A Study in Emerald. Обзор игры


К иллюстрации: Коробка с игрой.
Мориарти подозрительно похож на актёра Чарльза Дэнса.

Читатель по имени Михаил прислал на новогодний конкурс обзоров материал об игре A Study In Emerald. Это колодостроительная игра от Мартина Уоллеса на тему одноимённого романа Нила Гейнмана про борьбу двух противоборствующих фракций в сеттинге викторианской Англии. По словам автора обзора, получилась очень вкусная настолка. 

Крошечная конспиративная квартира в рабочем квартале Цюриха была погружена во мрак. Чадящая керосиновая лампа едва освещала грубо сколоченный стол, над которым склонились три тени. Представительный джентльмен с аккуратной бородкой, назвавшийся Вторником, водил пальцем по подробному плану храма Тысячеликой Луны, посвящая коллег в план завтрашнего мероприятия.

— Отряд поведёт товарищ Малатеста. Это надёжный человек, я завербовал его ещё в прошлом году. Он не боец, но безоговорочно предан идее Революции. В помощь ему мы наняли пару местных головорезов. Эти, конечно, пойдут не за идеей, а за звонкой монетой, но выбирать не приходится. Товарищ Понедельник… — кивнул он человеку с щегольскими бакенбардами, — вам придётся взять на себя эту авантюристку, известную под псевдонимом агент Четверг. Она что-то вынюхивала на прошлой неделе в Риме, может добраться и до Цюриха. А с ней этот мясник, профессор Мориарти, у которого руки по локоть в крови борцов за свободу.

— Мои агенты ликвидируют профессора до того, как он покинет Италию.

— Агенты, Понедельник? – Подал голос третий собеседник, старательно скрывающий своё лицо в тени. – Говорите уж прямо, богомерзкие ожившие мертвецы.

— Зомби весьма полезны, если контролировать их численность. – Огрызнулся тот, кого назвали Понедельником. – Или вы бы предпочли, что бы этого несчастного русского доктора, что возится с трупами, взяли люди агента Четверг?

Вторник, играющий роль негласного лидера, примирительно вскинул руки.

— Друзья, друзья! Не ссорьтесь. Всего ночь отделяет вас от победы. Народ уже вышел на улицы в Каире, Вене. Даже в Петербурге. Смерть чудовища станет последней…

Договорить ему не дали – хлипкая дверь съёмной квартирки слетела с петель, и в комнату ворвались люди в немецкой военной форме.

— Господа, постарайтесь не совершать лишних движений. – Произнёс молодой офицер, хотя смотрящие на них стволы пистолетов лучше всяких слов предостерегали от необдуманных поступков.

— Канцлер Бисмарк берёт Цюрих под свою протекцию, господа. Вам и вашим людям предписано в двадцать четыре часа покинуть город.

— Понедельник! Проклятый лоялист! Это всё ты, ты подстроил! – Завопил Среда и бросился на человека с бакенбардами, но солдаты тут же скрутили обоих и выволокли из комнаты.

— А, вот ещё что. – Офицер протянул Вторнику сложенный вчетверо лист бумаги. Развернув его, неудавшийся террорист прочёл: «Поздравляю с победой Мировой Революции, идиоты. Агент Четверг».

***

Спустя неделю троица встретилась опять, на этот раз не по своей воле. В Лондоне, в подземельях Тауэра, стояли они в огромной зале, окружённые темнотой. Но, в отличие от цюрихской темноты, тёплой и бесшумной, эта Тьма была живая. Она жужжала.

— Идиоты, — доносилось до них со всех сторон разом. – Вы плели интриги, надеясь подсидеть друг-дружку, вывести на чистую воду. Хотели прикинуться пламенными рестовраторами, а сами не видели дальше своего носа. Не разглядели, что служите одному делу.

— Но Ваше Величество, — промямлил агент Вторник, с трудом шевеля разбитыми на допросах губами, — наши акции в Каире и Вашингтоне были весьма успешны. А как мастерски агент Среда сорвал покушение на Ньярлахотепа!

— Мои живые мертвецы уже наводнили Европу, о госпожа, — вступил агент Понедельник. – Ещё бы чуть-чуть!

— Молчать! – Прошипел голос. – К чему теперь ваши глупые оправдания, если троих лучших моих агентов провела какая-то девчонка. Долгая, мучительная смерть будет для вас теперь лучшей наградой!

И жужжащая темнота сомкнулась вокруг них.

Приведённое выше затянутое вступление – финал нашей недавней партии в «Этюд в Изумрудных Тонах», новой колодостроительной игры Мартина Уолласа по мотивам одноимённого рассказа Нила Гейнмана. И, надо сказать, не часто мне попадаются игры, где впечатления и послевкусие от каждой сыгранной партии не хуже, чем от только что прочитанного захватывающего романа.

Много слов в интернете уже написано о мире, где происходят события игры – конан-дойлевская Европа конца XIX века, захваченная пробудившимися Древними из произведений Говарда «Ужаса Аркхэма» Лавкрафта. Впрочем, истинно лавкрафтианской атмосферы удушающего страха и подступающего безумия тут почти что нет. Сам автор игры признался что не является поклонником Ктулху со товарищи, и добавил в игру монстров, т.к. посчитал что не всем игрокам придётся по вкусу устраивать покушения на реально существовавших исторических личностей.

От почтенного Конан-Дойля в игру так же перекочевало несколько колоритных персонажей, но если вы ждёте от игрового процесса детективных загадок, в духе знаменитых рассказов доктора Уотсона, вы явно пришли не по адресу. Чего тут с избытком – так это подковёрной борьбы, взаимных подозрений, попыток сплотить команду с тем, что бы в последний момент предать доверившихся тебе людей. Победитель-то, в конце-концов, только один. И многие в конце партии окажутся совсем не теми, за кого выдавали себя вначале. Так что, если хотите литературный аналог, то первое, что приходит на ум – честертоновский «Человек, который был четвергом». Имена главных героев, как раз настраивают на соответствующий лад.

Итак, викторианская эра началась без королевы Виктории. Места Вильгельмов, Георгов и Алексадров на тронах Европы заняли Ктулху, Азатоты и прочие боги из бездны. Сюжет делит играющих на две враждующие партии. В красном углу ринга у нас пламенные реставраторы, всем сердцем желающие свержения угнетателей и начала Мировой Революции. В зелёном – коварные лоялисты, считающие, что древние боги куда компетентнее в деле управления государством, чем какие-то людишки и желающие поскорее развязать Мировую Войну.


К иллюстрации: Внешний вид игрового поля.

Правила не слишком сложны, но содержат множество мелких нюансов, которые поначалу заставят вас частенько обращаться к памятке игрока, любезно вложенной в коробку издателем. Как и в любой колодостроительной игре вы покупаете карты для своей личной колоды, в начале игры одинаковой у всех игроков. Построена покупка карт по принципу аукциона – перед игроками лежит опутанная щупальцами карта Европы, где за каждым городом закреплено несколько карт событий/предметов /агентов (уж как повезёт), доступных любому желающему. Играя с руки карты, мы размещаем на игровом поле кубы влияния (основной игровой ресурс) и перемещаем из города в город жетоны своих агентов. Кубы, размещённые на карте или в ячейке соответствующего города, и агенты, пасущиеся там же, являются «ставкой» — если до вашего следующего хода её никто не перебил или, хотя бы, не свёл ваше преимущество к паритету – ликуйте, первым же действием вы сможете забрать с поля выигранную карту.

По сложившейся мартин-уоллосовской традиции, любую карту можно разыграть как ресурс или активировать указанное на ней действие. С помощью действий мы будем пополнять копилку победных очков. Так, реставраторам доступен самый надёжный их источник – убийство правящей городом королевской особы. Ресурсов на такое мероприятие затратить, конечно, придётся изрядно, но зато заработанные кровью и потом очки никто у вас не отнимет. А вот лоялистов за подобные действия ждёт исключение из партии строгое внушение и вычет набранных очков в конце игры. Но пусть, если вы приверженец Древних, это вас не расстраивает. У лоялистов уйма других способов подзаработать – спрятать королевскую особу от буйных террористов, наплодить вампиров, перебить агентов Реставраторов, наконец.


К иллюстрации: Внешний вид игровых карт.
В левом верхнем углу – ресурсы, которые предоставляет карта.

Другим важным источником победных очков является захват городов, карты которых можно приобретать кубами влияния наравне с обычными. Но вот удерживать захваченные города не так-то просто, будьте уверены, стоит вам выбраться вперёд и жадные агенты других игроков слетятся на ваши города, как мухи на мёд.

Кстати, возня с агентами является ещё одним интересным аспектом игры. Карты агентов приобретаются обычным образом, но в довесок к ним прилагается жетон этого агента, который отныне, повинуясь вашей воле, будет перемещаться из города в город, наводя там безобразия и устраивая беспорядки. Часть агентов являются просто полезным довескам к кубам влияния – если вдруг в аукционе получается ничья, карту получает тот, у кого в городе больше агентов. Другие, помимо этого, могут совершить какое-нибудь интересное действие, например – разузнать, к какой партии принадлежит тот или иной ваш противник. И, наконец, самые ценные – способны организовывать убийства королевских особ и/или других агентов. Но учтите, что даже любовно спланированное и подготовленное убийство противники при случае сорвут в самый последний момент, ведь любой агент может оказаться двойным, а в случае Холмса и Мориарти даже тройным.


К иллюстрации: агент Четверг пытается заработать два вожделенных победных очка,
отправив на дело Азефа. Но агент Понедельник предотвращает кровопролитие,
разыграв жетон 
Двойного Агента. Азеф оказался предателем.

Как я уже отметил выше, основная, довольно не сложная механика изрядно нашпигована интересными мелочами, порой кардинально меняющими ход игры. Так, действия игроков могут приближать или отдалять начало Войны либо Революции. Подъём маркера по соответствующим трекам чреват преждевременным окончанием игры, а так же солидным бонусом соответствующей фракции. Чрезмерная активность в одном из городов, приведшая к опустошению его колоды, влечёт за собой вскрытие грозной карты постоянного действия, которая, порой, может в корне преломить партию. Иногда одному из игроков удаётся заполучить карту вампира и тогда его агенты начинают шнырять по всей карте в поисках, кого бы ещё укусить. В другой раз кому-нибудь захочется начать зомби-апокалипсис и оставшиеся игроки, забыв о конфессиональных разногласиях, дружно вынуждены играть в зомбицид, сокращая неумолимо растущее поголовье ходячих мертвецов.


К иллюстрации: Зомби в деле. Ирен Адлер чувствует себя неуютно.

Вишенкой же на торте игрового процесса является финальный подсчёт очков. Дело в том, что хоть игроки и делятся только на два лагеря, побеждает каждый индивидуально. При этом (вот чудесная деталь), если в вашей партии оказался самый слабый игрок, стоящий на треке очков первым с конца, вся ваша кампания отправляется на корм Ктулху, даже если вы сами парили в заоблачных высях. Тут-то и начинается самое интересное – вокруг отстающего игрока плетутся интриги, все норовят посмотреть его карту лояльности, кто-то пытается ему помочь, кто-то утопить. Особенно игра раскрывается при полном составе в пять игроков – когда одна сторона представлена двумя играющими, а другая, соответственно, тремя, но вот сколько народу играет на каждой стороне – ещё предстоит выяснить.


К иллюстрации: Игра оказалась не по зубам агенту Четверг.
Если лоялисты сумеют сейчас завершить игру, она обернётся поражением
и для агента Понедельник, ведь и он и четверг 
сражаются за дело революции.

Пара слов об оформлении. Игровое поле сделано довольно лаконично – на нём нет ничего лишнего. Довольно симпатичные миниатюрные панорамы городов, треки очков, ячейки для карт и отработанных кубиков. Деревянные компоненты игры – кубики, диски и фигурки зомби, тоже выполнены довольно качественно. А вот к игровым картам есть определённые вопросы. Видимо, создавали их в спешке и экономии. Так, глазастые завсегдатаи BoardgamesGeek уже заметили, что призрак с карты «Ночные ужасы» позаимствован с обложки киноальманаха Creepshow, портреты некоторых агентов подозрительно напоминают лица известных актёров, а интерьер клуба «Диоген» перекочевал с канонических иллюстраций шерлокианы, выполненных Сидни Пэджетом. Всё это, разумеется, не способствует визуальному единообразию.

Но, даже не смотря на указанные погрешности оформления, атмосферу шпионско-мистического приключения викторианских времён игра передаёт замечательно и впечатления от неё самые положительные. Большим успехом разработчика настольных игр кажется мне интересный игровой процесс, удачно дополненный выбранными игровым сеттингом и сюжетом. Ведь не перечислить всех настольных игр, удачных и не очень, где внешний антураж искусственно притянут к выбранной механике, и простым редизайном толкиновские гномы с эльфами превращаются в суровых наёмников, обвешанных сверхсовременным вооружением, а средневековые интриганы – в мультяшных роботов без какого-либо ущерба игровому процессу. Куда сложнее припомнить игры, где сама игровая механика логично вытекает из повествования.

Конечно, можно играть в «Этюд» как в сухое евро, сведя процесс к накоплению очков, да приобретению карт посильнее, а игровое общение урезать до минимума. Но стоит подумать, что за покупкой карт стоит вербовка агентов, создание шпионской сети и сборка адских механизмов в декорациях девятнадцатого столетия, как партии тут же превращаются в увлекательные истории, благо сильно напрягать воображение не придётся – игра предоставляет для этого все возможности. И ещё долго после партии вы будете пугать неофитов историями вроде «Вот, помню, пошли мы как-то с профессором Мориарти Азатота мочить. Профессор к тому времени был уже, конечно, вампиром…».

A Study In Emerald, Обзоры



Похожие записи
  • Объявлены результаты «2008 Meeples Choice Award»
  • Даты выхода новых игр от «Rio Grande Games»
  • Dice Tower Award – 2015: победители
  • Победители «Origins Game Award — 2013»
  • Номинанты на «Origins Game Award – 2013»
    1. Трикстер
      14 Фев 2014 из 15:45 | #1

      Спасибо) Заинтересовала игра


    2. DedoK
      14 Фев 2014 из 20:05 | #2


      Трикстер :

      Спасибо) Заинтересовала игра


      +1


    3. syst
      17 Фев 2014 из 10:08 | #3

      Хороший обзор, спасибо.


    1. Трекбеков пока нет.