Настолки на Метафесте-2014

В первые выходные августа в Самарской области проводится музыкальный фестиваль Метафест. Действие разворачивается на том же самом месте, где проходит фестиваль авторской песни имени Грушина, но масштабы куда меньше. Помимо всяких бардов, и прочих широко и не очень известных музыкантов, на Метафесте вот уже четвёртый год подряд присутствуют настольные игры. Самарский клуб Треугольный ёж организовывает открытую игротеку, куда все желающие могут придти и совершенно бесплатно попробовать любую из доступных игрушек. 

Официально фестиваль проходит 2 дня, в этом году это были пятница и суббота, 1 и 2 августа, но по факту самые большие любители заезжают на площадку в среду или четверг и уезжают в понедельник или вторник. Так и в случае с настольщиками, с четверга , за день до официального открытия первый десант был уже на месте. Я подтянулся на фестиваль только к вечеру в пятницу когда уже стемнело. Под огромным шатром, покрывающим 8 столов для настольных игр к тому времени сидели совершенно посторонние люди, а вместо полей, фишек и карточек перед ними возвышались разнообразные стеклянные ёмкости. После рабочего дня, последующих заездов за местными настольщицами и стояния в пробках на въезде на территорию фестиваля больше всего мне хотелось упать и уснуть, поэтому первый фестивальный вечер оказался весьма непродолжительным.

Зато суббота, которую мы целиком провели на Метафесте, оказалась весьма богатой на настольные события. С самого утра буквально после завтрака меня потащили осваивать Seasons. Не сказать, что я сильно сопротивлялся, но большого желания знакомиться с игрой не было. У нас в клубе она появилась чуть больше года назад, после Secret Santa – 2012, теоретически я мог бы сыграть в "Сезоны" ещё год назад, но как-то не тянуло.

В Seasons игроки выступают в роли магов, участвующих в волшебном турнире длиною в год. За четыре сезона (отсюда и название) нужно набрать максимальное количество очков путём набора маны четырёх цветов и дальнейшего её преобразования напрямую в победные очки, либо в карты заклинаний, которые помимо очков дают ещё всякие полезные свойства.

Тут есть драфт, тактические решения насчёт того, какую карту когда играть, умеренный и прогнозируемый рандом с кубиками, а также теоретически присуютствуют комбинации из карт заклинаний. Ну и компоненты шикарные, карты с разнообразными иллюстрациями, а кубики — это просто шик!

Но сама игра с первого раза не затянула. Для меня это просто ещё один еврогейм среди множества, игрушка, где с помощью абстрактных манипуляций надо заработатывать абстрактные победные очки. И пусть всё это очень хорошо продумано, красиво оформлено и годится даже для новичков с постепенным погружением до экспертного уровня, это не для меня. Слишком много подобных игр я уже видел, хочется чего-то новенького.

Примерно за час до полудня к шатру игротеки стали стекаться люди. Спрашивали, где здесь можно поиграть в настолки и когда всё начнётся. Периодически подходили граждане с бутылками и стаканами, их манило удобное место: тент, столы, лавки, но всех подобных посетителей быстро спроваживали, объясняя, что местные столы – не для этого.

После Seasons мы сделали небольшую паузу, во время которой я успел удачно открыть прямо на себя консервы со шпротами и впервые в жизни стирал джинсы каким-то моющим средством прямо на себе. Потом ещё объяснял каким-то ребятам Ticket to Ride, столкнувшись с редким для меня явлением – один из игроков постоянно перебивал, переспрашивал, наверняка искреннее стараясь лучше освоить игру, но на деле это только мешало нормально объяснять. Удивительно даже, но подобные товарищи для меня действительно редкость. Обычно когда ты рассказываешь про новую игру все сидят и слушают, а потом уже задают какие-то уточняющие вопросы. Кстати, в этой же партии был изобретён лайфхак: для настолок на природе желательно использовать палки, не позволяющие ветру сдувать карты со стола.

Тем временем на игротеку всё стягивался и стягивался народ. Скоро столы уже оказались заполнены и желающим пришлось размещаться на земле. В ход пошли покрывала, пенки и прочие подручные материалы.

Днём мы стали осваивать Qwirkle. Эта игрушка приехала в последнем заказе и ещё даже лежала запечатанной в плёнку. Внутри коробки оказалось много-много больших деревянных квадратных жетонов, мешочек и буклет правил. Это, в общем, абстрактная стратегия. На каждом жетоне тут изображена некая фигура из 6 разных одного из 6 цветов. В ходе игры надо выкладывать эти жетоны на стол таким образом, чтобы рядом всегда лежали либо одинаковые цвета, либо одинаковые фигуры. За ход можно выложить несколько тайлов, но все они должны быть сыграны на одну линию жетонов (пусть даже и подкладываешь ты их в эту линию не рядом, а с разных концов).

Первую партию мы, как обычно, сыграли с ошибками, успешно игнорируя правило выкладывания жетонов в одну линию. Из-за этого у нас каждый ход разлеталось по 4-6 жетонов, мы подкладывали их в совершенно разные места поля, зарабатывая на этом кучу очков. Это было очень весело, интересно и быстро. Окинул взглядом поле, увидел хорошее место и кладёшь туда новый квадратик. Правда, получалась несколько хаотично, пришли к тебе в руку хорошие тайлы, считай, очков 40-50 за них так можно получить. Не пришли – не получаешь почти ничего.

Конечно, потом обнаружилось, что ставить фишки куда угодно нельзя. Сели переигрывать уже как положено. Игра сразу же заметно замедлилась, потому что теперь к задаче «найти подходящие места на поле» добавилось дополнительное требование «проанализировать их, сопоставить и выбрать лучшее». Из-за этого ходы делались чуть медленнее, зато в игре появился дополнительный источник удовольствия – после хода противника можно ухмыльнуться и ткнуть пальцем в место, где его жетоны принесли бы больше очков, а он его просмотрел.

Первые впечатления от Qwirkle у меня умеренно-хорошие. Крепкая абстрактная игра с замечательными компонентами и игровым процессом, несколько напоминающим Ingenious. Ей несколько лет назад ещё Spiel des Jahres дали, но я пока не обнаружил за что. Но мы обязательно будем играть ещё, так что, думаю, игрушку предстоит освоить в полном объёме.

В какой-то момент за столами образовалась пауза, и мы сыграли в «Тысячу на кубиках», ту самую, в которую почти два месяца назад резались на выезде на природу в Рачейке. Только в этот раз никого, кто знал оригинальные правила, рядом не было, так что мы смотрели на нарисованные в тарелке кубиков комбинации. Игрушка неплохая, только чтобы было интереснее, желательно садиться за неё минимум вчетвером-впятером.

Ещё мы попробовали сыграть в Quattro с видоизменёнными правилами. Напомню, во время последнее партии меня посетила мысль: а что, если начислять очки не за карту, которую сыграл игрок, а за карты, рядом с которыми он её выкладывает. В теории это позволяет поднять ценность пятёрок в руках и увеличить значимость пятидесяток на столе. На практике получилось нечто среднее. Карты достоинством «5» играть уже можно, но как только они попадают на стол, тут же создают зоны отчуждения, где к ним уже никто ничего не хочет подкладывать, очков-то они по-прежнему дают немного. Игра, конечно, стала более стратегичной, но потеряла в темпе. Сделалась похожей на Qwirkle, ты теперь внимательно сканируешь всё поле и ищешь подходящие места. Вариант, в принципе, неплохой, но у меня к нему одна претензия: больше нет смешных ситуаций, когда ты гордо выкладываешь на стол карту с цифрой 50, говоришь следующему игроку «Сто!» и наблюдаешь как у него изменяется лицо, а рука тянется к колоде. 

Затем к нам в лагерь пожаловали ребята, посещающие игротеки Треугольного ежа и предложили куда-то сходить, где можно сыграть в настольную игру и выиграть планшет. Якобы там какая-то разработка, надо играть против игры, показать лучший результат и тогда дают приз. Что ж, мы с Юлианной Шевцовой сразу же подорвались и пошли смотреть, что там за игра такая, что за победу в неё ценные награды выдают.

Искомая игрушка обнаружилась в лагере Самарской школы методологии и игротехники (мы с ними не так давно на круглом столе по настолкам пересекались). Условия такие: командам по 4 человека предлагают сыграть в настольную игру о городе Самара. Игра предполагает командное взаимодействие и противостояние самой игре. Результативность оценивается в очках, каждая команда может сыграть до 5 партий, в зачёт идёт лучший результат. Сама игрушка представляет собой следующее: есть город, собираемый из квадратных тайлов. Есть колода карт с новостями, которые появляются в этом городе (всё как бы про Самару). Игроки выступают в роли активных городских жителей и должны взаимодействовать с новостями и разрешать их.

Чтобы «справиться» с каждой новостью необходимо оплатить n-ную сумму подходящей валюты (новости бывают 5 типов) либо засунуть руку в шляпу и вытащить нужное количество цветных жетончиков. Если новостей становится слишком много и для новых не остаётся места (а выкладываются новости на специальные планшеты игроков), участники игры теряют жетоны репутации. Периодически наряду с новостями из колоды выходят события, это те же новости, только более сложные. Цель игры – не растратить всю репутацию до конца колоды новостей. После этого достижения игроков оцениваются (сколько на поле осталось локаций, сколько есть жетонов репутации, сколько осталось в игре новостей) и подсчитывается результат.

Не буду держать интригу, перед нами незамысловатый «редизайн» Ghost Stories. Только стройная история о нападающих на деревушку привидениях сменился несколько бредоватым сюжетом об атакующих город новостях, которые надо забрасывать разной валютой. По качеству изготовления «игра» чуть выше плинтуса, всё напечатано на плотной фотобумаге, ни одного трёхмерного объекта нет.

Фишки игроков – это просто цветные кружки, кубики как таковые отсутствуют (вместо них мы тянем жетончики из ёмкости). Но мы быстро присвоили всем элементам правильные названия, никакой репутации, просто жизни, локации, призраки, вот это всё. Ах да, заметное отличие от Ghost Stories – в игре нет финального босса, зато есть куча промежуточных (так называемые события). Не знаю, то ли это оригинальный вариант местного автора, то ли опция из какого-нибудь дополнения к GS.

Я не питаю к Ghost Stories теплых чувств. Тематика древнего Китая и призраков меня совершенно не интересует, из кооперативных игр я значительно больше уважаю Space Alert, Пандемию и Андор. Соответственно, не сильно я разбираюсь и в правилах GS. Знаю, что каждый ход вылетают призраки, а после надо подвинуть своего монаха и либо бросить кубики за бой с привидением, либо активировать свойство локации. Что именно за локации, какие у них свойства и как и когда стоит сражаться с призраками – это всё было для меня загадкой. Первую партию мы играли методом проб и ошибок.

Набрали мы 18 очков. Они начислялись по 1 за каждую улучшенную локацию, по 1 за каждую жизнь у игроков, 10 давалось за то, что не умерли до конца колоды, и по 1 отнималось за каждого призрака на планшетах игроков. Мы посмотрели на доску с рекордами и увидели, что кто-то набрал 14. Мы вроде как неплохо выступили. Встали и ушли. Зашли на площадку чуть позже, смотрим, а рекорд-то уже – 28 очков. Значительно лучше нас. Что делать? На часах девять вечера. Турнир длится до 10.00 завтрашнего утра. Поступает предложение встать пораньше, придти и играть.

В тот вечер из настолок ещё была Privacy с нашими специальными вопросами. С прошлого года я их так и не переделал, и из-за неоднозначности формулировок у нас пару раз разыгрывались нешуточные дискуссии. Партия, как обычно, показала немало неожиданностей. Иногда прям сидишь, смотришь на окружающих и на количество ответов «да» или «нет» на тот или иной вопрос и думаешь: «Кто все эти люди?!».

После партейки в Privacy игр больше не было. Мы ужинали, гуляли по территории фестиваля, присоседились компанией из 20+ человек к чьему-то костру, где было штуки три палатки, а у огня сидело всего два человека. То-то же были удивлены их друзья по возвращении в лагерь, уходя, оставили трёх человек, а, вернувшись, обнаружили тридцать. В час ночи все потянулись к одной из главных сцен на выступление группы «Маша и медведи», а примерно в два ночи пришло время сна.

Утро началось рано, в 7. Ребята уже были готовы играть, но прежде нужно было придать себе приличный облик: умыться, почистить зубы и выпить горячего сладкого чая, чтобы почувствовать себя человеком. Примерно в полвосьмого мы прибыли в лагерь игротехников, разбудили нашего вчерашнего ведущего и попросили провести с нами партию. Расчёт был такой: играем, смотрим сколько получится набрать очков и, если что, играем вторую партию (теоретически до 10 можно было бы успеть дважды).

И в этот раз мы были серьёзно настроены на результат. Каждый ход должен был быть максимально эффективным. Каждое условие начисления победных очков выполнено по максимуму. В отличие от первой партии мы осознавали, что важно вытащить из игрового банка как можно больше жизней, чем успешно занимался зелёный игрок, способный дважды активировать локацию, приносящую жизни. Она же давала ещё и золотых будд (в той версии, в которую мы играли, это были золотые рубли), благодаря которым призраки погибают автоматически. Успешно была использована и локация, позволяющая сбросить любого призрака за 1 жизнь, с её помощью мы расправлялись с боссами. И, реально, каждый ход мы разбирали и проговаривали доступные варианты действий и выбирали тот, который был самым эффективным.

Наша партия проходила в гордом одиночестве. В столь ранний час желающих побродить по фестивалю практически не было, а уж погрузить в изучение какой-то там неведомой настольной игры и подавно. Но где-то в середине партии у нас появился зритель, какой-то товарищ, присевший к нашему столу и пристально всматривающийся и вслушивающийся в нашу игру. Человек пару раз задал уточняющие вопросы по правилам, а потом, увидев как мы получаем по 2 жетона каждому игроку за убийство мощного призрака, просто-таки въезлся. Мол, неправильно это и так было не должно.

Оказалось, это представитель другой команды, основного претендента на победу. Ребята играли вчера вечером, уже после нас, и набрали аж 31 очко. И, вроде как, когда такого же монстра убивали они, то получали не по 2 жетона каждому игроку, а только одному. В общем, возник непредвиденный и не очень приятный эпизод. А когда мы чуть позже доиграли и набрали 33 очка, товарищ совсем сильно возбудился, стал бурно выражать протесты и требовать переигровки своей вчерашней партии. Мы посмотрели на это дело и ушли в лагерь. На часах была половина десятого, в десять запланировано подведение итогов и награждение победителей, так что у нас ещё было время перекусить.

Возвращаемся к десяти, видим, сидит четвёрка во главе с нашим новым знакомым, играют. Спрашиваем у судей, что это такое, нам отвечают, что, мол, просто ребята попросились поиграть. Вроде как не переигровка, но при этом пока они не доиграют победителей не объявят. Короче говоря, организаторы пошли навстречу требованиям той команды.

Мы, конечно, не сказать, что обрадовались. По-хорошему такие моменты должны быть заранее разрешены в письменном регламенте, которого не было. С одной стороны, если вчера ребятам действительно неверно объяснили правила и не так отыграли эффект какого-то призрака, это нехорошо. С другой стороны, нам было не очень приятно из-за того, что наш, фактически, конкурент, не объявляя об этом сидел рядом с нами, наблюдал как мы играем, видел нашу тактику, а потом взял и потребовал переигровки. Плюс мы пришли рано утром, не выспались, а "коллеги" сели играть уже около десяти. Появилось даже мнение, что, если противникам удастся перебить наш рекорд, надо требовать переигровки нашей вчерашней партии, где тоже была допущена какая-то ошибка. 

Все эти обсуждения скрасила партия в Картахену, которую мы разложили прямо за соседним столом. И, аккурат, когда мы доиграли, закончилась и партия в переделанные Ghost Stories. Товарищи набрали 19 очков и вопрос обо всяких переигровках и спорах о победе отпал сам собой. Наша команда получила памятные призы — планшеты на Android — и довольная отправилась собираться домой.

Удивительное, конечно дело, что происходит с людьми, когда появляется какая-то награда или возможность выиграть приз. Уверен, если бы играли просто так, на лучший результат, никто ни о каких переигровках бы и не заикался. С другой стороны, если бы нам не обещали планшет, я сам-то уж точно, ранним утром ни в жизнь бы не поднялся, чтобы играть ни в Ghost Stories (которая мне как не нравилась, так и не нравится), ни в любую другую настольную игру.

Максим Якунин, Екатерина Шульга, Юлианна Шевцова — спасибо за хорошую игру! 🙂 Наш настольный Метафест удался на славу. Площадку Треугольного ежа посетило немало народу, подсчёты не велись, но по ощущениям человек 200 за два дня точно приходило играть. Игры достаточно активно покупали, кто-то приходил даже ночью, уже в первом часу. А какая-то компания, якобы, хотела закупить игр, но по дороге ребята зашли за пивом и где-то потеряли купюру в 5000 рублей. 

В общем, всё было здорово, всё понравилось, в следующем году поедем ещё!

Репортаж



Похожие записи
  • Отчёт № 509. 13-18 ноября 2017. Игрокон-2017
  • Отчёт за период с 24 декабря 2007 года по 8 января 2008 года
  • Отчёт № 652. 22-30 августа 2020. Настолкэмп-17
  • Twilight Struggle: работа над ошибками — 2
  • Отчёт № 749. 11-24 июля 2022. Настолкэмп-2022
    1. Анастасия
      13 Авг 2014 из 9:43 | #1

      Юра, мы четвёртый раз на фесте!, исправь)


    2. pilot63
      13 Авг 2014 из 10:57 | #2

      Приятно, что дело игротек на Метафесте живёт и здравствует.


      Перечисли много игр подобных Seasons, давно кайфую от этой игры.


    3. Shveyk
      13 Авг 2014 из 15:11 | #3

      Поздравляю, молодцы! Ещё бы фотку планшета в конце был бы идеальный отчёт. Или на планшет будет отдельный обзор?)


    4. hk
      13 Авг 2014 из 21:02 | #4

      @Анастасия


      Поправил.


    5. hk
      13 Авг 2014 из 21:04 | #5

      @pilot63


      В моих глазах это любые приличные евро с высоким уровнем абстракции. Caylus, Eminent Domain, Race for the Galaxy, 51st State и им подобные.


    6. hk
      13 Авг 2014 из 21:05 | #6

      @Shveyk


      Фотку планшета добавил.


    1. Трекбеков пока нет.