Описание игры «Khronos»

В Настолко-блоге появился новый обзор. На этот раз речь идёт об игре Khronos, в основу которой положена очень интересная идея — перемещения во времени. В игре есть три поля: прошлое, настоящее и будущее, партия разворачивается одновременно на все трёх, причём изменения прошлого влияют на настоящее и будущее. 

Однако, как пишут авторы обзора, отличную идею погубила посредственная реализация. В первую редакцию Khronos играть было невозможно, а вторая оказалась достаточно сложной и не смогла завоевать широкую популярность. Я бы с радостью поиграл в эту настоклу, но, оказывается, она напоминает Тигр и Евфрат, который мне совсем не нравится. 

 

Khronos (2006) – мог бы стать культовым явлением в мире настольных игр, если бы воплощение отличной и оригинальной идеи оказалось достойным задумки. Однако и в таком виде возведение городов во время постоянных перемещений по времени вполне способно порадовать продвинутых игроков.
Автор. Дуэт загадочных французов Арно Урбон и Людовик Виалла известен цивилизованному миру разве что по игре «Utopia», которая, как и Хронос, поражает размахом замысла, радует оформлением и оставляет ряд вопросов в области механики. Если судить только по Хроносу, то уместно говорить о классе авторов и знакомстве с классикой жанра. В то же время отметим особенно обидный для французов недостаток элегантности.

Оформление. Украшение любой коллекции. Громадная коробка, метровой длины игровое поле, уместное сочетание пластиковых фигурок, деревянных кубиков, карт и картонных карточек зданий. Игру нарисовал отличный художник – концепция продумана до мелочей, от деталей часовых механизмов до загадочного человека с тростью и цилиндром на обложке правил и игровом поле. Такое ощущение, что за игрой скрывается история, сюжет, небезразличный авторам и оформителям. В общем, все это выглядит вполне загадочно и таинственно, вытаскивать и раскладывать игру просто приятно. Единственный недостаток – в коробке содержится немало воздуха.

Описание. Мы имеем перед собой достаточно абстрактную настолку, в которой игроки строят города, стараясь взять под свой контроль самые большие здания определенного типа. В то же время перенять большинство не так-то просто, это достигается не прямой атакой, а, к примеру, слиянием городов – принцип тут напоминает «Каркассон» и еще больше «Тигр и Ефрат». Оригинальнейшим элементом является то, что играть приходится на трех полях, изображающих одну и ту же территорию в трех временных формах – прошлом, настоящем и будущем. Таким образом построенное в прошлом здание может коренным образом изменить ситуацию на двух других полях – логичный и в целом блестящий элемент игры. Все происходящее заключено в жесткие рамки многочисленных правил и исключений, четко регламентирующих, где можно строить какие здания, и как это отразится на трех игровых полях.

Каждое игровое поле представляет собой карту, поделенную на 20х16 участков и, естественно, способную принять большое количество зданий и городов. Новое здание может вызвать серьезные изменения в расстановке сил уже на том поле, на котором оно было построено, но рассчитывать приходится и воздействие хода на другие временные поля. В результате под конец игры мы имеем десятки зданий различного типа под контролем разных игроков, соединенные в соперничающие города и распределенные на три игровых поля (!). Крепкий орешек даже для опытных игроков. По сути, на каждом поле разворачивается отдельная игра со своими правилами, и в то же время все они объединены в один комплекс. Главным удовольствием тут является вызывание цепной реакции – любой незначительный ход может перевернуть всю систему с ног на голову.

Перемещение по времени осуществляется с помощью фигурок архитекторов, они же – в 4ом и 7ом раундах – собирают с городов налоги в пользу игроков с самыми крупными зданиями определенного типа. На поле прошлого – в эпоху воинов, это замки и крепости, на поле настоящего – в эпоху церкви, это монастыри и соборы, на поле будущего – в эпоху разума, считается большинство жителей в городах и поселках. Деньги игроки получают за строительство больших зданий и в виде налогов – как уже было сказано, в 4ом и 7ом раундах. После 7го раунда игра заканчивается, и самый богатый становится победителем.

Популярность. Судьба у игры выдалась трудной и суровой. Начнем с того, что после ее выхода не появилось практически ни одной рецензии – рецензенты отправляли игру назад, заявляя о том, что правила ее нечитабельны. Это было правдой – немецкий вариант правил грешил таким количеством фактических ошибок, что многие тут же навсегда отправляли игру куда-нибудь на чердак. Через год появилось второе издание Хроноса, которое мы и тестировали – издатели постарались, претензий к правилам нет никаких. Намного лучше дело обстояло в США, где игру сразу определили в разряд brain burner-ов и, в общем-то, заметили. Однако провалом Хронос от этого быть не перестал, как мы с сожалением вынуждены констатировать.
 


Настолко-рейтинг.
Пример Хроноса отлично показывает, как игра может победить своих создателей. Начав с гениальной идеи и неплохого примера для подражания – «Тигра и Ефрата» — авторы мало-помалу теряли контроль над игрой, пока она не вырвалась на свободу и не съела бедных французов, полностью навязав им свою волю. Под конец авторы пробовали облегчить игру, убрав победные очки и оставив только деньги – я уверен, что в прототипе были еще и очки — но не могли убрать ни одного правила, поскольку рушилась вся их конструкция.

Сама модель путешествий по времени получилась удивительно точной и просто вызывающей восторг – ясно, что если здание появилось в прошлом, оно есть и в настоящем, да и в будущем – в виде руин. А если мы меняем прошлое, то меняется и будущее, а значит, меняя прошлое, мы можем раздробить город конкурента. Однако вместе с классными и интуитивно понятными правилами в игру влезли всевозможные дополнения, исключения и частные случаи. Давно понятно, что со временем не шутят, и, убирая за собой концы, французы сделали игру чересчур сложной и трудноперевариваемой.

Не сказать, что эта игра для сверхчеловеков, в принципе, и правила несложные (их просто слишком много), но очевидно, что это игра не для всех. Даже не для всех любителей сложных настолок.

Есть игроки, которые ценят и любят мгновенное озарение и быстрый укол шпагой, превращающий неминуемое поражение в победу. Есть игроки, которые отлично ориентируются на трех временных полях или просто играют как бог на душу положит, не стремясь объять необъятное. Хронос – для них. Естественной проверкой тут является «Тигр и Ефрат» — если вам нравится эта игра, то и Хронос для вас musthave, если вы ее ненавидите, то и путешествия во времени не помогут. На самом деле «Тигр и Ефрат» в России мало кем любим, во многом из-за отвратительной локализации, но еще и из-за несвоевременного попадания на рынок. Люди принялись играть в «Т и Е» сразу после «Колонизаторов», отчего эта отличная взрослая абстрактная настолка может вызвать (и вызвала) только раздражение. Жаль.

Вот еще какой фокус: достаточно редко попадаются игры, несущие какие-то посторонние смыслы. Игру же в Хронос можно рассматривать как философское времяпровождение – действительно, склоняясь над тремя временами, что-то такое понимаешь про жизнь. «Род приходит, род уходит, а своя рубашка ближе к телу». В прошлом здание может принадлежать мне, в настоящем другому игроку, а в будущем на его месте вообще пустырь. Если игрой овладеть, ей проникнуться, вызубрить путаные правила строительства, то от всего этого можно действительно получать удовольствие. Я даже не припомню игры с такой философской претензией. В этом плане французы большие молодцы.

Так неужели Хронос хорошая игра? Скажем так, игра безусловно хорошая, только вот мало кому понравится. Тут надо приложить усилия и с самого начала понимать, во что ты ввязываешься. Это серьезная штука, даже серьезнее «Кайлюса». С другой стороны в немецких онлайн-магазинах Хронос сейчас распродают за копейки: 12-15 евро – если хочется иметь дома серьезную большую игру, можно приобрести. Вдруг игра вас полюбит? – не забывайте, с тех пор как она вырвалась на волю, ни ее авторы, ни вы, ни я ничего уже не решаем.

Для кого? Для части продвинутых игроков и фанатов «Тигра и Ефрата». Пожалуй, прибавим сюда еще и философов.

Сколько игроков? Оптимально – втроем. Вдвоем и вчетвером тоже совсем неплохо. Впятером не рекомендуется.

Khronos, Обзоры



Похожие записи
  • Настольные игры в кино
  • Советская настольная игра «Конверсия»
  • Комплект русификации для «Agricola»
  • Впечатления от «Mag-Blast» и «Hollywood!»
  • Как производятся настольные игры
    1. Detroit
      08 Июл 2009 из 10:30 | #1

      Дайте ссылку на магазины с этой игрушкой


    2. Саша Невский
      08 Июл 2009 из 11:17 | #2


      Detroit :

      Дайте ссылку на магазины с этой игрушкой


      http://boardgame.com.ua/


    3. hickname
      09 Июл 2009 из 11:06 | #3

      590 гривен??? Дешевле будет с B&B заказать…


    1. Трекбеков пока нет.