Рецензия на игру «100 000 лет до нашей эры»

На сайте Мира Фантастики появилась рецензия на игру 100 000 лет до нашей эры (она же — Stone Age). Вообще-то, в прошлом году МФ уже публиковал рецензию на эту настолку, но так как после этого Stone Age была локализована Звездой, решил вернуться к ней снова. 

Об игре «100000 тысяч лет до нашей эры» мы писали в прошлом году (рецензия — в №5 за 2009 год), но произошло одно важное событие: «Звезда» локализовала эту потрясающую игру. На карточках, фишках и поле никаких надписей нет, поэтому переводить требовалось только правила. С этим традиционно проблем не возникло. Самое же главное — сохранилось потрясающее по качеству наполнение коробки. Кусочки дров, слитки золота, фигурки человечков, карточки развития и картонный вождь — прекрасное исполнение было одним из главных козырей игры. В русской версии всё сделано прекрасно, а компоненты завезены из-за рубежа, поэтому отличий от оригинала не наблюдается.

Жанр «100000 тысяч лет до нашей эры» — стратегия в жанре стоунпанка. Несколько игроков живут в каменном веке и ведут своё племя к лучшей жизни: добывают ресурсы, обеспечивают пропитание, осваивают земледелие, возводят хижины и так далее. Никаких войн, только спокойное неторопливое строительство: подарок для стратега. Конкуренция возникает только за места развития. Например, если первый игрок занял пашню, то другим придётся заниматься чем-то другим. Но ход переходит и приоритет меняется. В общем, проигрывать здесь не обидно, строиться интересно, а сама механика настолько проста, что влиться в процесс можно уже через 10 минут.

Итог: эталонная локализация одной из лучших настольных игр последнего времени. Единственное, что может остановить, — несколько высокая цена, но, учитывая качество исполнения, она вполне оправдана.

Stone Age, Обзоры



Похожие записи
  • Открыт предзаказ на «Адреналин»
  • Рецензия на игру «Корова 006»
  • Народный отчёт, № 33
  • Зимний Игрокон-2014. Карта фестиваля и расписание турниров
  • «В путь, друзья!» — распечатай и играй
    1. akafess
      05 Апр 2010 из 8:22 | #1

      Да, цена меня пока останавливает)


    2. dima3103
      05 Апр 2010 из 9:04 | #2

      На мой взгляд, игра целиком оправдывает вложенные средства 🙂 Вот уж действительно тот случай, когда при вскрытии коробки сразу видишь, на что именно пошли твои деньги 🙂 Играем с удовольствием всей семьей и с друзьями :-)))


    3. ds
      05 Апр 2010 из 11:41 | #3

      Странно, но я могу писать от имени др пользователя … сидим за одним файерволлом?


      Ребятушки — игрушка отличная. Нельзя пропустить.


    4. akafess
      05 Апр 2010 из 13:22 | #4

      Сколько она стоит в Москве?


    5. татьяна
      05 Апр 2010 из 15:16 | #5

      @akafess

      1500рублей в рознице


    6. A-and-S
      05 Апр 2010 из 15:20 | #6

      Не пойму почему все так прутся по этой игре. IMXO скучная настолка про то как растравляешь миплов и набираешь очки. Никакой стратегией не пахнет. Я очень в ней разочарован.


    7. Hickname
      05 Апр 2010 из 16:07 | #7


      A-and-S :

      Не пойму почему все так прутся по этой игре. IMXO скучная настолка про то как растравляешь миплов и набираешь очки. Никакой стратегией не пахнет. Я очень в ней разочарован.


      Назовите свои любимые игры.


    8. ZoRDoK
      05 Апр 2010 из 16:15 | #8

      @A-and-S

      Меня она сначала затянула в он-лайн варианте, но сейчас — соглашусь: скучная обычная настолка на worker placement.


    9. Юшин
      05 Апр 2010 из 16:37 | #9

      Деревянные кубики, ресурсы, кожаный стаканчик для кубиков. Фетишизм 🙂 🙂

      Да и игра интересная.


    10. dima3103
      05 Апр 2010 из 16:49 | #10

      To ZoRDoK:

      А какие игры подобного плана (worker placement) вы могли бы посоветовать для игры с начинающими настольщиками? Например, в семейном кругу? Так, чтобы было поинтересней, чем Stone Age?

      Нам Stone Age очень понравилась, но мы пока играли в не очень большое количество игр. И если есть что-то лучше, я бы с удовольствием взял домой. 🙂


    11. Nelud
      05 Апр 2010 из 17:12 | #11

      @dima3103

      Лучшие представители игр на «расставление рабочих» это: Caylus, Agricola, Dungeon Lords. Но может лучше попробовать что-нибудь принципиально другое?


    12. Nelud
      05 Апр 2010 из 17:16 | #12

      ZoRDoK :

      Ну да! После сотен партий оно может и скучно! 🙂 Мы же редко но с удовольствием поигрываем в Stone Age.


      З.Ы. Вы видели? Нет, вы ЭТО видели?!! Теперь можно редактировать свои записи!!!


    13. xcllla_
      05 Апр 2010 из 17:21 | #13

      Эта игра чертовски красивая и играть приятно, но вот на деле оказалась скучновата в том плане, что взаимодействия между игроками мало. Однако, если хочется просто играть, разговаривать и не пытаться друг друга «сожрать», то игра хороша.


    14. dima3103
      05 Апр 2010 из 17:21 | #14

      To Nelud:

      Судя по обзорам, все три будут тяжеловаты для ребенка 8 лет, поэтому под семейный вариант не очень подходят. Может быть только специальный облегченный вариант в Агриколе. Все же Stone Age на порядок легче, чем вышеперечисленные. 🙂 А из принципиально другого семье очень понравился Ticket to ride, например 🙂


    15. dima3103
      05 Апр 2010 из 17:27 | #15

      To Nelud 2:

      Вот у нас такая же ситуация: играем не часто, но с большим удовольствием 🙂

      P.S. Редактировать и удалять!!! Ура!!!


    16. dima3103
      05 Апр 2010 из 17:46 | #16

      To xcllla_:

      А что касается взаимодействия, то это целиком зависит от степени «агрессивности» игрока. Если следить за игрой, а не вариться в своем соку, можно очень выгодно перекрывать и блокировать места, нужные другим игрокам, также и карты цивилизации. :-)))


    17. Tanone
      05 Апр 2010 из 17:51 | #17

      @xcllla_

      Это вам не варгейм в конце концов, тут взаимодействие не прямое. И такого непрямого взаимодействия вообще навалом.


      @A-and-S

      Тут как минимум 2 стратегии победы. Через поля и голодовкой. Успешность зависит от количества игроков и от места с которого начинает игрок. Для такой не сложной игры вполне достаточно стратегий.


    18. hk
      05 Апр 2010 из 18:24 | #18


      A-and-S :



      Не пойму почему все так прутся по этой игре. IMXO скучная настолка про то как растравляешь миплов и набираешь очки. Никакой стратегией не пахнет. Я очень в ней разочарован.





      Она красивая и недолгая. В игре немало взаимодействия, а кубики, при всей своей рандомности, добавляют немало азарта. На роль доброй семейной настолки — самое оно.


    19. hk
      05 Апр 2010 из 18:26 | #19


      dima3103 :



      To ZoRDoK:

      А какие игры подобного плана (worker placement) вы могли бы посоветовать для игры с начинающими настольщиками? Например, в семейном кругу? Так, чтобы было поинтересней, чем Stone Age?

      Нам Stone Age очень понравилась, но мы пока играли в не очень большое количество игр. И если есть что-то лучше, я бы с удовольствием взял домой. :-)





      Если вам понравилась Stone Age, попробуйте Age of Empires. Это тоже worker placement, но более «умный» чтоли и практически без случайностей.


    20. hk
      05 Апр 2010 из 18:28 | #20


      Nelud :


      З.Ы. Вы видели? Нет, вы ЭТО видели?!! Теперь можно редактировать свои записи!!!




      Ага, но только в течение 5 минут с даты написания комментария )))


    21. Reline
      05 Апр 2010 из 21:36 | #21

      Игруха интересна до тех пор, пока все не разузнают, что самая фишка в покупке карт цивилизаций, а борьба за всё остальное — шлак и погоня за ветром…

      Покупайте лучше Агриколу товарищи и будет Вам счастье!)


    22. Orc
      06 Апр 2010 из 4:36 | #22

      Самый большой минус Stone Age’a — это топоры. В остальном игрушка очень и очень хорошая.


    23. Tanone
      06 Апр 2010 из 6:50 | #23

      @Reline

      Вас просто никогда не разделывали под орех купив всего 3 цивилизационные карты. Я был в шоке. Мужик купил всего 3 карты, мы купили остальные, но он купил нужные (легко угодать какие) и набрал почти на полсотни очков больше.


      @Orc

      Топоры очень мощная штука на самом деле. В чём тут минус?


    24. SkAZi
      06 Апр 2010 из 8:47 | #24

      @Orc

      Хм, а в чём минус, действительно?


    25. Oldman
      06 Апр 2010 из 9:05 | #25

      Наверное в том, что это одна из вполне рабочих, но не 100% стратегий.


    26. Orc
      06 Апр 2010 из 9:12 | #26

      а в том, что топоры, имхо, заметно слабее как по действию, так и по ПО.

      топор дает +1 к кубику, а мипл дает +кубик.

      итого бонусы после двух ходов.

      амбар+хижина дает бесплатный кубик, раз. Увеличивает влияние на других игроков, два.

      топор+топор дает +1+1 к кубику

      По очкам: счет молотков с нуля начинается, счет миплов с 5. Уже за каждую купленную карточку цивилизации заметно меньше будет идти ПО.


    27. Oldman
      06 Апр 2010 из 9:33 | #27

      Значит в игре есть для вас неизведанное. Молотки совсем не слабы. Их кормить ненадо, они размножаются с помощью только одного мипла,ну и по сумме молотки по максимуму 96ПО, миплы и фермеры 70ПО. И как часто всего лишь 1-ки на кубике не хватает))))), а дополнительный кубик еще и прокормить надо….


    28. dima3103
      06 Апр 2010 из 9:39 | #28

      To Orc:

      Вообще, они не особо сильны, когда их всего несколько. Но если удается накопить штук 5+, то это позволяет прилично экономить миплов. Где остальные ставят по три человечка сразу, чтобы гарантированно не пролететь мимо ресурсов, я могу ставить всего одного, а других использовать на хижинах и картах цивилизации. Но все же вынужден согласиться с товарищем Orc, что они поначалу чуть слабее поля и хижины, их явно нужно развить. Может быть, в качестве хоумрула выдавать по два топора за раз? Никто не пробовал?

      P.S. Прошлую игру я выиграл именно по топорам.


    29. Tanone
      06 Апр 2010 из 9:56 | #29

      @dima3103

      В этой игре всё слабо в начале. Сами миплы исключение только если играть на голодание. Без голодания 5 миплов ничто. так что на фоне всего остального топоры ничем таким не отличаются. Все надо развавать если хочешь выиграть.

      Насколько я понял по комментариям на БГГ для игры так и не придумали уберную стратегию. Их несколько и все они не 100%, так как если знаешь что происходит помешать всегда можно.


      Кстати топоры могут очнеь быстро вырасти. Это связано с очередностью выбора. В первую очередь ставят на поля, потом на карты цивок, а на топоры в последнюю очередь. так что мешать их нагребать особенно некому. Потом с карточек цивок часто приходят топоры. Ну и множители на топоры обычно не собирают. 🙂


    30. Nelud
      06 Апр 2010 из 10:49 | #30

      @dima3103

      Я бы посоветовал в качестве ещё одной несложной игры на worker placement — «Pillars of the Earth». Можно и Age of Empires: с одной стороны она может и тяжеловатая, зато она — локализована!


      @Tanone

      Не существует убер-стратегии? А голодовка? Меня это сильно интересует вот с какой стороны: стоит ли добавлять домашнее правило, что за каждого недокормленного «-4» очка или оставить как есть (за всех недокормленых в сумме «-10»)?


      Что касается игры в общем, меня смущает в ней только одна карта: которая даёт в конце количество очков равное количеству хижин «х3». Мне кажется, что эта карта слишком сильная и ломает всю игру: кто её взял, тот получает огромное преимущество.


    31. Nelud
      06 Апр 2010 из 10:54 | #31

      @hk

      У меня обратный отсчёт начинается не с 5, а с 4-х минут. Но это, конечно, не важно. А вообще: большое спасибо, за такую полезную штуку!


    32. Nelud
      06 Апр 2010 из 10:59 | #32

      Ещё хотел сказать насчёт кубиков в Stone Age. Я безумно счастлив, что они есть в игре! Они не дают превратить её в сухие просчитываемые шахматы… [мечтательно] Вот бы ещё в Power Grid их добавить!


    33. Orc
      06 Апр 2010 из 11:20 | #33

      @Oldman


      @dima3103

      1. когда миплов 5, то сложно подпортить оппонентам жизнь

      2. с амбаром мипла кормить не надо. Аргументация по этому поводу Вам кажется неубедительной?

      3. молотки дают 96ПО по максимуму, но пока вы так раскачаете, то игра кончится.

      по времени молотки раскачиваются не быстрее амбаров, а на карточки цивилизации влияет кубик.


      Я неправильно правила прочел, оказывается. Минус 10 ПО за всех недокормленных? Мы думали, что -10 за каждого голодного.

      Но получается какая-то манчкинская стратегия)))


    34. Tanone
      06 Апр 2010 из 11:50 | #34

      @Nelud

      Голодовка вовсе не уберная. В неё легко пролететь. Помешать в целом просто. Не давтаь строить хижины и не давать шаманов и строителей. Но пока ты будешь не давать кто то еще выиграет. 🙂

      В дуэле голодающий вообще обычно сливает без шансов.


      @Orc

      Типовая ошибка. Это «-10» за всех основа голодания. Фактически мы забиваем на кормёжку, плодимся и строим хижины сколько дадут. 🙂 Обычно игроки быстро просекают и не дают строить, но выиграть всё ранво можно.

      Тот случай когда меня разделали под орех как раз была голодовка. Парень построил 13 хижин и Умножил их на 6 или 7 точно не помню. Это был полный кирдык. Кончено ему позволили это сделать и удача улыбнулась со строителями.


    35. Oldman
      06 Апр 2010 из 15:16 | #35

      @Orc

      Ну наша практика показала — цель гнуть свою линию, если много пакостить — проигрываешь. Если вы размножаитесь, и амбаритесь и строитесь карты покупаите…….. что делают остальные игроки? С миповодами я б молотки раскачл оч. быстро.

      «а на карточки цивилизации влияет кубик» — это не понял.

      Ну и про голодовку Tanone все казал — он в ней спец.


      З.Ы. Попробуйте в своей компании помолоточить)))))) Успех обеспечен, особенно если не предупреждать.


    36. dima3103
      06 Апр 2010 из 15:37 | #36

      Очень жаль, что к игре нет никаких серьезных дополнений, кроме The new Huts. Особенно здорово было бы какое-нибудь серьезное для 5-6 человек… ээээх :-))


    37. Orc
      06 Апр 2010 из 15:42 | #37

      @Oldman

      Само собой, что своя линия более важная, но иногда бывает нужно сделать маленькую приятную пакость =)

      ну остальные как бы тоже играют))) Правда большинство партий у меня были дуэльные. Поэтому мы успеваем прокачивать миплов и амбар не сильно мешая друг другу. В дуэли я вообще не вижу смысла молоточить. Хотя пробовал и даже выиграл. Но мнения своего от этого не изменил.


      вы написали, что молотки легко карточками цивилизации раскачиваются.

      Кроме карты +молоток, это можно сделать картами, где бросаются дайсы по числу игроков. И вот там на результат влияет кубик. Учитывая, что мы играем в основном вдвоем, то шанс на определенное значение 33%.


      про голодовку я тогда вообще не понимаю. Просто получается, что это использование недоработки правил. Ибо нелогично. Поясняю:

      Штраф -10 ПО должен ограждать игроков от некормления своего племени. Раз это получается выгодно, то штраф должен быть больше.

      И вообще всегда считал, что штрафовать за нехватку еды нелогично. Нечем кормить, убери мипла в резерв. Следующим ходом нарожаешь. Жизненно, логично.


    38. Orc
      06 Апр 2010 из 15:52 | #38

      P.S. Можно было бы на бсв сыграть несколько раз, дабы обсудить стратегии.


    39. Tanone
      06 Апр 2010 из 16:11 | #39

      @Orc

      «Голодовка» это вовсе не недоработка правил. Это так и задумано. Есть вполне официальный вариант без неё. -4 очка за каждого не прокормленного и голодовка не работает. Но большинство играет в оригинальный вариант, потому что на 1 стратегию больше. И стратегия не тривиальная на самом деле. Собственно миплы не голодают а идут побираться. Вот за факт побирательства и впариваю -10 очков. Все вообщем то логично. -10 очков никоем образом не ограждение от голодания, а ослабление этой стратегии, без штрафа она была бы и правда уберной.

      На БСВ собственно в основном стратегии и обкатаны. Сейчас не играем уже.


    40. Orc
      06 Апр 2010 из 16:42 | #40

      спасибо за разъяснения.


    1. Трекбеков пока нет.