Поморы. Обзор игры

Российские разработчики всё отчётливее заявляют о себе с каждым годом. И если раньше настольные игры выпускались в основном в столице, то сегодня импульс исходит уже и от регионов. Не так давно в Новосибирске родился Бестиарий Сигиллума. В прошлом году в Архангельске появились Окошки. А недавно из этого города вышла ещё одна игра. Называется она Поморы, а придумал её Стас Серебряков. О ней мы сегодня и поговорим. 

На северо-западе России расположено Белое море, на берегу которого стоят города Архангельск и Беломорск. В XVIII-XIX веках на берегах этого моря располагались населённые пункты, жители которых занимались ловлей рыбы и промышляли добычей тюленей. Называли их "поморы", и именно в их роли и предлагает попробовать себя игра. Отправиться в море за добычей смогут строго два игрока. Одна партия займёт порядка 30-40 минут, а перед началом самой первой игры ещё минут 10 уйдёт на знакомство с правилами.

Что в коробке

В плане компонентов Поморы предлагают достаточно обширную комплектанцию. В нестандартной формы прямоугольной коробке высотой всего в 3 сантиметра скрываются правила на русском и английском языках, колода карт, десяток деревянных дисков (это фишки кораблей), пара мелких жетонов для счётчика очков, один шестигранный кубик, да игровое поле. Качество компонентов я бы оценил как хорошее. Претензий к ним нет, но и похвалить особо не за что.

Внимание прежде всего привлекает поле. Оно необычно маленькое, по размеру чуть меньше листа формата А4. А позднее выясняется, что фунциональной площади на нём хорошо если половина. В общем, действие игры разворачивается буквально на пятачке пространства 🙂

На поле изображено Белое море, разделённое на разноцветные круги, в которых можно ловить разные виды рыбы, а также добывать тюленя. Кроме того на поле есть порты, из которых в море выходят корабли, а по периметру расположен счётчик очков. Оформление поля стилизовано под рисунок позапрошлого века.

Как устроена ловля

В ходе партии игрокам предстоит ходить по морю на кораблях, ловить в нём рыбу, а также заготавливать соль, чтобы сохранить добычу. Все эти действия оцениваются в победных очках, по числу которых и определяется победитель. Заказчивается партия когда кто-нибудь наберёт 70 очков, либо когда иссякнет колода улова.

Добыча в Поморах устроена по следующему принципу. На столе лежат в открытую карты рыбы. Это – то, что можно поймать в текущем ходу. Чтобы эту рыбу выловить, игроки должны сделать две вещи. Во-первых, нужно поставить свои корабли на круги соответствующих цветов на поле. Во-вторых, сыграть карту лова соответствующего цвета. И есть ещё нюанс, обычно игроки находтся в несколько разных условиях, из-за чего им по очереди приходится принимать принципиально разные решения.

Каждый ход начинается с того, что игроки двигают свои корабли, сначала свои суда перемещает один игрок, затем другой. После этого нужно сыграть взакрытую по две карты. Это могут быть карты лова, карты соли, либо карта соли и карта лова. За эти карты в конце хода игроки смогут получить очки.

В зависимости от расположения кораблей на поле у одного из игроков обычно возникает преимущество – он точно вылавливает лежащую в открытую рыбу, т.к. по правилам в конце хода первый игрок забирает карты пойманной рыбы. После этого из колоды вскрываются новые карты рыбы, но что там придёт не знает никто, так что другому игроку остаётся лишь рассчитывать на удачу.

Но разработчики предусмотрели этот момент и на подобный случай вручили специальный инструмент – карты соли. Их имеет смысл играть когда ты понимаешь, что ловить в прямом и переносном смыслах нечего. Эти карты позволяют получить приличное количество очков если получится угадать сколько в текущем ходу будет поймано рыбы.

Между розыгрышем карт и подсчётом очков срабатывает фактор случайности. Нужно бросить кубик и посмотреть, в каком порту разыгрался шторм, из-за которого с поля снимаются до двух кораблей, которые никакой рыбы в текущем ходу уже не поймают.

Правила игры, возможно, звучат в моём пересказе несколько запутанно, но на деле всё достаточно просто: двигаем корабли, загадываем карты, кидаем кубик на шторм, вскрываем карты и по очереди забираем открытые карты рыбы, сначала первый игрок, потом вскрываются новые карты рыбы, потом их берёт второй. Плюс ещё в редком случае, когда кто-то совсем не получил очков в текущем ходу, этому несчастному позволяется взять две карты из специальной колоды поддержки и оставить себе одну из них.

Впечатления

Несмотря на достаточно компактный формат и относительно небольшое количество компонентов, игровой процесс в Поморах не сразу поддаётся осмыслению. По крайней мере мне потребовалась целая партия чтобы понять каким образом можно делать прогнозы по соли, а также осознать, что в море лучше располагать свои корабли так, чтобы они были прикрыты от шторма чужими.

Игра требует от принимать несколько видов решений. Первое – это перемещение кораблей. Правила тут предлагают достаточно широкий спектр возможностей. Можно телепортироваться между портами, перепрыгивать через свои и чужие фишки и даже блокировать корабли противника, вставая на них вторым этажом. Тем не менее, поскольку поле достаточно компактное, у меня сложилось впечатление, что оптимальный вариант перемещения в каждом ходу достаточно легко просчитывается и какой-то серьёзной альтернативы не наблюдается. Просто, смотришь как нужно поставить фишки, чтобы получить как можно больше очков, и всё.

При этом сразу же прогнозируются и действия второго игрока, который либо оказывается способен полностью или частично заблокировать корабли первого игрока и украть тем самым его улов, либо вынужден воздержаться от ловли и зарабатывать очки картами соли. Поэтому на этапе перемещения кораблей серьёзных решений я не увидел, просто считаешь и выбираешь оптимальный вариант.

Точно также происходит и при выборе карт лова. Наиболее целесообразная комбинация обычно сразу понятна, просто считаешь каких цветов больше, те и играешь. Впоследствие может добавиться ещё один фактор, в игре предусмотрены дополнительные очки за наборы карт одного цвета, так что иногда выгоднее взять путь и мало рыбы, зато получить дополнительные очки за сет.

Может вызвать вопросы и роль случая. Поначалу кубик меня серьёзно выводил из себя. Казалось бы, игра достаточно абстрактна, завязана на движение фишек и занятие оптимальной позиции, а тут из-за какого-то броска можно потерять 1-2 фишки (когда их всего 5), что серьёзно влияет на результаты текущего хода. Чуть позже я осознал, что от неудачных бросков можно немного подстраховаться, прячась за фишками противника, но в целом лично для меня эти броски на шторм неприятны. Не люблю, когда ты в игре что-то делаешь, а эффективность в итоге ставится в зависимость от случая.

В целом я бы сказал, что Поморы относятся к категории игр "на рельсах". Игра работает, в какой-то степени воссоздаёт "производственный процесс" времён поморов, подкидывает пищу для ума, но не предлагает самого главного, что я ищу в настольных играх – выбора. Решения в каждом ходу очевидны, у меня ни разу не возникло мысли наподобие "как сделать лучше, так или так", и, наверное, из-за этого игра не оставляет никакого послевкусия.

Мы опробовали Поморов с двумя разными людьми, и оба высказали мне одно и тоже: играть в это можно, но не хочется. И я здесь солидарен. Не могу привести в пример ситуацию, когда мне предложили бы сыграть во что-то ещё на двоих или в Поморов, а я бы выбрал именно Поморов.

Ещё одна небольшая претензия касается текста правил. Его бы упростить немного, а то местами то двойное отрицание, то излишние слова, только запутывающие читателя. Удивлён, на коробке так много благодарностей именитым настольщикам и гильдии ГРАНИ, а текст правил Стасу, словно бы, никто вычитать не помог (я даже одну опечатку углядел) :).

Выводы и рекомендации

Озвученные выше претензии в адрес Поморов говорят об одном – игра не рассчитана на требовательных и взыскательных гиков. Это настолка начального уровня, и ориентирована она, как мне кажется, на семейный досуг. Я прямо так и представляю, как в Архангельске сидят за столом дед с внуком и двигают по морю фишки-кораблики, представляя себя старинными рыболовами. Для такой аудитории и сложность игры, и продолжительность партии будут в самый раз. Короче говоря, перед нами детско-семейная игра для новичков. Причём, скорее даже детская.

PS: Кстати, некто Юшин утверждает, что в магазине Недомино игрушка очень хорошо продаётся, хотя никакой особой рекламы ей не делают.

Обзоры, Поморы



Похожие записи
  • «Эй! Это моя рыба!» (Hey! That’s My Fish!) — новая локализация от «Звезды»
  • Отзыв об игре «Splash Attack»
  • И снова здравствуйте, «Эй! Это моя рыба!»
  • Мнение об игре «Эй! Это моя рыба!»
  • Fleet — распечатай и играй
    1. Red_front
      07 Май 2015 из 9:44 | #1

      Семейная настолка начального уровня с правилами на 4 страницы, из которых на примеры приходится две строчки? Гкхм…


    2. _ГрАнд_
      07 Май 2015 из 11:33 | #2

      «фунциональной площади на нём хорошо если половина» 🙂 Интересно, как можно было бы уместить подобную карту с нормальным размером фишек хотя бы на половине этого листа? По мне, так там не повредило бы добавить счётчик рыбных сетов, да видимо, воткнуть его уже некуда.


    3. SSS
      07 Май 2015 из 11:55 | #3

      Правила из коробки неточные и с ужасными формулировками. Об этом писал Стасу и он вносил правки.

      Насчет детей как ЦА не согласен — слишком сложно.

      Игра потенциально хорошая и весьма любопытная, но требует серьезной доработки.

      Весьма печально, что в угоду печати в нее теперь можно играть только вдвоем.


    4. gv.berezovskii
      07 Май 2015 из 13:58 | #4

      А я ведь чувствовал, что игра на большее количество игроков, когда играл. пнп в студию!


    5. Loridan
      07 Май 2015 из 15:06 | #5


      gv.berezovskii :

      пнп в студию!


      https://www.boardgamegeek.com/images/boardgame/162776/pomors

      Там только карт известий нет.


    6. Elman Gasimi
      07 Май 2015 из 15:39 | #6

      А мне, после прочтения обзора, захотелось поиграть в эту игру.


    7. _ГрАнд_
      07 Май 2015 из 15:53 | #7

      @SSS

      Я не уверен, что в угоду печати. Там был дисбаланс между игроками разной очерёдности, да и с солью было не очень гладко. А так снято много вопросов.


    8. SSS
      07 Май 2015 из 16:04 | #8

      @_ГрАнд_

      Можно было чуть подождать и подумать над режимом для 3-4 игроков


    9. Red_front
      07 Май 2015 из 16:05 | #9


      Там только карт известий нет.


      Думается мне, автор не просто так не стал выкладывать их в открытый доступ.


    10. Loridan
      07 Май 2015 из 16:25 | #10


      Red_front :

      Думается мне, автор не просто так не стал выкладывать их в открытый доступ.


      За него это уже сделали те, кто выкладывал фотографии в обзорах )))

      12 карт из 15 есть в сети. Три недостающие в принципе просчитываются.


    11. Red_front
      07 Май 2015 из 17:37 | #11

      Кстати, возник вопрос по правилам.


      В фазе перемещения нельзя блокировать последнюю свободную фишку игрока. Вопрос: что именно подразумевается под «свободной фишкой»? Речь идёт только о фишках, находящихся в данный момент на поле? Или же, если у игрока в запасе, либо в доке, находятся фишки, то они считаются свободными и, следовательно, можно блокировать все его фишки, находящиеся на поле?


    12. Braveden
      07 Май 2015 из 18:42 | #12

      «Окошки» не продукт российских разработчиков, а продукт российских редизайнеров — бизнесменов


    13. Red_front
      07 Май 2015 из 18:50 | #13

      @Braveden

      Справедлиости ради, правила Нюсечка вроде как компилировала из разных вариаций «Ханафуды». То есть, ничем не вторичней многочисленных западных «оригинальных» игр на тему «Ятцзы».


    14. Стас Серебряков
      08 Май 2015 из 1:05 | #14

      Юрий, спасибо за ваш обзор «Поморов»! Все на деле где-то так и есть, как вы говорите. Единственное, я не очень согласен с «рельсами» — игра по замыслу должна подталкивать игрока к не очень очевидным для противника ходам. Ну и неинтересность геймплея, ее до конца не протестируешь, в авторских-то глазах все иначе смотрится ). Что издал игру в таком виде, не жалею, все таки это возможность увидеть, как это все выглядит со стороны. Тут частные доделки/доработки вряд ли помогли бы, это очевидно.

      Вообще, изначально хотел сделать простую игру, в которую могли бы играть люди неискушенные, для продажи у нас в регионе. Но сложные правила для простой игры, это вообще конек любительского игроделания, я не мог пройти мимо такого. Поэтому сейчас делаю игру на ту же тематику, но на порядок проще.


    15. Стас Серебряков
      08 Май 2015 из 1:11 | #15

      @Loridan

      С ПНП никаких проблем нет, вот здесь можно скачать всё http://vk.com/topic-55569780_29963020


    16. Стас Серебряков
      08 Май 2015 из 1:15 | #16

      @SSS

      Я думаю, в текущем виде доработка требовала бы полной переделки ). Возможно, помогла бы переработка в карточный формат, без поля и фишек, но это уже другая игра.


    17. Стас Серебряков
      08 Май 2015 из 2:09 | #17


      Red_front :

      Кстати, возник вопрос по правилам.

      В фазе перемещения нельзя блокировать последнюю свободную фишку игрока. Вопрос: что именно подразумевается под «свободной фишкой»? Речь идёт только о фишках, находящихся в данный момент на поле? Или же, если у игрока в запасе, либо в доке, находятся фишки, то они считаются свободными и, следовательно, можно блокировать все его фишки, находящиеся на поле?


      Речь идет о фишках, стоящих в море.


    18. ХАМ
      08 Май 2015 из 6:59 | #18

      @Braveden

      согласен. но окошки хотя бы не попса типа уно-свинтус диксит-имаджинариум и тд


    19. Red_front
      08 Май 2015 из 9:01 | #19

      @Стас Серебряков

      Спасибо за разъяснение.


      Вообще, очень удачно сделан пример подсчёта очков на последней странице правил, который даёт для понимания механики игры больше, чем предыдущий текст. Чтобы этот пример стал идеальным предлагаю две небольшие корректировки:

      — в п. 2: «игроки складывают наименьший и наибольший улов» — видимо, осталось от редакций правил на большее количество игроков, я бы предложил вариант «игроки складывают уловы»;

      — в п. 3: после разъяснений по объявлению набора из 5 коричневых карт я бы для полной ясности добавил, что игрок эти пять карт скидывает в колоду сброса.


    20. Braveden
      08 Май 2015 из 12:10 | #20

      Я и не ругаю игру «Окошки», и Нюсечку тоже, просто пока она не разработчик, а жаль, в ее личную разработку интересно было бы сыграть, взгляд на настольный мир у нее интересный


    21. Loridan
      08 Май 2015 из 12:59 | #21

      @Стас Серебряков

      Спасибо! Ознакомилась с вариантом для 3-4 игроков. Как-то он мне интереснее кажется, чем дуэлька. Но я не гик, я продвинутый казуал, меня не смущает такая порция рандома 🙂


    22. SSS
      08 Май 2015 из 14:24 | #22

      @Стас Серебряков

      Поле оставлять однозначно. Оно хорошо смотрится. Редизайнить кружки бы, но это дело техники.

      Очень многих (и меня) вводит в ступор процесс именно ловли, «странным» был вариант для 3-4 игроков.


      Повторюсь, визуально игра смотрится очень хорошо. Тема и базовые элементы тоже более чем, но вот сама ловля не оч. Со штормом сложнее. О нем думать надо уже после ловли.


    23. Стас Серебряков
      10 Май 2015 из 20:29 | #23

      @Red_front

      Спасибо за замечание, исправлю.


    1. Трекбеков пока нет.