С.Т.А.Л.К.Е.Р., настольные игры и авторские права

Как известно, относительно недавно в продажу поступили две игры про приключения сталкеров в зоне Чернобыльской АЭС. Одна из них выпущена издательством Эксмо и называется Зона сталкеров, это ходилка, в которой герои бродят по зоне, собирают артефакты, сражаются с монстрами и выполняют задания. Другую разработала компания З.О.В. Хабара, игра называется Сталкер. Зона конфликта, и представляет она собой тактический варгейм про сражения группировок сталкеров с монстрами и между собой. С первой игрой я знаком лишь заочно, вторую видел на Тишинке.

Обе игры, на мой взгляд, так себе. Первая — явно уходит корнями в ходилки 90-х и, как мне кажется, не отвечает требованиям современности. Вторая — дороговата, да и затянута весьма. Плюс некоторые компоненты выглядят слишком уж топорно (например, листы персонажей и жетоны ранений). Тем не менее, благодаря популярной вселенной, у каждой их этих игр есть коммерческий потенциал. И, что характерно, поступив в продажу примерно в одно и то же время, они оказались друг другу конкурентами. 

А теперь самое интересное. З.О.В. Хабара обвиняет Эксмо в нарушении авторских прав. Вот какая петиция опубликована по этому поводу в сети:

Привет поклонникам качественных настольных игр.

Нашей команде неизвестно, сколько человек могут назвать себя поклонниками вселенной «S.T.A.L.K.E.R.» и скольких из них можно назвать «фанатами». Одно мы можем сказать точно – самые ярые из них работают в издательстве «ЭКСМО». И наша команда не дотягивает до столь высоко поднятой ими планки.

Судите сами: сотрудникам «ЭКСМО» настолько хотелось внести вклад в развитие горячо любимой ими вселенной, что они не остановились на выпуске книг, по их мнению, соответствующих реалиям Зоны, и издали настольную игру, представленную выше, в которой в полной мере воплотилось их понимание этого мира. 

Фанатизм этих людей не знал границ, они видели, что мир замер в ожидании и больше не может ждать. Именно это заставило их выпустить данный шедевр игровой индустрии в кратчайшие сроки и гордо сообщить об этом на коробке с игрой. Жаль, что на согласование такой мелочи как авторское право не хватило времени. Сергея Григоровича сотрудники «ЭКСМО» тоже решили не беспокоить по пустякам – зачем отвлекать занятого человека, тем более права им когда-то уже давали. На пару месяцев.

Мы думаем, что издательство готовило сюрприз для Сергея и всех нас.

Не смотря на сжатые сроки подготовки к изданию игры, наша команда отметила скрупулезность авторов при переносе деталей вселенной «S.T.A.L.K.E.R.» на бумажные карточки: монстры, локации и события в точности повторяют… неизвестный нам сюжет, возможно, позаимствованный из книг издательства «ЭКСМО».

Что ж, мы не можем судить о том, чего ждал мир поклонников жанра. Возможно, именно противостояния сталкеров, вооруженных плазменными автоматами и Матерых Мохначей из локации Метеоритный Кратер. Или подрыва гранатой «Тёща» Черного провала.

Не удивительно, что при таком детальном подходе к мелочам, издательство «ЭКСМО» закрыло глаза на нечеловеческое количество грамматических ошибок в игровых материалах, ведь истинные фанаты способны продраться не только через «останки онкоцентра», но и через дремучую безграмотность автора.

А нам лишь остается пожелать удачи этим отважным первопроходцам жанра и поблагодарить за несколько незабываемых часов, потраченных на изучение правил.

С уважением, команда "З.О.В. ХАБАРА", официальный обладатель прав на бренд "S.T.A.L.K.E.R." в создании настольных игр и сувенирной продукции.

Насколько я понимаю, дьявол, как обычно, кроется в деталях. Следите за руками. Всё началось с повести Стругацких "Пикник на обочине", которая была издана в 1972 году. Семь лет спустя по ней был снят фильм "Сталкер". Книга и фильм стали популярными и благодаря им стало известно и слово "сталкер", так называли людей, которые отправлялись в зону и выносили оттуда различные артефакты.

В начале 2000-х годов компания GSC Game World разрабатывает компьютерную стрелялку в чернобыльском сеттинге. Игру планировалось назвать Stalker. Oblivion Lost, но что-то там не срослось с правами на слово "Stalker" и тогда разработчики делают ход конём, игра получает название "S.T.A.L.K.E.R. Oblivion Lost". На слух — то же самое, а на бумаге, получается, совсем другое дело.

Игра становится успешной, к чернобыльской зоне отчуждения и приключениям сталкеров поднимается волна интереса, тем более, что параллельно с релизом игры была запущена серия книг по мотивам вселенной S.T.A.L.K.E.R. Это наименование становится брендом, компьютерная игра порождает целую вселенную, а теперь, вот, становится предметом спора среди защитников авторских прав.

Формально, по всей видимости, Эксмо ничего не нарушило. Навскидку — слово "S.T.A.L.K.E.R." в игре Зона сталкеров не упоминается, то есть на бренд GSC Game World никто не претендует, защищённые изображения и наименования, по-видимому, также не используются. И, вообще, наверняка этот вопрос плотно проработан юристами Эксмо. Но с точки зрения GSC Game World и З.О.В. Хабара, ситуация, конечно, выглядит иначе. На их бренде, считай, паразитирую конкуренты. 

Ирония в том, что сначала чтобы уйти от слова "stalker" был придуман вариант "S.T.A.L.K.E.R.", а теперь по аналогии с ним используется слово "сталкер". То есть весь сыр-бор из-за того, что Эксмо использовала тот же самый приём, без которого никакого S.T.A.L.K.E.R'а не было бы вообще.

Новости, Околоигровое



Похожие записи
  • Расписание ближайших игротек
  • Российские издатели в трёх словах
  • К «Мистериуму» выйдет второе дополнение
  • Завтра – турнир по «7 Чудес: Дуэль»
  • Зимний Игрокон-2014. Карта фестиваля и расписание турниров
    1. DedoK
      20 Фев 2013 из 8:57 | #1

      нужно срочно патентовать С,Т,А,Л,К,Е,Р


      что касается самой вселенной, оригинальный Пикник на обочине в тыщу раз интереснее, а этот контер-страйк… это как фильм «Я легенда» … ладно не в тему уже понесло.


    2. Braveden
      20 Фев 2013 из 9:44 | #2

      Вор кричит держите вора!


    3. Mazz_O
      20 Фев 2013 из 10:00 | #3


      DedoK :

      это как фильм “Я легенда” … ладно не в тему уже понесло.


      Исключительно согласен про «Я-легенда» и действительно очень похожие ситуации.


      Еще кстати можно выпустить игру $talk’er. Айда придумывать свой Чернобыль!


    4. Дмитрий
      20 Фев 2013 из 10:11 | #4

      Давайте честно — S.T.A.L.K.E.R. кроме названия не имеет отношения к «Пикнику на обочине», ну разве что может местами стилистически повторяет сцены из фильма «Сталкер» (который тоже далековат от книги), но опять же кино и оригинальная книга совсем о другом.


    5. Scorpius
      20 Фев 2013 из 10:30 | #5

      1.Не увидел где написано что GSC считает что их права ущемлены. Увидел только мнение авторов «Зов Хабара» про то что Эксмо всех кинуло.

      2.Фраза «Не удивительно, что при таком детальном подходе к мелочам, издательство «ЭКСМО» закрыло глаза на нечеловеческое количество грамматических ошибок в игровых материалах, ведь истинные фанаты способны продраться не только через «останки онкоцентра», но и через дремучую безграмотность автора.»

      Очень смахивает на попытку переложить с больной головы на здоровую. И просто перекинуть тот вал недовольства связанный с плохо написанными правилами, и некоректным поведением автора игры на замечания Тесеровцев по этому поводу, на голову Эксмо….Типа, ребята…мы не виноваты, за все наши косяки Эксмо в ответе, а мы белые и пушистые.

      Не знаю конечно, может я и не прав. Тогда дико извиняюсь. Но ощущение складывается именно такое.


    6. ku7mich
      20 Фев 2013 из 10:31 | #6

      Обратите внимание, что «S.T.A.L.K.E.R.» как и «Я Легенда» созданы по мотивам книг, а не по сюжету книги, поэтому не стоит искать книгу ни в том ни в другом фильме.


      По поводу игры, потребителю собственно пофигу, а ребята из эксмо молодцы. Вообще лучше бы больше взяли из «Пикник на обочине» чем из компьютерной игры, мне кажется было бы интереснее.


    7. Констатин
      20 Фев 2013 из 10:42 | #7

      Читал «Пикник на обочине», потом смотрел фильм «Сталкер», потом читал какие-то книжки, видел игру, читал описание настольных игр.

      Устойчивая ассоциация с анекдотом: «Немцы всегда делали хорошие автомобили и фильмы про любовь («Panzerkampfwagen VI Tiger» и XXX-хардкор)».

      «Пикник на обочине» создал целый мир, который убогие авторы засрали мутантами, зомби и такими же убогими сталкерами-марадерами.


    8. azazel
      20 Фев 2013 из 12:25 | #8

      @ku7mich

      ЭКСМО взяли за основу серию своих книг, которые они долго и успешно выпускали и выпускают, и на которые у них есть авторские права (если что ссылка — http://stalker-book.com/load/1 ). А на «Пикник на обочине» авторские права у Стругацких выкупать надо.


      GSC Game World, конечно, обидно — они, видимо, купили лицензию у компьютершиков на использование бренда S.T.A.L.K.E.R. Только вот они забыли, что у ЭКСМО по видимому есть подобная же лицензия, т.к. они выпускали книги серии S.T.A.L.K.E.R. несколько лет. Поэтому, к чему их претензии — совершенно не понятно.

      А если рассуждать как GSC, то и они, и ЭКСМО должны у Стругацких выкупить авторские права на использование бренда Зоны. Не с проста же название компьютерной игры было так хитро переназвано в свое время.

      Замечание Юры в последнем абзаце — совершенно справедливо.


    9. toolmano
      20 Фев 2013 из 15:34 | #9

      Как говорил товарищ ЭСКОБАР:


      шо то х***я шо это х***я… Отэто обе такие х***и, шо я б***ь е**л её маму у рот.


    10. Константин
      20 Фев 2013 из 16:44 | #10


      Braveden :

      Вор кричит держите вора!


      ТОчно сказано!


    11. ZoRDoK
      20 Фев 2013 из 16:49 | #11

      Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.


    12. Михаил
      20 Фев 2013 из 23:28 | #12

      http://nastolki.livejournal.com/20134.html

      Есть еще одно мнение по поводу кидалова. На этот раз к «Зов Хабара» автор правил пишет что его эта команда кинула.


    13. berezovskii
      21 Фев 2013 из 0:01 | #13

      Сценарий к «Сталкеру» Тарковского Стругатские писали сами. Вопросов к авторским здесь нет.

      Компьютерная игра на книгу похожа это просто другая Зона – Чернобль. А настольные игры эти никто и не заметит и через пару месяцев и не вспомнит, как и книги по вселенной S.TA.L.K.E.R.


    14. dreamw
      21 Фев 2013 из 0:25 | #14

      azazel, GSC game world это и есть правообладатель на бренд s.t.a.l.k.e.r., то есть те самые компьютерщики сделавшие серию игр, а обижены З.О.В. Хабара )))


    15. Scorpius
      21 Фев 2013 из 3:28 | #15

      Кстати о Сталкерах. Вторая игра (которая Зона конфликта), походу в этом плане в туже лепёшку вступила. Ссылка на инфу, весьма любопытно… http://nastolki.livejournal.com/20134.html


    16. Константин
      21 Фев 2013 из 4:12 | #16

      Я вам рекомендую прочитать вот эту статью Автор статьи ГЕЙМДИЗАЙНЕР, который разработал правила для ЗОВа ХАБАРа, и он пишет что эта компания попросту кнула его не расчитавшись с ним

      http://vk.com/feed?q=%23%D0%9A%D0%B0%D0%BA_%D0%BA%D0%B8%D0%B4%D0%B0%D1%8E%D1%82_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B4%D1%8B%D1%85_%D0%B3%D0%B5%D0%B9%D0%BC%D0%B4%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D0%B9%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%BE%D0%B2&section=search


    17. IvTuzovsky
      21 Фев 2013 из 15:43 | #17


      berezovskii :

      Сценарий к “Сталкеру” Тарковского Стругатские писали сами. Вопросов к авторским здесь нет.

      Компьютерная игра на книгу похожа это просто другая Зона – Чернобль. А настольные игры эти никто и не заметит и через пару месяцев и не вспомнит, как и книги по вселенной S.TA.L.K.E.R.


      Компьютерная игра не просто похожа на книгу Аркадия и Бориса Натановичей, она ей изначально вдохновлялась и взяла много из лексики и некоторых поведенческих ситуаций, например, обнаружение аномалий при помощи «гаек». Но от книги игра ушла также далеко, как фильм Тарковского, только в другую сторону и еще по дороге за угол свернула раз 5)))


    1. Трекбеков пока нет.