«Полтавская битва 1709» — первые впечатления

На форуме о настольных варгеймах появилась заметка, посвящённая первым впечатлениям от игры Полтавская битва — бюджетного варгейма от компании Статус Белли. Автор рассказывает о своей первой партии, отмечает высокое качество компонентов, а также относительную простоту игры. По его словам освоить Полтавскую битву можно довольно-таки быстро. 

Узнав из анонса о выходе в свет этой игры по достаточно привлекательной цене в 200 рублей, принял решение приобрести, не дожидаясь выкладки правил на сайте производителя, первых отзывов и т.д. И через 2 недели после оплаты передо мной оказалась симпатично оформленная картонная папка с игрой. В комплект входят правила игры с кратким экскурсом в историю, карта формата А2, лист с фишками и игральный кубик.

Сразу понравилось мне цветное оформление правил игры. Приятно ведь взять в руки хорошо оформленный буклет из глянцевой плотной бумаги, в котором четкие и понятные цветные иллюстрации к правилам. 

Беглое ознакомление с несложными правилами, «священный обряд выдавливания фишек», и можно готовиться к первому бою. Что, как не сама битва лучше покажет интересная игра или нет. Карта тоже симпатично оформлена, читаются все нанесенные надписи без труда, легенды на полях также выглядят приятно. 

Расстановка сил согласно сценария №1, который предлагает разыграть часть битвы после прорыва шведами линии редутов, заняла совсем немного времени. В этом очень способствуют надписи на поле, подсказывающие какая дивизия должна быть установлена в этом районе. 

А соотнеся номер полка из «ордер-де-батале», указанный на самой фишке, и аналогичный номер на самом поле, очень быстро находят свое место в строю и пехотные полки. И общая картина перед главным сражением начинает напоминать знакомую схему расстановки войск. 

В правилах указано, что сторона, начинающая первой, будет указана в сценарии. Не нашел. По логике начинает тот, кому больше нужно, то есть – шведы. С них и начал. Параметры фишек указывают, что шведы имеют преимущество в рукопашном бою, так что их задача как можно быстрее преодолеть расстояние до русских войск и вступить в схватку. Впрочем, об этом прямо говорит автор во вступлении к правилам, что шведам для победы необходимо атаковать и громить превосходящие их количественно русские дивизии. 

По требованию сценария ослабил часть русских и шведских полков, обозначающих, что они понесли потери до начала сценария, в борьбе за редуты. 

«Вдруг слабым манием руки 
На русских двинул он полки..» А.С. Пушкин, «Полтава». 

Кавалерия шведов быстро добралась до левого фланга русских, и вознамерилась вступить в бой кавалерией Меньшикова 

Признаюсь, что допустил ошибку, играя первый раз. Правила требуют следующей последовательности хода от игроков 

Игрок А: «Фаза движения – фаза стрельбы – фаза рукопашной», следом игрок Б повторяет те же фазы. Т.к. на прошлой неделе я играл в другую игру, где фазы действий игроки повторяют друг за другом в процессе ходы, то «переклинило» меня, и я сыграл так и в «Полтаве». В дальнейшем, конечно, исправлюсь. 

Левый кавалерийский фланг шведов не стал подходить на расстояние выстрела русской пехоты. Русская кавалерия правого фланга свою очередь решила дать встречный бой и развернула свои полки лицом к лицу с неприятелем. 

Пехота русских осталась на месте, хотя, как покажет бой, зря. Лучше было бы выдвинуться вперед и хотя бы попробовать обстрелять в конницу Гамильтона, а не выставлять заслон из кавалерии, перекрывающую линию видимости. 

Картина после фаз движения первого хода на поле боя выглядела вот так. 

Затем пришла пора говорить артиллерии, т.е. фаза стрельбы. Только одной русской пушке удалось нанести ущерб, удачно «проредив» Смоландский кавалерийский полк. Тем самым заставив перевернуть фишку на ослабленную сторону. 

Наступила фаза яростных рукопашных схваток. Шведы удачно использовали свои бонусы ближнего боя, и им удалось вклинить в строй кавалерии Меньшикова и даже уничтожить 2 пехотных полка дивизии Аллерта. Не без труда и потерь, конечно. 

На противоположном фланге отчаянное сопротивление супостатам оказали конные смельчаки Бема и Шаумбрурга, не позволив шведам добиться какого-либо преимущества на этом участке. 

Второй ход преподнес одну из главных интриг сражения – очную встречу Карла XII и Петра I в бою. Шведский король, несмотря на ранение, принял командование одним из полков на себя. Петр последовал примеру оппонента. И вот они встретились. 

Но перед тем, как сцепиться в рукопашной схватке (возможно и лично, ну для красоты, как в кино) русская артиллерия нанесла сюрприз, нанеся серьезные потери Скараборгскому полку, возглавляемому Карлом. 

Но это не повлияло на решимость шведов непременно атаковать полк Петра, и при поддержке 4-го Лейб-Гвардейского полка, «пострадавший» полк смог заставить ретироваться русских, несмотря на отчаянную попытку Петра остановить отступающих. 

Но это был локальный успех шведов, который они не смогли развить. Несмотря на то, что ранее был выбран неудачный план для пехоты «ни шагу назад, и вперед тоже», и элитные полки русских (Преображенский и Семеновский) остались не у дел, победа русских пришла именно за счет действий пехоты под руководством фельдмаршала Шереметева. 

Полк под личным командованием Шереметева обратил в бегство шведский полк, что переполнило последнюю каплю терпения (т.е число уничтоженных полков дивизии достигло «порога бегства») исстрадавшихся солдат Карла. И они дрогнули, и начали беспорядочно отступать. 

Карлу ничего не оставалось как скомандовать отойти оставшимся ему верным кавалерии. Сражение Карлом было проиграно и на этот раз. 

Игра проста, вполне интересна, позволяет быстро начать играть. Не без ошибок, как видите, но все-таки. Новичкам в варгеймах (к коим отношу и себя) подходит как «первая игра». Качество исполнения фишек, карты и буклета правил на очень достойном уровне. По соотношению «цена-качество» ИМХО очень и очень достойный продукт. 

В игре есть еще сценарий №2, который предлагает разыграть сражение начиная со штурма редутов и использовать дополнительные правила. Возможно, шведам улыбнется удача на этот раз. Попробую узнать, разыграв и этот сценарий на досуге. 

Обзоры, Полтавская битва



Похожие записи
  • Отечественный «Манчкин», часть вторая
  • Отечественный «Манчкин»: шмотки и сокровища
  • Первые впечатления от «Юлия Цезаря»
  • Весёлые картинки, № 266 — Глазами мипла 2
  • Весёлые картинки, № 214 — Настольные открытки
    1. Dan
      20 Июн 2011 из 15:51 | #1


      Maverick :

      Если все будут “тотальными” пнпшниками, то никто не будет издавать игры вообще. И разрабатывать тоже.


      Будут. Есть люди, которым просто нравится придумывать игры.

      Понятное дело, игр стало бы меньше, но в основном за счёт всякого коммерческого говна, так что среднее качество может быть даже повысилось бы.

      Опять же очевидно, что оформление как правило было бы примитивным, и опять же зависело бы от энтузиастов. Для популярных игр наверняка нашёлся бы кто-нибудь (а может быть и не один), кто совершенно бесплатно, от души, нарисовал бы красивое оформление.


    2. Maverick
      20 Июн 2011 из 15:56 | #2

      @Dan

      Соглашусь. Возможно я был излишне категоричен в определениях. Заменим «никто не будет», на «мало кто будет» 🙂


    3. Tanone
      20 Июн 2011 из 17:30 | #3


      Дядя Леша :

      @Василий

      какой то разрыв мозга.

      Для начала учить матчасть, а затем рассуждать про воображение


      Воображение штука хитрая. Ну не вставляют человеку квадратики. Скорее всего настольные варгеймы вообще не его.

      Мне вот к примеру солдатики на поле боя только мешают, а квадратики наборот позволяют представить все как надо.


      @Maverick

      Ну и что. Варгеймы знаетели очень мало кто реально покупает. Тем не менее их выпускают и умудряются продавать. Просто компаний которое это делают очнеь мало во всем мире. Рынок маленький.


    4. Maverick
      20 Июн 2011 из 18:52 | #4

      @Tanone

      Я говорил про ПнП вообще настолок.

      А варгеймы — это да, в большинстве скорее хобби дизайнеров, чем бизнес. Где-то слышал, что всего около 60 тыс. человек в мире любят играть в варнеймы. И россиян здесь малый процент. Не сложилась культура варгейма исторически.


    5. White
      20 Июн 2011 из 19:15 | #5


      Василий :

      Я тот самый человек, кто, играя первый раз, проиграл за русских Артему (@Артем)

      Из нашей ячейки игроков мне одному игра полностью не понравилась (и не надо связывать это с моим проигрышем).Отговорка, мол “за 200рублей самый раз” не прокатит, потому что претензии мои утыкаются не только в эргономику/внешний вид, а и в саму механику тоже. Желая отыграть, реконструировать, воссоздать историческое сражение, тем более достаточно масштабное я не желаю просто двигать и просто кидать кубик сверяясь с таблицей. Иначе говоря, у игры нет лица. Всего моего воображения не хватило, чтобы уяснить в мозгу, что эти квадратики – это полки (или что они там обозначают?). Этого не произошло по ряду причин:

      1. эргономичность, неудобность, все очень мелкое даже после покраса минек в 72-ом масштабе – я отвлекаюсь от погружения в игру.

      2. достаточно субъективно, но переворачивание квадратика на другую сторону, с меньшими числами – этим можно отобразить ТОЛЬКО переворачивание квадратика, но никак не какие-либо потери пехотного или кавалерийского полка.

      Я не вчитывался в истор. справку (по причине малого времени) и в правила (они были рассказаны мне Артёмом), т.е. я не знаю, сколько людей в квадратике пехоты и в квадратике кавалерии (это же наверно разные числа?). Но думаю необходимо было бы сделать возможным менять построения, вообще ввести понятия построение. Полк, построенный в колонну, двигается быстрее, чем каре , но каре имеет нехилую защиту (ну ,Скажем + 1-2 столбца). а Шеренга позволяет забирать на себя не один отряд противника, а два. Это примеры, придумать, а точнее вычленить из истории можно многое. Как говорили многие, очень большой показатель движения. но в тоже время скорость кавалерии к скорости пехоты 3:1 – нормально. Показалось немного не логичным то, что от соприкосновения с главнокомандующими бонусы получают все полки дивизии, даже те, которые не контачат с основными силами.


      По описанному вами мне видится Battles of Napoleon от ФФГ, там какраз и миньки качественные и построения рулят 🙂 один минус, правил на русском я пока не нашол 🙁


    6. Tanone
      21 Июн 2011 из 6:14 | #6

      @Maverick

      Я тоже. 🙂


      С чего вы взяли что не сложилась? 60 тыс это много на самом деле. Надо же понимать что это увлечение связано с увлечением историей на практически профессиональном уровне. А людей реально увлеченных историей готовых ковыряться в разных архивах и библиотеках не так уж много.


    7. Maverick
      21 Июн 2011 из 7:39 | #7

      @Tanone

      В России не сложилась культура, как это ни парадоксально для милитаризированной страны до недавнего времени, для страны имеющей огромное кол-во войн и конфликтов в своей истории.


      Я сужу по насыщению информацией Рунета и кол-ву зарегенных пользователей тематических ресурсов.


    8. Разыграев
      21 Июн 2011 из 12:39 | #8


      Василий :Я тот самый человек, кто, играя первый раз, проиграл за русских Артему (@Артем)Из нашей ячейки игроков мне одному игра полностью не понравилась (и не надо связывать это с моим проигрышем).Отговорка, мол “за 200рублей самый раз” не прокатит, потому что претензии мои утыкаются не только в эргономику/внешний вид, а и в саму механику тоже. Желая отыграть, реконструировать, воссоздать историческое сражение, тем более достаточно масштабное я не желаю просто двигать и просто кидать кубик сверяясь с таблицей. Иначе говоря, у игры нет лица. Всего моего воображения не хватило, чтобы уяснить в мозгу, что эти квадратики – это полки (или что они там обозначают?). Этого не произошло по ряду причин:1. эргономичность, неудобность, все очень мелкое даже после покраса минек в 72-ом масштабе – я отвлекаюсь от погружения в игру.2. достаточно субъективно, но переворачивание квадратика на другую сторону, с меньшими числами – этим можно отобразить ТОЛЬКО переворачивание квадратика, но никак не какие-либо потери пехотного или кавалерийского полка.Я не вчитывался в истор. справку (по причине малого времени) и в правила (они были рассказаны мне Артёмом), т.е. я не знаю, сколько людей в квадратике пехоты и в квадратике кавалерии (это же наверно разные числа?). Но думаю необходимо было бы сделать возможным менять построения, вообще ввести понятия построение. Полк, построенный в колонну, двигается быстрее, чем каре , но каре имеет нехилую защиту (ну ,Скажем + 1-2 столбца). а Шеренга позволяет забирать на себя не один отряд противника, а два. Это примеры, придумать, а точнее вычленить из истории можно многое. Как говорили многие, очень большой показатель движения. но в тоже время скорость кавалерии к скорости пехоты 3:1 – нормально. Показалось немного не логичным то, что от соприкосновения с главнокомандующими бонусы получают все полки дивизии, даже те, которые не контачат с основными силами.


      Позволю себе, как автор игры «Полтава 1709» несколько замечаний.


      Безусловно, высказанная «Василием» точка зрения является его личным мнением и вызвана его, опять же личными, ощущениями от игры.


      Однако раз «Василий» решил вынести свои личные ощущения на публичное обсуждение, то, вероятно, он предполагал, что эта его точка зрения достойна некоторого внимания и обсуждения со стороны посторонних лиц.


      Как заметил «Василий», его:


      «претензии утыкаются не только в эргономику/внешний вид, а и в саму механику тоже. Желая отыграть, реконструировать, воссоздать историческое сражение, тем более достаточно масштабное. Я не желаю просто двигать и просто кидать кубик сверяясь с таблицей. Иначе говоря, у игры нет лица. Всего моего воображения не хватило, чтобы уяснить в мозгу, что эти квадратики – это полки…»


      Думаю, десятки, а, может быть сотни тысяч любителей военной игры прошлого, настоящего (и, уверен, будущего), прочитав это послание, либо удивились, либо широко заулыбались.


      Потому что в игре «Полтава» дана классическая механика гексагональных игр, существующая уже полвека (см. Charles Swann Roberts). Бесконечное множество военных настольных игр построены на вышеупомянутой механике, нравятся десяткам (или сотням тысяч) увлекающихся людей во всем мире, и для человека, интересующегося wargames, не знать эту механику означает не знать про военные игры ничего.


      Но, повторяю, «Василий» высказал только свои личные первые ощущения от встречи с подобной механикой (которая его повергла в удручающий шок), и здесь я не вправе давать какие-то качественные оценки (и не буду). Если ему поможет «Battles of Napoleon» от FFG – то тут я даже не могу предсказать последствия. Там появляются карточки, дополнительные характеристики, а также наличие «фронта-фланга-тыла». Кому-то может взорвать мозг.


      Как я понял (если неверно, меня поправят), даже негативные последствия знакомства с любой игровой системой могут быть для «Василия» поправлены внешним красивым видом объемных фигурок на поле. Для этого можно даже покрасить некоторое количество фигурок в масштабе 1/72., что даст невменяемо красивый общий вид поля сражения.


      Совокупно с советами «Василия»:


      «Но думаю необходимо было бы сделать возможным менять построения, вообще ввести понятия построение. Полк, построенный в колонну, двигается быстрее, чем каре , но каре имеет нехилую защиту (ну ,Скажем + 1-2 столбца). а Шеренга позволяет забирать на себя не один отряд противника, а два. Это примеры, придумать, а точнее вычленить из истории можно многое».


      Можно было бы предположить, что «Василий» пытается давать советы про то, что отражение тактических особенностей эпохи начала XVIIII века отнюдь не помешала бы игре.


      Приблизительно так.


      Автор знаком с военными играми (мягко говоря) больше 20 лет. Автор закончил исторический факультет лучшего вуза страны. Если бы он захотел отразить «по-тупому» отличия тактики начала XVIII века от его середины, он бы отразил. Просто сейчас перед ним стоят другие задачи.


      Красивые фигурки?


      Автор игры «Полтава» знает, что такое красивые фигурки. Думаю, он покрасил 28-мм фигурок в сотни раз больше, чем «Василий» купленных у «Звезды» 1/72.


      Вот ссылка на один battle report, где автор один бился против двоих (Ренессанс, любимая тема Разыграева), надеюсь, в связи с разностью тем руководство сайта не потрет ссылку как рекламу другого сайта:


      http://zoldatik.mybb.ru/viewtopic.php?id=780


      Это к вопросу, что такое непонятная известная всему миру механика, что такое красивые солдатики, и что такое люди, которые играют в красивые военные игры.


      Мы все знаем…


    9. Maverick
      22 Июн 2011 из 6:00 | #9

      Цена игры поднялась до 300 рублей. Оказалось, что старая цена- это «промо-акция», но я на момент написания обзоры об этом на сайте Статус Белли не нашел информации.


    Страницы комментариев
    1. Трекбеков пока нет.