«Тесера — 2011» — некоторые размышления

По поводу недавнего вручения премии Тесера — 2011 озвучено уже несколько комментариев. На самой Тесере, например, есть несколько негативных высказываний. Мол, собрались несколько издателей и сами себя наградили. Аналогичное мнение высказано и автором блога Настольные игры без купюр, который прокомментировал это событие так: "междусобойчик во всех смыслах слова". Давайте посмотрим, так ли это. 

В общем-то, подобное отношение вполне понятно. Достаточно посмотреть на состав жюри. Напомню, оно состоит из 10 человек, из которых 7 имеют непосредственное отношение к созданию и изданию игр. Это Михаил Акулов (Смарт), Тимофей Бокарёв (Игрология), Дмитрий Кикбало (Мосигра), Константин Комаров (Звезда), Сергей Мачин (Правильные игры), Иван Попов (Мир Фэнтези) и Степан Чижов (Триоминос). Всё это люди — которые в первую очередь делают и продают игры, а не играют в них. Также в состав жюри затесались два игрока-блоггера: Михаил Баландин (Записки новосибирского настольщика) и ваш покорный слуга. 

Итак, в жюри входят представители восьми игровых компаний. А теперь смотрите, кто из них получил награды:

  • Смарт (Доминион);
  • Правильные игры (Эволюция);
  • Мир Фэнтези (Коронация);
  • Игрология (Рисумей);
  • Звезда (Великая Отечественная. Лето 1941);

Таким образом, без наград остались только Игровед и Триоминос. Не отметили ещё и Мосигру, но ей, совместно с Игрологией, Миром Хобби и Миром Фэнтези достался специальный приз за игру Мисс Русская ночь. Кроме того, одна из наград досталась игрушке, которую выпустил "сторонний" производитель, не входящий в состав жюри. Это Головоноги, детская игра, про которую я раньше никогда не слышал. 

Итак, у стороннего наблюдателя действительно может сложиться такое впечатление, что "награждают сами себя". Но давайте копнём немного глубже. Напомню, что каждому члену жюри нужно было назвать три лучшие игры в каждой категории и проранжировать их (первое место, второе место и третье место). Затем голоса всех 10 членов суммировались и в каждой номинации определялся победитель.

Давайте посмотрим на списки номинантов (к каждому списку я буду приводить свой комментарий, жирным в списках выделены победители).

Настольная игра

  • Как приручить дракона;
  • Коммерсантъ. Деньги;
  • Коронация;
  • Метро 2033;
  • Тачки. Крутые виражи;
  • Терминатор. Да придёт спаситель;
  • Черепашки ниндзя. Цитадель Шреддера;
  • Чудовище Джио-Джанга.

Моё первое замечание к этому списку — из него исключены карточные игры. По-первых, по-моему, это несправедливо по отношению к Эволюции, которую я считаю лучшей игрой, изданной в прошлом году в нашей стране и которая автоматически "выпала" в номинацию "карточные игры". Во-вторых, мне кажется это нелогично. Что, карточные игры у нас уже к настольным не относятся? Я уже приводил аналогию со Spiel de Jahres, которую получила карточная игра Dominion. По нашей же схеме максимум, на что может рассчитывать Доминион — лучшая карточная игра.

Думаю, тут следует немного пояснить. Понятно, что премия присуждается в нескольких номинациях, но, как мне кажется, номинация "лучшая настольная игра" — это самая престижная награда. Получить её намного приятнее, чем какую-нибудь "лучшую локализацию" или "лучшее оформление". Поэтому я считаю, что выбрасывать карточные игры и, в частности, Эволюцию, из списка номинантов в категории "настольная игра" не следовало.

Мои предпочтения в этой номинации были такими: 1 место — нет, 2 место — нет, 3 место — Терминатор. Да придёт спаситель. Ни одна из игр в списке по моему мнению не заслужила 1 места. Правда, когда подавались голоса, я, к сожалению, ещё не был знаком с Тачками, которые заслуживают второго места. 

Среди остальных номинантов я ничего не могу сказать про Как приручить дракона и Чудовище Джио-Джанга, т.к. в эти игры ещё не играл. Коммерсантъ. Деньги мы недавно освоили, но окончательное мнение об этой игре у меня ещё не сформировалось. А вот Метро 2033 и Чеперашки-Ниндзя, на мой взгляд, вообще не заслуживают присутствия в списке номинантов, т.к. это низкокачественные игры, сделанные весьма топорно.

Коронация, которой в итоге досталась победа, игра относительно неплохая. Но она ни разу не лучше Эволюции, до которой ей очень далеко. К тому же это не оригинальная разработка, а клон Скотланд-Ярда. Причём в правилах, об этом, почему-то не говорится ни слова. Напомню, что разработчики Игросказа, представляющего собой переработку Once Upon a Time, не постеснялись прямо указать откуда растут ноги у их игры. А вот разработчики Коронации почему-то об этом факте умолчали. 

Локализация

  • Dixit;
  • GiftTrap;
  • Ticket to Ride. Европа;
  • Доминион;
  • За бортом;
  • Замок на все времена;
  • Карманные сражения. Орки и эльфы;
  • Киклады;
  • Куба;
  • Мафия леммингов;
  • Пандемия;
  • Пираты Карибского моря. Пиратские бароны;
  • Сердце дракона;
  • Экспансия;
  • Энергосеть.

На мой взгляд, в этой номинации была самая высокая конкуренция. Ведь в отличие от собственных разработок, которых раз-два и обчёлся, достойных локализаций у нас немало. Это и Endeavor, и Power Grid, и Dominion, и Dixit, и Pandemic, и Ticket to Ride. Европа. Мои предпочтения распределились следующим образом: 1 — Доминион, 2 — Пандемия, 3 — Dixit. И я очень доволен, что в итоге победил именно Dominion. Это очень хорошая игра.

Детская игра

  • Антошки;
  • Головоноги;
  • История игрушек. Большой побег;
  • Кошки-мышки;
  • Малыш и Карлсон;
  • Медвежонок Винни. Прогулка к друзьям;
  • Спасайся, кто может!;
  • Чародейки. Магия дружбы.

Детские игры — это для меня немного непонятно. Я не умею их оценивать и подхожу к ним с теми же мерками, что и к обычным настолкам. Да и вообще, в детские игрушки мы практически не играем, так что в этой номинации я вообще не голосовал.

У меня вызвало удивление отсутствие в этом списке Тачек, которые позиционируются издателем (Звездой) именно как детская игра. Я высказывал свои сомнения на этапе формирования списков номинантов, но получил ответ, что, мол Тачки посчитали подходящей игрой не только для детей, но и для взрослых, а поэтому её место в другой номинации.

Карточная игра

  • 12 стульев;
  • Игросказ;
  • Из грязи в князи;
  • Мисс Русская ночь;
  • Шахматы хаоса;
  • Эволюция.

В этой номинации никаких сюрпризов быть не могло. Пара сомнительных игр 12 стульев и Мисс Русская ночь, а также не совсем настольные игры Из грязи в князи и Шахматы хаоса, на мой взгляд, никак не могут конкурировать даже с Игросказом, а уж, тем более, с Эволюцией, которая однозначно лучшая российская игра прошлого года. Я поставил её на первое место, на второе — Игросказ. Третьего претендента в этой номинации я не нашёл. 

Игра для компании

  • Бум!;
  • Из грязи в князи;
  • Крокодил;
  • Медвед;
  • Остров страха;
  • Рисумей;
  • Шляпа.

Игры для компании тоже не мой конёк, но в данном случае я отдал свой голос Шляпе. Это объясняется просто — в нашей компании народная игра "Шляпа", по мотивам которой Правильные игры издали свою Шляпу одно время была очень популярна. На второе место я поставил Медвед, клон Junglee Speed. Третьего места у меня не нашлось. На мой взгляд остальные игры этого не заслужили.

По мнению большинства членов жюри лучшей игрой оказался Рисумей. Я это решение прокомментировать никак не могу, т.к. в до сих пор не выбрал время чтобы освоить эту настолку 🙁

Военная игра
  • Великая Отечественная. Лето 1941;
  • Курск 1943. Огненная дуга;
  • Смута. 1605—1612;
  • Эпоха битв. Полтава. 1709 г.

Ещё одна номинация без сюрпризов, которую на мой взгляд стоило бы сократить вдвое. Ведь Курск — это не настольная игра, а какой-то картонный симулятор курской битвы, а Полтава — это, вообще, набор миниатюрок. Из двух оставшихся явный фаворит — Великая Отечественная, за которую я и отдал свой голос. Второго и третьего места у меня в этой номинации не было.

Самая красивая игра

  • Из грязи в князи;
  • Коронация;
  • Крокодил;
  • Метро 2033;
  • Рисумей;
  • Шляпа.

Наконец, последняя номинация. Здесь я голосовал за три настолки. На первое место я поставил Метро 2033, которая полный "нуль" по механике, но зато шикарно оформлена. Игровое поле со схемой московского метрополитена — это нечто. На второе место я поставил Коронацию, в которой мне понравилось оформление правил и карточек локаций, а на третье — Из грязи в князи, за отличные иллюстрации. По мнению большинства победила Коронация.

В целом у меня нет замечаний по составу победителей. Из 7-ми номинаций в 3-х моё мнение совпало с мнением большинства. В оставшихся четырёх у меня принципиальных возражений по победителям нет, за исключением номинации "настольная игра", в которой, как я уже сказал, победу заслуживает не Коронация, а Эволюция. Вопрос ещё вызывает специальная номинация Мисс Русская ночь. Я в эту настолку не играл, но судя по оформлению, это какой-то карточный примитив, выезжающий исключительно за счёт обнажёнки и оформления с голыми или полуголыми девушками. С точки зрения механики там ничего особенного нет. Но специальный приз на то и специальный приз, что выдаётся вне категорий по желанию учредителя премии кому угодно.

Зато я не могу не сказать вот о чём: заметили, что во многих номинациях я выбирал не три лучшие игры, а меньше? А всё потому, что некоторые игры на мой взгляд вообще не достойны того, чтобы куда-то там номинироваться. Увы, но тут получается палка о двух концах. Настолок у нас в стране выпускается в принципе мало, а достойные игры, так, вообще, по пальцам пересчитать можно. У меня, вон, в Игре года для российских игр есть только одна номинация (лучшая отечественная игра), да и в ней не каждый год удаётся найти достойных претендентов.

Тесера же присуждается нескольким отечественным играм в нескольких номинациях и при таких условиях ты никуда не денешься от объективной "бедности" отечественного настольного игропрома. Как быть, когда лучшего зачастую не надо выбирать из нескольких сильных кандидатов, а достаточно ткнуть пальцем в очевидного фаворита (как это, например, произошло с Великой Отечественной). В других же номинациях (например, игра для компании или лучшая детская игра) очевидных лидеров вообще нет, и победитель выбирается из толпы середнячков.

Подводя итоги я хочу сказать, что на мой взгляд первая премия "Тесера" удалась. Ведь у нас появилась новая игровая премия. А ещё вручение наград происходило публично, с приглашёнными и даже с прессой. Всё это привлекает внимание к миру настолок и не может не радовать. 

Околоигровое, Премии и награды



Похожие записи
  • Выборы лучших игр на BGG.COM
  • Победители Golden Geek Awards 2013
  • Лучшая игра Японии — 2007
  • Столпы Земли — Игра года в Испании
  • Игра года — 2008 во Франции
    1. vladdrak
      24 Мар 2011 из 13:51 | #1


      Gagins :

      Вот у меня только один вопрос, а как на премию игры отбирались? Почему то не видно Запретного острова, да и Братства девяти?


      А у них в правилах всё это написано.


    2. Atsukawa Toshiro
      24 Мар 2011 из 13:56 | #2


      Что касается “Курска” и “Полтавы”, так на мой взгляд это не очень хорошие игры (насчёт Полтавы я ещё до конца не уверен, а вот про Курск – инфа 100%).


      Любая игра (вообще) — на любителя. Нравится — играй. Ежели нет — подари тому, кому может понравиться. Ещё вариант — оставь на полке 🙂



      Новая премия это хорошо. Больше внимания к настольным играм. Да она возможно не совсем объективна. Видимо, это будет не единственная премия в России. И потом блоггерам России пора сделать свою премию. Возможно, она будет более объективной.


      Полностью согласен! «Как свинью ни корми — ей всегда мало». Так и людям всем угодить НЕ получится. Важно, что больше народа УЗНАЮТ о настолках. Лично на меня уже перестали коситься сотрудники, когда в библиотеке в Берсерка играем (уж, что думают — не знаю) — зато 12 человек уже в теме постоянно. Однако когда узнал, что у одного паренька дома лежит настольный Варкрафт (родители купили и даже играют) — был приятно удивлён. «Крепнет расса настольщиков на земле Русской» 🙂


    3. Mootabor
      24 Мар 2011 из 13:56 | #3

      @Gagins


      Запретный остров, я так полагаю попал на 2011, там были игры за 2010 г


    4. Дядя Леша
      24 Мар 2011 из 14:35 | #4

      @White

      «Смута»-игра интересная, но не для новичков и с огрехами, которые вызывают вопросы даже у опытных игроков. ВОВ от «Звезды» проста, «материальна» и доступна. На мой взгляд, в этой номинации, действительно без вариантов.


    5. Tanone
      24 Мар 2011 из 16:42 | #5

      @Дядя Леша

      У ВОВ дырок и ляпов вызывающих недоумение у опытных игроков тоже дофига и больше.


    6. Дядя Леша
      24 Мар 2011 из 16:55 | #6

      @Tanone

      ВОВ, по мне, нудноватая.

      «Смута» для русскоязычного игрока, настоящий прорыв,но увы, лишь для узкой аудитории.


    7. Tanone
      28 Мар 2011 из 4:37 | #7

      @Дядя Леша

      Согласен. Для непривычных нудновата. Даже для меня. Я больше античкой увлекаюсь, там битвы динамичнее.


    8. Григорий Тыч
      03 Апр 2012 из 11:20 | #8

      Премии исключительно коммерческое предприятие. Та же популяризация игр, это всего лишь стремление увеличить рынок. Ребята столбят территорию, с перспективой на будущее. Рынок развивается и премия с родословной будет стоить больше.


    Страницы комментариев
    1. Трекбеков пока нет.