«Поселенцы» глазами соло-игрока

Не раз уже я приходил с работы вечером с мыслями "Надо бы сегодня сыграть в "Поселенцев", после чего в домашних делах и подготовке завтрашних публикаций эта идея как-то забывалась. А, между прочим, незаслуженно! Игра хорошая, нам с Галей нравится, хотя дальше пары варвары-египтяне мы, фактически, и не продвинулись. Но поиграем обязательно. Тем более, что и Атланты должны появиться.

А пока предлагаю почитать перевод обзора Поселенцев, написанного человеком, который играет в них исключительно в соло-режиме. Русский текст подготовлен читательницей по имени Юлия (с моими правками). 

Предупреждение. Этот обзор основан на дюжине партий в Поселенцев в соло-режиме. Хотя в таком формате игра лишена взаимодействия с другими игроками, соло-прохождение интересно само по себе и полезно для обучения механике. Я выскажу свое мнение, основываясь на своих ощущениях именно от соло-режима, поэтому всё, что я буду говорить про взаимодействие игроков – это лишь предположения.

Мои игровые предпочтения. В первую очередь я играю на компьютере, у меня за плечами более тысячи различных игр. Я писал обзоры для журналов и знаю это хобби изнутри. В последнее время я играю всё меньше, так как игры почти не меняются, и мне легко увидеть что где работает хорошо, а где – не очень. Будучи впечатлен некоторыми сюжетами и эмоциональными моментами в видеоиграх, я пришёл к настольным играм с убеждением, что тема игра также важна, как и механика. Таким образом, я не отношусь ни к одному из "противоборствующих лагерей" и буду играть во что угодно, если а) у игры интересная тема, б) тема связана с механикой, в) механика хороша.

Тематика 

Неудивительно, что Поселенцы привлекли моё внимание, игра явно вдохновлялась старыми компьютерными стратегиями серии Settlers. Хотя лично мне Settlers не особо нравились, это была хорошая стратегия с уникальным для своего времени визуальным стилем.

Именно из-за этого визуального стиля, позаимствованного из компьютерной версии и переработанного, я и обратил внимание на игру. Оформление, пожалуй, это самая выдающаяся её черта. Все рисунки – замечательные и наполнены очаровательными и смешными деталями, например: строй римских легионеров и рядом гуси в таком же строю; лысые египетские короли, купающиеся в бассейнах посреди пустыни; варвары, прячущиеся в "дремучем лесу"… Этот юмористический стиль моментально покорит знакомых с европейскими комиксами. И в самом деле, если принимать во внимание уровень исполнения и разнообразие рисунков, художник Tomasz Jedruszek (Томаш Жедружек), превзошел самого себя.

Остальные компоненты выполнены со столь же высоким уровнем качества и вниманием к деталям, вплоть до «пасхальных яиц» на вкладыше в коробке. Прекрасная работа. Единственное замечание – карты можно было бы сделать без белых полей по краям. Это позволило бы увеличить и изображения и размер текста.

Тема игры нашла достойное отражение в механике «менеджмента руки» и построения «стола». Экономический движок в игре весьма обширен и работает лучше, чем у коллег по жанру (Race for the Galaxy, 7 Wonders и т.п.). Ваша маленькая империя будет формироваться благодаря соединяющим карты дорогам. У каждой расы есть свой узнаваемый стиль и ключевые особенности, которые куда более осязаемы, чем в уже упомянутых RFTG и 7 Wonders.

5/5 за сюжет и компоненты.

Игровой процесс

Название этого раздела несколько вводит в заблуждение. Не буду подробно расскзывать о том, как игра работает, поскольку это уже многие говорили. Я постараюсь объяснить, как она "ощущается". Партию в «Поселенцев» можно разделить на два этапа. Первые три из пяти раундов – это «развитие» (15-20 минут). Игроки формируют стратегию и создают инфраструктуру для экономического развития. В четвёртом и пятом раундах начинается «Использование ресурсов» (25-30 минут). На этом этапе нужно максимально развиться и набирать очки. Этап развития более тематичен, а этап использования ресурсов скорее математичен, поскольку в нём нужно просчитать максимально эффективные способы использования ресурсов, позволяющие заработать как можно больше очков (и иногда выложить на стол в последний ход с десяток новых карт).

Как и в Race for the Galaxy, игроки тянут карты из общей колоды, но помимо этого у каждого есть отдельная колода. Это уменьшает эффект случайности, и у каждой расы есть свои способы зарабатывать очки. Для успешной игры нужно тянуть карты из личной колоды, чтобы так или иначе воплотить в жизнь сильные стороны вашей расы.

Однако здесь же кроется и первый минус «Поселенцев». При всем своём разнообразии и изначально высокой реиграбельности (тут есть целых 4 разных нации), в плане долгосрочной перспективы тут не всё гладко, поскольку у каждой нации есть ограниченный набор стратегий. Это не особо заметно в процессе партии на фоне случайного выхода карт из колоды, но это, безусловно, минус. Могу предположить, что часть игроков будут заявлять, что по этой причине игра «решена». 

Другой спорный вопрос — это взаимодействие игроков. Поскольку я играю в соло-режиме, то сам ни разу не ощущал, как оно работает, но подозреваю, что взаимодействие игроков призвано сбалансировать выход удачных карт из колоды, поскольку игрок всегда может повлиять на то, что происходит в империи у соперника. На мой вкус это решение лучше, чем выбор ролей как в Race for the Galaxy, в которой мне всегда приходится заставлять себя смотреть, что там происходит у других игроков, и ни разу не удавалось ощутить, как говорят многие «многопользовательский пасьянс».

Я бы не сказал, что «Поселенцы» – это пасьянс, но это и не игра с высоким уровнем взаимодействия. Это нечто среднее, тут есть возможность влиять на стол соперника и уничтожать чужие здания, но эта возможность достаточно ограничена. Это ничуть не хуже, чем пассивно-агрессивная блокировка действий при механике выставления рабочих, встречающаяся во многих евроиграх, которую я, кстати, нахожу куда более раздражающей. Уж лучше пусть враги сожгут мой дом, чем блокировать меня в дверях, доедая мой последний сендвич.

4/5 за игровой процесс

Некоторые наблюдения

В целом мне кажется, что базовая игра стоит тех денег, что за неё просят. «Поселенцы» выиграют от появления новых наций, дополнения позволят игре чаще появляться на столе. Новая нация появилась уже в «Атлантах» и, хотя я пока с ними не играл, говорят, в этом дополнении сбалансированы многие вещи, о которых спорят на форумах. Но для меня куда важнее цена. «Атланты», в которых есть новая нация и карты для 4-х существующих наций, стоят почти как базовая игра ($27 и $35 соответственно). Мне такая бизнес-модель не по душе. Считаю, что ценник должен быть ближе к первому дополнению – «Why Can’t We Be Friends?». А то получится, что базовая игра с двумя дополнениями будет стоить как какая-нибудь дорогая настолка в большой коробке с огромным набором компонентов. 

Я ещё не купил «Атлантов» и подожду, пока не увижу сколько попросят за недавно анонсированное третье дополнение «3 Is a Magic Number». Кроме того, по-хорошему надо приобретать ещё и протекторы, что также увеличивает общие затраты на игру.

Итого:
 
+ Очень тематичная (с некоторыми условностями).
+ Если вы любите игры на построение движка, она вам понравится.
+ Карты можно использовать различными способами – отсюда интересный выбор. 
+ Уникальный стиль игры у каждой нации.
+ Высокое качество компонентов.
 
~ Прямое взаимодействие игроков (для меня это плюс, но я отмечаю его как нейтральный фактор).
~ Плохая стартовая рука значительно ослабит старт. Пока не ставлю это в минус, т.к. точно не уверен, насколько сильно влияют плохие начальные карты на конечный результат. 
 
— Спорная реиграбельность в долгосрочной перспективе.
— Дорогое дополнение.
— Правила могли бы быть написаны лучше.
— Партия на четверых может сильно затянуться из-за очень длительных 4 и 5 ходов.
— Египтяне и японцы не очень подходят для сольной игры. Эти нации извлекают выгоду от от взаимодействия с другими игроками, поэтому их стратегии несколько притупляются при игре против искусственного интеллекта. 

Общая оценка: 8/10

Imperial Settlers, Обзоры



Похожие записи
  • Расписание ближайших игротек
  • Российские издатели в трёх словах
  • К «Мистериуму» выйдет второе дополнение
  • Завтра – турнир по «7 Чудес: Дуэль»
  • Зимний Игрокон-2014. Карта фестиваля и расписание турниров
    1. SSS
      21 Апр 2016 из 21:37 | #1

      Так кто писал? Юлий?


    2. Иван
      24 Апр 2016 из 8:56 | #2

      Странный заголовок, учитывая, что про соло-режим он не сказал ни слова. Получился обычный обзор игры.

      Как раз интересно было бы почитать про впечатления от соло-игры, а то компанией играем, а одному попробовать вечно руки не доходят)


    1. Трекбеков пока нет.