Отчёт № 317. Знакомство с «Токайдо» и прощание с «Переворотом»

За отчётную неделю сыграно 5 партий в 4 различные игры, в том числе одна новинка – Токайдо:

Coup. Переворот – 

Hive – 

Токайдо – 

Эльфийский замок – 

В Переворот, сыграли, по всей видимости, последнюю партию. По правилам, всё как положено, с потерей жизней при ложном обвинении. И никому особо не понравилось. Мы, просто по очереди ходили, получали деньги и иногда использовали свойства персонажей. Как только накапливалась нужная сумма, в ход пускали убийц или просто платили 7 монет за «переворот». И как-то всё механистично, без изюминки, без огонька. Не знаю, может быть это не моя игра. Может быть в неё нужно сыграть раз десять в различных компаниях, чтобы проникнуться всей её прелестью. Но у меня, видимо, ничего не выйдет. После этой партии в нашей ячейке сыграть в Переворот ещё раз никто не соглашается.

Hive как всегда прекрасна. Случайная партия доставила массу удовольствия, хоть и окончилась моим поражением. Почему-то категорически не получается выигрывать, если достаются чёрные фишки и право второго хода. У белых получается фора в один ход (они действуют первыми), и отыграть её никак не получается. Точнее, иногда — да, но только если против новичка играть. С опытными игрокам не могу справиться, если хожу вторым. Но всё равно играю в Hive с огромным наслаждением.

Две партии в Эльфийский замок прошли на отлично. Игра мне по-прежнему нравится. Возводить один большой замок из множества маленьких кусочков – классно и увлекательно. И у нас в компании нет ни кого, кто воротил бы от этого нос.

Тойкайдо — семейная настольная игра от Ануана Бозы, весьма известного своим хитом 7 Wonders. Завязка игры — путешествие из точки А в точку Б. В роли точки А выступает город Киото, в роли точки Б — город Эдо, в роли путешественников — игроки, которых может быть от 2 до 5 человек.

Путешествие разворачивается на игровом поле необычной формы — оно очень вытянуто, соотношение длины и ширины составляет примерно 1 к 3, так что на фоне привычных прямоугольно-квадратных игровых полей Токайдо способно привлечь взгляд игрока нестандартным полем. А еще у игры отличительный светлый дизайн, тут почти все компоненты — поле и карточки оформлены в белых тонах.

Изображенный на игровом поле путь, по которому предстоит совершить путешествие, представляет собой ломаную линию с обозначенными на ней остановками. Вся дорога поделена на четыре крупных отрезка, окончания которых отмечаются гостиницами. Это — точки, где все игроки должны собраться и восполнить силы перед тем как отправляться дальше в путь.

Помимо гостиниц на поле есть уйма всяких других точек, останавливаясь на которых игроки получают какие-нибудь игровые карточки (реже — деньги). Полученные карты приносят игрокам очки, причем, некоторые дают еще дополнительный бонус в конце игры. Собственно, задача — набрать как можно больше очков за время странствий.

Прежде всего нужно понимать, Токайдо — игра не гоночная. Партия в ней заканчивается только когда до последней точки на пути доберутся все игроки. Более того, по дороге встречаются несколько гостиниц, в которых также положено ждать отстающих. Понятно, что это означает? Торопиться и бежать вперед сломя голову нет никакого смысла, все равно дальше ближайшей гостиницы оторваться от других игроков не получится. А тут еще и правило такое — ходит всегда тот игрок, чья фишка стоит последней на пути. Это означает, что если все вдруг убегут далеко вперед, отставший игрок может совершить несколько ходов и посетить несколько ключевых точек. А тут обычно так — чем больше остановок ты сделаешь, тем больше победных очков ты получишь.

Партия начинается с того, что каждый игрок получает в свое распоряжение две карточки персонажей, одну из которых нужно оставить себе. Каждый персонаж обладает двумя характеристиками — стартовая сумма денег и уникальное свойство, которым можно будет пользоваться на протяжении всей игры. Свойства эти приятные, благодаря им партии будут разнообразнее. Затем все фигурки игроков выставляются на стартовую позицию на игровом поле, и на расположенном тут же на поле счетчеке очков на нулевое деление размещаются фишки игроков. Пришло время делать первый ход.

Ходы в Токайдо делать очень просто. Нужно просто взять и подвинуть своего человечка на игровом поле вперед на любой незанятый участок пути. Не надо ни кубик кидать, ни карточки какие-нибудь разыгрывать, просто берешь фигурку и двигаешь. На любое число клеток, как тебе угодно. Ну, разве что дальше гостиницы уйти нельзя, потому что по правилам покинуть гостиницу можно только когда там соберутся все игроки. За каждым участком игрового поля закреплено определенное действие, которое срабатывает как только на это поле встает чья-нибудь фишка.

Итак, пришло время подвинуть своего путешественника в первый раз. Куда же можно им встать? Поначалу это не очень понятно, так как на поле немало разных условных обозначений. Но их можно условно поделить на несколько категорий. Есть участки, где ты получаешь деньги, есть участки, где деньги можно тратить. И есть участки, где можно получить карты, либо бесплатно, либо за деньги. И в результате, собирая карточки или отдавая в банк монетки, игроки получают победные очки. Всего на поле 7 возможных вариантов остановок. Вот они.

Во-первых, это желтые денежные участки. Самое простое для понимания действие. Ты просто получаешь из банка 3 монеты. Зачем они нужны? Об этом — чуть позже.

Во-вторых, это голубые участки термальных источников. Тоже очень простое действие. Берешь карту из колоды с таким же рисунком, переворачиваешь ее и смотришь сколько тебе причитается очков. Плюс в конце игры самому активному "купальщику" (тому, кто соберет больше таких карт) полагается бонус.

В-третьих, это зеленые участки "лугов", белые участки "гор" и синие участки "моря". Остановившись на одном из таких участков, игрок берет себе карту из колоды соответствующего цвета — считается, что путешественник рисует пейзаж. Чтобы полностью закончить зеленую картину нужно собрать 3 карты, белую — 4, синюю — 5. Каждая такая карта приносит очки, причем каждая последующая — все больше и больше. Плюс есть еще дополнительная премия, кто первым закончит изображение одного из трех видов — получает дополнительные очки. Таким образом, в перспективе за синий рисунок можно получить больше очков, но зеленый можно закончить быстрее.

В-четвертых, это красные участки храмов. Одно из трех мест, где можно потратить деньги. Встав на храм, можно пожертвовать любое число монет монахам. Эти монетки помещаются на специальный участок поля, а игрок тут же получает по 1 очку за каждую пожертвованную монету. Плюс в конце игры за пожертвования также начисляются дополнительные очки.

В-пятых, это черные участки деревни. Тут тоже можно потратить деньги. Игрок берет из черной колоды 3 карты и может себе сколько угодно из них купить. На карточках этих встречаются разные символы, а за наборы таких карт с разными символами начисляются очки. Чем больше разных картинок соберете — тем больше очков. Правда, так как карты тянутся из колоды взакрытую, тут срабатывает элемент случайности. Можно вытащить 3 неудачные символа и целиком потерять зря ход.

В-шестых, это фиолетовые карты встреч. Тут все достаточно просто — игрок вскрывает карту и получает то, что на ней указано: деньги, фрагмент одного из трех пейзажей или один из деревенских товаров.

В-седьмых, гостиница. Тут тоже тратятся деньги. Из колоды вскрываются карты еды, у них различная стоимость, а выбирает первым тот, кто первым прибыл в гостиницу. Если есть чем оплатить еду — получаешь очки. Нечем — не получаешь. Голодать обычно невыгодно, т.к. за еду очков дают довольно-таки прилично.

Вот, собственно, и все. Мы топаем, собираем деньги, рисуем пейзажи, периодически окунаемся в термальные источники, посещаем храмы, закупаемся в деревнях, останавливаемся в гостиницах. И минут за 30 реального времени прибываем на финиш. В конце еще начисляются дополнительные очки в нескольких категориях (кто больше всех посетил термальных источников, кто пожертвовал деньги храмам и т.п.).

В Токайдо есть важное правило — на каждом участке пути может находиться только одна фишка. То есть если например ваш товарищ встал на желтую клетку и взял деньги, вы их уже не получите. Извините, занято. Поэтому иногда хочется плестись с минимальной скоростью, а иногда хочется чуть вырваться вперед, чтобы наверняка занять какую-то ключевую точку. Кстати, игра масштабируется. Если участников больше трех, фишки могут вставать на специальные "ответвления", благодаря которым на некоторых участках, фактически, можно находиться вдвоем. А для дуэльлного варианта в игре предусмотрен нейтральный путешественник, которого игроки двигают по очереди, мешая друг другу изо всех сил.

Токайдо — достаточно легкая в освоении игра. В самом начале нужно немного напрячься и запомнить все 7 возможных видов остановок. На это может уйти целая партия (аж 30 минут!), но потом все должно отложиться в памяти (хотя я бы не отказался от небольшой памятки по остановкам).

Ходы здесь делаются быстро, движение, фактически очень неторопливое. Останавливаться обычно выгодно в каждой точке, и только иногда при дефиците, например, монеток, имеет смысл прибежать в гостиницу первым или встать на какую-нибудь клетку, где можно разжиться деньгами. В этом, кстати, особенность Токайдо — на моей памяти это первая игра, в которой выгодно двигаться к финишу как можно медленнее.

Не нужно в игре почти ничего читать. Все, что напечатано на некоторых карточках — это цифры и иногда подписи. И очень красивые картинки. Поэтому вкупе с привлекательным внешним видом, недолгими партиями и общей легкостью игрового процесса, Токайдо — отличный кандидат на игру начального уровня, настолку, с которой можно начать знакомство с миром настольных игр. И которая, тем не менее, может увлечь и опытного настольщика.

Отдельно стоит отметить тщательный подход к локализации игры. Например, популярные блюда тут называются "суси" и "сасими", тогда как ухо уже давно привыкло к вариантам "суши" и "сашими". В коробке с локализацией лежат прекрасные деревянные фигурки путешественников и замечательные деревянные диски для счетчика очков. Не очень понравились лишь картонные монетки (у них остались "хвосты" после вырубки), да в нашем конкретном экземпляре подкачало поле — у него края оказались выгнуты наверх.

В целом я очень доволен Токайдо. Это, конечно, не еще одна 7 Wonders, но в целом — очень приятная простая игрушка. Для меня четких формальных критериев чтобы отличить хорошую игру от плохой до сих пор не существует, но как минимум один неформальный есть — если после первой партии сразу же хочется разложить игру еще раз, в ней что-то есть. Токайдо эту проверку прошла успешно. Рекомендую для новичков. И респект Миру Хобби за локализацию.

PS: Надеюсь только, кривоватое поле досталось только нам.

Coup, Hive, Tokaido, Отчёты, Эльфийский замок



Похожие записи
  • Отчёт № 509. 13-18 ноября 2017. Игрокон-2017
  • Отчёт за период с 24 декабря 2007 года по 8 января 2008 года
  • Отчёт № 652. 22-30 августа 2020. Настолкэмп-17
  • Twilight Struggle: работа над ошибками — 2
  • Отчёт № 749. 11-24 июля 2022. Настолкэмп-2022
    1. Nelud
      21 Фев 2014 из 8:52 | #1

      А что, у вас в Переворот никто не пытался блефовать? Например, У нас обычно в начале партии все называют себя Герцогиней (взять 3 монеты, блокировать иностранную помощь). Довольно забавно наблюдать 4 и более Герцогини за столом, причём все опасаются «не верить». Вот, конец партии часто бывает слишком просчитываемым и, поэтому, не интересным — это да.


    2. Трикстер
      21 Фев 2014 из 9:38 | #2

      Нет, кривое поле Токайдо не только у вас =( также как и монентки с «хвостами»


    3. MisteriG
      21 Фев 2014 из 11:14 | #3

      Хммм… Переворот это игра на блеф «Верю-не верю». В неё бесполезно играть как в карточную игру типа «Тайного послания». Ну нет так нет, главное чтоб самому не особо понравилось тоже)) А то вдвойне обидно когда нравится игра, а твоя ячейка в неё играть не хочет.

      А игр хороших и крепких всё больше и больше, не успеваем разыгрываться, хотя мне синдром новых игр нравится))


    4. Njuse4ka
      21 Фев 2014 из 16:14 | #4

      С полем Токайдо — это у всех беда, похоже.


    5. toolmano
      21 Фев 2014 из 16:51 | #5

      Токайдо — красивая, зараза, но на двоих мне кажется не самое оно


    6. hk
      21 Фев 2014 из 20:43 | #6


      Nelud :



      А что, у вас в Переворот никто не пытался блефовать? Например, У нас обычно в начале партии все называют себя Герцогиней (взять 3 монеты, блокировать иностранную помощь). Довольно забавно наблюдать 4 и более Герцогини за столом, причём все опасаются “не верить”. Вот, конец партии часто бывает слишком просчитываемым и, поэтому, не интересным – это да.





      В основном весь блеф к 3 монетам и сводился. Убийцу, теоретически, можно было выпускать, но никто не пробовал. И концовка, согласен, была неинтересной. Просто «доигрывание».


    7. Гость
      25 Фев 2014 из 13:00 | #7

      @Nelud

      Ну так это уже не блеф, это однотипное начало каждой партии. По всей видимости, большинство и играет в начале игры Губернатора. Да и мы так же играли — это весело только в первых партиях.


    8. MisteriG
      25 Фев 2014 из 13:36 | #8


      Njuse4ka :

      С полем Токайдо – это у всех беда, похоже.


      Нивалнуить, себе хочу английскую версию) А названия путников я и на свой лад могу произносить.


    9. Satura
      23 Мар 2014 из 15:34 | #9

      Видно Вы не с теми людьми в переворот играете… Я с друзьями играю за раз несколько партий, она просто на ура идет. Всем было весело. Блеф тащит в нем вся соль, а если с серьезным видом сидеть, не подшучивать, то конечно не попрет… Так что будь у Вас другая компания, я уверена, Вы бы ее оценили.


    1. Трекбеков пока нет.