Istanbul. Обзор игры

Немцы назвали «Стамбул» лучшей стратегической настольной игрой 2014 года (Kennerspiel Des Jahres). Когда речь заходит о картоне и миплах, к их мнению принято прислушиваться, поэтому предлагаю ознакомиться с обзором этой игры, перевод которого на русский язык выполнил читатель по имени Мануш

В процессе игры вы примеряете на себя роль торговца, старающегося подзаработать на улицах города. В этом нелегком деле компанию вам составляют четыре проверенных помощника. Уже сейчас я отчетливо слышу, как вы недовольно бормочете себе под нос: “Торговля в европейском городе? Где-то я уже такое видел”.

Оформление коробки тоже не сулит ничего необычного. Стандартный для европейских компаний маркетинговый ход “поставить на обложку все главные составляющие ” используется здесь на полную мощь: купец демонстрирует нам свою коллекцию драгоценных камней и приглашает в свой яркий мир ковров, фруктов и специй. Но, несмотря на все эти оговорки, «Стамбул» оказался игрой, полной возможностей и напряжения.

Стамбул.

В Европе игру издает Pegasus Spiele. Партия длится примерно сорок пять минут и рассчитана на компанию от двух до пяти игроков.

Содержание.

Все компоненты сделаны на высоком уровне: из дерева или толстого картона. О, к тому же в коробке вы найдете и обещанные драгоценные камни, блестящие красные пластиковые рубины, которые шикарно смотрятся на столе. Стоит отметить и правила, написаны они ясным и понятным языком. Органайзера нет, и я думаю, это как раз тот случай, когда “могли бы сделать и получше”.

Подготовка к игре.

Поле состоит из 16 больших (и красиво оформленных) тайлов. Из них следует сформировать город, выложив по четыре тайла в ряд. Также надо будет разместить на поле камни, мечети и рынки, выделить участникам их поля-тачки, но опытные игроки сумеют подготовить поле минут за 5.

Камни, камни, камни…

По сути, игра — это гонка, кто первый сумеет заполучить себе в коллекцию 5 камней. Некоторые из них можно купить, остальные придется зарабатывать. Для этого придется носиться по улицам, использовать мечети, рынки и прочие локации, чтобы достичь успеха.

Вы начинаете игру с четырьмя помощниками и небольшой тачкой, в которой вы будете хранить ваши товары. Впоследствии вы сможете увеличить размер своей тачки.

Склады позволяют вам загружать ваши тачки фруктами, специями и коврами по максимуму. На рынках можно превратить товары в деньги, а мечети предлагают различные бонусы за подношения. Эти бонусы действительно очень полезны, с их помощью можно заполучить пятого помощника, изменить результаты броска кубика, купить какой-либо товар или же вернуть себе помощника. В случае с бонусными тайлами в лучшем положении оказывается тот, кто занял их первым. Вы и заплатите меньше, и такое действие окупится в долгосрочной перспективе. А самое важное, два тайла одной мечети дадут вам дополнительный камень.

Мастерская за деньги увеличит объем вашей тачки (а, спрашивается, кому это не надо), а во Дворце султана или у ювелира ваши деньги или товары обменяют на все те же камни. Если же вы считаете себя счастливчиком, можете попробовать себя в азартных играх в чайной лавке или на черном рынке.

В полицейском участке города вы найдете своего «бедового» родственника, за которого необходимо внести залог, чтобы освободить. В награду он выполнит любое ваше задание, отправившись на любой тайл поля.

Наконец, фонтан на рыночной площади позволит вам вернуть своих помощников. Если у каждого из них уже есть задание, и все они заняты на городских улицах, вы не сможете выполнять действия, а это не очень хорошо.

В свой ход вы можете:

Передвинуть шайбу, обозначающую вашего торговца, вместе с набором помощников на одно или два места.

Сбросить или подобрать помощника.

Произвести действие, которое позволяет локация.

Есть также и другие возможности:

Заплатить две Лиры торговцу, который уже занял нужную вам локацию.

Использовать Губернатора или Контрабандиста, если они находятся в локации.

В итоге, вот как работает игра: простая структура хода и простые действия. Сложность в том, как вы их выполняете: вам нужно проложить лучший маршрут и принять наиболее верное решение.

Игра на троих.

Я раскладывал эту игру на двоих, троих и четверых игроков. Во всех случаях было весело, но, мне кажется, три участника в партии — идеальный выбор. При игре на троих взаимодействие хорошо ощущается, а новый ход наступает достаточно быстро.  С увеличением количества игроков сложность игры растет незначительно, хотя заблокированных локаций становится больше.

Легко ли обучить новичков играть в эту игру?

Базовая механика очень проста: “двинь фишку на один или два шага вперед и сбрось\забери помощника”. Сложность состоит лишь в том, чтобы объяснить, какие действия можно совершать на каких тайлах. Я думаю, что после одной партии новички будут уже легко разбираться в них.

Можно ли регулировать сложность игры?

В правилах указана рекомендованная для новичков раскладка поля. Она позволяет сделать игру более стремительной. После того, как вы сыграете первую партию, у вас появится много возможностей изменить раскладку и сделать игру более сложной. Если же в партии принимают участие 2 или 4 человека, можно добавить специальных «нейтральных» помощников. Их может использовать любой игрок, и с их помощью также можно сделать игру более вариативной.

Можно ли давать фору соперникам? И нужно ли это?

Это сложный вопрос. Пожалуй, давать фору в один драгоценный камень в начале игры — это слишком много. А вот предоставить менее опытному игроку дополнительную монету или, скажем, еще одну бонусную карту — совсем другое дело. Я еще не пробовал играть подобным образом, но планирую сделать это в ближайшей игре. Отредактировано: мой сын получил дополнительную Лиру в качестве бонуса в начале игры и выиграл партию. Он был счастлив, а я был рад за него.

Есть ли вероятность, что игроки потеряют интерес в середине партии?

Мы дважды были близки к этому. Когда игра приближается к развязке, можно посчитать, сколько ходов вам потребуется на то, чтобы заполучить свой последний камень. Другими словами, вы примерно уже будете знать, насколько вероятен ваш выигрыш в партии. Но игра сама по себе довольно жесткая, и разочарование от поражения компенсируется волнующим опытом гонки, когда вы движетесь к финишу “ноздря в ноздрю”.

Вне игры

Мы с моим сыном, в отличие от жены, большие поклонники There Might Be Giants (американская рок-группа, записавшая в 1990 году песню “Istanbul”). Мы пробовали играть в “Стамбул” и одновременно слушать “Стамбул”, но этот опыт нам не понравился. К слову, у меня есть еще одна версия этой песни, записанная Ska Kubana. Она вполне себе хороша, но играть под нее тоже не стоит.

Что я думаю об игре?

В последнее время я пробовал много игр, в которых разница между победителем и проигравшим составляла всего очко, а на то, чтобы выиграть или проиграть, требовался всего один ход. “Стамбул” ничем не отличается от таких настолок. Партия заканчивается, когда один из игроков получает в свою коллекцию пятый рубин, но остальные имеют возможность каждый совершить по последнему ходу. Это значит, что вам необходимо заранее продумывать и то, как вы будете вести себя в завершающий игру раунд. Когда вы наберетесь опыта, вы поймете, что нехватка одной Лиры или нужного товара в определенный момент может стоить вам победы.

В этом суть игры: гонка соперников, которую выиграет тот, кто наиболее эффективно распорядится ресурсами и проложит лучшие для себя маршруты. Это только кажется, что за один ход вы перемещаете своего торговца и выполняете одно действие, на самом деле, в голове вы будете прокручивать десятки будущих ходов, считать деньги и товары, как биржевой игрок на трехдневной кофейной диете. Что случится со мной через три хода? Смогу ли я получить камень и вернуть помощника за один раз? Успею ли я первым добраться до мечети, или же кто-нибудь сумеет меня опередить? Должен сказать, что мне такой стиль игры по душе. Я бы назвал его вечной мукой принятия микрорешений.

Но нет, нет и еще раз нет! Не поймите меня неправильно, это игра, которая не даст вам отрицательных эмоций. Это очень веселая игра. Все решения вы будете принимать в то время, пока ходят ваши оппоненты. Конечно, паузы будут возникать, когда вам придется делать выбор в пользу того или иного действия, но, в целом, партия пройдет как ускоренный фильм.

Для меня это идеальная игра для совместных посиделок с семьей, потому что каждая партия играется меньше чем за час. Правила ее легко объясняются, а геймплей не меняется с большим или меньшим количеством игроков. Для меня это находка, и я рекомендую ее всем!

Istanbul, Обзоры



Похожие записи
  • Путешествия во времени от Дональда Ваккарино
  • Колодостроение от Книции
  • Стар Трек в знакомой механике
  • «Седьмое море» ждет омоложение
  • «Медичи» Книции собираются переиздать
    1. Комментариев пока нет.
    1. Трекбеков пока нет.