетке, а учитывая, что игра суть гонка, такой штраф будет пострашнее потери здоровья.


В моем комплекте игры вместо желтого викинга лежал желтый Филиос Фог из игры Вокруг света за 80 дней, выпущенной Звездой примерно в то же время.

Собственно, больше о Кандамире сказать особо нечего. Тут можно варить зелья, которые помогают вам в пути, можно торговать ресурсами по курсу «три к одному», повышать свои характеристики, найти на карте лук, щит, амулет и башмаки, которые увеличивают ваши характеристики и иногда приходится конкурировать с другими игроками за право первым собрать сундук или пригнать в общее стадо новую овцу. Но все это только приложение к «режиму путешествия». Механизм с картами путешествия позволяет реализовать такие приятные вещи, как случайные энкаунтеры, открытые только для алхимика компоненты зелий, и вообще приносят в игру ощущение приключений. И при этом никакой мистики, магии или фентази — в этом мире ценятся только сила, упорство и трудолюбие. Драться с другими персонажами нельзя, перехватывать их цели путешествия нельзя и вообще по карте все бродят обособленно, а жаль. Не будь игра такой миролюбивой, ее механизмы позволили бы реализовать чуть ли не Готику во вселенной Катана. У меня постоянно возникает такое чувство, что игра не раскрывает сама себя на сто процентов, не рискует нырнуть поглубже в собственный мир. Как-то раз, листая форумы, я наткнулся на человека, который собрался делать редизайн Кандамира во вселенной Fallout и, черт возьми, я бы распечатал себе такой редизайн! Особенно, если бы в нем было побольше взаимодействия между игроками на этапе путешествия.

Сейчас же в сухом остатке имеется игра, которая должна могла бы стать прекрасной, обрасти аддонами и создать круг преданных фанатов, но не стала этого делать. Такое часто случается в кино, когда фильм, где из-за ограничения рейтинга все красочные батальные сцены происходят совершенно бескровно. Не поймите неправильно, Кандамир вполне годная, крепкая игра-середнячок, от игры всегда остаются приятные ощущения, но это овощной салат, а не стейк с кровью в соусе из бурбона.

Кандамир, Обзоры



Похожие записи
  • Открыт предзаказ на «Адреналин»
  • Народный отчёт, № 33
  • Зимний Игрокон-2014. Карта фестиваля и расписание турниров
  • «В путь, друзья!» — распечатай и играй
  • Рецензия на игру «Книга мастеров»
    1. Repej
      27 Авг 2014 из 10:55 | #1

      Михаил, спасибо за обзор. Рубрика станет постоянной?


    2. Мишаня Питерский
      27 Авг 2014 из 11:47 | #2

      @Repej

      Конечно, если вы того хотите 🙂 я в голове держу еще несколько рецензий.


    3. vladdrak
      27 Авг 2014 из 13:00 | #3

      О да, я тоже до сих пор помню, какая была вырубка в Кандамире. Чуть ли не единственная игра в коллекции, где жетоны пришлось ножом вырезать по линиям вырубки. С одного края листа. А с противоположного они выдавливались.


    4. Mazz_O
      27 Авг 2014 из 13:27 | #4

      Хорошая игра была. Вот доработать бы её, но никто не возьмется, боятся прослыть ворами. В нашем обществе с этим быстро.


    5. azazel
      27 Авг 2014 из 13:35 | #5

      «Провалил проверку навыка — остаешься в исходной клетке»

      Не остаешься, а все равно переходишь. Только теряешь здоровье, а следовательно снижаешь дальность хода. И именно это и критично. Ибо от количества здоровья зависит дальность перехода.

      Система движения в этой игре самая интересная из всех, которые вообще встречаются в РПГ, начиная от возможности события в зависимости от выбора направления движения, а самого направления в зависимости от места расположения игрока за солом, и заканчивая зависимостью дальности перехода от количества здоровья.

      «Тут можно варить зелья, которые помогают вам в пути»

      Не только. Третий вид зелий вносит дополнительный элемент взаимодействия между игроками — позволяя отравить соперников.

      Вселенная Катана изначальна миролюбива и практически бесконфликтна. Поэтому ожидания от Кандамира «углубления чтобы как в Готике или Fallout», мягко выражаясь странны. Игра изначально семейное приключение-гонка, с элементами РПГ. И в этом качестве она восхитительна и неповторима. Для семейных поигрушек любителям приключений — просто must have!!!

      Претензии к Звездовским домикам также беспочвенны. Выдает то, что автор не вчитался в предысторию, в которой говорится, что цель игры расположить к себе жителей поселения, чтобы они помогли построить потерпевшим кораблекрушения ДОМ в деревне. Поэтому Звездовские домики более чем символичны.

      Обзор на 3+ Написан хорошим языком, но из разряда — мерседес SLK — так себе, с виду ничего, но я во многом не разобрался, да он еще и моих ожиданий не оправдал, ибо он на проселке в первой канаве застрял.


    6. _ГрАнд_
      27 Авг 2014 из 16:51 | #6

      Кандамир — это один из редчайших случаев, когда игра значительно превосходит ожидания. Удачный сплав трёх интересных механик: бродилки, прокачки и треков в деревне.


    7. Mazz_O
      27 Авг 2014 из 19:47 | #7

      …интересно, может стоит поговорить о переиздании локализации, раз игра достойна того? И чтобы с нормальными домиками и тд. Спустя столько лет ведь кто может заменить Кандамир на нашей полке?


    8. azazel
      27 Авг 2014 из 19:56 | #8

      @Mazz_O

      Заменить? Заменить то может много кто, но лично для меня эта одна из едва ли 5-10 игр, которые за столько лет никогда не надоедает периодически доставать с полки. Особенно если для игры с детьми или новичками.


    1. Трекбеков пока нет.