Выживание в окопах первой мировой войны. Обзор игры Grizzled

The Grizzled. Эта игра – самая популярная новинка только что закончившейся выставки-ярмарки в Эссене в категории небольших игр. Компанию неразлучных друзей в августе 1914 года застаёт приказ о всеобщей мобилизации. Ещё не представляя себе, какой ужас ждёт их на фронте, они клянутся друг другу, что вместе вернутся домой живыми. Авторы предлагают участникам игры заново испытать чувства солидарности, взаимопомощи, готовности подставить плечо товарищу – всего того, что считается настоящим братством. Воевать вообще не придётся, а нужно всего лишь дожить до окончания военных действий. Всем. Подробнее о карточном выживании в окопах первой мировой рассказывает тов. Pard

 тематическая

несложная

30 минут

2-5 игроков

небольшое количество легко запоминаемого текста

69 карт, 22 жетона

рейтинг 7,53

Авторы – Фабьен Риффод (дебют), Хуан Родригез (других успешных игр нет).

В этой кооперативной игре, продолжающейся менее часа, каждый игрок получает карту персонажа. Персонажи обладают индивидуальной удачливостью в одном виде угроз, поджидающих бойцов на передовой. Также игрок получает 3 жетона поддержки со стрелками, указывающими вправо или влево – они указывают на товарища, который поддержит бойца в минуту паники.

Игра протекает следующим образом. Вначале все карты испытаний, имеющиеся в игре, перемешиваются, и 25 из них кладутся на карту мира. Если эта карта окажется видимой, а в руках игроков не останется ни одной карты, значит, игра закончена победой друзей, которые сдержали обещание, данное ими в начале войны. Оставшиеся 34 карты испытаний кладутся на карту памятника, на котором написаны их имена. Это – то, что их ждёт в случае проигрыша.

Результат партии зависит от того, какую из этих двух карт – карту мира или карту памятника – игроки увидят раньше.

Игра состоит из сражений, в которых стараются уцелеть бойцы. В каждом сражении первый игрок выбирает сложность, то есть число карт, которые возьмёт каждый игрок из колоды, лежащей на карте мира. Во время первого сражения сложность должна быть не менее 3, а во всех последующих может быть любой, но не менее 1.

Поскольку карты берутся из мирной колоды, то чем больше карт взяли бойцы, тем ближе их победа, и стремление брать больше карт вполне естественно. Но проблема в том, что на этих картах указаны угрозы, с которыми сталкиваются бойцы – таких угроз на каждой карте не менее 2. Угрозы бывают как природные (ночь, дождь, снег), так и физические (газы, осколки, свист). Каждый боец стремится избавиться от карт руки, выкладывая их в общую кучу на столе. Угрозы карт, которые выложены на стол, становятся активными и действуют на всех. Если в какой-то момент на столе оказываются 3 карты с одинаковой угрозой, сражение немедленно заканчивается. Например, если сыграна карта с угрозами ночь и свист, то обе эти угрозы становятся активными. Если затем сыграна карта с угрозами дождь и свист, то на бойцов действуют уже 2 свиста, и по одному разу ночь и дождь. Если кто-либо выложит карту, на которой есть третий свист, сражению конец. На некоторых картах есть метка ловушки. Если сыграна такая карта, игрок берёт верхнюю карту колоды и тоже кладёт её на стол. А что окажется на этой карте – неизвестно.

Помимо карт с угрозами, в колоде попадаются карты с ударами судьбы. Такие карты на стол не выкладываются, а обозначают личные недуги, с которыми столкнулся боец на фронте: страх, фобия и ранение. Все недуги изменяют правила игры и в целом негативно действуют на всех бойцов. Боец, получивший четвёртый недуг, умирает, а игра считается проигранной.

В свой ход боец выполняет одно действие из следующих возможных.

Он может сыграть одну карту руки, выложив её на стол в общую кучу, или добавив недуг своему персонажу.

Он может использовать удачу своего персонажа в отношении какой-то угрозы. В этом случае игрок удаляет из игры одну из карт общей кучи, на которой есть такая угроза. После использования карта персонажа переворачивается удачной стороной вниз.

Он может потратить жетон речи, предупредив товарищей о какой-то угрозе. Например, боец предупреждает о газе. Каждый другой боец, кроме его самого, может удалить из игры одну карту руки, на которой есть угроза газа.

Он может убежать с поля боя, положив на карту своего персонажа жетон поддержки. В этом случае до конца сражения любые угрозы, отмеченные на картах его недугов, никакого влияния на игру не оказывают.

Сражение заканчивается, когда из него выбрались все бойцы или на столе оказались 3 одинаковые угрозы одного вида. В первом случае считается, что бойцы успешно пережили сражение, и все карты, выложенные ими в общую кучу, удаляются из игры. Во втором случае эти карты снова замешиваются в мирную колоду. Карты, остававшиеся у бойцов, в обоих случаях переходят в следующее сражение. Затем бойцы открывают жетоны поддержки и передают их тому соседу, на которого указывает стрелка. Тот боец, который получил больше всех жетонов поддержки, то есть больше всего поддержал своих друзей в трудную минуту, способен на настоящие подвиги. Он может либо удалить из игры 2 своих недуга, либо снова повернуть карту своего персонажа неиспользованной стороной вверх, если его удача ранее уже была использована.

После пережитого сражения, если конца войне так и не видно, игроки считают общее количество карт, оставшееся у них на руках, и добавляют такое же число карт из военной колоды в мирную, но не менее 3 карт. Что вполне логично: регулярно сбегая с поля боя, конец войны не приблизишь! Если во время подобного перемещения карт из одной колоды в другую игроки открыли карту с памятником, то игра проиграна.

Механика игры полностью соответствует её теме – игроки вживаются в роли бойцов, переживающих невзгоды войны. Правила, почти полностью изложенные выше, просты, но партии всякий раз получаются разными, поскольку порядок прихода карт меняется. В отличие от большинства других кооперативных игр, здесь также отсутствует проблема лидера. Просто потому, что разговоры в игре запрещены. Боец не имеет права рассказывать, какие карты у него на руке, когда он собирается сбегать с поля боя и какой жетон поддержки он при этом положит. Таким образом, каждому бойцу приходится самостоятельно принимать все решения, основываясь на боевой ситуации и действиях его друзей.

И здесь от игрока требуется внимательность. Например, боец решает использовать жетон речи. У него самого в руке полно карт с угрозой дождя. Следовательно, у друзей карт с дождём должно быть меньше. Остаётся решить: то ли назвать другую угрозу, чтобы каждый боец обязательно смог что-то сбросить, то ли, наоборот, назвать дождь, чтобы все избавились от карт с дождём и вы могли их безопасно выкладывать на стол. То же самое касается жетонов поддержки. Желательно помнить, у кого какие жетоны остались, чтобы правильно сыграть свой – так, чтобы бонус в итоге получил тот боец, который нуждается в этом больше всего.

Запрет разговоров: конечно, обычные разговоры продолжаются, но самые важные решения, касающиеся выживаемости всех друзей в полном смысле этого слова, принимаются в тишине. И эта тишина даёт ощущение настоящего военного братства больше, чем любые разговоры. У игрока есть карты, которые он может сыграть в свой ход. Он не может, как часто бывает в других кооперативных играх, спросить совета игроков, он должен сделать свой выбор сам. А его друзья с замиранием смотрят на то, что он решит делать – от этого часто зависит их собственная судьба. И ещё – с надеждой. Надеждой на то, что боец внимательно смотрел на действия друзей и сделает правильные выводы и правильный выбор.

Эта прекрасная в своей элегантности игра позволяет по-новому посмотреть на войну. Ведь война – это не просто клетки, занятые отрядами, не абстрактные линии огня, количество боеприпасов и вероятность уничтожения техники или людей. Война – это трагедия, и игра очень точно подчеркнула это.

 По материалам BGG.

Grizzled, Обзоры



Похожие записи
  • Elements – распечатай и играй
  • Pathfinder – распечатай и играй
  • A Fool’s Fortune — распечатай и играй
  • Впечатления от игры «Condottiere»
  • Hero Realms: стартовая колода мага
    1. gv.berezovskii
      05 Ноя 2015 из 9:50 | #1

      Это же товарищ Пард. А где эе название игры «Седеющий» или «Седой», а может «Бывалый» или вообще «ДМБ» 🙂

      А по обзору и игре — очень интересно и нетривиально.


    2. Филипп
      05 Ноя 2015 из 10:06 | #2

      Если бы эта игра про третью мировую, то я бы ещё замешал в «плохую» колоду карту ядерной атаки. Если она выйдет — ПРОИГРЫШ МОМЕНТАЛЬНО! Ибо ядерная война…


    3. Pard
      05 Ноя 2015 из 10:50 | #3

      Материалы для пнп выкладываю сюда: https://yadi.sk/d/B5Cv48uokEpML


    4. Денис II
      05 Ноя 2015 из 11:14 | #4

      @Филипп

      А потом выпустить дополнение про выживание в постапокалиптическом мире, которое задействуется, если выпала эта карта. 🙂


    5. Ser vershitel
      06 Ноя 2015 из 15:56 | #5

      Спасибо за обзор и за материалы для ПнП!


    6. hk
      07 Ноя 2015 из 13:58 | #6

      @Pard


      Благодарю, пожалуй, напечатаю себе экземплярчик 🙂


    7. sXedge
      14 Ноя 2015 из 3:11 | #7

      @Pard


      Спасибо за игру. В ПнП наборе 67 карт и 21 жетон, вместо указанных 69 и 22. Чего-то не хватает?


    8. Pard
      14 Ноя 2015 из 8:55 | #8

      Нет памятки и жетона первого игрока.


    1. Трекбеков пока нет.