Журнал «Spielbox» об «Эволюции»

В 7-м номере журнала о настольных играх Spielbox за 2011 год целый разворот посвящён Эволюции. Рецензия на игру написана на английском, мне она показалась интересной и, как результат, предлагаю мой вольный перевод. 

Быть критиком – нелегко. Хотя читатели и любят разгромные статьи, никому не хочется смешивать с грязью игру, над которой люди проливали пот и кровь. К тому же я и сам иногда разрабатываю игры и знаю, каково это, когда критикуют тебя. А ещё бывают такие сложные ситуации, когда тебе, как критику, игра нравится, но ты понимаешь, что у неё есть очевидные проблемы. Как, например, объяснить читателями, что у двух игр есть одинаковые проблемы, но для одной из них на них можно закрыть глаза? В конце-концов, это действительно хорошая игра…

Несложно догадаться, что мне попалась игра, которая как нельзя лучше подходит для обозначенной дилеммы: Эволюция. Происхождение видов. Как следует из названия, она посвящена происхождению видов и естественному отбору.

У нас в руке есть карты, и в свой ход мы разыгрываем их по одной. Сыграйте карту лицом вниз, и перед вами появится типичная садовая ящерка, способная разве что немного вас объесть. На лицевой стороне карт изображены различные свойства, которые могут по-разному улучшить нашу ящерку. Например, её можно сделать хищником, лопающим соседей. Или защитить от хищных животных, научив её бегать или плавать, или сделав её ядовитой. 

Время обедать!

В игре также существуют различные эффекты, связанные с кормёжкой, поскольку после завершения раунда свойств, все животные должны быть накормлены. Количество доступной еды определяется с помощью кубика. Свойства определяют потребности животных в еде. Обычной ящерке достаточно одной фишки еды. Но основы биологии делают вас нижним звеном в пищевой цепочке. Избежать этого можно став большим, однако крупным ящерицам нужно больше еды, а хищники едят ещё больше. А если кто-то из товарищей был настольно добр, что подкинул вам паразита, вам придётся кормить и ленточных червей.

После раунда кормёжки все не получившие достаточно еды существа умирают голодной смертью. После этого мы набираем новые карты, и начинается новый раунд борьбы за выживание. Когда колода заканчивается, игрокам начисляются очки в зависимости от количества выживших животных и полученных ими свойств.

Эволюция – это не прогулка по парку. Игра с великолепной простотой демонстрирует, что выжить смогут лишь самые лучшие, сильнейшие и удачливые. Правила игры просты, а сочетающие и взаимодействующие друг с другом свойства позволяют быстро создать комплексную экосистему: хищная ящерица вскоре становится акулой, чтобы охотиться на водоплавающих собратьев, а они обучаются маскировке; теперь акуле придётся овладеть точным зрением. Если она этого не сделает, то погибнет, поскольку обратно на сушу вернуться уже нельзя.

Тем временем огромные сухопутные ящерицы превращаются в хищных динозавров, поедающих прочих животных или даже похищающих пищу у них прямо изо рта. Если плотоядных оказывается достаточно много, торжествуют падальщики – но лишь до тех пор, пока они способны защищаться. Животные, впадающие в спячку, могут кормиться через раз. Всё укладывается в тему игры. Чтобы выжить, вы постоянно должны есть либо соседних ящериц, либо их еду. Разнообразие или смерть. Это не очень дружелюбно, но игра предлагает брутальное наслаждение страданиями товарищей. Супер!

А, может быть, и не совсем. Вступительный параграф намекал на некоторые недостатки. Эволюция. Происхождение видов могла бы стать отличной игрой, если бы издатель более активно над ней поработал! Самое большое упущение – это система подсчёта очков. Вы можете всю игру пестовать своё любимое существо, уберегая его от гибели, сражаясь с паразитами и т.д. и т.п., а потом в последнем раунде всем просто не хватит еды, и ваш любимец погибает. Очки? Ноль! Последнее место! Если все игроки нацелены на победу, последний раунд становится решающим, а всё, что было сыграно до этого не имеет никакого значения. Возможно, эту проблему можно было бы решить промежуточными подсчётами очков. А ещё в игре присутствует кингмейкинг. Динозавры-хищники могут схрумкать лидера. Могут? Нет, точно съедят! Динозавры должны или питаться или погибнуть.

Несмертельные недостатки

Игроку, которому нанесла жестокий удар судьба, или, будем честными –  его товарищи, тяжело отвоевать свои позиции. Чем меньше у тебя животных, тем меньше ты получаешь карт, а, следовательно, меньше животных можешь ввести в игру, да и они, к тому же, будут абсолютно беззащитными (по крайней мере, на первых порах). Особенно это заметно в игре втроём: один из участников может с лёгкостью превратиться в источник белка для двух остальных. А ещё мне любопытно, намеренно ли в игру не доложили синих фишек еды. Для двоих их достаточно, но если игроков больше, ощущается нехватка.

Эти претензии стали бы фатальными для любой другой игры, но в данном случае они меня не беспокоят – потому что игрушка просто отличная. Я не могу заставить себя поставить ей больше 7 баллов, потому как у неё всё же имеются недостатки, а получаемое от неё удовольствие не позволяет поставить более низкую оценку.

Peer Syvlester.

Evolution, Обзоры



Похожие записи
  • Zooloretto — распечатай и играй
  • Правила игры «Zooloretto XXL»
  • «Dominant Species» — распечатай и играй
  • Описание игры «Чёрная овца»
  • Отзыв об игре «Zooloretto»
    1. Dan
      29 Мар 2012 из 8:23 | #1

      Похоже, следующее издание будет по правилам Юры )


    2. Anton R.
      29 Мар 2012 из 11:46 | #2

      а что такое кингмейкинг? не понял эту часть текста.

      >>А ещё в игре присутствует кингмейкинг. Динозавры-хищники могут схрумкать лидера. Могут? Нет, точно съедят! Динозавры должны или питаться или погибнуть. 


    3. LumberJAN
      29 Мар 2012 из 12:26 | #3

       Мне кажется, он имел ввиду, что другие игроки могут обломать любой самый продуманный ход. Собственно, кингмейкинг. 🙂


      Хотя, как по мне, этот недостаток не так уж важен по сравнению с убегающим лидером и важностью последнего хода.


    4. Captain Person
      29 Мар 2012 из 15:24 | #4

      кингмейкинг это когда выигрывает тот, кого решил выбрать проигрывающий игрок


    5. Екатерина
      29 Мар 2012 из 17:03 | #5

      А насчет нехватки фишек еды… Можно их добавить самостоятельно, хотя бы из цветного картона. 


    6. hk
      29 Мар 2012 из 18:37 | #6

      Как раз эта статья и натолкнула меня на мысль доработать правила 🙂


    7. Денис II
    1. Трекбеков пока нет.