Сравнительный обзор «Steam» и «Railways of the World»

Год назад я осознал, что хочу поиграть в настолку «про железные дороги». На эту роль нашлось два претендента – Railways of the World и Steam. Похожие игры, в которых нужно строить железные дороги и перевозить по ним грузы. Уже в прошлом году у меня появилась ROTW, а теперь в моей коллекции есть и Steam. Так что всего за год моё желание познакомиться с железнодорожными играми полностью реализовалось. C Railways of the World мы уже хорошо знакомы, а теперь пришло время поговорить от Steam. Оговорюсь только, что для начала рекомендуется прочитать мой обзор ROTW, потому что я буду рассказывать про Steam, постоянно сравнивая её с Railways of the World

Хотелось ли вам когда-нибудь попробовать себя в роли железнодорожного магната? Проложить дорогу из точки А в точку Б и возить по ней грузы, зарабатывая на этом неплохие деньги? А, может быть, вы когда-нибудь играли на компьютере в Transport Tycoon или Railroad Tycoon и желаете повторить этот опыт за столом? Или же просто любите экономические стратегии, где нужно развивать своё хозяйство и получать прибыль? Всё это можно делать в Steam, настольной игре о железных дорогах, созданной Мартином Уолласом.

Цель игры

В Steam игроки становятся предпринимателями, намеревающимися создать самую выгодную сеть железных дорог. В ходе партии игроки строят на игровом поле железные дороги и перевозят по ним грузы, зарабатывая на этом деньги и получая победные очки. Партия длится ограниченное количество ходов, число которых зависит от количества игроков. Победителем в игре становится тот, кто наберёт больше всех победных очков.

Про ROTW можно сказать примерно то же самое, тут тоже нужно строить железные дороги и возить по ним товары, а побеждает тот, кто наберёт больше всех победных очков. Принципиальное отличие, пожалуй, только одно – количество ходов в Steam ограничено, а в ROTW партия длится, пока не будут вывезены грузы из определённого количества городов. Причём, игроки могут увеличивать продолжительность партии, выполняя действие «урбанизация», при котором в опустевших городах могут возникать новые грузы.

Обе игры построены на одном и том же принципе: на поле есть разноцветные города, в которые в начале партии случайным образом выкладываются разноцветные кубики-грузы. Игрокам предстоит строить между городами свои железные дороги и возить по ним грузы, доставляя кубики в города соответствующих цветов (красные кубики в красные города, синие – в синие и т.п.).

Обратите внимание – для Steam есть два варианта правил: для начинающих игроков и для продвинутых. В этом описании я опираюсь на вариант для начинающих и по возможности буду упоминать об изменениях тех или иных правил в варианте для продвинутых игроков.

Компоненты

Steam – это небольшая коробка нестандартной прямоугольной формы, внутри которой скрывается компактно упакованное двухстороннее игровое поле, более сотни жетоны железных дорог, семь карточек ролей, картонные монеты, а также много-много деревянных фишек. Комплектация игры примерно соответствует ROTW, где тоже есть много-много жетонов рельсов и разноцветные кубики. Но есть и отличия.

Первое, что бросается в глаза – это размер. Коробка Steam весьма невелика, меньше чем Ticket to Ride и по размерам примерно соответствует Stone Age. ROTW – гораздо больше, примерно как 2 коробки Steam. По размерам она равна Age of Empires III.

В ROTW два игровых поля. Одно поменьше, рассчитанное на 2-4 игрока (Мексика), другое побольше (сильно побольше), предназначенное для 4-6 игроков (восточное побережье США). В Steam поле одно, но двухстороннее. На одной стороне поле для 3-4 игроков (Америка), на другой – для 4-5 (Германия).

Игровые поля в ROTW выглядит похожим на фотоснимок территории США и Мексики. Города, горы и равнины нарисованы в стиле, похожем на фотографию. Выглядят карты очень хорошо, привлекательно и наглядно. Спутать равнину с горами, реками или водой нельзя. Единственное нарекание – неудачно подобранные цвета городов. Фиолетовый и синий город можно перепутать.

В Steam графика проще и близка по стилю к традиционным евроиграм, таким как Puerto Rico и Louis XIV. Тут тоже есть равнины, горы и города, но нарисованы они в более мрачном стиле, а города изображены несколько схематично. С функциональной точки зрения проблем здесь нет, как в и ROTW спутать типы местностей не получится, цвета городов подобраны удачно. Единственное – сами изображения городов на мой вкус чересчур строги.

 
Слева — фрагмент игрового поля Steam. Справа — ROTW.

Ещё одно заметное отличие – это фишки. Если в ROTW после строительства нового участка дороги игрок выставляет на неё пластиковый паровоз своего цвета (чтобы пометить, что это именно его дорога), то в Steam этой цели служат цветные деревянные кругляши (мне паровозы гораздо симпатичнее абстрактных деревянных евро-дисков). Наконец, отличаются и игровые деньги. В ROTW это бумажные купюры из не очень плотной бумаги, в Steam – картонные монетки. Цветные кубики грузов в обеих играх весьма сходны. Также в обеих играх есть непрозрачные мешочки, из которых кубики выкладываются на поле в начале партии.

В Steam есть ещё 7 карт ролей, а в ROTW – два десятка пластиковых домиков и железнодорожных сооружений, которыми помечаются пустые города. Также в ROTW есть карты действий, и карты заданий.

Ход игры

Начнём с ROTW, поскольку в ней ходы проще. Все игроки выполняют по 1 действию три круга подряд. Действий немного: построить дорогу, перевезти груз, проапгрейдить паровоз, развить город (урбанизация) и набрать карту действия. Какие именно действия выполнять решает сам игрок. Хочет – три раза подряд прокладывает рельсы. Хочет – совершенствует локомотивы или возить грузы.

В Steam ход тоже состоит из трёх фаз, но они чётко определены. В первую фазу все игроки могут только строить дороги. Во вторую и третью фазу игроки перевозят грузы (вместо одной из перевозок можно также улучшить локомотив). Карт действия в игре нет. Урбанизация присутствует, но выполняется немного по-другому.

Итак, в общих чертах сходство явно прослеживается. Теперь поговорим об отличиях. В ROTW есть карты действия – они дают игрокам некоторые преимущества: бесплатную урбанизацию, более длинную дорогу, дополнительные очки за транспортировку грузов в тот или иной город и т.п. В Steam ничего такого нет.

Отличия в правилах

Важное отличие заключается в начале хода. В ROTW ход начинается с аукциона, где игроки торгуются за право ходить первым. Тут, фактически, проходит соперничество за право первым проложить рельсы на выгодном участке или (что бывает чаще) за право вывезти кубик из какого-нибудь города. При этом у нас в компании острой конкуренции как-то не возникало, и аукционы часто оказывались несостоявшимися, т.к. никто не желал делать ставки.

В Steam аукциона нет. Точнее, есть, но не всегда. В варианте для новичков аукцион проводится только в самом начале игры. Затем, когда будет определён стартовый игрок, он может выбрать себе любую из 7 карт ролей. Каждая из этих карт позволяет совершить дополнительное действие или даёт игроку некоторое преимущество. Вот эти роли:

1 – игрок будет ходить первым в следующем ходу;

2 – игрок первым перевозит грузы;

3 – игрок может построить не 3, а 4 участка дороги;

4 – игрок первым строит дорогу;

5 – игрок может вне очереди улучшить свой локомотив;

6 – игрок может добавить в любой город кубики товаров (урбанизация);

7 – игрок может создать новый город.

Первый игрок выбирает себе любую карточку, второй берёт себе одну из оставшихся ролей и так далее. Чем раньше ты ходишь, тем больше у тебя выбор. 

«Номер» каждой роли определяет позицию игрока в следующем ходу. Взял карточку № 1 – будешь ходить в следующем ходу первым. Взял «семёрку», гарантированно будешь ходить последним. В варианте для продвинутых игроков аукцион проводится каждый ход. Победитель выбирает себе любую карту. Затем делает выбор игрок, сделавший вторую по величине ставку и т.п.

Оба этих варианта нравятся мне куда больше, чем бесконфликтный аукцион в ROTW. Каждая роль в Steam весьма существенна, так что выбор роли очень важен (тем более, что количество ходов ограничено). Вообще, эти роли, которых и в помине нет в ROTW – очень важный элемент игры. Это реально значимые решения, которые нужно принимать игрокам. Например, роли – это единственная возможность построить новый город или добавить товары в уже существующий.


Больше игровое поле США (ROTW) и поле Германии, размером поменьше (Steam).

Ещё одно отличие касается кредитно-денежной системы. Обе игры начинаются с того, что у игрока нет ни кола, ни двора, ни рельс, ни вагонов. Собственных средств на строительство железных дорог недостаточно, так что поначалу все живут в кредит. Но система кредитных денег устроена по-разному.

В ROTW игроки выпускают акции своих компаний, а затем каждый ход выплачивают по ним дивиденды. Таким образом, единожды взяв кредит (в игровых терминах – выпустив акцию), ты будешь платить за него до последнего хода. Кроме того, в конце игры игрок теряет столько очков, сколько акций он выпустил. Это означает, что занимать в ROTW желательно как можно меньше, потому что за каждый заём приходится расплачиваться до конца игры.

В Steam игрок тоже может брать кредиты (тут это именно кредиты, а никакие не акции), но в отличие от ROTW их можно гасить прямо в процессе игры. У каждого игрока есть специальный счётчик дохода, по которому можно уйти как в плюс, так и в минус. Если ты в плюсе, то в конце хода получаешь столько долларов, сколько указано на счётчике. Если в минусе – должен заплатить столько, сколько указано на счётчике. В начале партии фишки игроков стоят на нулевой отметке. Все берут кредиты и уходят в минус, а затем постепенно выбиваются в плюс.

Наконец, ещё одно ключевое отличие ROTW и Steam – это система начисления победных очков. Основной принцип тут одинаков: и там, и там очки зарабатываются перевозкой кубиков. Причём в обеих играх выгодно возить грузы на дальние расстояния, ведь чем больше городов проедет кубик до своей цели, тем больше с него заработает владелец дороги. Правда, на деле этот принцип порой приводит к абсурду, когда между двумя соседними городами груз перемещается не по кратчайшему пути, а через извилистое хитросплетение дорог, объезжая несколько соседних городов. Вот так вот: игры о перевозках учат логике таксистов: к месту назначения выгоднее ехать не по прямой, а кругами, накручивая тем самым счётчик.

Итак, вот как начисляются победные очки. В ROTW система проще: сколько городов «проехал» груз до места назначения, столько очков и начисляется за перевозку. Перевёз груз через 3 города – получи 3 очка. Перевёз через 6 городов – получи 6 очков. При этом в игре используется смешанный счётчик, на котором одна и та же фишка отмечает и количество очков игрока, и его доход. То есть, перевозя груз, вы одновременно и очки зарабатываете, и улучшаете своё финансовое состояние. Причём тут есть нюанс – до середины счётчика очков доход игрока возрастает, а после – падает. Это сделано для того, чтобы немного сбалансировать игру и не позволить лидеру совсем оторваться от остальных игроков. В Steam счётчики победных очков и счётчик дохода разнесены. И каждый раз при перевозке груза игрок должен решить, что он получает: либо победные очки, либо доход.

Механика ROTW проще, но мне больше нравится Steam. Выбор между очками и доходом – это ещё одно значимое решение, которое должен принять игрок и выбор этот, опять же, очень важен. Хотя, пока я ещё недостаточно хорошо освоил Steam и на самом деле, возможно, что через какое-то количество партий этот выбор будет делать автоматически: первые несколько ходов получаем деньги, а под конец игры берём очки.

По продвинутым правилам Steam кредит можно брать не в любое время, а только в начале хода. Это правило мне не очень нравится, т.к. заставляет игроков заранее прикидывать и рассчитывать, сколько им понадобится средств в текущем ходу. Если не угадывать и взять их недостаточно, можно потратить ход зря. Последнее «продвинутое» правило – оплата расходов на содержание локомотивов: в конце хода игроки должны заплатить в банк деньги, сумма зависит от уровня локомотива. Это правило (вместе с аукционами в начале каждого хода) делает игру значительно сложнее, поскольку у игроков постоянно изымаются деньги.

В ROTW есть ещё так называемые задания, похожие на маршруты из Ticket to Ride. На карте есть несколько городов, которые нужно соединить железной дорогой. Тот, кто первым построит маршрут, получает некоторую прибыль. В Steam ничего такого нет и, возможно, жаль, потому что это правило мне нравится, оно стимулирует игроков строить железную дорогу и повышает конкуренцию, т.к. сразу несколько человек могут прокладывать один и тот же маршрут.

Кроме того, в ROTW есть ещё один вид «заданий», это карточки, выдаваемые игрокам в начале игры. На них обозначены условия, за выполнение которых игрок получит дополнительные очки в конце партии. Например: соединить маршрутом два города, или построить самую длинную дорогу. В Steam такого тоже нет, и, это, на мой взгляд, минус. Мне нравятся подобные здания.

Наконец, пожалуй, последнее отличие заключается в способе добавления в города новых грузов. В ROTW это делается в случайном порядке: игрок запускает руку в непрозрачный мешок и тянет оттуда кубики. В результате может выпасть как очень выгодный груз, за перевозку которого можно заработать немало очков, так и бестолковые цвета, которые игроку некуда везти.

В Steam в данном случае никакого рандома нет. В начале партии на специальные области на игровом поле выкладывается около 15 комплектов по 3 кубика и, когда игрок выбирает роль «новые грузы», он сам выбирает какой из этих комплектов добавить в желаемый город. Это позволяет выбрать именно те грузы, которые ему выгодно везти. Этот вариант мне нравится куда больше, так как рандом я не приветствую.


Окончание партии в Steam.

Сложность освоения

Обе игры достаточно просто осваиваются. Игрокам достаточно объяснить главное – нужно строить дороги и возить кубики в города. Остальное – уже нюансы. Но на знакомство со Steam уйдёт немного больше времени, поскольку тут нужно объяснить все 7 карт ролей (заранее приготовьтесь к тому, что первые 3-4 хода игроки будут постоянно переспрашивать, зачем нужна та или иная роль, я их значимость поймут хорошо если к концу первой партии).

Ещё один нюанс – в Steam нет никакого текста. В ROTW нет текста если играть на карте Мексики. На карте США добавляются карточки действия. Их эффекты достаточно просты, но если у игроков совсем плохо с английским, и достаточно чтобы в компании был хотя бы один человек, знакомый с языком (эти карточки лежат в открытую, и он спокойно может объяснить всем их эффекты).

В целом Steam немного сложнее и комплекснее. В ROTW полностью освоиться с игрой можно уже в первой партии, ближе к её середине. Для освоения Steam потребуется 1 игра, после которой все поймут зачем нужны роли и когда и какую из них стоит выбирать (собственно, эффект ролей все поймут мгновенно, а вот как их с выгодой использовать – далеко не сразу).


Начало партии в ROTW.

Взаимодействие игроков

По взаимодействию игроков Steam уделывает ROTW по всем параметрам. Что есть в Railways? Мёртвый аукцион в начале хода, да периодическое «воровство» грузов из-под носа у противника. Иногда ещё можно первым занять короткий маршрут и заставить противника ехать в обход и в начале партии можно посоревноваться в выполнении заданий (хотя куда выгоднее не мешать друг другу, поскольку заданий обычно хватает на всех). Ах, да, на карте США ещё встречается конкуренция за северо-восточные города на побережье.

В Steam же напряжение гораздо выше и игроки сталкиваются лбами значительно чаще. Это и выбор ролей в начале игры (а по игре по продвинутым правилам – ещё и аукцион). Игровое поле в Steam значительно меньше и на нём реально тесно. Если в ROTW «перенаселение» ощущается только на северо-востоке США, тогда как в западной части карты существуют огромные пустые пространства, на которых почти никто никогда не строит железные дороги (что неудивительно, ведь там всего пара крошечных городов), то в Steam пустых мест, считай, нет, из-за чего игроки живут буквально друг у друга на головах.

Продолжительность партии

В ROTW на карте Мексики можно сыграть за час, на карте США – за 2-3 часа. Достаточно долго, но на самом деле это время пролетает незаметно. В игре нет даунтайма, все постоянно что-то делают: строят дороги, возят по ним кубики. Все игроки выполняют три действия по кругу, так что ходы делаются довольно быстро.

В Steam заявлено время партии составляет 2 часа, но на самом деле можно уложиться и в полтора. Тут тоже время пролетает незаметно, но иногда в игре могут возникать паузы. В первую очередь – при выборе ролей (особенно поначалу, когда игроки ещё не в полной мере осознали из ценность и значимость), а затем при выборе места для строительства дороги (карта тут теснее, так что это важно, где ты проложишь рельсы). Но в целом темп игры лишь чуточку ниже, чем в ROTW.


ROTW: партия в самом разгаре. Красота.


Середина партии в Steam. Любоваться, прямо скажем, не на что.

Итоги

Когда я впервые захотел поиграть в железные дороги, то между ROTW и Steam, сделал выбор в пользу первой игры. Определяющими для меня стали следующие факторы: более привлекательный внешний вид (поле в ROTW похоже на фотосъёмку местности, тогда как в Steam графика рисованная, причём в довольно бедном, на мой взгляд, исполнении), более простые правила (после Battlestar Galactica я опасаюсь знакомить свою компанию с комплексными играми), более широких охват игроков (в ROTW могут играть от 2 до 6 человек, что для меня актуально, тогда как за Steam можно усадить от 3 до 5 игроков).

Теперь же, опробовав, и ROTW, и Steam, я могу сказать, что ROTW действительно привлекательнее внешне, но проигрывает в моих глазах по содержанию. Немаловажно и то, что ROTW физически занимает очень много места: карта США просто огромная. Steam же значительно компактнее. С другой стороны, Steam сложнее. Не сильно, (там, по сути, добавляются только роли), но сложнее. В отличие от ROTW я не могу рекомендовать Steam как семейную игру.

В итоге определяющими факторами для меня стали тесная карта, карточки ролей и безрандомное добавление грузов в города. Всё это есть в Steam и отсутствует в ROTW. ROTW – хорошая игра для новичков в мире настолок. Steam – отличная игрушка для опытных игроков. Я выбираю Steam

Railways of the World, Steam, Обзоры



Похожие записи
  • Хочу игру про железные дороги!
  • Второй заказ с amazon.de
  • Памятка по игре «Steam»
  • Объявлены результаты «2008 Meeples Choice Award»
  • Eclipse появилась в Steam
    1. Макс
      31 Мар 2011 из 8:30 | #1

      Юрий, спасибо за содержательный обзор. Но не могли бы вы подробно расписать суть роли №5? Немного непонятно.


    2. Vaka75
      31 Мар 2011 из 11:08 | #2

      Спасибо за обзор. Был ожидаем. Есть Steаm у меня, но красота ROTW еще больше впечатляет. Уже подумываю не поискать ли где отдельно башенки как у ROTW. Когда-то встречал на забугорных магазинах продажу отдельных минек. Точно помню что видел отдельную продажу вагонов для Ticket to Ride.


    3. Nelud
      31 Мар 2011 из 11:35 | #3

      Спасибо, отличный обзор!


    4. VDmitry
      31 Мар 2011 из 12:34 | #4

      А мне нравится оформление Steam, и конечно компактность. Фишки-паровозики продаются отдельно (25$ retail), а также входят в доп (Steam Barons, 50$ retail).


    5. Tanone
      31 Мар 2011 из 12:41 | #5

      Я бы не сказал что в ROTW аукцион мёртвый. Собственно он ужасно яростный в двух случаях. В начале игры чтобы первому взять северо-восток США. И если приходят определенные карты действий (построить дополнительные рельсы, построить дорогу бесплатно, отели например). Я видел как народ за это дело бился до ухода в дикий долг, и выигрывал потом. 🙂

      Строго говоря аукцион в Стиме проводится в точности за тоже самое, только в нём нету случая в появлении тем для соревнования. 🙂


      Карта США для ROTW вообще очень неудачная. Мексику не играл потому что нету у меня её. А вот в латинской Америке очень хочу попробовать, по отзывам это самая интересная карта.


    6. hk
      31 Мар 2011 из 18:43 | #6


      Макс :



      Юрий, спасибо за содержательный обзор. Но не могли бы вы подробно расписать суть роли №5? Немного непонятно.





      Роль № 5 позволяет улучшить локомотив. Чем он у тебя круче, тем дальше ты можешь возить грузы. А чем дальше ты возишь грузы, тем больше зарабатываешь победных очков.


    7. _ГрАнд_
      31 Мар 2011 из 20:38 | #7

      В душе ностальгия по старому доброму Transport Tycoon. Каждый раз порываюсь купить старый ноут с каким-нибудь 95-ым виндом и использовать его только под досовский тайкун. И каждый раз останавливаюсь. Сейчас прочитал обзор и опять в голове мысли метнуться в выходные на пражку за бэушным ноутом 🙂


    8. Amsh
      31 Мар 2011 из 21:07 | #8

      Ticket to ride forever! Лично мой выбор. 🙂


    9. vk07
      31 Мар 2011 из 22:12 | #9

      @_ГрАнд_

      Зачем сразу отдельный ноут с 95-ми виндами только для одной игры, хоть и настолько любимой? Есть прекрасная альтернатива (причем постоянно развивающаяся) — OpenTTD (open source simulation game based upon Transport Tycoon Deluxe). Есть и для виндов (до 7 включительно), и для линукса. Вобщем, тута оно всё — openttd.org


    10. Man
      02 Апр 2011 из 20:54 | #10

      @_ГрАнд_

      DOSBox в помощь.

      И всё же тоже рекомендую Open TTD.


    11. Vaka
      02 Апр 2011 из 22:23 | #11

      @VDmitry

      Ссылкой можешь поделиться?


    12. Rezistance
      04 Апр 2011 из 4:45 | #12

      @Vaka

      официальный сайт — http://www.openttd.org/en/

      список серверов для сетевой игры — http://www.openttd.org/en/servers

      русскоязычное сообщество — http://open.ttdrussia.net/


    13. Vaka75
      04 Апр 2011 из 9:23 | #13

      @Rezistance

      🙂 Спасибо Rezistance.

      Но VDmitry писал о инет-магазинах которые предлагают отдельно фишки к Steam


    14. VDmitry
    15. VDmitry
      06 Апр 2011 из 17:50 | #15


      Amsh :

      Ticket to ride forever! Лично мой выбор.


      Тикет может похвастаться скоростью хода и простотой принятия решений. Это не для всех. Стим не сложнее по правилам, хотя заставляет напрягать мозг. Вместо скрытых карточек маршрутов тут открытое поле с грузами — вариантов много, а положение очень динамично. И возить грузы, не совсем то же самое, что лишь прокладывать маршруты. А что еще любопытно — продвинутые правила Стим почти такие же как и базовые — меняется скорее необходимость напрягаться, а не толщина рулбука.


    16. Alex
      08 Апр 2011 из 2:17 | #16

      Скажите, а в Стиме можно в первом раунде перевезти кубик и во втором так же перевезти ещё один кубик?


    17. VDmitry
      08 Апр 2011 из 8:30 | #17


      Alex :

      Скажите, а в Стиме можно в первом раунде перевезти кубик и во втором так же перевезти ещё один кубик?


      Вы наверное жертва русского перевода правил, которые я видел на БГГ. Кубики можно возить дважды в ход. Дважды в ход нельзя только улучшать локомотивы. От ролей это не зависит.


    18. Vaka75
      08 Апр 2011 из 9:26 | #18

      @VDmitry

      Спасибо


    19. VDmitry
      08 Апр 2011 из 10:40 | #19

      Хм. Получилось немного путаницы. Я имел ввиду что улучшать локомотивы нелья дважды в фазу перевозки грузов. А вообще за один ход улучшить их дважды возможно — с помощью одной из ролей.


    20. Alex
      08 Апр 2011 из 11:32 | #20


      VDmitry :



      Alex :

      Скажите, а в Стиме можно в первом раунде перевезти кубик и во втором так же перевезти ещё один кубик?


      Вы наверное жертва русского перевода правил, которые я видел на БГГ. Кубики можно возить дважды в ход. Дважды в ход нельзя только улучшать локомотивы. От ролей это не зависит.


      есть такое немного, но счас зашел на БГГ и там новая версия правил выложена и написано уже норм


    1. Трекбеков пока нет.