Рейтинг популярности настольных игр: стратегии

Очевидно, что данные о популярности настольных игр (сколько игроков в них реально играет) для потенциальных покупателей настолок более полезны, чем всякие рейтинги или ранги, поскольку последние формируются из субъективных оценок игроков. Игрок может поставить каким-то играм хорошие оценки, а регулярно играть совсем в другие игры – более интересные, хоть и с меньшим рейтингом! Тов. Pard изучил рейтинги популярных игр и выявил среди них самые-самые популярные. 

Если мы откроем список 1000 наиболее играемых игр за какой-либо год, то обнаружим в нём и данные о количестве игроков, игравших в эти игры. За последние 13 лет (надёжная методика определения числа игроков на БГГ появилась лишь в 2004-м году) в подобный список попали всего 3070 разных игр. Оказывается, самыми популярными у игроков типами игр были стратегические, семейные, тематические и игры для вечеринок:

Каждую игру я отнёс только к одному определённому типу – тому, за который на БГГ подано наибольшее количество голосов – хоть это в некоторых случаях выглядит и сомнительно. Например, Catan считается стратегической игрой, а Carcassonne – семейной. Более того, у никоторых игр даже разные их издания попали в разные типы игр. Но это в целом не мешает определять хорошие игры – они всё равно не затеряются, к какому бы типу мы их ни относили.

Если сложить всех игроков, игравших во все эти игры в эти годы, то мы увидим, что в абстрактные, военные, коллекционные и детские игры играют крайне мало (по сравнению с другими видами игр):

Общее количество игр*игроков*лет (тысячи, 2014-2016)
— стратегические игры — 2624
— семейные игры — 1810
— тематические игры — 713
— игры для вечеринок — 438
— абстрактные игры — 240
— военные игры — 118
— коллекционные игры — 100
— детские игры — 73

Итак, мы получили эти 13 тысяч данных о количестве игроков в год у всех 3 тысяч игр. А как измерить общую популярность каждой игры за все эти годы? Да очень просто! Представим, что эти игры участвуют в грандиозном соревновании, в рамках которого они борются за место на игровых столах игроков. Конечно, детские игры не могут соревноваться, скажем, с военными, поэтому это соревнование проходит в 8 разных лигах – в каждой соревнуются только игры одного типа. Для примера я подвёл итоги такого соревнования для стратегических игр за 2004-2015.

Я использовал рейтинги Эло. В отличие от обычных рейтингов БГГ или Тесеры, просто использующих средние субъективные оценки пользователей, рейтинги Эло учитывают конкретные результаты спортивных соревнований. Вот как они работают в нашем случае.

Когда настольная игра впервые попадает к игрокам, она получает начальный рейтинг 1600. Далее, каждый год она соревнуется с вымышленной игрой, которая имеет постоянный рейтинг 1600 и замыкает список из 100 лучших (по числу игроков) игр года. Если у нашей игры оказалось больше игроков, чем у вымышленной игры (то есть она попала в сотню лучших), то её рейтинг возрастает (чем лучше результат, тем весомее прибавка к рейтингу), если меньше (игра не попала в сотню лучших), то убывает. Количество игроков у этой вымышленной игры каждый год растёт: если в 2004-м году их было 54, то в 2015-м увеличилось до 1237 – это связано с увеличением общего числа пользователей БГГ и тех, кто отмечает свои сыгранные партии.

Физический смыл подобного рейтинга популярности – это доля игроков, которых привлекает данная игра. То есть чем больше у игры поп-рейтинг, тем больше игроков в неё играет. По рейтингам Эло для двух игр всегда можно, используя формулу, сказать, во сколько раз в игру с более высоким рейтингом играют чаще, чем в ту, у которой рейтинг меньше. После нескольких соревнований (в нашем случае – лет) рейтинг у популярных игр стремится к некоторому значению, которое и является истинным показателем их популярности. Чтобы рейтинг правильно отражал истинную силу спортсмена или команды, им нужно сыграть много турниров, а в нашем случае у настольных игр прошло не так уж и много лет, так что их рейтинги находятся в процессе формирования. Вот как выглядит изменение поп-рейтинга у игры Catan:

И наоборот – если в игру мало играют, её рейтинг уменьшается, отражая уменьшение интереса к ней у игроков. Если вдруг в игру вообще перестают играть, она каждый год будет терять порядка 20-50 очков рейтинга. У игры Catan рейтинг огромный, поэтому в подобном случае она потеряет порядка 80 очков. Так работает рейтинг и в спорте: если гроссмейстер вдруг случайно проиграет новичку, он потеряет гораздо больше очков, чем если он проиграет другому гроссмейстеру с таким же высоким рейтингом. Поэтому топ-шахматисты не хотят играть в турнирах, в которых участвуют и слабые игроки.

Итак, знакомьтесь с поп-рейтингами настольных стратегических игр по результатам 2015-го года (соревнование «2016» ещё продолжается):

Дизайнеры, у которые 2 и более игр в Топ 100
6 — Stefan Feld (The Castles of Burgundy, Bruges, Notre Dame, Trajan, Bora Bora, AquaSphere)
6 — Uwe Rosenberg (Agricola, Le Havre, Caverna: The Cave Farmers, Agricola: All Creatures Big and Small, Glass Road, Fields of Arle)
4 — Bruno Cathala (Five Tribes, Cyclades, 7 Wonders: Duel, Abyss)
4 — Reiner Knizia (Ra, Tigris & Euphrates, Battle Line, Samurai)
3 — Andreas Seyfarth (Puerto Rico, San Juan, Thurn and Taxis)
3 — Antoine Bauza (7 Wonders, Ghost Stories, 7 Wonders: Duel
3 — Carl Chudyk (Innovation, Glory to Rome, Mottainai)
3 — Eric M. Lang (Quarriors!, Blood Rage, Chaos in the Old World)
3 — Scott Almes (Tiny Epic Galaxies, Tiny Epic Kingdoms, Tiny Epic Defenders)
2 — Bernd Brunnhofer (Stone Age, Saint Petersburg)
2 — Cédrick Chaboussit (Lewis & Clark, Discoveries)
2 — Daniele Tascini (Tzolk'in: The Mayan Calendar, The Voyages of Marco Polo)
2 — Donald X. Vaccarino (Dominion, Dominion: Intrigue)
2 — Richard Ulrich (El Grande, The Princes of Florence)
2 — Sébastien Dujardin (Troyes, Deus)
2 — Simone Luciani (Tzolk'in: The Mayan Calendar, The Voyages of Marco Polo)
2 — Ted Alspach (Suburbia, Castles of Mad King Ludwig)
2 — Thomas Lehmann (Race for the Galaxy, Roll for the Galaxy)
2 — Vlaada Chvátil (Through the Ages: A Story of Civilization, Mage Knight Board Game)
2 — William Attia (Caylus, Spyrium)
2 — Wolfgang Kramer (El Grande, The Princes of Florence)

Околоигровое



Похожие записи
  • Весёлые картинки, № 176 — «Условные обозначения»
  • Весёлые картинки, № 111 — «Парные фотографии»
  • Выборы лучших игр на BGG.COM
  • Весёлые картинки, № 69 – «Merchants & Marauders»
  • Обзор игры «Blue Moon»
    1. Борис
      10 Окт 2016 из 21:56 | #1

      Интересно,спасибо. «Стамбул» для меня загадка,в рейтингах мелькает высоко, шумиха вокруг игры была, а по отзывам с разных игротек (Российских) на троечку. Мол однообразно и реиграбельность слабовата…


    2. Pard
      10 Окт 2016 из 23:49 | #2

      @Борис

      Рейтинги и отзывы — вещи субъективные. А реально народ играет совсем в другое (об этом как раз и мои поп-рейтинги).


      Более яркий пример — из следующей статьи: в десятке САМЫХ играемых семейных игр — Bohnanza, Lost Cities и Hey! That’s My Fish! Ведь про каждую из них можно сказать, чем они плохи, и как их недостатки исправили в других, похожих, играх. Но к этим играм давно все привыкли и с удовольствием в них играют.


    1. Трекбеков пока нет.