Типографские подводные камни


Тут наверняка есть косяки, просто мы ещё не открыли коробку

Наткнулся на Хабрахабре на статью от Мосигры, рассказывающую про неочевидные нюансы взаимодействия с типографскими конторами при печати настольных игр. В ней кратко рассказывается о стадиях производственного цикла и о подводных камнях, с которыми можно столкнуться. 

За три года нас с коллегами сотни раз било по голове ручкой от грабель при работе с типографиями. Мы списывали целые контейнеры криво напечатанной упаковки для игр, переделывали в авральном порядке тиражи, отправляли назад брак, который нам пытались выдать за нормальную печать, и натыкались на банальное кидалово. 

Поначалу может показаться, что типографии — это специальные ловушки для тех, кто не умеет правильно формулировать задание, читать договор и проверять тираж. Позже, через несколько сорванных сроков и битых тиражей, приходит понимание каких-то основ. 

За это время у нас появился алгоритм, который более-менее страхует от проблем.

1. Сначала нужно найти типографию (а лучше — пару), которая будет нормально печатать

На рынке есть много контор, работающих без своего оборудования или с неким минимальным набором. Как правило, это 1-2 цифровые машины, гильотина и несвязанный с ней отдел дизайна. Тот же офсет и широкоформат отдаётся на аутсорс.

Отсюда простой вывод — под разные типы заказов чаще всего нужны разные контрагенты. Например, офсет стоит печатать в одном месте, футболки — в другом. Доходит до неочевидных ситуаций, когда дисконтные карты в другом регионе оказываются выгоднее на 30% всего в Москве даже с учётом доставки. Плакаты иногда удобнее печатать в рекламно-производственных агентствах, где есть широкоформатные плоттеры.

Первый способ выбрать типографию — найти справочник предприятий (в регионах), открыть ДубльГис или загуглить по запросу «цифровая печать». Тут есть своя особенность: иногда в справочниках и в поисковой выдаче присутствуют разные юрлица-сателлиты одного центра с одним набором оборудования. Второй вариант — написать на принтфоруме (это типа биржи фриланса для типографий) и дождаться предложений.

Когда вы получите список из примерно 15 возможных исполнителей, нужно будет позвонить везде и попросить посчитать некий эталонный заказ, чтобы сравнить варианты.

Например: «Здравствуйте! Посчитайте, пожалуйста, сколько будет стоить напечатать 500 полноцветных листовок в формате А6, односторонних, на глянцевой меловке плотностью 115 грамм на метр». Ответом должно быть число, которое дальше будет использоваться для сравнения. На момент публикации топика эталон находится в диапазоне 900-1300 рублей, в зависимости от региона. Если больше — продолжайте поиск дальше. Если меньше — надо крепко думать, потому что либо они напечатают криво (а по низкой цене печатают криво практически всегда), либо типография играет в демпинг.

На этой стадии надо отсечь тех, кто не очень адекватен. Вообще, главное для нас в работе с типографией — ставить не на цены и железо, а на людей. Грамотные специалисты всегда делают всё на «отлично». На 50% успех зависит от умного менеджера, ещё на 50% — от печатника. Клиентоориентированные типографии выделяются на шаге созвона. Обычно экономия в несколько процентов от стоимости не окупается за счёт непредсказуемо возрастающих рисков.

Следующий шаг — проверка расположения: в случае чего в типографию придётся ехать (особенно, если планируются срочные заказы). В итоге остаётся около 3-5 вариантов, которые надо рассматривать дальше.

2. Делаем цветопробу

Это важная часть выбора. Берём макет, вкладываем в письмо и отправляем в типографию: «Здравствуйте! Мы с вами по телефону договорились на печать листовок, я хотел бы сделать цветопробу перед запуском тиража. В приложении высылаю макет».

Если у нас есть образец (например, эталонная листовка из Москвы в региональном магазине) — сравниваем цвета с ней. Если образца нет, просто смотрим на качество цветопробы. В случае с рекламными материалами важно более-менее примерно попадать в цвет (отличие на пару процентов обычно некритично), но в случае, например, с компонентами игры, на глаз заметно даже смещение на одну десятую процента, поэтому очень важно смотреть рядом с образцами. 


Вот так брак виден в игре: этот тираж ушел в переделку

На цветопробе нужно оценить равномерность заливки листа: бывает такое, что печатающее устройство делает градиент, пятна, линии или другие гадости. 

Пробный материал нужно помять, поприкладывать ко всяким предметам вокруг себя, потереть. Например, как-то раз к нам привезли с цветопробы листовку, с которой (из-за особой бумаги) тупо облезала краска. Как потом выяснилось, контрагент всё прекрасно знал, но считал, что всё путём, можно выпускать брак, раз заказчик подписал, не зная особенностей бумаги.

С другой стороны, есть прекрасный пример типографии, с которой наши производственники работают уже года два: из тиража в тираж обеспечивается один и тот же цвет без вопросов.

3. Заключаем договор

Есть ряд волшебных особенностей:

1. Не все типографии готовы заключать договор при работе до 2000 рублей. Даже много разовых работ в этом диапазоне — часто не довод.

2. Часто предлагаются рамочные документы, которые никого ни к чему не обязуют. Ещё хуже — когда договор составлен явно в пользу типографии, и вы заведомо неправы даже в случае брака.

3. Понятно, что прописывать всё и сразу в деталях в договор бесполезно: получится 20-страничный документ, который прочитать будет просто невозможно, а подписать — ещё сложнее. Поэтому очень важно убедиться, что человек, общающийся с вами, адекватен, и примет брак обратно даже в том случае, если этот брак не был описан в договоре. Например, царапины от пылинок на рубашке карты — это нормальный допуск по стандарту, но натуральный крап для колоды. Если тираж в таком случае переделают за счёт типографии — вам повезло с исполнителями. Берегите их.

Ещё надо понимать, что типографии работают по ГОСТу, когда много не зафиксировано в договоре. Если вам обещают, например, вырубку с точностью до 2 миллиметров, а на практике получится 3-4 (что часто случается), вы получите брак, но юридически типография будет права — это в допусках стандарта.

С вероятностью 90% даже при отличном менеджере вам сорвут срок. Это значит, что срок надо прописывать в договоре, плюс включать туда санкции в случае выхода за пределы графика. Ещё один подводный камень — установка срока, например, завершения печати, но не поставки: это может оказаться плюс неделя. Вообще, всю процедуру поставки вам лучше прописать детально.

Иногда встречается редактированный договор, который имеет достаточно странные отсылки по пунктам или ссылки на несуществующие пункты. Один раз было, что приехал договор, где все обязательства исполнителя «случайно» попали в нумерованный список действий при форс-мажоре, то есть, фактически, вылетели из документа. Ещё пару раз нам отправляли договор с чужими реквизитами, плюс пару раз — с ошибками в ФИО генерального директора.

4. Запускаем тираж

Перед запуском тиража надо спросить, всё ли нормально с макетами. Частые проблемы — с конвертацией форматов и цветов. Хорошая типография всегда смотрит макет перед печатью и исправляет косяки, либо сообщает о них.

Со своей стороны надо завести привычку печатать хоть на принтере один образец-прототип и ставить на нём подпись. Это повышает ответственность и страхует. Если такой образец отдать в типографию — это также в некоторых случаях снизит риск.

После этого — обязательно ехать на приладку для офсета. Приладка — это что-то типа калибровки оборудования. Если вы заказываете 5000 листов, по факту напечатают 5200-5300, например, причём первые 200-300 — это будут бета-версии ваших макетов. Так вот, хорошо, если на ответственном тираже (обычно это касается компонентов игр, а не листовок, например), вы стоите рядом и смотрите на полученные листы. Очень яркий пример: все карты на листе желтые, а одна в нижнем углу — с зеленоватым оттенком. Типография считает, что всё в допусках, и «такое бывает».

5. Принимаем тираж

Ездить надо самому или отправлять штатного дизайнера, живущего этими макетами. Например, был случай, когда цветопроба резко не совпала по цвету с основным тиражом. «Не проканало», — пожал плечами представитель типографии и грустно отправился переделывать. Если бы приехал курьер, видимо, проканало бы.

Когда вам показывают коробки с бумагой, первое, что нужно сделать — это заглянуть в начало, середину и конец тиража на предмет брака. Посреди тиража могут перезалить краску, нож может сдвинуться, печатник — протрезветь и так далее.


Прекрасный пример сдвига ножа

Ещё в самом начале тиража могут попасться те самые отладочные листы: пересчитайте, возможно, вам отгрузили больше копий, и первую часть надо просто выкинуть. Пересчитывать легче всего взвешиванием на точных весах или линейкой, зная толщину эталонной стопки бумаги заданной толщины. 

Посмотрите на упаковку больших вещей: плакаты, заклеенные скотчем, чаще всего — не к добру. 


Транспортировка зимой + тёплый склад = конденсат

Если у вас что-то штучное — надо собрать тираж. Например, когда мы собирали Стартап, все карты приехали в примерно вот таких коробках. 


Приезжающие карты

Принимающий заказ менеджер потратил около часа, чтобы собрать одну полную колоду — и выяснил, что карты не хватает. Мы перерыли весь склад, нашухерили водителя, который всё это доставлял — и в итоге коробка с картой нашлась на складе типографии под чем-то другим тяжелым. 

Бывают и скрытые косяки. Мы один раз отзывали игру из магазинов, потому что она отличалась «самоуничтожающейся» коробкой. Дно, посаженное на клей, просто отходило ровно через две недели, как по таймеру. Коробка висит себе и висит, проходит время и — раз! — содержимое на полу. Потом оказалось, клеили в 30-градусный мороз.

Vice versa

С другой стороны, мы часто косячим сами: иногда пропускаются опечатки в заголовках (которые настолько огромные, что никто и не думает их проверять), иногда игра выходит в печать не с теми реквизитами, раньше пару раз неправильно собирали листы с картами к разным играм, один раз отправили low-res-превью вместо макета и так далее. Как я уже упоминал — оптимально печатать самим одну штуку и расписываться на ней.

Подборка косяков:

Цвет разных тиражей разный — самая распространённая проблема. Случается, когда в типографии много разных машин, выбирается разная бумага, либо просто накатываются не те настройки, либо меняется краска. Иногда доходит до того, что цвет тиража не совпадает с цветом цветопробы.


Это не расфокус фото, это расфокусы печатающей головки принтера.
Плохо настроена головка — изображение размыто. 

Хорошо присылать прототип или образец. Вот эту штуку прислали без прототипа, типография решила напечатать несколько сотен без утверждения пробного. Во избежание мы печатаем материалы на принтере в офисе и складываем их как надо.


Сюрприз! Даже при очевидной вёрстке можно получить вот такую сборку.

Обычные полосы при печати. Эта бага замечательна тем, что появилась ровно в середине тиража, то есть верхняя часть стопки была нормальная.


Печать плакатов на глянце. Плакат сразу свернули в тубус, он склеился с соседним,
а потом отодрался. Печать на матовой бумаге или правильная просушка решают проблему.


В нижней части коробки отчётливо видно следы деятельности пришельцев.


Карта вырублена по самые метки


Почти попали в ГОСТ


Крап от пыли в печатном механизме (первые карты) и залом (последняя)

Чем раньше найдётся проблема — тем лучше. Наши разработчики шутят, что самый плохой случай — это звонок в офис, начинающийся со слов: «Привет! Я сейчас стою в магазине в Киеве, и у меня в руках коробка последнего тиража…»

Околоигровое, Статьи



Похожие записи
  • Древо технологий для «Sid Meier’s Civilization»
  • Espresso Fishing. Рыбалка с кофе-брэйком
  • Отчёт за неделю с 29 октября по 5 ноября
  • Мафия не нужна…
  • Рецензия на игру «Trax»
    1. toolmano
      15 Апр 2013 из 8:22 | #1

      Полезная статья, спасибо!


    2. ZoRDoK
      15 Апр 2013 из 8:53 | #2

      Статью нужно переслать в МХ


    3. _ГрАнд_
      15 Апр 2013 из 9:10 | #3

      Пункт про договоры относится абсолютно к любой сфере деятельности. Россия…

      Я, даже не будучи юристом, мог бы написать многостраничный труд на тему «Текст договора: дурь или подстава?» Не согласен с тем, что нужно верить в адекватность контрагента — такая вера на слово, помноженная на взаимную юридическую безграмотность и ужасно составленное техзадание, приводит к плохим последствиям.


    4. Mootabor
      15 Апр 2013 из 10:31 | #4

      В статье все свалено в одну кучу, и цифровая печать, и офсетная. Вещи принципиально разные и подход, соответственно разный.


    5. zwyagel
      15 Апр 2013 из 11:46 | #5


      Mootabor :

      В статье все свалено в одну кучу, и цифровая печать, и офсетная. Вещи принципиально разные и подход, соответственно разный.


      мне например поф, что цифровая печать, что офсетная, все равно это печать и судя по всему, у них общая проблема — рукожопость мозга.

      а вы, если уж заявляете авторитетно так заявляете, то пожалуйста подробнее раскройте про «принципиальные подходы» и их плюсы минусы, тогда мы конечно поймем где наврали в статье


    6. Delovoy
      15 Апр 2013 из 12:32 | #6

      С удовольствием почитал бы статью с советами по взаимодействию PnP’шников с типографиями. Может она уже есть?


    7. Mootabor
      15 Апр 2013 из 14:04 | #7

      @zwyagel

      Да я бы не сказал, что в статье наврано, просто для такой «глубокой аналитики» все свалено в одну кучу. Понятно, что потребителю пофигу, где, как печатали, и какую добавку лили в увлажнение.


      Если интересно, могу ответить на конкретные вопросы, я совладелец небольшой офсетной типографии в регионе.


    8. azazel
      15 Апр 2013 из 15:20 | #8

      @ZoRDoK

      Точно, чтобы некоторые ее «технологи» не утверждали, что пробные тиражи не спасают от брака. Ну и про много чего еще.


      @Delovoy

      Какое взаимодействие? ПНП в типографии печатается на цифре, т.к. на офсете единичные экземпляры не печатаются. Или встанет это по цене тиража, а тогда дешевле будет оригинал купить 🙂 Цифра соответствие цветам оригинала не гарантирует (даже если цветопробу туда предоставить). Вырубать в типографии — дорого. Проще самому нарезать. Одно взаимодействие — позвонить в типографию и узнать максимальный формат печати. Т.к. размер печатного листа больше стандартных А4, А3, чтобы оставалось место для меток совмещения и цветовых шкал, которые можно самому разнести так, чтобы больше влезло. Ну, и про ламинацию узнать.


    9. KoTdeSigN
      15 Апр 2013 из 16:04 | #9

      Согласен, тоже не первый год работаю в типографии и с различными типографиями, и не только в россии. Самый простой и правильный способ решать такие проблемы особенно крупным производителям, нанять/найти/заключить разовый договор с технически подкованным дизайнером/верстальщиком/менеджером. В принципе нормальные типографии могут предоставить такового, и кстати в нормальных типографиях не проходной двор и стоять у печатника под носом никто не даст человеку с улицы. Да и неподготовленный человек по первым краскам не сможет определить что не так с цветами, а когда ложат последнюю краску как правило уже сделать ничего нельзя. Цветопроба делается не на офсетной машине никто не будет запускать это многомиллионоое чудо со средней скоростью 60-200 копий в минуту ради одной копии это надо понимать. Цветопроба делается на лазерном или струйном принтере откалиброванном максимально приближенно к цвету офсета. Но никогда не будет точно соответствовать реальному тиражу. Соблюдать цвет от тиража к тиражу если прошло довольно много времени довольно трудно. Теоретически у печатника должны сохраниться отпечатки тиража со шкалами и цветовыми плашками, хранится они должны в иделатьных условиях и печатник должен быть фанатом своего дела потому что подобрать цвет будет довольно трудоемкое занятие со спектрометром, краской и бумагой лежащей на складе при такой же температуре и влажности. Конечно я немного сгущаю краски. Машины в типографиях со временем ставят все современнее и автоматизированнее. Кое где уже стоян красавццы которые печатают идеально даже если печатник почти дальтоник :)потому что в них уже вшит цветовой профиль и дизайнеру достаточно правильно его использовать чтобы получить именно то что он задумал. Но в основном печать такая дороже и такие варианты отсекаются на первой стадии обзвона типографий с просчетом «эталонного заказа».


      Сразу скажу если кто начнет говорить про современные 4-х красочные машины и прочее. Я писал о печатном современном рынке среднего и низкого ценового уровня, с неновыми станками обычно 2-красочных машин, полуавтоматических. Все что касается дорогой печати как правило лишено половины «болячек» описаных в данной статье. И еще если вам просчитали дорогой заказ это еще не значит что его реально будут делать на качественной технике. мы живем в России 🙂


    10. Mootabor
      15 Апр 2013 из 16:23 | #10

      @KoTdeSigN

      Все так. Все упирается в соотношение цена-качество. Современное дорогостящее оборудование способно держать оттенок и избежать многих дефектов, о которых идет речь, типа несовмещения красок или перетискивания. В типографиях с 2-х и одно красочными машинами, все зачастую делается на глазок. И цветопроба в данном случае бесполезна, потому что когда заказчик видит первый лист тиража, технически вся бумага уже запечатана и что то изменить уже невозможно.


    11. KoTdeSigN
      15 Апр 2013 из 16:24 | #11

      И раз уж завел разговор несколько советов начинающим:

      Оценить качество всего тиража печати типографии довольно просто, придя в типографии и положив на стол менеджеру довольно дорогой заказ не стесняйтесь попросить показать несколько лежащих на складе готовой продукции заказов календариков, листовок или плакатов. Полюбому у любой типографии есть что показать. Тут как раз можно будет посмотреть качество всего тиража, не едут ли цвета, и того ли оттенка печать на первом, третьем, в середине и сверху листах. Стопка календариков «выдаст с потрохами» все возможности типографии, и по резке тоже 🙂


      Второе, всегда подписывайте макеты в печать. И по возможносте просите распечатать макет в типографии, потому что если вы принесете макет «из дома» и потом все пойдет не так как задумано и желтый превратится в зеленый вам потом скажут что это макеты плохие а распечатали вы наверно другой файл. То есть делайте в типографии цветопробу.


      И самое главное, что касается игр. У всех игр есть коробка. И именно коробка порою является самым дорогим в производстве элементом. Все упирается в высечку этой самой коробки. Стоимость ее может быть очень высока. Поэтому выгоднее печатать коробку не с нуля а уже существующего стандарта. В типографиях печатающих упаковку всегда есть некоторый набор уже готовых высечек под коробки различных размеров. Ищите типографию с готовой высечкой нужного вам формата. Порою печать коробки в такой типографии перекроет более дорогую печать всех других элементов игры. И естественно возможно придется под коробку подогнать размер всех остальных элементов, так что чем раньше вы найдете типографию тем проще будет в будущем отдавать в печать макеты.


    12. Вадим Лобов
      30 Сен 2013 из 23:56 | #12

      Увидел в статье свои макеты )) так забавно ))


    13. Вадим Лобов
      01 Окт 2013 из 0:22 | #13

      @Delovoy

      Статьи такой не видел, но рассказать свой собственный опыт могу.

      В дополнение того, что уже сказано про коробку и некоторые другие моменты могу добавить следующее:

      Суть печати игр в типографиях для пнп примерно сводится все же к цене вопроса. Печатая для себя мы не так критичны к цветопередаче, идеальной вырубке и прочим нюансам, которые могут зарубить тираж, который идет в продажу в магазины.

      Однако каждый из нас все равно хочет получить на выходе продукт достойного качества. И таки это возможно и доказательством

      тому не только мои слова, но и мнение тех людей (даже с этого ресурса), которые имели со мно йдело.

      Итак, первоочередной вопрос для пнпшника — цена.

      И в нашем случае пляска начинается от штампа для вырубки карт, ибо это самая дорогая часть печати, если речь идет о печати карт.

      Изготовление штампа для вырубки может колебаться от 6 до 20 тысяч рублей.

      Соответственно дешевле будет найти типографию, в которой уже есть штампы для вырубки карт и типография иммет право им пользоваться (часто бывает, что штам есть, но рубить этим штампом типографии по договору имеет право только заказчику, и уговорить в этом случае не удастся).

      Именно поэтому у меня любимым размером карт является размер кредитной карточки. Такой размер есть почти во всех типографиях и он всегда разрешен к использованию.

      После выбора размера карты по доступному штампу для вырубки попросите менеджера выслать вам макет для спуска полос. именно поэтому макету вы и должны готовить спуски. И, конечно же, это не будет размер А4, к которому мы привыкли.

      Можно не заказывать вырубку, но тогда карты придется вырезать самому, и хорохо, если карт 100, а если их как в рунварзе 300?

      Ну и что говорить о кромке самостоятельно вырезанных карт? Вы сами знаете что получится в результате. Лучше не жалеть полторы-две тысячи и заказывать профессиональную вырубку.

      На счет «гуляющего ножа». Если вы грамотно подготовили спуски полос, то ошибка при вырубке будет минимальна, если вообще будет, если фон у вашей карты будет темный, то даже если ошибка будет, то она не будет бросаться в глаза. Существует мнение, что ламинация на темную крску ложится плохо и после вырубки может начать задираться по краю реза.

      Я такого пока не замечал, хоть и напечатано у меня так достточно много карт.

      Ну, вот вроде бы и все, что мне есть сказать по данно йтеме.


    1. Трекбеков пока нет.