Shakespeare. Повторный обзор

Одной из заметных новинок последнего Эссена стала игра Shakespeare издательства Ystari. Это еврогейм средней сложности, участники которого пытаются за шесть игровых дней поставить самый интересный спектакль. Представляю вашему вниманию перевод обзора игры, который сделал Chris Wray – один из авторов блога Opinionated Gamers. На русский язык материал перевёл Сергей Синцов

Shakespeare

  • Создатель: Hervé Rigal
  • Издательство: Ystari Games
  • Количество игроков: 1-4
  • Возраст: 13+
  • Время одной партии: 60-90 минут
  • Количество сыгранных для обзора партий: 3

Игра для обзора предоставлена компанией Asmodee

Мы опубликовали обзор этой игры ещё до Эссена. Сейчас, когда большинство из нас также смогло опробовать Shakespeare, давайте ещё раз взглянем на новый релиз Ystari.

5 октября Chris W. написал:

«[Играть в эту игру] или [не играть в эту игру]: вот в чём вопрос»

— Уильям Шекспир

На следующей неделе Ystari Games представят на Эссене игру Shakespeare. Она была в моём списке покупок, но я смог получить свой экземпляр до выставки. Мне удалось сыграть несколько партий, поэтому предлагаю вашему вниманию обзор, который может помочь тем, кто собирается её покупать. Пока что у меня не получилось опробовать соло вариант, зато удалось поиграть вдвоём, втроём и вчетвером. Во всех трёх вариантах игра оставила схожие ощущения.

Правила игры

У игроков есть шесть игровых дней (раундов) на то, чтобы создать самый грандиозный спектакль. Они будут нанимать актёров и мастеров, создавать сложные костюмы, сочинять три акта пьесы и декорировать сцену. Игрок с наиболее интересной по окончанию шести дней пьесой (наибольшим количеством очков престижа) становится победителем.

В игре используется несколько механик, но поскольку ни одна из них не главенствует, новинку сложно отнести к определённой категории. Самая важная механика – несомненно драфт карт, но в игре также присутствуют аукционы, очки действий и выкладка тайлов. Уровень сложности чуть выше среднего (3,5 из 5), так как для каждого элемента свои правила, некоторые из которых могут быть довольно замысловатыми. Здесь я не расскажу все правила, а просто дам их общий обзор. Соло вариант не рассматриваем, только 2, 3 или 4 человека.

Каждый игрок получает личный планшет, набор маркеров (7 дисков для различных треков и 5 цилиндров для указания выполняемых действий), карту найма, 4 жетона отдыха и памятку. На каждом планшете есть 4 начальных персонажа (по два слева и справа), сцена, которая будет застроена жетонами (по центру вверху), и трек атмосферы в труппе (по центру под сценой, между двумя масками).

Игра охватывает период в шесть дней. В каждом дне пять фаз:

  1. Аукцион. Игроки втайне зажимают в руке от одного до пяти цилиндров. Игрок, поставивший наименьшее количество, будет ходить первым и получит одно очко престижа. Однако цилиндры позволяют активировать персонажей, и первый игрок обычно жертвует действиями за право ходить первым. Ничьи разрешаются при помощи трека инициативы на игровом поле. На фото внизу вы можете увидеть игровое поле с треками очерёдности хода, инициативы и очков престижа.
  2. Найм и активация. В порядке хода игроки по очереди нанимают нового персонажа или активируют цилиндрами одного из имеющихся у них персонажей. Это основная фаза игры, и мы позже подробнее на ней остановимся.
  3. Атмосфера. Каждый игрок теряет одно очко на треке морального духа за оставшиеся в предложении элементы декорирования сцены фиолетового цвета. Затем каждый игрок получает награду или выплачивает штраф в соответствии с положением своего маркера на треке атмосферы, и возвращает этот маркер на нулевое деление. Находясь внизу трека атмосферы можно потерять очки престижа или достигнутые показатели в одном из трёх актов пьесы. Если же атмосфера в коллективе прекрасная, игрок получает деньги, очки престижа или увеличивает показатели прогресса одного из трёх актов. Трек атмосферы находится на планшете игрока (см. фото сверху).
  4. Репетиция (только дни 4 и 6). Активируются бонусы за законченные костюмы актёров и статистов, а также начисляются бонусы за три акта. Каждый игрок может получить бонус (деньги или очки престижа) в зависимости от продвижения по трекам трёх актов пьесы. Игроки, не продвинувшиеся дальше первых трёх позиций, потеряют очки престижа. Треки трёх актов находятся на игровом поле.
  5. Обслуживание. Выкладываются новые карты персонажей, новые наборы декораций и костюмов, маркер дней перемещается на одно деление вперёд. Количество размещаемых элементов сцены и костюмов зависит от количества игроков. Персонажи полностью заменяются в каждом раунде, а их общее количество на раунд на 2 больше, чем количество игроков.
  6. Отдых. Все персонажи, которые были активированы в течение дня (кроме одного), блокируются жетонами отдыха. Они не могут быть использованы в следующем раунде. Каждый игрок самостоятельно решает, какого персонажа не блокировать.

Ядро игры – найм и активация персонажей. Каждый игрок обязан нанять одного персонажа каждый раунд, выложив вместо него свою карту найма. Этот персонаж может быть активирован в следующий ход игрока (не нужно ждать следующего раунда). Игрок выкладывает жетон на трек инициативы, как только нанимает работника. Трек инициативы используется для разрешения ничьих в фазе аукциона.

В игре несколько типов персонажей. У каждого персонажа есть бонус, который он даёт за активацию (сверху слева), а также жалование, которое ему нужно заплатить в конце игры (сверху справа). На некоторых картах (обычно актёры) внизу есть место для костюмов. Бонус активации зависит от типа карты:

  • Актёры (перья). Переместитесь по трём трекам актов. Красные перья перемещают ваш маркер по треку первого акта, жёлтые – по треку второго акта, синие – по треку третьего акта, белые – по треку любого акта на ваш выбор. В начале игры у каждого игрока есть Шекспир, активация которого даёт два белых пера.
  • Фальстаф и некоторые другие карты (маски атмосферы). Белая маска указывает игроку переместить маркер вправо (вперёд) по своему треку атмосферы. Фиолетовая маска указывает другим игрокам переместить маркер влево (назад) по их трекам атмосферы. В начале игры у каждого игрока есть Фальстаф, активация которого даёт две белых маски.
  • Костюмер, декоратор и разнорабочий (мастера). Игрок может взять из общего предложения элементы костюма (круглые) или декораций (квадратные), сумма очков которых не превышает число на карте персонажа. Некоторые карты дают возможность брать комбинацию круглых и / или квадратных элементов. В начале игры у каждого игрока есть разнорабочий.
  • Королева. Игрок берёт три карты целей, смотрит их и забирает себе одну. Или берёт 4 монеты. Карты целей не очень сильны. Обычно они дают одно или два очка престижа при выполнении игроком указанных на них условий.
  • Ювелир. Позволяет игроку взять жёлтый жетон костюма или декорирования сцены. Такой жетон приносит своему владельцу одно очко престижа в конце игры. Также такой жетон выступает в роли джокера (см. ниже).
  • Ассистенты. Их нельзя активировать, но они увеличивают силу всех мастеров игрока на 1.

Стоимость каждой карты указана в правом верхнем углу. Она должна быть оплачена в конце игры. Каждый персонаж, которого игрок не может или не хочет оплатить его услуги, отнимает у игрока два очка престижа. Если вам не нравятся оставшиеся персонажи, можете взять любого, перевернуть карту и использовать её как статиста. На статиста также можно помещать элементы костюмов, но бонуса от активации у карты нет. В конце игры за статиста платить не нужно.

На фотографии внизу показаны карты (слева направо) декоратора, актёра (с жетоном отдыха), ювелира, ещё одного актёра (с жетоном отдыха), костюмерши и статиста.

При размещении жетонов сцены нужно соблюдать симметрию (хотя жёлтые элементы могут использоваться где угодно). Если в левом нижнем углу расположен синий жетон сцены, значит, в правом нижнем углу тоже должен быть синий жетон сцены. Сцена декорируется снизу вверх, элемент следующего ряда может быть выложен только на поддерживающие его элементы предыдущего ряда. Закрывая ячейки со свечами в верхних рядах, игрок получает очки престижа. Каждый жетон сцены при размещении даёт какой-то бонус: монеты, движение по треку атмосферы, жетоны, увеличивающие эффективность мастеров. На фото вверху показана частично декорированная сцена.

Костюмы очень важны, так как они дают бонусы и активируются на репетициях. Как только все три места под костюм актёра заполнены жетонами, очки на жетонах суммируются и игрок получает деньги и / или очки престижа. Во время репетиций готовые костюмы актёров дают игрокам бонусы в виде продвижения по трём трекам актов. На фотографии вверху у Фальстафа готовый костюм стоимостью 11 очков. Это даёт игроку два очка престижа и возможность получить бонус в фазе репетиции.

Игра заканчивается после шестого раунда. Подсчитываются очки за карты целей, добавляются очки за жёлтые элементы сцены и костюмов, оплачиваются персонажи (каждый неоплаченный лишает игрока двух очков престижа). Игрок с наибольшим количеством очков престижа становится победителем.

Впечатления

Я остался доволен пробными партиями, и считаю, что это один из лучших еврогеймов 2015 года. Умные механики, множество стратегий и прекрасное оформление создают ощущение отличной игры, которую не стыдно показать на Эссене.

Как я уже упомянул, эту игру сложно отнести к определённой категории. В ней используется несколько механик, но ни одна из них не главенствует. Больше всего мне нравится механика аукциона (хотя обычно я её очень не люблю): это самый напряжённый момент в игре, и здесь ставки работают просто замечательно! В раунде может быть непросто получить хорошего персонажа, поэтому право первого хода даёт в этом деле значительное преимущество, но снижает количество действий.

В игре предстоит принять немало сложных решений, и у вас не будет времени сделать всё, что вы хотели бы сделать. Геймплей достаточно кризисный. Довольно трудно сбалансировать декорирование сцены, костюмы, трек атмосферы, карты целей (если они у вас есть) и стоимость персонажей. Набрать много очков престижа очень непросто. Несмотря на это, в игре не наблюдается паралича анализа, а время между ходами не видится мне проблематичным.

Мне кажется, игра лучше всего подходит для троих. В игре на двоих для интересных решений маловато карт персонажей и наборов элементов костюмов и сцены (выкладка носит случайный характер). Игра на четверых идёт немного дольше нужного по времени. Три игрока – лучший вариант.

Оформление игры восхитительно, а общее качество достойно высшей похвалы. Тема, возможно, притянута, но переговоры за столом показали, что игроки действительно «ставили пьесу». Издательство описало тематическую составляющую в конце книги правил, и они очевидно хотели, чтобы тема Шекспира в игре прослеживалась. Им это удалось.

Самый большой недостаток игры в том, что она может казаться немного перегруженной. Из-за большого количества механик и уточняющих правил у игроков может сложиться ощущение административной инструкции, в результате чего игра может быть трудна в обучении и освоении. Это не самая большая проблема (игра не сложнее стандартного еврогейма средней сложности), но Shakespeare однозначно не подходит для новичков. Игра оказалась чуть более сложной, чем я предполагал.

Итак, это отличная игра, и мне кажется, что она должна хорошо показать себя в Эссене. Изменит ли она положение дел на рынке? Сомневаюсь. Однако я точно уверен, что несколько ближайших месяцев вокруг неё будет немало шума.

— (окончание оригинального текста) —

Впечатления других игроков

Dale Y. Shakespeare – ещё одна игра среди релизов Эссена этого года, которая кажется несколько старомодной (в хорошем смысле слова). Подобно большинству предыдущих релизов Ystari, здесь воедино сцеплено множество механик. В игре немало способов набора очков (декорирование сцены, продвижение по трекам актов, бонусы костюмов и карт персонажей и т.д.), и вам всегда будет хотеться сделать больше действий, чем это возможно. Благодаря системе аукциона вы можете гарантировать себе выполнение нужных действий как можно раньше, но обычно это ведёт к тому, что в текущем раунде действий у вас будет меньше, чем у соперников. Процесс принятия решений осложняется необходимостью просчёта момента, когда вместо выполнения действия вы захотите нанять персонажа.

Другая важная особенность, которую я оценил, — управление жетонами отдыха. Вам нужно очень аккуратно планировать свои действия, так как в следующем раунде персонажи с жетонами отдыха не смогут быть активированы. Конечно, один из персонажей, активированных в текущем раунде, сможет быть активирован и в следующем раунде, но выбор этого персонажа является сложным решением, так как только правильный выбор позволит вам в следующем раунде воплотить все ваши идеи.

Мне показалось, что механики хорошо сбалансированы. Некоторые игроки извлекают выгоду, фокусируясь на небольшом количестве действий, которые они выполняют раньше оппонентов. Другие игроки берут наибольшее количество действий каждый ход и выжимают максимум из того, чем могут воспользоваться до конца раунда. Некоторые игроки могут игнорировать процессы декорирования сцены или шитья костюмов. Я даже видел вполне годную стратегию, сосредоточенную на жёлтых элементах. В конце концов, в игре множество способов получения победных очков, и вам всего лишь нужно сформулировать для себя, каким из них лучше всего двигаться при текущей раскладке, и как собираются играть ваши оппоненты.

Все мои партии были на 4 человек и продолжались около 90 минут. В игре есть над чем подумать, но мы не испытывали настоящего паралича анализа. Конечно, бывало несколько важных моментов, когда игроку нужно пару минут на то, чтобы посмотреть доступные ему действия и выбрать лучшее из них.

Joe Huber (1 партия). Когда я играю в игру с названием «Шекспир», я жду, что механики этой игры передадут ощущения сочинения или постановки спектакля. Эта игра совершенно не дала подобных ощущений. Например, шитьё костюмов представлено как обычный сбор и распределение цветных жетонов. Механики неплохие, но они совершенно не передают атмосферу игры. Мне кажется, что Hamlet! намного лучше передаёт тему, чем Shakespeare, так что я лучше поиграю в Hamlet!.

Larry (1 партия). Игра неплохая, но смесь механик никак не связана с тематикой. Я не нахожу её ни минимально увлекательной, ни сколько-нибудь интересной. Если кто-то сильно захочет её попробовать, я не откажусь сыграть ещё раз, но буду рад, если всё ограничиться именно одним разом.

Рейтинги игроков:

  • Мне очень нравится!:
  • Мне нравится: Chris W, Nate B, Luke H, Lorna
  • Нейтрально: Dale Y, Craig V, Larry L
  • Не для меня: Joe H

Shakespeare, Обзоры



Похожие записи
  • Обзор игры «Vampire: Prince of the City»
  • Новая карта из «Race for the Galaxy: The Brink of War»
  • Splendor — распечатай и играй
  • Впечатления от игры «Splendor»
  • Cities of Splendor. Обзор дополнения
    1. Комментариев пока нет.
    1. Трекбеков пока нет.