Интервью с Евгением Масловским

Сегодня мы побеседуем с Евгением Масловским, руководителем настольного агентства ZanyFamily. Евгений расскажет о себе, о работе агентства, а также о планах на выставку в Эссене.

Ю.Т.: Евгений, здравствуйте! Знаю, что Вы активно ведёте подготовку к поездке на Эссен, и поэтому хочу поблагодарить Вас за то, что смогли выкроить время на интервью!

Е.М.: Здравствуйте! Со временем и правда последнее время стало трудно. Самое ужасное, что совсем не остается времени просто поиграть в то, во что хочется. Но Ваш блог читаю регулярно и с большим интересом. 🙂

Ю.Т.: Начнём издалека. Расскажите немного о себе, своей работе, семье, увлечениях.

Е.М.: Я родился в 1962 году в семье…

Ладно, сокращу подробности своей биографии, до мемуаров еще далеко.

Основных работы у меня две: я бизнес-тренер (провожу тренинги по управлению подчиненными), и я руковожу компанией, занимающейся разработкой программных продуктов. Программисты, как выяснилось, это очень умные, коммуникабельные, ответственные и высокоорганизованные люди. В нашей компании работают только такие (пусть будут здоровы)!

Семья – это самое интересное в жизни. Собственно, ради нее все и происходит. Есть жена. Уже скоро 25 лет как жена. Мы с ней создали двух детей, которые уже перешли в статус взрослых: 24 года Грише (на блоге Ancor) и 19 лет Маше. Надо сказать, отличные создания получились!

Традиционное увлечение для людей моего возраста – путешествия по странам и континентам.

Ю.Т.: Почему настольные игры? Как Вы к ним пришли?

C играми у меня давняя история. Я в свое время заканчивал педагогический и защищал диплом по теме «Игра, как форма развития и воспитания». Там было и про настольные игры как систему моделирования и тренировку навыка «принятие решения».

Затем с моим отцом в 90-е создали творческое кооперативное объединение «Игра». Игры, правда, были не настольные, а все больше связанные с миром кинематографа, но как-то мы с ним даже сделали настолку «Перестройка», которую потом (к счастью) выбросили.

В 1993 году я был в Штатах и привез своему сыну бустер MTG. Уж больно зацепила меня тогда эта игра. Прямо на всех углах Нью-Йорка американские подростки обменивались этими картами, а в клубах столько клубилось, что я был просто поражен! Я его вовлек в процесс и отвел в Саргону. Купили карт на 2 (нет, пожалуй, на 4) хороших колоды и регулярно играли сами. Иногда ездили играть в клуб. Кстати, Именно MTG послужило для сына одним из мощных стимуляторов учить язык.

Потом так получилось, что в мы перестали ездить в Саргону, интерес ослаб и на несколько лет настольные игры ушли из нашей семьи. Но, посеянные зерна взошли и вернулись ко мне бумерангом, когда уже не я, а наоборот сын стал вовлекать меня в настолки.

Все шло размеренно, по плавной нарастающей, пока в прошлом году мы не решили съездить на выставку в Эссен. Мы увидели своими глазами насколько это огромный и разнообразный мир! Меня впечатлило невероятное количество людей, которые с увлечением и детской непосредственностью независимо от возраста и национальности, играют, общаются, легко понимают и принимают друг друга. Ощущение праздника! На выставке мы купили около 30 игр. Купили бы больше, если б не кончилась отведенная сумма и ее допустимое превышение, и если бы не стали пугать объемы багажа.

Ю.Т.: Что Вас привлекает в настольных играх?

Е.М.: Эмоциональность, сопряженная со стремлением выиграть, возможность выстраивать стратегию и необходимость при определенном развитии менять ее по ходу игры, разнообразие сюжетов, целей, визуального ряда, правил. В любой игре результат вторичен (исключение – профессиональный спорт и игра на деньги). Первичен процесс. Причём процесс, построенный по определенным, правилам.

Ну и, поскольку по большей части я играю в кругу своей семьи, то больше всего привлекает возможность общения с собственными детьми. Для меня ценно иметь с ними общие интересы и общее времяпрепровождение.

Ю.Т.: Как появилась мысль организовать настольное агентство?

Е.М.: Собственно после Эссена 2010. Вернувшись, мы стали внимательно смотреть на рынок настольных игр как на бизнес. В первую очередь в России. Возникло две мысли:

Судя по объемам продаж настольных игр, стало понятно, что узок круг активных потребителей (прирост есть, но от малых чисел он несущественен). Большинство маркетинговых ходов существующих у нас компаний направлено на тех, кто и так уже «наш». А общепринятое понимание «настольных игр» ограничивается традиционными + «Монополия» и еще пару названий.

Чтобы возник массовый потребитель, его надо «подсадить» на настолки. В идеале – первую дать бесплатно. А если и продать, то в том месте, где потребителей большой поток и у них есть интерес не столько к настольной игре, сколько к событию, где настольная игра имеет привязку и является «оригинальной сувениркой», например.

Россия всегда славилась природными ресурсами. Один из ключевых – мозги. Разработчики игр есть, их немало, среди них есть очень талантливые. Российские издательства предлагают от 3 до 10 % от оптовой цены. Как, впрочем, и на Западе. Разница в тиражах и скорости продаж.

Первая мысль означала, что нужно создавать промо-игры и печатать их большими тиражами, желательно за счет заказчика. Вторая – что нужно искать разработчиков и пытаться вывести их проекты на международный рынок. В обоих случаях это агентская деятельность, в которой требуется менеджмент и переговорный процесс. Другой путь – скупать задешево и продавать задорого, но это не интересно и рискованно. И это точно не наш вариант.

Ю.Т.: Какую цель Вы хотели достичь путём создания такой организации?

Е.М.: В первую очередь, получать удовольствие, как от процесса, так и от результата и делать это вместе со своими детьми. Они не только поддержали идею агентства, но и активно работают вместе со мной. Жена тоже подключается на определенных этапах.

На 2011 год мы перед собой ставили две задачи: реализовать минимум один проект по промо-играм и вывезти на выставку в Эссен хотя бы 15 оригинальных разработок, из которых хотя бы один «выстрелит». Цель — создание прецедентов.

Дальше не загадывали, потому что результаты этого года позволят более четко планировать, не витая в облаках.

Ю.Т.: Евгений, откройте тайну происхождения названия «ZanyFamily».

Е.М.: Нет никакой тайны! Кто из настолщиков не слышал в свой адрес фраз: «Ты помешался на своих играх», «Носишься со своими играми как ненормальный», «Сколько денег на игры? Да ты сумасшедший!». У слова «zany» много значений. Нам подходят «смешной, потешный, дурашливый, чудной». Я это обобщенно трактую как неординарный, не такой как все. Поскольку мы не нашли ни у нас ни на Западе агентств, занимающихся настольными играми, то мы решили, что название нам очень подходит. Ну, а то, что это дело семейное, Вы уже поняли.

Ю.Т.: Насколько успешной оказалась деятельность агентства?

Е.М.: Огромный успех в том, что мы по-прежнему болеем этой идеей! Серьезный успех в том, что десяток гейм-дизайнеров из разных городов доверили нам свои разработки и, пользуясь случаем, говорю им всем большое спасибо. То, что мы честные и открытые, мы знали давно. Они нет. Кстати, большинство из них стали сотрудничать с нами после Ваших, Юра, публикаций и личных рекомендаций. Так что не без Вашего участия происходят события в нашем агентстве. Спасибо Вам!

Об успехах с точки зрения бизнеса говорить пока рано. Но есть предпосылки. Во всяком случае, мы близки к достижению своих целей. В октябре в Москве начинается прокат мюзикла «Звуки Музыки». Если ничего не случится, то там будет продаваться игра «Звуки Мюзикла», созданная по мотивам. Автор пока предпочитает остаться инкогнито, но нам игра очень понравилась, и в разработчиках будет значиться Zany Family.

Еще одна игра с тематической привязкой к Новому Году, будет продаваться на ёлках. Сейчас ведем переговоры и с игровыми магазинами. Они ждут образцов. Мы тоже. Игра в типографии. Волнуемся.

На выставку отобрано около 25 игр. Мы вместе с авторами сделали каталог, разослали в издательства. Надо сказать, все четко выполняли наши просьбы и кроме описания предоставили прототипы игр и сценарии демонстрационных показов. Что из этого получится – пока не знаю, но график встреч плотно составлен на 3 дня, которые мы будем на выставке. Все игры нам очень нравятся. Конечно, какие-то чуть больше, но это в силу индивидуальных предпочтений каждого.

Ю.Т.: Расскажите, пожалуйста, об играх, которые вошли в ваш каталог.

Е.М.: Мне не хотелось бы выделять ту или иную игру, а обо всех коротко рассказать не получится. Давайте вернемся к этому вопросу после выставки.

Ю.Т.: Насколько Вы заинтересованы в продолжении работы в сфере настольных игр? Приносит ли деятельность «ZanyFamily» прибыль или Вы занимаетесь им в качестве хобби?

Е.М.: Я не вижу причин не продолжать. Скорее наоборот. Мы надеемся выручить средства, которые помогут нам расширить нашу деятельность, от продаж новогодней игры и «Звуков Мюзикла». Все-таки общий тираж 10 тысяч! Очень надеюсь, что покупая наши игры, люди начнут покупать игры вообще.

На сегодня это уже не только хобби. Но еще и не настолько бизнес, чтобы называть нашу деятельность этим словом.

Ю.Т.: Взаимодействуете ли вы с другими российскими настольными компаниями? Каким образом?

Е.М.: Мы много общаемся с разными компаниями на российском рынке – с Правильными играми, Миром Хобби, Игроведом, Триоминосом, Мосигрой. Я бы не назвал пока наши отношения партнерскими, мы ищем точки соприкосновения. Вообще среди тех, с кем мы общаемся, видна общая увлеченность идеей вывести российский рынок настольных игр на новый уровень. И это здорово!

Ю.Т.: Какие направления работы намечены у Вас после Эссена?

Е.М.: Сначала хотелось бы пережить Эссен :). Мы надеемся, что нам удастся создать прецедент и запустить несколько проектов на Западном рынке . Мы стараемся. Мы очень тщательно готовимся. Мы не отчаемся, если ничего не выйдет в этот раз. Получим опыт, учтем ошибки и поедем в следующем году. Возможно не только в Эссен.

Ю.Т.: Нет ли у Вас желания попробовать себя в издательском деле и самостоятельно выпустить какую-нибудь настольную игру?

Е.М.: Ну, мы уже пробуем. Есть игры из нашего каталога, которые просятся в печать. Будем думать. Вполне вероятно, что в следующем году Zany Family выступит в качестве издателя или соиздателя по ряду проектов, в этом году уже скорее всего не успеем.

У нас есть одна идея, для сообщества любителей настольных игр, которая пока варится и созревает, но о ней пока говорить рано.

Ю.Т.: Не возникало ли мыслей об издании силами «ZanyFamily» локализованных версий зарубежных настолок?

Е.М.: Часть издательств, с которыми запланированы встречи, уже намекают на это. Посмотрим, поговорим об условиях, поищем партнеров. Вполне возможно, что и это произойдет. При этом мы постараемся учесть замечания, высказываемые в том числе в Вашем блоге, к другим издателям.

Ю.Т.: Евгений, благодарю за ответы, было очень интересно побеседовать. Надолго не прощаемся, надеюсь, после завершения выставки в Эссене вы ещё раз согласитесь на интервью и расскажите о своих впечатлениях и результатах. До свидания!

Е.М.: Вам спасибо! Обещаю привезти фотоотчет с выставки, передать его Вам. И с удовольствием расскажу о своих впечатлениях и о наших результатах. Всего доброго!

Интервью



Похожие записи
  • Расписание ближайших игротек
  • Российские издатели в трёх словах
  • К «Мистериуму» выйдет второе дополнение
  • Завтра – турнир по «7 Чудес: Дуэль»
  • Зимний Игрокон-2014. Карта фестиваля и расписание турниров
    1. ZoRDoK
      06 Окт 2011 из 9:53 | #1

      Желаю им удачи. Кстати, на нашем рынке не только гики, да и гики — это меньшинство. Достаточно посетить игротеку от Игроведа, чтобы убедиться, насколько массовое и не маргинальное это развлечение.


    2. Дмитрий
      06 Окт 2011 из 10:34 | #2

      Больше игр хороших и разных 🙂


    3. SkyRover
      06 Окт 2011 из 12:47 | #3

      Удивительно — от статьи так и веет позитивом =) Рад что мы с Максом решили сотрудничать с ЗанФамили. Удачи и побед этой компании не только в Эссене, но вообще на поприще настолок! =)


    4. Дмитрий
      06 Окт 2011 из 15:37 | #4

      С Евгением хорошо работать он дает творческую свободу. 🙂


    5. Илья
      06 Окт 2011 из 22:52 | #5

      Да статья очень позитивная, только никакой конкретной информации по играм


    6. SkyRover
      06 Окт 2011 из 23:41 | #6

      @Илья

      Ну наверное коммерческая тайна, или проф. этика =)


      «Е.М.: Мне не хотелось бы выделять ту или иную игру, а обо всех коротко рассказать не получится. Давайте вернемся к этому вопросу после выставки.»


    7. Лекс
      07 Окт 2011 из 0:00 | #7

      Отличная статья и интересный человек.


    8. Zany Family
      07 Окт 2011 из 19:32 | #8

      @ZoRDoK

      Спасибо! По поводу гиков согласен, они есть, но не являются единственными и основными пользователями настолок.


    9. Zany Family
      07 Окт 2011 из 20:04 | #9

      @Дмитрий

      Дима, и с тобой работать — одно удовольствие! Уверен, что у нас еще будут совместные проекты. Спасибо!


    10. Zany Family
      07 Окт 2011 из 20:12 | #10

      @SkyRover

      Я тоже рад, что мы начали сотрудничать! Надеюсь, что сотрудничество приведет нас к конкретным результатам. То есть к выпуску игры. Там или здесь! А лучше и там, и здесь.


    11. Zany Family
      07 Окт 2011 из 20:13 | #11

      @Лекс

      Спасибо на добром слове.


    12. Дмитрий
      08 Окт 2011 из 0:29 | #12

      @Zany Family Я как раз сейчас прокачиваю «скилл» рисования персонажей на http://www.cgtarian.ru/ 🙂


    13. DedoK
      09 Окт 2011 из 20:06 | #13

      я вот думаю… а что мешает выпуску настолок в россии своими силами. взять кредит, заказать небольшой тираж, проблемы наверно в сбыте… крупные магазины с маленьким разработчиком беседовать не будут. но может интернет.. через него продавать, заказывают же настолки из за рубежа. можете прокомментировать в чём не стыковка?


      может проблемы в раскрутке, т е всё это сделать несложно, но привлечь внимание аудитории достаточно сложно?


    14. Иван Сидоров
      10 Окт 2011 из 0:34 | #14

      Евгений. Скажите, какой у вас booth на Эссене? Я Trade Visitor и в субботу есть время посетить вас. Свистните мне на Twitter @loc_all


    15. Zany Family
      10 Окт 2011 из 0:58 | #15

      @DedoK

      Допустим, что у вас есть разработка механики игры.

      Сразу понадобится дизайн + верстка макета в соответствии с требованиями типографии.

      А еще нужно написать правила, а не изложить порядок хода и перечень компонентов, их отредактировать и откорректировать.

      Допустим, вы попросили своего друга, и он сделал вам дизайн и макет бесплатно (как смог).

      А ваша девушка изложила правила на более менее русском языке (как смогла).

      С типографией нужно заключить договор. Значит надо иметь юр-лицо.

      Допустим, вы договоритесь с типографией расплатиться наличкой без договора — это возможно.

      С типографией тоже не все так просто: за ними нужен глаз да глаз!

      Это нужно иметь опыт и время.

      Нужен сертификат и штрихкод, накладные и пр., если продавать через магазины, а не просто объявить на этом и других сайтах: «ребята, я сделал игру, киньте денег на Яндекс-деньги, я вам пришлю по почте». Опять упираемся в юр-лицо.

      Допустим, вы договорились с кем-то или у вас есть компания и вы все оформили через нее.

      Дальше проблема с реализацией. Малый тираж — значит либо низкое качество и высокая себестоимость, либо нормальное качество и очень высокая себестоимость. Магазины накрутят 2 конца и у вас игра начнет вылезать по цене за допустимые пределы. Да они и не возьмут у вас по высокой цене — им смысла нет брать такой товар.

      Продажа через интернет. Вопрос доставки (это опять увеличивает стоимость и требует либо нанятых людей, либо времени), не говоря уж о том, как убедить людей купить у вас игру и прислать вам за нее деньги.

      Из-за рубежа заказывают, но не у некого Ганса или Гюнтера некую игру, а вполне раскрученную игру или раскрученный бренд (компания/имя автора).

      И у тех, где налажена система обработки заказов.


      Короче, на малом тираже заработать невозможно, продать его практически нереально, затеваться под издание одной игры — только хлопоты и убытки.

      Проще выложить в серию «распечатай и играй». Но это удовольствия для и не более.

      Можно пойти в издательство.

      Вам предложат (если предложат) 3-5% от оптовой цены с тиражом 1-3 тысячи в год. Допустим оптовая цена 300 рублей (это немало!), тираж 3000 экз. (это много!) и вы договорились на 5% (это очень удачно!). Посчитали? А теперь пересчитайте, сколько получается в месяц?

      Если оптовая цена выше, то либо тираж меньше, либо % ниже.

      За рубежом картина аналогичная, разница в тиражах. Ну и как следствие в деньгах, но тоже не густо — в 3-4 раза больше. И либо ты плодовито и профессионально этим занимаешься, либо это просто чуть больше, чем хобби.

      Многие авторы игр (и у нас и за рубежом)не делают из этого бизнес — только ради удовольствия.

      Пожалуй, на текущий момент это наиболее разумный подход.

      Некоторые становятся Хватилой или Розенбергом. Но лишь некоторые.

      Да и, как вы понимаете, они самиздатом не занимаются.


      Отсюда вывод: самому заниматься выпуском своей игры ради денег нет смысла. Ради удовольствия можно, но накладно.

      Вот такая картина.

      Если кто видит ситуацию иначе — готов обсудить.


    16. vladdrak
      10 Окт 2011 из 1:20 | #16

      В принципе со всем согласен. Есть одно малюююсенькое исключение. Вроде появившиеся в прошлом году «Простые правила» все еще существуют. Потому как они целиком сидят в этом исключении. Если есть автор, художник-дизайнер, знакомая типография, возможность сделать юрлицо и сколько-то денег кредита — то можно выпускать карточные игры с числом карт 50-110 штук. Для таких игр это если не прибыльно, то хотя бы не убыточно.

      Только они начинали с пяти, если не ошибаюсь, игр, а потом до 10 довели.


    17. DedoK
      10 Окт 2011 из 6:20 | #17

      @Zany Family

      спасибо за ответ, так себе всё и представлял )


    18. Zany Family
      10 Окт 2011 из 8:27 | #18

      @vladdrak

      Согласен, но автор, дизайнер, менеджер по работе с типографией, продажник, бухгалтер по совместительству — это уже не в одиночку. Скинулись, рискнули деньгами (печать 1000 игр с картами обойдется около 100 тыс. рублей, что не есть огромные деньги), получили результат. Не распилили, а вложили в следующий тираж и т.д.

      Тут важный компонент — решимость (я бы сказал, наглость в хорошем смысле этого слова).


    19. Дмитрий
      10 Окт 2011 из 8:37 | #19

      @Zany Family

      А вот интересно крупные издатели держат в своём штате дизайнеров — того же Кевина Вилсона в FFG. Они же почти наверняка работают за зарплату, а не за процент. У нас это практикуется?


    20. ZoRDoK
      10 Окт 2011 из 9:58 | #20

      @Дмитрий


      Когда геймдизы будут работать за процент у нас, тогда будет смысл уменьшать издержки, забирая их на полный рабочий день. Сейчас они работают за фиксированную единоразовую выплату.


    21. Zany Family
      10 Окт 2011 из 14:31 | #21

      @ZoRDoK

      +1. 🙂


    1. Трекбеков пока нет.