Как я выпал из жюри «Тесеры-2013»

Недавно были объявлены результаты премии Тесера-2013. А чуть позже они были пересмотрены из-за технической ошибки при подсчёте голосов. Сегодня я расскажу как так вышло, что в этом году я вышел из состава жюри Тесеры.

Перед тем как перейти к конкретике, обозначу, что для меня премия. По-моему, это некий "знак качества". Отметка, сигнализирующая о том, что перед тобой — нечто особенное. Применительно к настолкам — игрушка, заслуживающая внимания. Отличившаяся, качественно отличающаяся от других. Нечто не среднее или просто хорошее, а выдающееся. 

Тесера вручается уже в третий раз. Премия постоянно эволюционирует. Это видно по всем направлениям. В первую очередь — жюри. Когда в 2011-м году премия присуждалась впервые, в жюри были только представители издателей, в чей адрес потом раздавались реплики наподобие "наградили сами себя".

В тот раз были выбраны победители в 7 номинациях. В том числе лучшей детской игрой были названы Головоноги, лучшей игрой для компании — Рисумей, специальный приз получила настолка Мисс Русская ночь, а лучшей игрой года была объявлена Коронация. Прошли ли эти игры проверку временем? Получили ли они признание широких масс настольщиков? Выпускались ли дополнительные тиражи? Ответов на эти вопросы я не знаю, но уверен, что они должны, обязаны быть положительными. Потому что эти игры получили награду. И поэтому должны быть хорошими.

В начале 2012-го года настольные итоги ушедшего 2011-го подводило уже расширенное жюри. В него теперь вошли не только издатели, но и блоггеры, а также пользователи Тесеры. В этот раз снова были выбраны 7 победителей. И таких вопросов за год до этого осталось мало. С моей точки зрения сомнительна победа Метро 2033 в номинации "лучшая атмосфера", Бородинского сражения в номинации "лучшая военная игра" и Варенья в номинации "лучшая детская игра". Причём, со "сражением" и "вареньем", возможно это моё личное предпочтение, а вот за Метро 2033 я готов стоять насмерть. Она скучная, выезжает только на громком имени и оформлении, а играть в неё скучно. Нельзя таким играм премии давать.

И теперь, третья Тесера в 2013 году. Жюри ещё более расширенное: издатели, клуб-мастера, блоггеры. И странный регламент, который для меня стал лакмусовой бумажкой, обнажив и обострив главный камень преткновения премии — недостаток номинантов. Повторюсь, премия для меня — это важный знак качества. Насколько важный, что он отмечает не только победителя. Его тень падает и на другие игры, который пусть и не завоевали победу, но номинировались на звание "лучшей" в той или иной категории.

* * *

Начнём с самой сложной для меня категории — лучшая семейная игра. В ней нужно было выбрать 5 номинантов из списка из 22 претендентов:

  1. King's Bounty. Настольная игра
  2. Блиндаж
  3. Геометрика
  4. Данетки. Юный детектив
  5. Знаменосец
  6. Зоомоторс
  7. Конфетти
  8. Королевства
  9. Космонавты
  10. КуроЛисы
  11. Мой любимый Франкенштейн
  12. Нирвана
  13. Простоквашино. Азбука
  14. Простоквашино. Читаем по слогам
  15. Синоби. Война кланов
  16. Трафик Джем
  17. Турбосчёт
  18. Ундервуд
  19. Фрукто 10
  20. Юный Свинтус
  21. Я твоя понимай!
  22. Японский домик

Я для себя этот список условно разделил на несколько категорий.

Не играл, заочно осуждаю

В эту категорию я вынес игры, которые с моей точки зрения либо вообще не являются настольными (как, например, данетки, головоломка Трафик джем или детские обучающие — Простоквашино), либо про которые я вообще ничего не слышал, и подозреваю, что это просто треш, как, например, Куролисы или Турбосчёт:

Геометрика

Данетки. Юный детектив

Зоомоторс

КуроЛисы

Нирвана

Простоквашино. Азбука

Простоквашино. Читаем по слогам

Трафик Джем

Турбосчёт

Фрукто 10

Не играл, возможно есть потенциал

В эту категорию попали три игрушки, с которыми я не знаком, но которые теоретически могли бы мне понравиться:

Блиндаж

Юный Свинтус

Мой любимый Франкенштейн

Увы, но голосовать за игры, в которые сам не играл, я считаю неправильным.

Играл, не понравилось

В эту категорию включены игры, которые мне не понравились и недостойны с моей точки зрения даже номинироваться на "лучшую семейную". Таких нашлось 6 штук:

King's Bounty. Настольная игра

Конфетти

Королевства

Синоби. Война кланов

Ундервуд

Японский домик

King's Boynty — странное карточное развлечение, эксплуатирующее бренд. Выражаясь словами Константина Комарова, я бы назвал её хорошим продуктом, но плохой игрой. Деньги она, может, и зарабатывает, но играть в неё лично мне совсем неинтересно. Конфетти — вообще не по мне как игра, а если её классифицировать, я бы назвал её не семейной настолкой, а пати-игрой. Королевства мне категорически не понравились. Возможно в них ещё как-то можно играть вдвоём, но карточная абстракция — это не моё. Синоби — так себе, работает, но не более. Ундервуд и Японский домик лично мне не нравятся, да и семейными эти игры я бы не назвал.

Играл, ничего так, но не достойна номинироваться

В эту категорию я вынес игры, в которые играл, и которые оцениваю на хорошо и удовлетворительно. Таких нашлось аж две штуки:

Знаменосец

Я твоя понимай!

Знаменосец как игра — неплоха. Она "работает", но лично меня — не зацепила. И всей семьёй в неё играть на мой взгляд нельзя. Во-первых, она исключительно дуэльная. Во-вторых, не женская. Я твоя понимай! тоже игра не плохая, но тоже с моей точки зрения ни разу не семейная. Исключительно для компании.

Играл, понравилась

В эту категорию я вынес игры, в которые сам играл, и которые мне понравились. И чтобы это была не просто неплохая игра, а именно подходящая для игры всей семьёй. Чтобы можно было и со старшими и с младшими родственниками сыграть. Такая настолка нашлась только одна:

Космонавты

Вот и получается. что из 22 "претендентов" мне известны всего три нормальные игры: Космонавты, Знаменосец и Я твоя понимай!. И только одна из них относится с моей точки зрения к категории семейных — Космонавты. А по регламенту надо выбрать 5 номинантов. Я не смог.

* * *

Показательны и ещё две номинации: самая атмосферная игра и самая инновационная игра.

На звание "самой атмосферной игры" было даже больше — аж 30 претендентов:

  1. King's Bounty. Настольная игра
  2. Берсерк. Ангелы и демоны
  3. Берсерк. Буря Стихий
  4. Берсерк. Проклятие чёрного леса
  5. Битва Легенд. Воскрешённые
  6. Блиндаж
  7. Великая Отечественная. Лето 1941. Битва за Дунай
  8. Времена и эпохи. Смута
  9. Вторая мировая. Блицкриг
  10. За тридевять земель
  11. Знаменосец
  12. Зона сталкеров
  13. Зоомоторс
  14. Космонавты
  15. Крафтеры
  16. КуроЛисы
  17. Локалка
  18. Мафия
  19. Мафия. Верь только себе!
  20. Мафия. Вся семья в сборе
  21. Мой любимый Франкенштейн
  22. ПИР
  23. Рубеж. Брестская крепость
  24. Сёгун. Битвы самураев
  25. Септикон
  26. Синоби. Война кланов
  27. Сталкер. Зона конфликта
  28. Стартап
  29. Я твоя понимай!
  30. Японский домик

Их я также разделил на несколько категорий:

Не играл, заочно осуждаю

Берсерк. Ангелы и демоны

Берсерк. Буря Стихий

Берсерк. Проклятие чёрного леса

Битва Легенд. Воскрешённые

Вторая мировая. Блицкриг

Зона сталкеров

Зоомоторс

КуроЛисы

Мафия

Мафия. Верь только себе!

Мафия. Вся семья в сборе

ПИР

Сталкер. Зона конфликта

Стартап

В эту категорию я зачислил как тот же самый треш (привет, Куролисы), так и Берсерк (это не настольная игра, как бы издателю не хотелось выдать чёрное за белое), поделки Сквирла, в которые я после провальных Крафтеров просто не верю, а также разновидности одной из самых популярных настольных игр, которую я также не считаю настольной — Мафии.

Не играл, атмосфера, возможно, есть

Блиндаж

Времена и эпохи. Смута

Локалка

Мой любимый Франкенштейн

Рубеж. Брестская крепость

Небольшая категория игр, которые мне не знакомы на практике, но, возможно, обладают атмосферой. Увы, из списка потенциальных номинантов они автоматически выпадают, я не голосую за кота в мешке.

Играл, не понравилась

King's Bounty. Настольная игра

Великая Отечественная. Лето 1941. Битва за Дунай

За тридевять земель

Крафтеры

Японский домик

Четыре игры, которые я пробовал, но нашёл неинтересными, после чего искать в них атмосферу нет никакого желания. King's Bounty — так себе игра, За тридевять земель — просто навороченная и совершенно неинтересная "ходилка", Крафтеры — просто недоделка. Кто-то может признать атмосферной Великую Отечественную, но мне категорически не нравятся её правила, так что голосовать нза неё я не могу. Японский домик мне просто не по душе.

Играл, атмосферы не уловил

Знаменосец

Синоби. Война кланов

Я твоя понимай!

Знаменосец при всей своей красивости весьма абстрактен. Синоби — просто игра в цветные карточки. Я твоя понимай! — игра про "поржать", а не про эскимосов.

Играл, атмосфера имеется

Космонавты

Сёгун. Битвы самураев

Септикон

И лишь в трёх играх я обнаружил атмосферу. Это Космонавты с увлекательными полётами и самостоятельным движением планет. Сёгун с детальными фигурками японцев (в которую в отличие от Великой Отечественной) даже можно играть. И Септикон — благодаря неоднозначному оформлению, которое лично мне — по душе. По регламенту снова надо выбрать 5 номинантов. А у меня — только трое.

* * *

Теперь рассмотрим претендентов на звание самой инновационной игры. Их 20 штук:

  1. Блиндаж
  2. Великая Отечественная. Лето 1941. Битва за Дунай
  3. Времена и эпохи. Смута
  4. Вторая мировая. Блицкриг
  5. Геометрика
  6. Знаменосец
  7. Конфетти
  8. Космонавты
  9. Крафтеры
  10. Рубеж. Брестская крепость
  11. Сёгун. Битвы самураев
  12. Септикон
  13. Синоби. Война кланов
  14. Стартап
  15. Трафик Джем
  16. Турбосчёт
  17. Ундервуд
  18. Фрукто 10
  19. Я твоя понимай!
  20. Японский домик

И снова мои категории

Не играл, заочно осуждаю

Вторая мировая. Блицкриг

Геометрика

Стартап

Трафик Джем

Турбосчёт

Фрукто 10

В эту категорию попали как "трешевые игры", так и Стартап, в котором я не усматриваю каких-то инноваций, а также Блицкриг, построенный на механике Великой Отечественной, которая категорически мне не нравится.

Не играл, возможно присутствуют инновации

Блиндаж

Времена и эпохи. Смута

Рубеж. Брестская крепость

Вновь несколько игр выпали из возможного списка номинантов только потому, что мне не довелось с ними познакомиться.

Играл, не нравится

Великая Отечественная. Лето 1941. Битва за Дунай

Крафтеры

Ундервуд

Чисто теоретически Великую Отечественную можно было бы номинировать на звание "самой инновационной игры" из-за одновременных ходов. Но маркеры, которыми нужно писать во время этих самых одновременных ходов отбрасывают эту игру в моих глазах назад во времени, в годы, когда я сидел и что-то писал за школьной партой. Крафтеры — в принципе плохая игра, недостойная быть номинантов. Ундервуд — ни рыба, ни мясо.

Играл, инноваций не заметил

Знаменосец

Космонавты

Сёгун. Битвы самураев

Синоби. Война кланов

Я твоя понимай!

Знаменосец — это развитие идей Братства Девяти без какого-то качественного скачка. Космонавты — хороши. В них есть оригинальная механика, но оригинальность для меня не равна инновационности. Сёгун сам по себе вторичен, это бои самураев по правилам Великой Отечественной и Commands & Colors. Если там и есть какая-то инновационность, то она лежит в области маркетинга, не часто в одной коробке встречаются два совершенно разных варианта правил. Синоби просто средняя игра. Я твоя понимай! при всём уважении вторична по сравнению с Дикситом.

Инновации присутствуют

Японский домик

Конфетти

Септикон

Несмотря на личную нелюбовь к Японскому домику и Конфетти, я не могу не отметить их инновационность. До ЯД никто ещё не предлагал строить здания из карт. Единственное, что было похожее — Небоскрёбы от Звезды. А Конфетти — вообще первая отечественная игра в реальном времени. Чем не инновация? Септикон же в моих глазах достоин номинироваться из-за оригинального подхода к принципу "кинь-двинь". Кубик-то ты кидаешь по старинке, а вот потом приходится принимать решение — какой фишкой походить. Итого три претендента. А по регламенту надо было пять.

Точно так же я не смог набрать по 5 претендентов в номинациях "лучшая игра отечественного автора" и "лучшая компанейская игра". Единственная номинация, где мне удалось выполнить требования регламента — лучшая игра зарубежного автора. Это единственная номинация, где недостатка претендентов не ощущалось. В остальных же, с моей точки зрения, выбирать приходится очевидного победителя, а номинантов просто собирать по принципу "лучшие из худших". Но я с ним не согласен. Как уже было сказано, даже "номинант на премию" в моих глазах достаточно высокое звание и не стоит им просто так разбрасываться.

PS: мои номинанты:

Игра российского автора

1. Космонавты
2. Септикон
2. Знаменосец
4. нет претендента
5. Я твоя понимай!

Компанейская

1. Я твоя понимай!
2. нет претендента
3. Ундервуд
4. нет претендента
5. Конфетти

Инновационная

1. Японский домик
2. Конфетти
3. Септикон
4. нет претендента
5. нет претендента

Атмосферная

1. Космонавты
2. Септикон
3. Сёгун. Битвы самураев
4. нет претендента
5. нет претендента

Семейная

1. Космонавты
2. нет претендента
3. нет претендента
4. нет претендента
5. нет претендента

Зарубежного автора

1. Повелитель Токио
2. Картахена
3. Андор
4. Гномы-вредители
5. Зоолоретто

двухминутка ненависти, Премии и награды



Похожие записи
  • Dice Tower Award – 2015: победители
  • Вновь требуются помощники
  • Нужны помощники!
  • Мипл-2012. Подборка ссылок
  • Золото премии Tric Traс досталось Five Tribes
    1. Slim Slam Snaga
      10 Май 2013 из 22:32 | #1

      @YCV

      У меня аж глаза прокрутились))))

      Ох, спасибо!


    2. Mazz_O
      10 Май 2013 из 23:53 | #2

      @King_Elvis

      На этот вопрос лучше ответить Oranged’у, тк это его кухня и он как никто другой даст правильный ответ. К слову, для продвинутых игроков есть более близкая к ним альтернативная премия «Народный выбор».


      Для меня премия Тесеры объединила в себе именно отечественную сферу развития настольных игр. И издателям тоже где-то надо собираться в одном месте, почему бы не в рамках премии Тесеры?!


    3. azazel
      13 Май 2013 из 14:15 | #3

      @kemerover

      А может виноват третий вариант — издатели не беруться за издание «сложных» игр, т.к. они дороги в производстве и долго «отбиваются» (пример истории с изданием «Космонавтов»). А пипл хавает «пати геймы» за обе щеки. Вот и имеем среди номинантов то, что имеем.


    Страницы комментариев
    1. Трекбеков пока нет.