Ждёт ли настольные игры упадок?

Максим Блау прислал мне ссылку на статью Бруно Файдутти, в которой Бруно размышляет о кризисе в индустрии комиксов во Франции и делает осторожные предсказания о том, что, мол, история может повториться и с настольными играми. По мнению Файдутти опасные признаки налицо: игр становится всё больше и больше, и на них уже не хватает времени.

Желающие могут ознакомиться со статьёй в оригинале, а я предлагаю собственный вольный перевод: 

Мне никогда не нравились комиксы, хотя ими увлекаются многие мои друзья. Несколько раз мне рассказывали о том, как французская индустрия комиксов за несколько лет пришла в упадок. Замечательные люди выпускали отличные комиксы и, обнаружив, что это приносит доход, они стали издавать всё новые и новые комиксы. Так началась гонка леммингов, возрастающее число комиксов привело к снижению качества. Читатели заскучали, а между издательствами разгорелась свирепая борьба. И сегодня во Франции комиксы почти никто не издаёт. Остались только два издателя, всё ещё пытающиеся выпускать новые комиксы. Хотелось бы надеяться, что эта история не повторится с настольными играми.

В этом году на Эссене впервые было представлено более 700 игр (по данным BoardGameGeek). На моей памяти такого ещё не было никогда. Некоторые издательства предпочли не демонстрировать свои новые разработки и попридержали их на пару недель или месяцев, опасаясь затеряться в толпе. В таких условиях шансы новой игры оказаться замеченной и разойтись тиражом в тысячу экземпляров в первом издании очень низки. В результате некоторые издательства выпускают больше игр в надежде на то, что какая-нибудь из них окажется хитом, и создаётся порочный круг. Обсуждения на форумах свидетельствуют о том, что многие игроки ошеломлены, если не расстроены, и вспоминают о старых добрых временах, когда ещё несколько лет назад игр было куда меньше, и каждую можно было изучить с чувством, с толком, с расстановкой, освоить и обсудить. Сегодня же многие игры «пробуются» и тут же забываются. А на какие-то, вообще, не обращают внимания.

Вероятно, на то существует масса причин. В результате кризиса в индустрии комиксов и видеоигр некоторые приходят в схожий — настольный бизнес, который всё ещё развивается. Благодаря техническому прогрессу затраты на издание небольших тиражей игр или книг уменьшаются. Старые увлечения – коллекционные игры и немецкие настольные стратегии – породили новую игровую среду, из которой теперь появляются молодые и талантливые авторы. И это не единственная причина.

Я – не коллекционирую игры, но я всегда старался хотя бы раз сыграть во все новинки, которые меня заинтересовали или как-то привлекли моё внимание. Теперь же их слишком много, и я больше не успеваю сыграть во всё. В результате я покупаю намного меньше игр, чем раньше и играю в проверенные временем классические настолки: Catan, Elfenland, Ticket to Ride и мои Citadels. Я ещё не дошёл до шахмат и го, но кто знает что будет дальше. Я также стал меньше интересоваться разработкой игр и уделяю этому занятию меньше времени, хотя на то есть и другие причины.

Как и раньше, я привёз дюжину коробок с играми из Lucca, и некоторые издательства до сих пор присылают мне свои игры, но я полагаю, в ближайшие месяцы в моей идеальной библиотеке настольных игр появится не слишком много новинок. Что касается моих собственных игр, я планирую выпустить ещё две или три настолки, а затем сделать перерыв. Думаю, гонка стала для меня слишком быстрой.

Должен сказать, что я понимаю Бруно. Сам периодически вспоминаю как на заре моего увлечения настолками каждая игра была буквально на вес золота. Как я ждал первую локализацию Каркассона. Как нёс домой первое издание Цивилизации (которая Mare Nostrum). Как изучал Дремучий лес и как мы играли в Господин Великий Новгород. Как мы впервые заказали игры из Америки и радовались новинкам, которые у нас в стране было не достать.

Но со временем у меня стало очень много игр. И ощущения от новинок притупились. Поверьте, это совсем разные чувства: получить и освоить новую игру когда у тебя в коллекции их пять и когда их у тебя пятьдесят. Раньше это был восторг, это были эмоции, это было прикосновение к тайне. Ты открываешь коробку, ощупываешь компоненты, разглядываешь их. Потом берёшь правила и погружаешься в дивный новый мир. Сейчас — это по большей части рутина. Я точно не знаю во сколько настолок переиграл, но после сотой ощущения точно уже не те, что раньше. Нет, мне и теперь интересно увидеть компоненты новой игрушки, изучить её правила, но такой тяги, как была раньше, уже нет. Точнее, раньше меня тянуло к каждой новой игре, а теперь — далеко не к каждой. Например, за последние полгода через мои руки прошло десятка три новых игр. Из них по-настоящему интересны были мне единицы.

Околоигровое, Статьи



Похожие записи
  • С 8 марта!
  • Раньше небо было голубее, а трава — зеленее
  • Правила игры «Dead of Night» на русском языке
  • Очередной редизайн игры «Coloretto»
  • Сегодня без подкаста
    1. Максим Блау
      12 Ноя 2010 из 10:23 | #1

      @Dan

      А зачем? Зачем сложно если можно легко?


      По поводу откуда и куда? Современные игры как это не порадоксально уходят корнями как мне кажется в три источника:

      карты; абстрактные: шашки, шахваты, го, нарды; игра в солдатики.

      Конкретно еврогеймы взяли много из механик карточных игр.


      Так вот говорить о закате настолок, это все равно что говорить о закате карточных игр. Да и класические игры на доске не страдают от потери популярности, зайдите в любую армейскую часть в любой точке земли.


      Да повидимому когда таблеты станут более распостраненными и смогут синхронизироваться в единую сеть нас ждет новый виток игр. Но как они будут быглядеть и что возьмут от настолок вопрос неразгаданны. Пока что лишь ясно что проникновение таблетов будет довольно быстрым. Я даю 3 года.


    2. ZoRDoK
      12 Ноя 2010 из 10:29 | #2

      @oranged


      P.S. Кстати, у них есть альбомчик по черепашкам-ниндзя. (:


      Надо будет заценить =) черепашки — наше всё. Но моя самая любимая музыка — из игры Womp EM. Вряд ли, правда, кто-то по ней сделал композицию. http://www.emu-land.net/?secid=13&act=showonly&id=1642


    3. ZoRDoK
      12 Ноя 2010 из 10:34 | #3

      @Dan


      Сравните игру, в которой надо бросить кубики и самостоятельно в уме(!) сложить количество солдатиков и гранат, с игрой, где необходимо просуммировать стопочку карточек, разделить, добавить сдвиги, сверится с табличкой…


      В Курске примитивные и лёгкие правила. Много нюансов, которые не сразу можно запомнить, но правила там не сложнее «Русалочки».


      Лучшие игры, как цитирую Таммельсона — легко освоить, сложно стать мастером. А если игровая механика убога, как к в олдскульных варгеймах типа Курска, то её приходится дополнять многочисленными исключениями, нюансами и уникальными для каждого элемента объяснениями. Вы просто не хотите видеть разницу между элегантностью и примитивностью правил.


    4. ZoRDoK
      12 Ноя 2010 из 10:38 | #4

      Умберто Эко — просто старикан, пожилым людям совершенно не интересно новое, т.к. обманчивая иллюзия новизны уже не обманывает их. Думаете, Маркес что-то читает новое, или Стругацкий реально от корки до корки все присылаемые ему книги впитывает? Неа.


    5. Dan
      12 Ноя 2010 из 10:40 | #5


      Максим Блау :

      @Dan

      А зачем? Зачем сложно если можно легко?


      Да я разве осуждаю? 🙂 Я просто констатирую факт.


    6. MonK
      12 Ноя 2010 из 10:44 | #6

      @White

      Уважаемый White, прошу Вас откликнуться на моё сообщение. Если по каким-то причинам Вам не хочется обсуждать обозначенную выше тему здесь (хотя бы потому, что это оффтоп, например), прошу Вас написАть мне на e-mail: m.on.k[at]mail.ru .


      По теме: как уже говорили некоторые люди здесь, большое количество новых настольных игр ещё не означает, что среди них не будет хороших, просто их будет сложнее найти.


    7. Xneg
      12 Ноя 2010 из 10:46 | #7


      ZoRDoK :

      Умберто Эко – просто старикан, пожилым людям совершенно не интересно новое, т.к. обманчивая иллюзия новизны уже не обманывает их. Думаете, Маркес что-то читает новое, или Стругацкий реально от корки до корки все присылаемые ему книги впитывает? Неа.


      Так и какой из этого вывод? Я про «обманчиваю иллюзию новизны». Выходит, он прав же.

      А Эко я привел в пример, потому что, в отличие от Маркеса или Стругацкого, он ведет колонку в газете, выступает с лекциями, выпускает чисто научные или публицистические книги, так что «старикан» вполне себе актуальный.


    8. diablotm
      12 Ноя 2010 из 10:58 | #8

      @White

      «Сути проблемы это всёравно не меняет, в чаптер паках так или иначе редко встретишь больше 2-3ёх полезных карт, остальное это мало понятный хлам, который бессмысленно обменивать.»


      Дак процентов 70 карт каждого нового сета в МТГ не просто мало полезный, а бесполезный хлам, который играбелен в лучшем случае в limited. И хлам этот никому ненужен, многие его сразу после драфта/силеда выбрасывают. более того все 15 карт бустера могут оказатся ненужным хламом. тогда как LCG такой проблемы лишена.


      ну и в вашей ситуации вы скажем собираете колоду на рыцарях но никому не отдадите хорошие карты ночного дозора — вдруг решите его собрать через год. В ККИ люди с таким же взглядом на вещи не обменивают хорошие карты пока не соберут их больше комплекта. Большинство же игроков как правило легко обменивают ненужные им хорошие карты.


    9. Tanone
      12 Ноя 2010 из 11:31 | #9

      @ZoRDoK

      Ты бы полегче на счёт примитивной механики. Если механика даёт не то что ты от неё ожидаешь от этого она не становится примитивной.

      Классические варгеймы требуют механику которая бы давала реалистичный результат боя. Она это выполняет на ура. Отсюда куча ньюансов потому что это в принципе не описывается примитивными алгоритмами. Вот для меня механика Мемуаров и Отрядов и Флагов примитивна, я вообще считаю эту серию игр мошенничеством и выбиванием денег. Просто я жду от механики варгейма не того же самого что и ты. А то прямо крупный специалист по классическим варгеймам.


    10. Дядя Леша
      12 Ноя 2010 из 12:13 | #10


      ZoRDoK :Умберто Эко – просто старикан, пожилым людям совершенно не интересно новое, т.к. обманчивая иллюзия новизны уже не обманывает их. Думаете, Маркес что-то читает новое, или Стругацкий реально от корки до корки все присылаемые ему книги впитывает? Неа.


      у «стариканов» все меньше остается времени, чтобы впитывать всякую и всякое.

      Что такого может быть революционного и интресного в битвах кубиков, которые тут недавно аноснсировали, так очередная отрыжка. С возрастом, Слава, начинаешь читать, смотреть и в нашем случае играть в то, что тебе действительно интересно, а не искать новых и сомнительных удовольствий.

      Бруно, я завсегда не долюбливал, его ворчание это, как ты верно подметил, очередной кризис в его собственной жизни.


    11. long
      12 Ноя 2010 из 12:47 | #11

      @Tanone


      Epic War-game Snob detected.


      > Классические варгеймы требуют механику которая бы давала реалистичный результат боя


      Бред это все и разводилово. Что Мемуары, что любой трушный вар-гейм эмулирует конфликт с тои или иной степенью условности.

      Вот объясните мне дураку. Почему сносить отряд с одного кубика – это жильничество и не варгейм, а уныло считать силу атаки от дальности и брони, использовать 3 типа огня, также уныло считать повреждения торса, башни, гусениц – это что ни на есть варгейм.


    12. Лекс
      12 Ноя 2010 из 13:56 | #12


      Kuroi :

      Что-то я не вижу поводов для огорчения. Выпустили больше новых игр. Никто же не обязывает их немедленно раскупить и попробовать! Наоборот, есть прекрасный запас, из которого из года в год можно будет доставать игры, которые будут новыми по факту. Так что даже если вся индустрия настольных игр внезапно рухнет (во что сложно поверить, учитывая состояние дел на сегодняшний день), то у нас есть огромный (практически неисчерпаемый на однного человека) запас игр. И даже если темп издания настольных игр будет непрерывно расти, то и это не повод для печали, так как в таком случае множество новых интересных проектов достигнет издания!

      Ну и наконец, как уже выше писали, каждый отыскивает что-то своё, что потом будет им освоено глубже и даже, возможно, выведено на новый уровень. Я например в этом году открыл для себя Battles of Westeros и теперь никак не оторвусь от неё ибо она для меня бесподобна.


      Я тоже заказал Battles of Westeros с дополнением) Скажи, а ты с правилами как? с английским на ты? просто не представляю, как я всё это буду переводить, когда придёт…


    13. Tanone
      12 Ноя 2010 из 13:58 | #13

      @long

      Сносить отряд с кубика это где?

      Считать силу атаки и повреждения торса, башни и гусениц это где?


      Они абстракция. Но в разной степени. А игры Борга вообще разводилово. Куча дополнений (скармливают небольшими кусочками, чтобы не соскачили). Соотношение количества отрядов с бросками кубиков выводит рандом на дикую высоту, когда хвост виляет собакой. Ну а карты приказов вообще механизм который для тактики не подходит просто, как минимум в таком исполнении.


      А называть меня снобом. Нуууу. Тогда вы тоже сноб но по другой части.

      Я ненавижу систему Борга по конкретным причинам. Я их уже высказывал, убеждать фанатов дело пустое и делать это еще раз я не буду.

      В основном ей можно простить все огрехи механики, но то что она забирает игроков у нормальных варгеймов простить нельзя. Она настраивает мозги игроков таким образом, что в нормальные они никогда играть не будут.


    14. Tanone
      12 Ноя 2010 из 14:06 | #14

      Вот кстати на форуме о настольных варгеймах появилось описание партии в Курск, который так немилосердно облажали. Вменяемое описание двух игроков, которые понимают что они делают и как надо с такими вещами как Курск обращаться и куда смотреть чтобы получить удовольствие. И раскладка у них заняла час (и то могла быстрее пройти, если бы один не лопухнулся), а не 4 часа. И сыграли 2 тура за час и сценарий закончился победой одного из них.


    15. Metaller
      12 Ноя 2010 из 14:16 | #15


      Лекс :

      Я тоже заказал Battles of Westeros с дополнением) Скажи, а ты с правилами как? с английским на ты? просто не представляю, как я всё это буду переводить, когда придёт…


      Не переживай, добрые люди помогут 😉


    16. ZoRDoK
      12 Ноя 2010 из 14:23 | #16

      @Tanone

      Варгеймщики — сумасшедшие люди =)


    17. Tanone
      12 Ноя 2010 из 14:32 | #17

      @ZoRDoK

      Да нет. Просто они от игры ищут другого удовольствия.

      Ну например намного круче когда выстрелил не какой то безымянный солдат, а именно Петя Иванов. Потом в бою участвую не абстрактные отряды из 4 солдатиков, а конкретные бригады или полки, при чём у каждой может быть свои тараканы в смысле модификаторов. Они мало влияют на бой, но удовольствия дают массу, кроме того в правильной ситуации могут и выстрелить. И собствненно весь бой это поиск таких правильных ситуаций.


    18. long
      12 Ноя 2010 из 14:50 | #18

      @Tanone

      Открою вам глаза, та же хрень как модификаторы отрядов, так и то, что может означать тот или иной отряд, есть и в Мемуарах. Нужно тока не поленится зачитатать исторический бэкграунд к миссии.


    19. Медный Колчедан
      12 Ноя 2010 из 14:59 | #19

      Хаха! Насчет «Мемоир» и жульничества смешно сказано! Никто же не заставляет покупать допы, по идее базовая коробка дает все что нужно, остальное по желанию.


    20. Dan
      12 Ноя 2010 из 15:36 | #20


      то что она забирает игроков у нормальных варгеймов простить нельзя. Она настраивает мозги игроков таким образом, что в нормальные они никогда играть не будут.


      Простите. Этот холивор Мемуар vs Варгеймы совершенно того не желая спровоцировал я, когда пытался убедить, что многие люди (не все, но большинство) предпочитают казуальные игры (как компьютерные, так и настольные). А казуальные игры — это простые правила, которые легко рассказать, легко понять, легко запомнить, легко выполнять.

      Бросить кубики и посчитать иконки — это простые правила, которые я рассказал маме за 5 минут, и она практически сразу всё поняла.

      А если приходится учитывать численный состав, моральный дух, поддержку других частей, высоту, погоду и время суток, да ещё если отряды делятся не на 3 типа, а на 20, и в каждом ещё есть свои градации, то всё это конечно значительно ближе к реальности, но вот лично я без компьютера в такое играть отказываюсь.


      Вобщем, что я хотел сказать-то. Мемуар игроков у серьёзных варгеймов не забирает. Мемуар — это лёгкий казуальный варгейм, хоть и претендующий на историчность, но с совершенно неадекватной моделью боя. То, что люди играют в Мемуар вовсе не означает, что они стали бы играть в серьёзные варгеймы. То, что человек играл в серьёзные варгеймы, а потом перешёл в мемуар, вовсе не означает, что его «перетащили». Он или сам изначально выбрал не ту игру, а потом нашёл-таки своё, или просто изменился, и стал предпочитать играть для расслабления и удовольствия, а не для моделирования и погружения.


      P.S.

      Кажется сейчас меня начнут пинать оба лагеря 🙂


    21. detroit
      12 Ноя 2010 из 15:47 | #21

      Давайте ещё поговорим о ‘тяжести’ нексус опса…


    22. Евгений
      12 Ноя 2010 из 15:56 | #22

      ага, и еще те, кому не нравятся ни мемуары, ни сухие варгеймы:) ты хорошо сказал, добавлю токмо, что игрок в мемуары не обязательно казуал, а хардкор есть не только в варгеймах:)


    23. Tanone
      12 Ноя 2010 из 16:40 | #23

      @Dan

      Ну я вполне смогу объяснить правила Men of Iron за 10 минут. Или Great Battles of Alexander. Они на самом деле очень простые. Там много нюансов, которые помнят единицы. Их просто запоминаешь с опытом. С мемуарами тоже самое.

      Мемуары перехватывают тем что они позиционируются 1) лёгкий варгейм 2) как мостик к классическим. Это не лёгкий варгейм. В нём дикое количество нюансов которые надо держать в голове постоянно (Хотя это скорее к Отрядам и Флагам относится). Это не мостик к классике, поиграв в Борговские игры ты будешь мыслить по другому. Тебе придётся ломать образ мышления и выкидывать весь опыт чтобы перейти к классике. Но из-за позиционирования многие покупаются.


    24. oranged
      12 Ноя 2010 из 17:20 | #24


      ZoRDoK :

      @Tanone

      Варгеймщики – сумасшедшие люди =)


      Потому что хотят от игры не того, чего и ты?


    25. oranged
      12 Ноя 2010 из 17:28 | #25


      Dan :

      Вобщем, что я хотел сказать-то. Мемуар игроков у серьёзных варгеймов не забирает. Мемуар – это лёгкий казуальный варгейм, хоть и претендующий на историчность, но с совершенно неадекватной моделью боя. То, что люди играют в Мемуар вовсе не означает, что они стали бы играть в серьёзные варгеймы. То, что человек играл в серьёзные варгеймы, а потом перешёл в мемуар, вовсе не означает, что его “перетащили”. Он или сам изначально выбрал не ту игру, а потом нашёл-таки своё, или просто изменился, и стал предпочитать играть для расслабления и удовольствия, а не для моделирования и погружения.


      В общем я с тобой согласен. Вот только напрягает следующее:


      стал предпочитать играть для расслабления и удовольствия, а не для моделирования и погружения.


      По твоему выходит, что варгеймеры удовольствия от процесса не получают. Что странно, не кажется? Критерии у них другие, вот и всё. Вот Зордоку осточертел америтреш, и ударился он в религию евроигр, потому что это больше спорт, гонка за победные очки или к победным условиям. Почему? А критерии у него поменялись.


    26. Лекс
      12 Ноя 2010 из 17:41 | #26


      Metaller :



      Лекс :

      Я тоже заказал Battles of Westeros с дополнением) Скажи, а ты с правилами как? с английским на ты? просто не представляю, как я всё это буду переводить, когда придёт…


      Не переживай, добрые люди помогут


      Хы. Благодарю))


    27. Dan
      12 Ноя 2010 из 18:26 | #27

      @oranged

      Я неправильно слово подобрал. Я имел в виду потехи ради, for fun. Не знаю, как выразиться. Вобщем, на расслабоне.


    28. White
      12 Ноя 2010 из 20:17 | #28

      @MonK

      отписался



      diablotm :<A

      Дак процентов 70 карт каждого нового сета в МТГ не просто мало полезный, а бесполезный хлам, который играбелен в лучшем случае в limited. И хлам этот никому ненужен, многие его сразу после драфта/силеда выбрасывают. более того все 15 карт бустера могут оказатся ненужным хламом. тогда как LCG такой проблемы лишена.


      МТГ не лучший пример для ККИ, всёравно что о настольных играх по Монополии судить. Если игра была первой и из-за своей простоты превратилась в спорт, это ещё не значит что стоит её ставить как идиал. у меня в коллекции больше 50ти различных ККИ и магия даже в ТОП20 попадает с большой натяжкой.



      diablotm :<A

      ну и в вашей ситуации вы скажем собираете колоду на рыцарях но никому не отдадите хорошие карты ночного дозора – вдруг решите его собрать через год. В ККИ люди с таким же взглядом на вещи не обменивают хорошие карты пока не соберут их больше комплекта. Большинство же игроков как правило легко обменивают ненужные им хорошие карты.


      Именно, в ККИ процесс обмена поставлен на поток и всегда можно найти с кем поменяться, у кого синглы купить, кому продать и т.п.

      в ЛЦГ смысла в обменах нет, прощще купить чаптер пак чем, с кемто меняться.


    29. diablotm
      13 Ноя 2010 из 7:34 | #29

      @White

      МТГ просто взята как самая известная из ныне живых ККИ. К тому же приводилась вами как более недорогая в сравнении с ЛЦГ если играть на кухне. Но при игре дома на кухне никто не будет покупать еще один кор сет ЛЦГ ради двух трех карт — это заморочки про-плееров.


      К тому же любая не мэйнстрим ККИ в российских условиях по определению дороже чем ЛЦГ так как коммьюнити везде кроме нерезиновой 1,5 инвалида меняться картами не с кем. Следовательно преимущество обмена является полу мифическим.


    30. ZoRDoK
      13 Ноя 2010 из 11:25 | #30


      oranged :

      Потому что хотят от игры не того, чего и ты?


      Они — другие, нежели, чем я. Смерть им за это!


    31. ZoRDoK
      13 Ноя 2010 из 11:27 | #31

      @oranged


      Вот Зордоку осточертел америтреш, и ударился он в религию евроигр


      Не ударился. =) Сейчас самая любимая — Игра Престолов. Просто я перестал считать евроигры занудством и молиться на Тома Вэсела.


    32. oranged
      13 Ноя 2010 из 11:59 | #32


      ZoRDoK :

      @oranged


      Вот Зордоку осточертел америтреш, и ударился он в религию евроигр


      Не ударился. =) Сейчас самая любимая – Игра Престолов. Просто я перестал считать евроигры занудством и молиться на Тома Вэсела.


      А, так ты просто повзрослел, как игрок. (:


    33. MakVlad
      13 Ноя 2010 из 13:35 | #33

      Пожалуй, в этой теме самые интересные комментарии, которые я читал на этом сайте 🙂 Пока не свалились в обсуждение ККИ и Мемуаров.

      Странно слышать жалобы от человека, который хочет сыграть во все игры, идея прочитать все книги ему наверное в голову не приходит. Число настолок растёт, я думаю, нас ждёт их более четкая жанровая или иная специализация, как в литературе или комп. играх. Я никакого упадка в этом не вижу. Обычное развитие отрасли. Я буду только рад, если настолки станут полноценной частью индустрии развлечений и во всяких торгово-досуговых центрах будут стоять не только электронный тир и другие игровые автоматы, но и столы с настольными играми.

      Относительно же очередной серии антиборговских «филиппик» от Tanone, я подробно разобрал все его надуманные претензии к игре Commands&Colors: Ancients на форуме Охобби: http://www.forum.ohobby.ru/index.php?topic=871.0 Желающие могут ознакомиться.


    34. Tanone
      13 Ноя 2010 из 14:34 | #34

      @MakVlad

      Это тебе так кажется. 🙂


    Страницы комментариев
    1. Трекбеков пока нет.