Splendor. Обзор игры

Ещё один обзор, присланный в рамках нашего конкурса, подготовлен читателем по имени Илья. Материал посвящён игрушке Splendor, которую я считаю одним из лучших представителей семейства быстрых абстрактов. Вот и автору обзора она пришлась по душе. 

Я играю в настольные игры уже несколько лет, и можно сказать, что стал искушённым игроком.  В моей коллекции есть и филлеры, перечислять которые нет особого смысла из-за их обилия, и такие мастодонты настольного мира как всем известный «Ужас Аркхема» с дополнениями и даже, ставшая теперь старой, Первая версия «DOOM». А есть и так называемые «средние» игры, требующие меньше времени на освоение и позволяющие играть даже две партии за раз.

Кому во что играть решать не мне, однако за большое количество партий у меня сложились определённые критерии к настольным играм. Одним из важных критериев стал азарт. Желание вот-вот что-то сделать и все вокруг увидят, какой ты умелый, расчётливый или даже просто удачливый игрок. Азарт это чувство, имеющее краткой  протяжённость во времени, поэтому игра должна разворачиваться в хорошем темпе.

Меньше слов – больше дела! К «Аркхему» это не относится, просто это совсем другой уровень игры, те кто играл, знают, что партнёра на неё найти просто так нельзя, нельзя поиграть в неё и на вечеринке, кроме того случая, когда это вечеринка посвящена именно «Ужасу». А вот усадить новичка за, скажем «Пандемию» куда проще. Внимательный читатель скажет, что тогда можно запустить и филлер, но я не особо их люблю в силу того, что филлер чаще всего, это механика, к которой прикручен сеттинг. Поменяй тематику или просто её убери и сделай игру про числа или геометрические фигуры, играться будет так же, правда менее увлекательно.

Взять хотя бы «Зомби Кубики», крайне азартная игра, но если заменить тему зомби и заставить игроком ловить пушистых панд в зоопарке механика так же точно подойдёт, просто вот мне уже, например, стало бы не интересно кидать кубики с пандами. Игры среднего размера и продолжительности обычно и сочетают качества больших собратьев – тематику и малых – скорость и азарт.

Сегодня речь пойдёт о полу-филлере “Splendor” или «Роскошь» по-русски. Досталась мне эта игра от секретного Санты ровно год назад. Тогда, да по-моему и сейчас, игра не локализована. Но ей это и не нужно: никакого текста на картах нет и в помине. Разве, что правила на русском отсутствуют, но сегодня это не помеха.

Игра представляет собой некий симулятор средневекового бизнесмена занятого в ювелирном бизнесе. Игроку предстоит добывать, переправлять/обрабатывать и, как я понял, продавать драгоценные камни. Правила просты до безобразия. Есть три вида/уровня карточек: первый, второй и третий. Первый это шахты, второй – караваны или огранщики, а третий, по-видимому, места, где эти драгоценности востребованы. Кроме того, есть и сами драгоценные камни в виде увесистых фишек, которые приятно вертеть в руках пока играешь. На картах указана их стоимость в драгоценных камнях, бонус, который приносит каждая карта и победные очки, если таковые карта приносит.

Карточки первого уровня самые дешёвые, но не приносят победных очков за редким исключением, карты второго уровня дороже, но и очков приносят больше, ну а карты третьего уровня, понятное дело, самые дорогие и самые полезные в плане очков.  Задача игрока набрать 15 победных очком указанных на картах раньше других.

Ход игры выглядит так: в свой ход игрок волен взять три разных драгоценных камня или купить одну карту. Можно взять два одинаковых камня вместо трёх разных, а можно забронировать карту, на которую Вам не хватает, и выкупить её позже, получив при бронировании одно золото. Золото в игре это своеобразный джокер: заменяет любой драгоценный камень.

Как было сказано выше, на картах указаны их победные очки, кто наберёт 15 тот и победил. Кроме победных очков на карте указан ОДИН и всегда ОДИН, не зависимо от уровня карты, драгоценный камень, это значит, что при следующей покупке у Вас будет скидка именно на такой драгоценный камень, что указан на карте. Таким образом, чем больше у Вас именно карт, а не самих «кристалликов» тем выгоднее Вам в будущем ибо драгоценные камни при покупке Вы отдаёте назад, а карты, дав Вам скидку, остаются с Вами. Таким образом часто получается ситуация, когда игрок может взять карту вообще ничего не уплатив (я имею в виду не отдавая драгоценных камней).

Есть, правда ещё карты вельможей, которые посетят Вас при наличии у Вас достаточного количества КАРТ нужных цветов. КАРТ, а не драгоценных камней. Условия посещения вельможей у всех разные, но очки за каждого вельможу одинаковые – три. Карт вельможей в игре участвует на одну больше, чем игроков. Вот с правилами и всё: сама простота, но стоит начать играть и тут же всё открывается с новой стороны.

Все хитрости игры можно раскрыть для себя за 5-6 партий и активно ими пользоваться. Первое, что приходит в голову: «Копить на карту 3 уровня». Стоимость карт там запредельная и нужно ходов 4 или 5, чтобы набрать на неё только драгоценными камнями. Зато и награда вплоть до 5 очков. Однако Ваш соперник решит собирать карты первого уровня и за те же ходы сможет обеспечить себя 2 или даже 3 картами не приносящими, правда, очков, зато дающими скидку в дальнейшем, а в ы после покупки дорогой карты останетесь с пустыми руками.

Первая дилемма, с которой сталкивается игрок – брать дешёвые карты, не приносящие победных очков и надеясь сорвать куш в дальнейшем или сразу кидаться за картами подороже. Скажу сразу (отыграно свыше 100! партий) оба варианта одинаково хороши, если не смотришь за соперником. Но как только взглянешь на его действия, и попробуешь их предугадать, всё меняется. «Он собирает дешёвые карты – ну и пусть, у меня, зато, уже 9 очков, осталось совсем чуть-чуть», как вдруг…  к оппоненту с картами без очков приходит вельможа, ещё один и третий! И у него уже и очков 9 и карт много, он теперь может брать почти бесплатно карты второго уровня! А мне ничего не остаётся, как брать всё новые драгоценные камни, ибо какого уровня бы ни была карта, скидку она даёт всё туже – один драгоценный камень.

Опыт игры говорит, что за вельможами нужен глаз да глаз зачастую от того к кому он придёт, зависит от одного лишь хода. Сам я беру карты третьего уровня крайне редко: не более одной за игру, а то и вообще без них обхожусь. Я играю вельмож и меня посещают, два и более. Есть вариант предугадать какую карту хочет соперник. Это не трудно: либо это карты, которых у него совсем нет, либо та единственная на которую ему хватает, либо та, которая нужна ему для получения вельможи. Помешать тоже не составит труда: забронировать карту, купить её, даже если она не нужна, ну или, наконец, забрать все драгоценные камни и не платить ими. Другими словами вывести из оборота один определённый вид драгоценных камней, но нужно учесть, что и самому могут понадобиться.

До сих пор я описывал вариант игры вдвоём, когда уследить за противником проще, проще считать его карты и держать это в голове, но стоит Вам посадить к себе третьего – всё кардинально меняется. В голове приходится держать сразу трёх игроков: отслеживать к кому из трёх может первым прийти вельможе, кому нужно в этом помешать и т. д. а уж если начинать игру вчетвером, то это будет серьёзное испытание для Вашего мозга.

Впрочем можно всего этого и не делать и играть только «от себя, не особо следя за остальными, игра от этого не хуже. Бывали случаи, когда два игрока просто-таки противостоят друг другу, забывая о третьем, который спокойно набирает 15 очков и выигрывает, пока остальные грызутся. Стоит отметить, что от победы Вас всегда будет отделять всего ход или 1-2 очка. Это игра про борьбу с соблазном копить на дорогие карты, про математическое противостояние игроков, про удачно вышедшую именно в Ваш ход карту, которая приносит Вам не только скидку, очки, а и посещение вельможи. В неё можно играть вдумчиво, планируя каждый ход, а можно и отнестись с лёгкостью, от этого она не становится хуже.

Игра хороша тем, что можно сажать за партию вообще всех новичков, кроме себя, все поймут за одну партию и уж точно сыграют вторую. Она не затратная по времени: 15-20 минут, да и на любой возраст подойдёт. Однако, не стоит играть разно уровневым игрокам: уж очень она не терпима к непродуманным действиям и не прощает ошибки новичку, если с ним играет матёрый настольщик: упустил пару очков – уже не догнать. Впрочем новички невероятно быстро подтягиваются именно в этой игре. Даже играя в первый раз он проигрывает Вам всего 2-4 очка. Для любителей «хоум рулов» могу посоветовать играть до 20, а не до 15 очков: И увидите, что Вы играете в совершенно новую игру, в которой хоть и те же правила, тактика меняется кардинально.

Игра отлично подойдёт для игротек и не только в качестве разогрева, чтобы развлечь гостей, даже не слышавших о настольных играх. А вот на вечеринку её брать не стоит: не распробуют и не поймут – уж слишком народ на подъёме. Берите лучше «Алиас» или «Находку для шпиона». В дорогу тоже не взять: коробка большая, хотя я просто вынимаю и везу в папке. Однако я заметил у игры серьёзный недостаток! Когда играющий не комментирует свой ход, играть становится невозможно! Он просто молча берёт карты, а Вы начинаете за ним проверять, всё ли правильно он делает и не потому, что не верите ему, а потому, что думаете, что он ошибётся и не правильно посчитает «кристаллики». Куда проще, когда игрок говорит: «Беру зелёную шахту за один синий, один чёрный и два синих». Может Вам это и не нужно, а меня сильно тревожил молчаливый настольщик-профи на игротеке.

Игра играется быстро, а посему, ощущение азарта не остывает до конца партии, а после неё хочется попробовать ещё разок. Собственная удача или хороший ход заставляет смеяться и указывать другим игрокам на Вашу крутость, а неудача соперника вызывает неподдельный смех и ещё большую уверенность в своей «крутости», тогда как собственная неудача вызывает лишь мысль «как так то…???!! Всё ж было продуманно»! Может показаться, что сеттинг отвлечён от механики, а мне кажется, именно такие ОЩУЩЕНИЯ должна вызывать гонка за прибылью и если бы там мы сажали капусту или, скажем, стреляли зомби, мне показалось бы всё натянутым.

Одним словом азартное хитросплетение, занимающее мой топ, очень советую, даже начинающим настольщикам.

Splendor, Обзоры



Похожие записи
  • Вариант правил для «Ticket to Ride: Switzerland»
  • Расписание ближайших игротек
  • Появился «Соображарий Два»
  • К «Мистериуму» выйдет второе дополнение
  • Обзор дополнений к «Зельеварению»
    1. MirrorBoy
      18 Янв 2017 из 0:58 | #1

      Хороший обзор. Игра заинтересовала 🙂

      Спасибо


    2. anny
      18 Янв 2017 из 16:09 | #2

      После обзора пошла покупать игру!)


    3. berezovskii
      19 Янв 2017 из 8:48 | #3

      Очень сухая игра без удовольствия и послевкусия. Прежде чем покупать — поиграйте на игротеке.


    4. Юрий Ямщиков
      19 Янв 2017 из 13:27 | #4

      @berezovskii

      На вкус и цвет.. В нашей компании зашла на ура — море азарта и удовольствия.


      А пробовать перед покупкой это очень правильно, рекомендую делать так всегда 🙂


    5. андрей
      20 Янв 2017 из 14:02 | #5

      Для нашей семьи Splendor-суперхит! Очень много партий сыграно, очень много удовольствия, 100% хотел бы порекомендовать и новичкам, и игрокам со стажем. Одна из лучших игр в коллекции.


    1. Трекбеков пока нет.