Рецензия на игру «Теория заговора»

Совсем недавно я рассказывал об отечественной игре Теория заговора и её жадных разработчиках, которые за колоду из ста двадцати карт просят аж две тысячи рублей и вот, на днях в Настольном дайджесте появилось описание этой игрушки, которое опубликовал некто Фёдор Мартынов. Давайте посмотрим, что же это за игра. 

Небольшое вступление

Довольно давно, в 90-х годах, мне впервые посчастливилось узнать о настольных стратегических карточных играх. Новый способ скрасить досуг, обычные в то время вечерние посиделки с пивом, открыл для нас один из моих друзей, притащив с собой несколько новеньких колод MTG (Magic: The Gathering). По началу, слегка напуганные довольно сложными на первый взгляд правилами, изрядно попотев над переводом с английского, мы разделились на пары и начали свои первые стратегические баталии в мире меча и магии. Игра понравилась всем без исключения. Интересно, оригинально, продуманно, качественно. Кое-кто из моих товарищей стали рьяными игроками-коллекционерами, углубившись в составление оригинальных игровых колод и поиск редких карт. Я же сохранил за собой статус «заинтересованного» любителя, стараясь не упускать возможность опробовать новые игровые продукты, заполнившие рынок настольных игр.

А их на сегодняшний день наблюдается изрядное разнообразие. На ряду с зарубежными производителями, старается не отставать и наш, отечественный. К сожалению, подавляющее большинство отечественных представителей карточной игровой продукции сильно уступают зарубежной в качестве полиграфии. Качество картона, наличие «заусенцев» на краях, неровная обрезка карт. Все это, на мой взгляд, существенно влияет на первое впечатление от игры. Оценка оформления «лицевой» стороны игровых карт и «рубашки», безусловно, является сугубо субъективной и зависит от вкуса и предпочтений каждого игрока. Поэтому от себя скажу, что MTG все еще остается для меня эталоном качества оформления, сместить который другим карточным играм до сих пор не удавалось.

Даже опустив все вышеперечисленные критерии оценки, кроме главной – самой «механики» игры, включающей в себя правила, стратегическую составляющую и математический просчет, можно сделать для себя определенные выводы. После того как в 1993г. Ричард Гарфилд (Richard Garfield) создал MTG, многие последующие игры позаимствовали придуманную им механику, изменяя ее, адаптируя для создания собственной игровой системы. Что вполне закономерно, учитывая небывалый успех и популярность MTG. Однако, играя, в «Берсерк» или «Войну», у меня частенько возникают мысли о вторичности. В случае с «Берсерком», не только в игровой механике, но и в тематике самой игры. Душа просит новых идей и решений, так сказать, свежей струи в разросшемся потоке карточной игровой индустрии.

Недавно ко мне в руки попала настольная игра под названием «Теория Заговора». Производит игру фирма «Кубики». Приятно видеть, что отечественный рынок настольных игр не застоялся, напротив, он продолжает развиваться, попутно предлагая нам, рядовым геймерам, новые решения и идеи.

Поиграв в новую игру с друзьями около месяца, я решил написать эту рецензию для тех, кого она может заинтересовать. И попытаться дать собственную оценку по вышеперечисленным параметрам.

Немного об игре

Прежде всего, предлагаю забыть об эльфах и орках, а также другой сказочной братии. В игре «Теория Заговора» все «по-взрослому». Вам предлагается роль этакого «злого гения», собирающего под свои знамена единомышленников, представляющих различные полезные структуры. Для создания, ни много ни мало, всемирного заговора с целью заполучить господство над миром, в угоду собственным интересам и убеждениям. Крайне тихо и по возможности незаметно вы стягиваете под свое начало различные организации: государственные, экономические, религиозные структуры, не гнушаясь даже криминальных и террористических сообществ.

Во время игры вам предстоит пройти крайне важный подготовительный этап. Привлечь на свою сторону организации, обладающие теневой властью в самых различных сферах влияния, и использовать их в создании мощной иерархической структуры, подчиняющейся вам и только вам. Собственными руками воздвигнуть пирамиду мирового заговора, после чего останется лишь дергать за ниточки и злорадно похихикивать.

Но вот незадача, даже среди гениев Зла существует жестокая конкуренция. Оказывается, что вы не одиноки в своих мечтаниях о мировом господстве. Эти таинственные личности не уступают вам в хитрости и коварстве, а по возможностям, вероятно, даже превосходят. К тому же у них собственные планы и взгляды на мир, который вы уже привыкли считать своим. Мало того, эти наглые субъекты начинают переманивать к себе организации, составляющие вашу пирамиду власти, а то и просто выводят из игры, саботируя и подрывая их деятельность. При этом еще не завершенная конструкция вашей пирамиды заговора грозит обрушиться окончательно. Вам остается только ввязаться в это противостояние, стремясь завершить пирамиду раньше остальных. Мирные обыватели спокойно спят, даже не догадываясь, что война за мировое господство уже началась.

Тематика игры показалась мне весьма интересной и даже актуальной. Очевидно, создатели игры, в своем решении ориентировались также на расширение возрастного диапазона потребителей. Если основной возрастной группой для игры в MTG и другие подобные игры, я бы назвал игроков в возрасте от 12 до 20 лет, то данная игра вполне способна заинтересовать и людей постарше.

Вопреки моим опасениям, составлять пирамиду мирового заговора оказалось вовсе не скучным и муторным занятием. Игра динамична. Механика напоминает нечто среднее между MTG и довольно популярной сегодня настольной игрой «Манчкин» (Munchkin). Как и Манчкин, игра «Теория Заговора» (далее «ТЗ») не является коллекционной карточной игрой, то есть имеет ограниченное, фиксированное число карт. За месяц игры с друзьями, играть в нее мне не наскучило. Случится ли это в дальнейшем, покажет время. По крайней мере, невзрачное число 1.1, указанное в названии игры (видимо, номер выпущенного сета), позволяет надеяться, что в будущем создатели продолжат эту линейку и, может быть, сделают ее коллекционной.

Игровая механика

Итак, целью игры является завершение иерархической пирамиды, состоящей из завербованных вами организаций, которые в свою очередь подразделяются на четыре типа:

  • разведывательные структуры разведывательные структуры;

  • разведывательные структуры банки и фонды;

  • разведывательные структуры оккультные общества и секты;

  • разведывательные структуры криминальные группы и террористические организации.

Причем завершить раньше ваших конкурентов, по возможности всячески вставляя им палки в колеса. Ключи от мира получит самый расторопный. Безусловно, вашим соперникам это тоже известно, и они не дремлют.

Как и в MTG, игровое пространство в ТЗ можно условно разделить на несколько «зон». Зона постройки пирамиды мирового заговора, в которой каждый из игроков выкладывает полученные им карты организаций в последовательности: 4-3-2-1. Общая колода, из которой во время каждого хода берется карта. Так называемая «свалка истории», куда сбрасываются отыгравшие карты. Зона действия, где непосредственно осуществляются игровые комбинации. И «рука» — пять карт находящихся на данный момент в вашем распоряжении, ресурсы, скрытые от взора врагов.

Каждая организация, задействованная в вашей пирамиде, увеличивает могущество и расширяет сферу вашего влияния. Интересно, что и внутри вашей иерархической структуры непрерывно идет борьба за самое теплое место под солнцем. В течение игры вам наверняка придется не раз перестраивать схему управления, выделяя новых лидеров, задающих политику остальным иерархическим ячейкам. Ведь одна из организаций, которая занимает вершину вашей пирамиды, будет главенствовать над остальными, диктовать свои условия и определять принципы устройства нового мира. К примеру, бывает, что теневая политика банковских и разведывательных структур, а также деятельность криминальных групп, диктуется влиятельными лицами, скрывающимися за ширмой оккультного общества или секты.

Другой вид игральных карт, исполнители, являются завербованными агентами, с помощью которых вам предстоит вести подрывную деятельность, направленную против ваших соперников. Каждый из них — специалист в своей сфере и имеет оперативный псевдоним. По вашему приказу он готов проникнуть в ряды неприятеля и изнутри разрушить вражескую организацию. Однако следует адекватно оценивать свои возможности и тщательно разрабатывать стратегию, чтобы впустую не погубить ценного агента.

Артефакты и сертификаты мастерства способны укрепить вашу оборону и повысить шансы на успешную борьбу. Хотя ТЗ не является откровенной пародией, как Манчкин, но и этой игре присуща доля ироничного юмора. Поэтому не особо удивляйтесь, заполучив в свои руки такие «бесценные» реликвии, как «ботинки Буша» или «трубка Сталина». Пренебрегать такими артефактами настоятельно не советую, а уж тем более, позволять им попасть в загребущие руки противника.

Карты действия в умелых руках способны стать незаменимым оружием, заставить ваших конкурентов понервничать. Создавая казусные ситуации, используя для своей выгоды экономические и общественные события, ловко оперируя своевременно полученной информацией, манипулируя реакцией мировой общественности на то или иное глобальное событие, вы способны попортить много крови своим конкурентам. Тщательно спланированная афера способствует укреплению вашей пирамиды власти. Сочетание карт действия друг с другом и с картами исполнителей позволяет воплощать в жизнь сложные многоходовые комбинации. В очередной раз провернув хитрую аферу во время игры, я задумался, все ли игровые комбинации были просчитаны разработчиками, или же причина в невероятной гибкости игровой механики.

Принцип действия «атаки» и «защиты» в ТЗ схож с MTG, однако математическая схема подсчета результатов этих действий, адаптированная к новой игровой системе, претерпела множество изменений. Эффект случайности определяется общей колодой, из которой каждый ход игроки берут карты в руку, а также броском шестигранного кубика, если того требуют правила игры. Новичку правила игры могут показаться сложными. Однако это впечатление обманчиво. Уяснить правила и разобраться в игровой системе можно во время первой партии «в открытую», объясняя ключевые моменты новичку во время игры.

Хотя ТЗ позиционируется, как совместная игра в компании от двух до четырех человек, я все же считаю, что она идеально сбалансирована для игры втроем или вчетвером. Играть вдвоем также возможно, однако исход такой партии очень часто зависит от везения одного из игроков, который, вырываясь вперед, быстро подавляет сопротивление противника.

В среднем партия длится около часа. За это время вы можете показать своим товарищам, чего вы стоите, как стратег и конспиратор. Имеет смысл временно объединить силы с другими игроками для ослабления слишком успешного противника. Во время игры мы не брезговали и жульничеством. Принцип «что не запрещено — разрешено», на мой взгляд, очень подходит игре. В конце концов, «честному» злодею нелегко придется в мире заговоров и коварства.

Комплектация и оформление

комплект игры Теория Заговора

Игра «Теория Заговора» продается в следующей комплектации:

  • внешняя коробка

  • колода из 124 пронумерованных карт

  • шестигранный кубик

  • буклет правил.

Когда я получил игру, то был приятно удивлен. Прежде всего, качеством и стилем. Приятно осознавать, что на этот раз отечественный производитель серьезно подошел к внешнему виду своей продукции, с должным финансовым вложением в презентабельность игры.

Вся игра выполнена в строгом, но не лишенном изящества, стиле. В оформлении преобладают красно-черные тона. Видимо, размер коробки был подогнан под буклет с правилами, напечатанный в формате «А5». Поэтому коробка с игрой хорошо смотрится на полке среди книг и не занимает много места.

Сам буклет напечатан на качественной бумаге. Правила подробно и доступно расписаны, в буклете приведены наглядные цветные схемы. Поэтому разобраться в игровой системе не представляет труда.

Колода с картами и кубик находятся внутри в черном ложементе коробки. Карточная колода упакована в отдельную коробочку красного цвета, для более удобной транспортировки и безопасного хранения. Картон этой коробочки довольно тонкий, поэтому лучше все-таки в дальнейшем купить специальный пластиковый кармашек, чтобы предотвратить износ колоды.

рубашка карты Теория Заговора

Мне показалось, что качество полиграфии карт ТЗ, превосходит даже MTG. Карты приятно держать в руке, по качеству картона они схожи с хорошими покерными колодами. Перемешивать такую крупную колоду одному не очень удобно. Поэтому, как правило, мы делим ее на несколько частей и мешаем их отдельно.

Оформление довольно сильно отличается от всего, что я видел ранее. Оно кажется простым и вместе с тем изящным. Как и в других карточных играх, половины лицевого пространства карты занимает картинка. Тут создатели игры решились на интересный ход, противопоставив штату художников той же MTG, картины классических художников мировой живописи. Должен сказать, что такое решение может понравиться не всем. Однако сами картины довольно удачно подобраны и лично во мне вызывают только позитивные эмоции. К тому же придраться к творениям знаменитых художников не представляется возможным. Особенно забавными мне показались различные картины с изображением ангелов на картах организаций, представляющих криминальные группы и террористические организации. Для тех, кому было бы любопытно выяснить название и автора какого-то произведения живописи, разработчики предлагают перечень этих картин в конце буклета правил. Рубашка карт черная, в центре которой красным цветом изображено «всевидящее око».

Итог

Создатели задали принципиально новую тему для игры, изменили и адаптировали механику, превосходно сбалансировали колоду, предложили множество интересных решений и подняли отечественного производителя на новый уровень качества, на мой взгляд, ничуть не уступающий зарубежному. Станет ли игра популярной, покажет время. Игрой заинтересовались даже те из моих товарищей, для которых карточная игра всегда означала лишь «козел» или «покер». Думаю, ТЗ достойна занять положенную ей нишу в игровой индустрии. Кто знает, насколько широким станет следующий шаг разработчиков. Начало многообещающее.

Итак, что же мы имеем в сухом остатке? Абстрактная карточная игра с сомнительными иллюстрациями, мало вписывающимися в тематику иллюстрациями. Дизайн карт поражает воображение — никаких декоративных элементов, только картинка и текст на белом фоне. Даже привычные рамки по периметру карт — и те отсутствуют.

Скажу прямо, Теория заговора меня совершенно ничем не зацепила. К игре я отношусь совершенно нейтрально, но тот факт, что за неё просят аж две тысячи рублей не даёт мне покоя 🙂 Как представишь, что кто-нибудь купит такую игрушку вместо Dominion, Memoir '44, Ingenious, Ярость Дракулы или какой-нибудь другой полноценной увлекательной настолки, аж сердце кровью обливается. Мой вам совет — ни в коем случае не покупайте эту игру. Слишком уж она дорогая.

Ну и до кучи несколько цитат из комментариев в Настольном дайджесте.

Mazz_O:

Игра очень НЕатмосферна…Названия всяких группировок у игроков упоминаются лишь затем, чтобы отследить связку организация-исполнитель. А так в принципе названия могут быть какими угодно. Да, механика игры нормальная, вполне на современном уровне. Но не более того.

Атмосферы заговора никто из играющих не почуствовал, ну и плюс к тому и картинки никак не соотносятся с названиями организаций. Ну да, красиво, картины там и всё такое….Но очень фигово смотрится картина 18 века с названием современной организации…я бы сказал никак не смотрится.

И говорить что игра уникальная, надо после того как ознакомитесь с остальным миром настольных и карточных игр. Игра может и имеет право на жизнь, но поверьте мне, она не настолько уникальна, чтобы идти особняком…

mkal:

не особо реиграбельную, не особо глубокую и довольно рандомную (судя по правилам – где то на уровне Манчкина) игру продают по цене 2-3 известных и хорошо зарекомендовавших себя игр.

…на художнике сэкономили и преподносят это как достижение… Очень глупо такая позиция выглядит.

Ну и напоследок хочу всё таки похвалить авторов. За то, что правила выложили. Значит чему-то научились. Предыдущие желающие разбогатеть на настолках (с каким-то гибридом “Денежного потока” Кийосаки и “Монополии”, уже и не упомню названия) правила выкладывать постеснялись, хотя цену точно так же раза в 2-3 завышали.

PS. Резюме. Имеем игру уровня “Манчкина”, только со слабой темой и без клёвого арта, зато по цене 4х манчкинов.

Starglider:

Мы играли в ТЗ. Вернее пытались играть.

Какое там МТГ! Какой там манчкин! Какая там “интересная механика”! Механика игры примитивна и скучна до вывиха челюстей. Есть два числа, атака и защита, атака и защита поднимаются картами на столе, при ходе игрока можно временно поднять атаку атакующего и защиту защищающегося одноразовыми картами. Если атака больше защиты – у защищающегося убирается одна карта со стола.

Комбинайций за час найдено две
1. некоторые карты кладутся не тупо на стол, а к другим картам.
2. некоторые атакующие карты утраивают свою силу, если у игрока на столе что-то лежит.
У карт есть порог применения, который тупо равен числу некоторого вида карт на столе у игрока.
Всё.

Игра проходит так: с полчаса все упорно циклят колоду, чтобы выложить что-то на стол и поиметь возможность что-то сыграть. Кто-то выкладывает что-то на стол и начинает приставать к окружающим, окружаюшие начинают сообща прибивать его стол. Игра возвращается к исходной точке. Проблевались все.

Игру не доиграли, отдали хозяину и забили брать в руки – играть в это убожество никто больше не хочет.

 В общем, всё ясно. Как настольная игра Теория заговора ничего интересного собой не представляет.

Обзоры, Теория заговора



Похожие записи
  • Репортаж о «Большой игре» в Казани
  • Germania Magna: Border in Flames – распечатай и играй
  • Советская настольная игра «Конверсия»
  • Расписание ближайших игротек
  • Российское издание «Coloretto»
    1. Sderty
      23 Дек 2009 из 10:13 | #1

      У нас в Хабаровске такое чудо будет стоить около 3000 рублей:) И как Вы Юрий правильно сказали «сердце кровью обливается» если кто-то купит эту карточную игру:)Хотя у Нас только манчкин квест недавно появился на полках за 1600 или даже почти за 1700 рублей уже, а пока эта игра появится может и подешевеет, но покупать я её уж точно тоже не буду как и многие я думаю:) и судя по коментраиям в «настольном дайджесте»:)


    2. Graf Seth
      23 Дек 2009 из 10:41 | #2

      @Sderty


      Ну про манчкина — это зря. хотя да, 1600 отечественное издание не стоит (качество компонентов не особо айс), но игра занятная. правда я в МСК её брал за 700 🙂


    3. Jasly
      23 Дек 2009 из 11:06 | #3

      Все-таки очень интересно послушать маркетинговое обоснование от авторов. 🙂


    4. ZoRDoK
      23 Дек 2009 из 12:10 | #4

      Скорее всего игра напечатана на скорую руку в ближайшей типографии малым тиражом, в которой с авторов содрали три шубы, и они теперь пытаются отбить расходы. =) Сомневаюсь, что слово «маркетинговое» применимо к таким самоделкам.


    5. Jasly
      23 Дек 2009 из 12:33 | #5

      @ZoRDoK

      Ну это я так, саркастически.


    6. SkAZi
      23 Дек 2009 из 12:56 | #6

      А мне кажется, и я написал об этом в pronastolki что тут как раз и была попытка сыграть на маркетинге. Окружить ореолом элитности и уникальности, забросать всех статьями на эту тему, вы только вчитайтесь:


      Колода отпечатана на произведенном в Германии карточном картоне «Casino Classic». Специальная 18 мм игральная кость черного цвета, произведена компанией DICE & GAMES Limited из графства Саффолк, Англия. Дизайнерское оформление коробки.


      Сеттинг тоже выбран соответствующим образом. Авось и повелись бы. Да и поведутся ещё! Ведь: «Внутри такой крутой коробки, стоимостью 2000 рублей просто не может быть плохой игры!». 😉


    7. iggy
      23 Дек 2009 из 13:14 | #7

      Скорее всего устанавливая такую цену ставка делалась не на ценителей настолок, а на обычных покупателей, которые коробки с монополией по 3 тыщи расхватывают как горячие пирожки, и ТЗ могут запросто сгоряча куить. Игра за 2 тыщи в каком-нибудь Детском Мире совсем не будет выделяться среди прочих игрушек. Особенно если на той же полке будут стоять игры от Звезды за ~1000-2000 (взять хотя бы Каменный век) и Монополия с Риском за ~3000


    8. Orc
      23 Дек 2009 из 14:04 | #8

      Помницца была давно статья у Голубицкого, о том как НЕ надо рекламировать товар. Собственно 100% совпадение.

      За этот обзор автор продал честь и совесть =)


    9. Jasly
      23 Дек 2009 из 14:56 | #9


      Orc :

      За этот обзор автор продал честь и совесть =)


      Интересно, хватило автору после этого на игру или нет. 🙂


    10. Влад
      23 Дек 2009 из 22:20 | #10

      @iggy

      Но у Каменного века(который 100 000 лет) за эти деньги сколько всего в коробке. Все же покупатель при равной цене еще и коробки в руках подержит и выберет потяжелее:)


    11. Sderty
      24 Дек 2009 из 2:58 | #11


      Jasly :

      Все-таки очень интересно послушать маркетинговое обоснование от авторов.


      Так я тоже когда заказ делал большой он мне рублей за 900 вылетел где-то:)Я в Хабаровске игры не покупаю:))))


    12. Sderty
      24 Дек 2009 из 3:00 | #12


      Влад :

      @iggy

      Но у Каменного века(который 100 000 лет) за эти деньги сколько всего в коробке. Все же покупатель при равной цене еще и коробки в руках подержит и выберет потяжелее:)


      А можно доплатить немного и купить Ужас Аркхэма там вообще туча компонентов 🙂


    13. Sderty
      24 Дек 2009 из 3:02 | #13


      Graf Seth :

      @Sderty

      Ну про манчкина – это зря.


      А чего зря то?..


    14. Graf Seth
      25 Дек 2009 из 22:51 | #14

      @Sderty

      ну нам весьма понравилось 🙂 играется на ура… и свои 700р он оправдывает на 100%. Конечно, кач-во компонентов в оетч. издании не особо, но за такую цену все же получается весьма неплохая и юморная настолка. А вот сабж и за 500р жалко купить-то…


    15. Sderty
      26 Дек 2009 из 6:27 | #15

      А я и не говорил что мне не нравится:)Видимо как -то не так поняли друг друга:)Мы тоже играем периодически;)Про 500р согласен..


    16. Guisborne
      26 Ноя 2010 из 1:43 | #16

      Если бы кто-либо из обладателей ТЗ проявил человеколюбие и вывалил в доступном месте сканы карт, то многие сказали бы ему спасибо. Я бы во всяком случае точно сказал. Потому как покупать это за такую цену — душит Царевна-жаба, а вот испытать PnP вариант может быть и стоило бы.


    17. артем викторович
      08 Дек 2010 из 13:46 | #17

      я купил в мск за 2к рублей

      можно и поиграть но надоес скоро а потом норм


      а насчет скана…можно сделать скоро

      +в нее будут играть если в контакте ее сделать?


    18. mamont
      01 Мар 2011 из 11:33 | #18


      артем викторович :

      я купил в мск за 2к рублей

      можно и поиграть но надоес скоро а потом норм

      а насчет скана…можно сделать скоро

      +в нее будут играть если в контакте ее сделать?


      Где обещанное P’n’P?

      Вдруг всё же понравится?

      Попробовать-то можно.


    1. Трекбеков пока нет.