Интервью с Алексеем Калининым

Сегодня мы поговорим с одним из известнейших российских разработчиков настольных игр начала «нулевых». Прошу любить и жаловать, автор Князей, Ночного дозора, Диптауна, Кода да Винчи и так и не вышедшего А-танаАлексей Калинин

Здравствуйте, Алексей! Спасибо, что согласились дать интервью!

Привет, Юра! Всегда рад!

Алексей, несколько лет о вас почти ничего не было слышно, так что, боюсь, людям, пришедшим в настольные игры недавно вы совсем незнакомы. Поэтому, пожалуйста, расскажите о себе.

Вообще говоря по основному своему хобби я варгеймер. Предпочитаю варгеймы с миниатюрами. 

Первую полноценную западную настольную игру увидел в 1989 г. Затем, уже гораздо больше — в начале 90-х, когда это стало возможно.

Первую настольную игру выпустил в 1993 г. В начале 2000-х годов я возглавлял игровой отдел фирмы Звезда. Начинал серию Кольцо Власти, организовывал этот самый отдел. Выпустил там штук пять первых настолок, совсем детских. Затем плотно сотрудничал с фирмой Технолог, сделал для нее десяток настолок, в том числе когда-то культовую «Границы Империи».

Потом перешел в издательство Астрель главным редактором отдела настольных игр. Там также организовал собственно редакцию, с Ильей Карпинским и Николаем Пегасовым. Мы выпускали там локализации, продолжая линейку легендарных Хобби Игр. И делали свои игры — знаменитые Князья, Фруктовая страна и еще игр пять.

В 2007 г. я решил перейти в разработку компьютерных игр и, в общем-то, покинул индустрию собственно настольных игр.

В первой половине двухтысячных вы активно занимались разработкой игр и увлекались варгеймами. Что входит в сферу ваших интересов в настоящее время?

В качестве хобби я по прежнему занимаюсь варгеймами. У нас есть свой клуб на м. Алексеевская, где сколотилась замечательная кампания. Обсуждения разных правил и систем, будущих игр мы проводим на форуме http://forums.warforge.ru/index.php?showforum=390.

Изменились ли за последнее время ваши игровые предпочтения? Во что вы играете сегодня? Какие игры чаще всего гостят на вашем столе? Как часто вы играете?

Да, я фактически забросил бордгеймы, даже распродал коллекцию. Играю в варгеймы с миниатюрами. Крайне редко все-таки играю — в Маленькую страну, Цитадели, очень понравились Доминион и Age оf Еmpires, Тикаль, в основном на работе после работы.

Не пробовали Великую Отечественную от «Звезды»? Если играли, поделитесь впечатлениями?

Внимательно почитал правила, попробовал пару раз сыграть. Игра кошмарная. Огромное количество неуместного микроменеджмента, чудовищная реализация игровой механики с помощью карточек отрядов, отсутствие главных фишек современного игроделания — ассиметричного хода, ограничения командования, морали войск, легкости в понимании игрового выбора. Мы как всегда имеем тяжелую сложную игру с обилием математики, очень низким КПД, с примитивными игровыми выборами и крайне далекую от исторического реализма.

Помнится, у вас был сайт о настольных и военных играх (если я не ошибаюсь — Art of Tactics). В связи с чем он был закрыт?

У меня не хватало времени на его модерацию и обновление, кроме того меня перестал устраивать его формат. Вместо него я недавно открыл сайт http://grognards.ru/, посвященный нашему клубу, играм в клубе. Может быть позже там же будет описание других моих проектов.

Если я не ошибаюсь, вашей последней игрой стала «Чёрный принц», изданная в 2009 году. Не было ли желания выпустить для неё дополнения? Не думали ли вы о переиздании других ваших разработок?

Крайней, Юр. ) Сейчас говорят «крайней». Знаешь, я чуть позже с ребятами совсем переделал ее геймплей. И у меня где-то валяются новые для нее правила. Если хочешь — могу тебе сбросить, повесишь у себя.

Ещё пару лет назад мы периодически слышали про игру «Экспансия. Петля Ориона», которую на протяжении довольно длительного времени обещали то «вот-вот издать», то бесплатно выложить в сеть пнп-набор. Какова судьба этого проекта?

Игру купила компания Status Belli. Надеюсь, она увидит в свет в этом году. Насколько я знаю дизайн к ней уже готов.

Можете поделиться подробностями, вопрос только в дизайне или игра ещё будет дорабатываться? Оговаривали ли вы какие-нибудь условия по сроку издания «Петли Ориона»?

Нет, сроки не оговаривал. Дорабатываться немного будет, точнее вот прям сейчас дорабатывается — есть несколько неприятных дыр в балансе.

Как вы относитесь к новейшей тенденции выпуска в России «переработанных» западных игр (я имею в виду такие проекты как «Коронация», «Коза Ностра» и т.п.)?

Я всегда очень плохо относился к плагиату. Однако, на мой взгляд наше продвинутое коммьюнити слишком склонно к обвинениям такого типа. Есть, знаешь, Юр, такая неприятная тенденция — мол все русское гавно и все хорошее только на западе. Это касается и игр и кино и многого другого.

Жаль. Потому что, очевидно — при населении в 140 млн. и не очень большом ВВП в России очевидно будет выходить меньше хорошего, чем в странах «золотого миллиарда» . И даже тот факт, что русские очень талантливы никак не спасет — хороших игр там будет всегда намного больше чем здесь. А мы-то знакомимся только с хорошими западными аналогами. И сравнение происходит не в пользу русских авторов.

С другой стороны — придумать абсолютно самобытную игру крайне сложно. Как правило, даже если разработчики стремятся к этому, они могут просто не знать, что та или иная механика уже где-то использована.

Но, несмотря на это, повторюсь — плагиат, если это действительно плагиат, это прежде всего глупо. Поскольку такие издатели закрывают своему продукту путь на западный рынок, а он в разы больше внутреннего.

Можете ли вы назвать удачные отечественные игры последних лет? Нравятся ли вам лично какие-нибудь современные российские настолки?

Конечно! Я очень рад выходу «Смуты» Алексея Разыграева. Это очень качественный проект, который русские варгеймеры ждали несколько лет. Очень здорово, что Алексею хватило сил его выпустить. Мне очень нравится эта игра.

Чем, по-вашему, так хороша «Смута»? Кому бы вы могли порекомендовать в неё сыграть?

Это хорошая историческая стратегия на несколько игроков. По уровню сложности ее можно сравнить с Игрой Престолов. Но, в отличие от Игры Престолов в ней более серьезная историческая составляющая.

Я бы не рекомендовал играть в нее любителям абстрактных красивых механик, еврогеймов, они ее скорее всего не поймут. Поскольку основная тяжесть в игре лежит скорее на красивом и простом моделировании исторических реалий, нежели на логике самой по себе. Поэтому — советую опытным игрокам, любителям жестких конфликтных игр и истории, особенно отечественной истории.

Какие у вас планы на будущее? Стоит ли нам ждать новых игр от Алексея Калинина или вы распрощались с разработкой настольных игр?

Недавно ко мне поступило несколько предложений о разработке новых игр. Я сделал одну карточную игру для Мира Хобби, она сейчас проходит издательское рассмотрение. Еще помаленьку веду работу над карточной игрой «Государь» — это такой симулятор Цивилизации человек на пять на пару часов.

Алексей, ещё спасибо за интересное интервью! Желаю творческих успехов, новых игр, побед на столе и не только!

Спасибо, Юр! Пользуясь случаем хочу сказать, что хотя я и часто не согласен с твоей точкой зрения на игры, вкусы у нас разные — ты молодец, и делаешь большое и очень нужное для всех игроков в настолки дело. Удачи тебе! Не бросай ни в коем случае!

Интервью



Похожие записи
  • Зимний Игрокон-2014. Карта фестиваля и расписание турниров
  • Открыт предзаказ на «Адреналин»
  • Жизнь и смерть «ЮНСИ»
  • Рецензия на игру «Блокус»
  • Рецензия на игру «Лови мышей»
    1. Лекс
      30 Июн 2011 из 9:23 | #1

      Алексей, здравствуйте! Эх, еще бы дополнение для Князей…) А правила для Черного Принца выкладывайте конечно.


    2. Илья
      30 Июн 2011 из 9:44 | #2

      Спасибо за интервью!

      Очень рад был услышать Алексея!


      p.s. эх старые добрые времена gameforums.ru и единицы игр…


    3. Mazz_O
      30 Июн 2011 из 9:54 | #3

      Очень классно, что Юра вытащил такого человека на разговор.


      Лекс, это не Настольный герой, Алексей Калинин может и не услышать твоих комментов. =) Зная чуть больше про участь Князей и их возможных допов, я тебе могу сказать вот что: срок авторского договора с Астрелью по вопросу издания Князей иссяк и в данный момент надо бы реинкарнировать базовую игру. Чтобы выпустить доп, этим должен заинтересоваться издатель — тогда есть вероятность, что мы этот доп увидим. А пока шанс равен нулю.


    4. katok73
      30 Июн 2011 из 9:56 | #4

      Не любит он «Звезду». Наверное терки с фирмой были. Еще и история с «ART of Tactic(s)». Только читаешь про легендарную личность, а на уме правила «Ночного дозора». Купил игру когда-то, но правила настолько убого написаны — без два по пол-литра не разобраться… И упорно эти правила до сих пор с фамилией Калинин ассоциируются


    5. ZoRDoK
      30 Июн 2011 из 9:59 | #5

      Как раз недавно думал о том, что хотелось бы видеть настольным героем Алексея Калинина. Ну вот, слава богу хотя бы вне формата интервью устроили.


      Замечательно, что выйдут новые игры. Всё-таки именно с Князей началось настоящее увлечение настолками (а то бы я так и забросил в конце 2008-го).


      В начале статьи такое прямо «ушёл в компьютерные», а под конец выясняется, что несколько проектов есть. Статус Белли — так вообще самый перспективный издатель сейчас, не считая Звезды.


    6. Арчи
      30 Июн 2011 из 11:10 | #6

      «Игру купила компания Status Belli. Надеюсь, она увидит в свет в этом году.»


      Было бы очень любопытно ознакомиться 🙂


      и — Алексей, удачи в будущих проектах, настольных и всех остальных 🙂


    7. Лекс
      30 Июн 2011 из 12:12 | #7

      @Mazz_O

      Ну раньше то он здесь появлялся, будем надеяться, что и сейчас прочитает)


    8. Android
      30 Июн 2011 из 15:13 | #8

      А что за Маленькая Страна интересно? Смолл Ворлд что ли?

      Или вот это: http://olesya—emelyanova.narod.ru/nastoljnye_igry-malenkaja_strana.html ?


    9. Oldman
      30 Июн 2011 из 15:53 | #9

      А компьютерные то какие?…


    10. Oldman
      30 Июн 2011 из 15:54 | #10

      @Android

      Это поделашница «отупей ребенок» пару игр дочери брал, одни маты….


    11. Android
      30 Июн 2011 из 16:05 | #11

      @Oldman

      Да я понял, так для прикола привел, ибо название выгуглилось.

      Просто интересно стало, Алексей какую игру имел ввиду?


    12. hickname
      30 Июн 2011 из 16:58 | #12

      Small World естественно.

      А правила ЧП хотелось бы увидеть — оригинальные кривоваты.


    13. SkyRover
      30 Июн 2011 из 23:15 | #13

      Хорошее интервью, интересно было почитать.

      Мне очень нравится игра «Чёрный Принц», и соотвественно я бы очень хотел ознакомиться с новым варинтом правил.


    1. Трекбеков пока нет.