Самые популярные на BGG игры 2005 года

Тов. Pard продолжает рассказывать о самых популярных играх прошлых лет. Вслед за 2004-м годом приходит, подаривший миру Twilight Struggle, Ужас Аркхэма, Ticket to Ride: Europe, Shadows Over Camelot, Caylus и много других игрушек, о которых хорошо помнят и сегодня. И про каждую есть небольшой отзыв от трёх пользователей сайта Board Game Geek из разных стран.

Twilight Struggle: Игра, основанная на механике использования карт событий в военной игре, которую придумал Mark Herman для своей новаторской игры We the People. Тем не менее, военные игры никогда не станут достаточно популярными среди основной массы игроков. На мой взгляд, Twilight Struggle вовсе не военная игра, а политическая, но с военными событиями. Она относится к той части истории, большая часть которой пришлась как раз на мою собственную жизнь. Поэтому игра и увлекательная, и способствует популяризации нашего хобби.

Ticket to Ride: Europe: Я полюбил Ticket to Ride сразу, как только она вышла, и с нетерпением ждал выхода её европейской версии. Правда, она не оправдала моих ожиданий. Длинные и короткие маршруты сделали игру более предсказуемой, а станции убрали напряжение, присущее оригиналу. Я не из тех, кто просчитывает партии от и до, и терпимо отношусь к тому факту, что удачное вытаскивание хороших маршрутов может решить исход партии, так что с удовольствие играю в эту игру в своей семье.

Shadows over Camelot: В своё время она была революционной игрой, но я пришел к выводу, что кооперативные игры со скрытыми предателями не приносят мне никакого удовольствия.

Pickomino: Я твёрдо убеждён в том, что после 2001-го года Knizia перестал создавать выдающиеся игры.

Caylus: Ещё одна революционная игра. Сыграв в неё раз 15, я понял, что в ней всё сводится к утомительному просчёту той клетки, на которой остановится министр, и какие здания будут задействованы, а такое развлечение не для меня.

Glory to Rome: Все игры, которые создаёт Chudyk, оказываются революционными, и эта не стала исключением. Правда, оказалось, что в неё сложно обучать новых игроков, поскольку многие нюансы игры оказываются совсем неочевидными. По мне, так недавняя Mottainai вполне похожа на Glory to Rome, но гораздо проще для понимания и объяснения, так что с успехом заменяет оригинал. Я уже сыграл в неё в два раза больше партий, чем в в Glory to Rome.

Wits & Wagers: Приятная игра для компании. У нас лучше всего она зашла на празднике в офисе, играли командами из десяток человек.

Shadow Hunters: Мне не нравятся игры, в которых нужно скрывать от других игроков свою роль. Не люблю и эту.

Интересно сравнить списки популярных игр 2004-го и 2005-го годов. Если в 2004-м это были сплошь столпы, если вообще не классика, то 2005-й год дал более разнородную смесь: игры, которые можно отнести к классике; достойные, но хорошо сделанные игры; а также игры, получившие свою долю славы, но быстро забытые. Конечно, за эти годы в игровой индустрии многое изменилось, так что, подозреваю, большинство этих игр, выйди они сегодня, просто не заметили бы.

Twilight Struggle: Отнюдь не извращение спросить – почему эта игра так популярна? По всем показателям она должна быть нишевой игрой (всего 2 игра, политика, слишком долгая и сложная). Большинство, пожав плечами, ответят: её и любят как раз за это же. Странно, что, хотя в новых изданиях игру так и не улучшили, она по-прежнему занимает вершины рейтинга. Скорее всего, её популярность начнёт падать по мере увеличения количества игроков, родившихся уже после распада Советского Союза.

Ticket to Ride: Europe: После выхода оригинальной игры, Ticket to Ride, эта её разновидность появилась очень быстро, задав правила для выпуска всех будущих версий: новое поле, несколько изменений в правилах, готово! Но это же и главное достоинство игры: вы можете посадить играть в неё новичка, объяснить правила и через 15 минут он будет играть наравне с опытными игроками. Каждый, кто хочет, чтобы иго игру не забыли через 10 лет, должен обратить на неё внимание.

Shadows over Camelot: Как странно видеть её в этом списке. Я помню то время, когда любил эту игру, но, как и большинство игроков BGG, уже давно в неё не играю. Это легко объяснить: Shadows over Camelot была одной из первых попыток создать кооперативную игру, а также одной из первых игр с предателем, как раз из тех игр, сыграв партию в которую, все говорят: а давайте ещё раз! Просто с тех пор вышло много игр, в которых то же самое сделано элегантнее и лучше.

Pickomino: Здесь я пас – не играл в неё настолько много, чтобы прокомментировать.

Arkham Horror: Никогда не был поклонником этой игры: 2 часа удовольствия из 4 часов потраченного времени. Но, конечно же, у америтрэшевых игр есть своя аудитория, и чем больше всячины в игре, тем лучше. Пусть партии полны случайностей, но при всей их громоздкости, они красочны и рассказывают замечательные истории. Так что любая критика здесь неуместна: фанаты Arkham Horror получают как раз то, что хотят. Коробка с игрой может пылиться где в чулане, рядом с Talisman, и вы вытаскиваете её только тогда, когда к вам заваливаются ваши старые студенческие приятели.

Animal Upon Animal: Это игра была популярна? Хоть в какой-то год? Не примите за сарказм, но я её просто обожаю. Трудно себе представить, что было время, когда мир обходился без этой простой, но весёлой игры для вечеринок. А если ли шансы, что в 2016-м году придумают игру для вечеринок, в которую будут играть и через 10 лет?

Caylus: Тоже удивлён, что игре всего 10 лет. Игра прекрасно воспринимается и сейчас, хотя выглядит слегка простоватой. А то в последнее время пошла тенденция делать игры сложными, просто хороня их в громоздких правилах.

Glory to Rome: Мне не понравилось чёрное издание, так что игра полностью прошла мимо меня. И ещё, сев в неё играть, я впервые столкнулся с неприятным ощущением того, что все остальные игроки разбираются в ней лучше, чем я. Поэтому я решил в неё больше не играть. Это не означает, что я против игры. Просто часто мы заигрываем игры до полной их неиграбельности. И оригинальный дизайн был круче.

Wits & Wagers: Из тех игр, которые незаслуженно забыты. Я сравнил бы её с Fauna и Terra, только она доступнее и больше ориентирована на семейный досуг.

Shadow Hunters: И эта игра заслуживает второго шанса. На мой взгляд, механика скрытых ролей и команд в ней реализована лучше и интереснее, чем во многих последующих играх. С непрерывным засильем Avalon, The Resistance и многих подобных, эта заслуживает возрождения. Ну, народ ведь до сих пор играет в Bang!, так почему бы не попробовать Shadow Hunters?

Игорь попросил меня поделиться своими мыслями по поводу игр, которые попали в его список. Наверное, чтобы оживить его. Я не знаю, насколько острыми должны быть мои комментарии, но всё равно хочу поделиться ими. Я пишу эти строки воскресным вечером, которые я ненавижу (люблю понедельники), и у меня философское настроение. Не принимайте близко к сердцу мои чересчур категоричные оценки – таков мой стиль – хотя порой они основаны на единственной партии. Но часто и её бывает достаточно, чтобы оценить игру.

Arkham Horror — 8.5: Это как раз та игра, с которой началось моё увлечение этим хобби, так что логично начать именно с неё. В то время я не играл целых 2 года (наверное, самые долгие в моей жизни), мы с моей подругой занимались переездом, и у меня не было никаких шансов снова встретиться с друзьями, чтобы поиграть в наши любимы драконы и подземелья. Но я подумал: почему бы не попробовать настольные игры?

Как любителя ролевых игр, меня, естественно, заинтересовали кооперативные игры, которые как раз входили в моду, так что я купил Arkham Horror и Pandemic. Во вторую мы быстро наигрались, а вот Arkham Horror по-прежнему занимает важное место в моей коллекции. Это было просто благоприятным стечением обстоятельств: я часто выполнял роль хозяина подземелья в AD&D редакции 3.5, так что у меня не было никаких проблем с этими крошечными правилами и я полностью освоил игру за 3 партии. Во-вторых, моя подруга увлекалась сказочными персонажами. И в- третьих, я знал, как подать эту игру новичкам так, чтобы они не скучали эти 3 часа: я им объяснил только правила, а художественный текст все читали по очереди.

В игре замечательно сочетаются атмосфера повествования и чувство товарищества, дающие в сумме то, ради чего и делаются игры – незабываемые воспоминания. Например, европейские кооперативные игры совсем не дают такого ощущения, что оставляет Arkham Horror моей любимой кооперативной игрой. Я играю в неё пару раз в год, под настроение, но зато такое количество партий не требует тратиться на дополнения.

Да, ещё ведь вышла Eldritch Horror, своеобразная смесь Arkham Horror и Tales of the Arabian Nights, с большим упором на отдельные истории и более хаотичная, но, поскольку у меня есть обе эти игры, мне не нужна Eldritch Horror. Конечно, в Arkham Horror меньше сюжета, но в ней больше напряжения и драмы, больше командной работы и она легче воспринимается новичками. Кроме того, это единственная игра, для которой я написал обзор.

Twilight Struggle 8.5: Хоть у меня и есть эта игра, я должен признаться, что играл в неё только один раз (в нашей компании редко бывает только 2 игрока, а ещё она требует 3 часа времени). Но! 3 года назад к нам приехала группа студентов и один из них сказал мне, что уже играл в 1989: Dawn of Freedom, так что хотел бы попробовать Twilight Struggle.

Это был долгий январский вечер, у нас было много зелёного чая и сборники песен Leonard Cohen. Мы вместе разобрали правила, не спеша играли, читали текст на картах, наслаждаясь берлинским вечером под меланхоличную музыку Коэна. Мой гость выиграл, играя за СССР, но это не имеет никакого значения. В этой своей первой и пока что единственной попытке сыграть в настоящую военную игру я больше всего наслаждался сюжетом.

Именно историческая часть игры может заставить меня когда-нибудь разложить её ещё раз, поскольку желания запоминать карты и разбираться во всей этой стратегической чуши у меня нет никакого. На полках у меня лежит ещё пара военных игр, так что когда-нибудь я попробую снова разведать это направление в настольных играх. И, конечно же, с удовольствием бы сыграл в игру, которая рассказала бы о распаде Югославии.

Ticket to Ride Europe: 7.5: Да, это одна из тех редких игр, в которых мало взаимодействия, но в которую я всегда готов играть и предлагать другим. Её легко найти, в ней есть драматургия, сюжет. Ни одна последующая игра такого же плана не смогла к ней даже приблизиться: у Blue Moon City какая-то бессмысленная, непонятная тема, Thurn and Taxis слишком мозголомна, скучна и коричнева, Takenoko слишком сложная, очковособирательная и не бессюжетная. На карте Европы я играл больше всего, потому что – Европа!

У нас разнообразная география – море с паромами, горы с тоннелями, и станции, с помощью которых можно бороться с надоедливыми соседями. Как раз в этом месяце я играл в оригинальную игру и согласен, что там больше напряжение (из-за блокирования маршрутов), а в более поздних изданиях она стала лучше (короткие и длинные маршруты, более крупные карты). Так что любая из них действительно хороша.

Shadows over Camelot 1.5: Хм, ненавижу эту игру. Поскольку у Battlestar Galactica 30 минут игры растянуты на 3 часа, то Shadows over Camelot, имеющая более простую механику и продолжительность всего в 2 часа, должна быть лучше, верно? Нет! Потому что в ней игры – на 5 минут. Взаимодействие персонажей было бы интересным, если бы не было погребено под кучей пустой и скучной механики.

Я на самом деле не знаю, что не так с играми, в которых есть предатели. Надо будет попробовать ещё Dead of Winter, поскольку все остальные, в которые я играл, были или слишком раздутыми (Shadows over Camelot, Battlestar Galactica), или слишком примитивными (Resistance и прочие). Panic Station почти удался идеальный баланс между взаимодействием персонажей и занимательным сюжетом, но всё погубил недоделанный дизайн. Так что на примере Shadows over Camelot и Ticket to Ride хорошо видно: хотя механику собирания наборов можно прилепить к чему угодно, она не ко всему подходит.

Pickomino 5.0: Игра с кубиком, основанная на чистом везении, с некоторыми интересными поворотами, но весьма странным сюжетом. Сначала дела у всех игроков идут в гору, но затем наступает некий порог, после чего всё рушится. И тот, кто это пережил с меньшими потерями, становится победителем. Хотя это игра мне нравилась, мы с детьми обычно играли во что-то другое – например, в King of Tokyo или Bang the Dice. Но 2005-й год не был совсем уж пустым для детей – читайте следующий абзац.

Animal Upon Animal Tier auf Tier 9.0: Да, игра хороша, и на коробке всерьёз написано, что она подходит для игроков от 4 до 99 лет (и если вам уже больше 99, просто выпейте пива, и снова чувствуете себя на 99). Игра отлично воспринималась всеми детьми, с которыми я играл, но в разных возрастных группах она играется по-разному. Итак, это игра про составление пирамиды, сочетающая в себе одновременно простоту и элегантность, и при этом бросающая тебе реальный вызов.

Детишки постарше используют своё пространственное мышление, взрослые делают гадости (мы поставим змей вертикально, мы подвесим туканов за клюв, мы поставим овец во всех неприличные позиции), а побеждают самые младшие – за счёт простого напора и не дрожащих рук. 4-летняя девчушка обыграла меня, просто уверенно ставя всё, что получала, на самую макушку. Магия. Играя со взрослыми, мы обычно пропускаем выпавшего крокодила, что делает игру более захватывающей. И, конечно, стоит попробовать поиграть в эту игру с геями – мне один раз довелось, и никогда прежде столько смеха за одну игру мне слышать не приходилось. Ну и тем, кто публикует «Камасутру», игра предоставит много свежих идей.

Caylus 1.5: Думаю, за столь низкую оценку игре, основанную на соло-партии в неё, многие на меня ополчатся. Но игра просто повергла меня в уныние: никакого разнообразия, кроме непрерывного преобразования ресурсов в очки, вместе с полным отсутствием сюжета и бледным оформлением. Я не вижу, как игра с реальными противниками может изменить моё мнение об этой игре, которая сама себя ограничивает во всём, сведя всё к сухому просчёту. Кстати, я вообще не люблю все игры с расстановкой работников (лучшую из них я оценил в 4,5, да и то за сюжет), так что и эта игра не способна ничего изменить.

Glory to Rome 6.5: Давайте говорить о красоте! Само требует красоты! Я считаю оригинальное оформление игры однообразным и утомительным. В духе реализма XIX века или подростковых фантазий. Пока не вышло чёрное издание игры, я не мог в неё играть, не то что покупать. И давайте не будем забывать, что одна из особенностей хорошего дизайна игры – это быть удобной в использовании. Чёрное издание очень удобное. Так что, попадись мне чёрное издание, я его обязательно куплю. Потому что я, чёрт побери, требую красоты.

Wits & Wagers – не играл: В континентальной Европе игры компании North Star Games практически не достать, и эту игру я ни разу не видел. Но я играл в Gambit 7, в которой лишь уменьшено число пари. Мне нравится главная идея игры – вопросы с пронумерованными ответами, на которые делаются ставки. Но мне хотелось бы, чтобы ставок было побольше, как в оригинальной игре. И чтобы вопросы были не только ориентированными на США, и лучше с метрической системой измерений, если можно. А в остальном это отличная семейная игра типа викторины.

Shadow Hunters – не играл: В то время, когда эта игра была популярна, её было трудно достать. А потом, когда её уже можно было найти, появилась Resistance. Но всем этим играм я по-прежнему предпочитаю Werewolf.

Игры 2005-го года, которых нет в списке Игоря, но заслуживают упоминания.

Twilight Imperium III: Возьмите большую коробку, нет, больше, больше! Я сказал: большую коробку. Да, вот такая сойдёт. Заполните её картоном, пластиком, сюжетом и сделайте продолжительность игры 6 часов. Определённо заметная игра, но, боюсь не на мой вкус. Я попробовал её в не самых оптимальных условиях (4 игрока), после чего разлюбил игры про цивилизации. Это те игры, где нужно оптимизировать и строить свой игровой движок так, чтобы хорошо взаимодействовать с соперниками. Но я предпочитаю удачно взаимодействовать сразу, без многочасовой подготовки.

Diamant: Никогда не играл именно в эту версию, только в её аналог, Incan Gold. Причём играю часто – всякий раз, когда в нашей игровой компании присутствуют дети. Игра нравится. Это безумно весело – вручать детишкам пластиковые, сделанные в Китае, алмазы. Они радостно бегают по комнате и падают на пол. Игра – настоящая классика, и продаётся так же хорошо, как Ticket to Ride. И я хотел бы иметь версию Diamant – в ней картонные плитки и более красивые иллюстрации.

Nexus Ops: Начиная играть в настольные игры, я однажды очутился в финском городе Купио. Зашёл в местный магазин и, не будучи уверенным в том, что игры с прямым конфликтом мне понравятся, не стал покупать имевшиеся там Nexus Ops (издание AH) или Condontierre, а купил Thebes и Fairy Tale (обе ненавижу, одну из них уже продал). А потом Nexus Ops была переиздана, и смотреть на этот ужас я не могу, так что то, старое, издание так и остаётся моей несбывшейся мечтой.

Cash & Guns: Вопрос: Кто не любит наставлять пистолеты из пены на других игроков? Ответ: Авторы 2-го издания.

Да. Очарование первого издания, с атмосферой французских комиксов и запахом бешеных псов пропало безвозвратно. Классическая игра была безжалостно кастрирована в угоду американскому рынку. Как-то так.

All for your lovely games ???

Околоигровое



Похожие записи
  • Выборы лучших игр на BGG.COM
  • Лучшая игра Японии — 2007
  • Победители Golden Geek Awards 2013
  • Столпы Земли — Игра года в Испании
  • Игра года — 2008 во Франции
    1. yETI
      14 Фев 2016 из 13:10 | #1

      Отзыв Samo Gosaric отвратителен. Что стиль, что аргументация — ненавижу его за это!


    2. Pard
      14 Фев 2016 из 15:15 | #2

      @yETI Просто ему больше нравятся игры, в которых есть реальное взаимодействие между игроками. Каждый волен иметь свою позицию и выражать её.


      На БГГ, кстати, в комментариях к этому сообщению немного поговорили о взаимодействии в играх серии Ticket to Ride. В том плане, что, хотя в самой игре его вроде бы мало, его всегда можно искусственно навалить по самое не могу (блокируя чужие пути и забирая нужные противнику карты). Один написал, что из-за его подобных действий в игре дочь просто разрыдалась.


      А я в таких играх предлагаю просто затевать командные партии «2 на 2» и воевать от души 🙂


    3. yETI
      15 Фев 2016 из 13:07 | #3

      @Pard

      Взаимодействие можно «искусственно навалить» практически в любой игре. Я про сам отзыв Samo Gosaric(‘а?) написала — мало того, что это мнение безумно субъективно и категорично (ага, Caylus 1.5 по одной соло-партии), так и, судя по всему, ещё и сам автор тот ещё сноб и нарцисс.


    1. Трекбеков пока нет.