Отчёт за неделю со 2 по 8 ноября 2009 года

За неделю со 2 по 8 ноября я сыграл в следующие игры (список составлен в алфавитном порядке, 1 звёздочка = 1 партия):

Tide of Iron** 

Перед тем, как рассказать об игре я должен поведать одну печальную новость. Похоже, готовясь к отпуску я совершенно забыл о фотографиях на карточке памяти в телефоне и отформатировал её, не сохранив в компьютер фото наших партий в Tide of Iron. К сожалению, вместе с этими фотографиями погибли и снимки сыгранной неделей позже (спойлер!) Эры Конана. Так что этот отчёт и следующий будет без иллюстраций.

На прошлой мы дважды сыграли в Tide of Iron в сценарий № 2 — Liberation (в него мы уже играли полгода назад). По легенде союзники и немцы сражаются за контроль над мостом через безымянную речку.

Пожалуй, для начала стоит немного рассказать об игре в целом. ToI — это следующий шаг к варгеймам после Memoir '44. У этих игр много общего. Битвы проходят на поле, расчерченном на гексы. По полю перемещаются отряды пехоты, состоящие из 1-4 солдат, присутствует военная техника. Как и в M44 бои в ToI проходят по сценариям — в коробке с игрой есть специальная книга, в которой описываюются стартовые войска каждой стороны, специальные умения и условия победы.

В отличие от M44, где нужно зарабатывать победные очки (медали) за уничтожение вражеских отрядов, в ToI условия победы бывают более осмысленными (например — захватите пять зданий на территории противника). Победные очки в ToI также присутствуют, но получить их можно не за расстрел живой силы врага, а за захват стратегически важных точек (мосты, сооружения, высоты).

Ещё одна важная черта ToI — порядок ходов. Опять же, в отличие от M44, тут нет карт, определяющих, какими юнитами ходить можно, а какими — нет. Вместо этого в свой ход игрок просто может активировать любое свое подразделение. Обычно в условиях сценария указано, что за один ход могут походить от 2 до 4 юнитов. Походивший юнит помечается специальным жетоном "усталости" и не может быть активирован снова пока не походят все остальные войска. После этого жетоны "усталости" снимаются с поля и начинается новый ход игры.

Тут можно подметить некое противоречие. Дело в том, что один ход в Tide of Iron состоит из нескольких ходов (фаз действия) игроков, сменяющих друг друга. Как я уже сказал, в одну фазу можно активировать нескольких своих юнитов, после чего наступает фаза действия противника. Потом снова инициатива переходит к первому игроку и так далее, пока оба игрока не походят всеми своими отрядами. Только после этого ход завершается.

Ещё один нюанс — перед началом хода в ToI можно отдать войскам приказ Op Fire (быть начеку). В этом случае в свою фазу действия активировать этого юнита нельзя, однако им можно походить во время хода противника когда в поле зрения такого юнита перемещаются враги. Особенно выгодно отдавать такой приказ пулемётчикам, потому что они не "устают" и могут поливать вражеские войска огнём неограниченное количество раз.

Итак, мы играли в сценарий, который я с треском продул за немцев полгода назад. В прошлый раз я по-неопытности с треском проиграл. С самого начала я не скомандовал своим двум пулемётчикам "быть начеку", чем тут же воспользовались американцы. Они безнаказанно заняли мост в первом же ходу, а потом просто давили меня несколько ходов подряд.

Теперь же, наученный горьким опытом, я решил действовать по-другому. Один пулемёт я поставил так, чтобы он простреливал мост и подступы к нему, а второго передвинул поближе к мосту, в рощу. Увы, тем самым я добился немногого. Союзники всё равно ринулись на передовую, и, хотя мой первый пулемётчик стрелял без передышек, остановить врагов ему было не под силу. Второй пулемёт, не сделал за всю игру вообще ни одного выстрела. Во втором ходу я тоже отдал ему приказ "быть начеку", но враги уже подобрались достаточно близко и не двигались, а просто расстреляли его в упор.

Мы сыграли ещё несколько ходов, но исход боя уже был очевиден. Моих войск было явно меньше и продолжать игру дальше не имело смысла — это только продлило бы мою агонию. Так что, прикинув, что время у нас ещё есть, мы начали сценарий заново. На этот раз я действовал иначе. Самым первым ходом я занял мост своей бронированной машинкой SDKFZ 251, поставил рядом с ней один пулемёт, а второго пулемётчика посадил на холм рядом с мостом. В начале следующего хода все солдаты за пулемётами стали наизготовку, но… это было бесполезно. Враги уже снова подошли на расстояние выстрела и безнаказанно расстреляли моих пулемётчиков. В общем-то, на этом вторую партию мы тоже завершили и стали думать, как же нужно сыграть немцам, чтобы с треском не продуть.

За три партии приемлемого решения найти не удалось, но появилось предположение, что пулемёты нужно ставить далеко за мостом, а на захват моста отправлять кучу пехотинцев, которых будут прикрывать пулемётчики. Не факт, что такая тактика принесёт успех, поскольку захвативших мост солдат американцы смогут безнаказанно разгромить издалека, но других вариантов у нас нет.

Уже после завершения этих двух партий я залез на страничку ToI на BGG и обнаружил, что все ругают стандартную книгу сценариев. Дескать, несбалансированные они, играть невозможно. Так что, похоже, проблема не новая, и не мы первый с ней столкнулись. Там же на BGG я прочитал, что новичкам рекомендуют сценарий Breaking the Line, опубликованный на сайте Fantasy Flight Games, да и, вообще, говорят, что бонусные сценарии, которые FFG вывесила у себя на сайте гораздо лучше тех, что включены в комплект игры. Так что если мы снова решимся играть в ToI, будем пробовать сценарий Breaking the Line.

Что касается впечатлений от самой игры, они у меня "умеренно-положительные". С одной стороны игра достаточно глубока и разнообразна. В ней есть несколько видов солдат (офицеры, пехота, ветераны), имеется разнообразная техника (порядка 5-10 видов), у игроков есть карты поддержки. С другой стороны по сравнению с моим любымым Memoir '44 временами ToI кажется черезмерно усложнённой.

Например, типичная ситуация — мой отряд, в котором есть два ветерана атакует подразделение противника с медиком, находящееся в лесу. Я должен сделать следующее:

1) Считаю кубики атаки. 1 штука за каждого обычного солдата в отряде (2 шт.) плюс по 2 штуки за каждого ветерана (ещё 4 шт.). Итого — 6.
2) Считаю расстояние до отряда противника. Если оно не превышает четырёх клеток, попаданиями считаются "пятёрки" и "шестёрки". Если превышает — только "шестёрки".
3) Считаю бонус укрытия противника. Единичка за медика и ещё две — за лес.
4) Беру в руку 6 чёрных кубиков (сила атаки моего отряда) и 3 красных (защита отряда противника) и кидают их.
5) Подсчитываю попадания на чёрных кубиках, вычитаю из результата количество "пятёрок" и "шестёрок" на красных кубиках. Получают количество убитых миниатюрок.
6) Противник берёт в руку свой отряд, вынимает из подставки убитых и кладёт их в коробку с игрой.

Для сравнения — в M44 я просто беру нужное количество кубиков, кидаю их, смотрю сколько выпало "человечков" и убираю столько фигурок из отряда противника.

Конечно, если играть в ToI несколько раз подряд, то эти действия, наверное, доводятся до автоматизма и получается точно так же, как в M44. Но пока игровая механика кажется мне местами черезчур усложнённой. Сказать, что ToI — неудачная игра я не могу, но и назвать её хорошей язык не поворачивается. Всё-таки, это настолка не для всех. В отличие от той же Memoir '44 Tide of Iron я бы рекомендовал только ярым поклонникам военных игр.

Tide of Iron, Отчёты



Похожие записи
  • Битва магистров — распечатай и играй
  • Onitama – распечатай и играй
  • Yote — распечатай и играй
  • Приключения в забытых мирах — распечатай и играй
  • Seega — распечатай и играй
    1. long
      03 Дек 2009 из 18:39 | #1

      >1) Мемуары от туда, РФТГ от туда и из наличия. Незнаю какой они там треш, но для мея это токма музыкальное направление.


      РФТГ есть у всех магазинов. Мемуары, пожалуй. А вот нужное дополнение шиш. А у Хоббигеймс есть чуть ли не все вплоть до ТигровВСнегу. И по цене со всеми скидками не дороже Игроведа.

      Потом, щас на ФФГ выходят РунеВарс, давайте посмотрим, появятся ли они в Игроведе?


      >2) А ты попроси. Опять же порочная система, за кой продавец тебе четатам дарить должен, если он ценой может похвалиться.


      Вообще-то система скидок прочно привязывает покупателя к магазину. А тем более хороший ассортимент, чего на Игроведе не было. Даже Активити и Каркассон пришлось покупать в МосИгре.


    2. VDmitry
      03 Дек 2009 из 19:02 | #2


      Полуэкт :

      @VDmitry

      Специально сейчас смотрел в данном магазине, 40$ + 50(60)$

      Видимо Вы ближе к Америке ))


      Вот как… Да, я из Минска. Таки в B&B брать одну коробку всетаки невыгодно для России. Ну теперь все стало на свои места и понятно как именно формируется цена.


    3. kveldulv
      03 Дек 2009 из 19:05 | #3

      Срачег будет продолжаться долго, Юра, а ты не собираешься Игру года 2009 объявить?=)


    4. Дима
      03 Дек 2009 из 20:54 | #4

      @Полуэкт

      статистика по некоторым заказам:

      название|цена в забугорном магазе ($)|цена с учетом доставки ($)

      Fairy Tale 9,75 17,71

      Mission: Red Planet 28,75 52,22

      Pandemic 22,75 41,32

      Street Illegal 15,99 28,22

      Battlestar Galactica: Pegasus 26,75 47,21

      Colossal Arena — Small Box 16,7 29,47

      Pandemic: On the Brink 19,9 47,09

      Risk: Star Wars Original Trilogy Edition 69,9 108,80

      Twilight Imperium: Shattered Empire 40,16 62,51


      Добавлю — цена не всегда определяющий фактор. Мне важна гарантия, что игра точно будет у меня через вполне определённое время. Был неприятный инцидент, когда в отечественном и-нет магазине заказал «out-of-print» игру и меня пару-тройку недель кормили завтраками, а потом раз она и в забугорных магазах пропала…


    5. Aiwe
      03 Дек 2009 из 20:58 | #5

      @Jasly

      Oldman


      А я ведь хотел сначала упомянуть, что аналогии с ВАЗом некорректны, видимо, зря не написал.


    6. hk
      03 Дек 2009 из 21:02 | #6


      kveldulv :


      Срачег будет продолжаться долго, Юра, а ты не собираешься Игру года 2009 объявить?=)



      Собираюсь. Недельки через три 🙂


    7. SkAZi
      03 Дек 2009 из 21:09 | #7

      Да, господа, давайте всё-таки условимся, что «мамы разные нужны, мамы всякие важны», ага? Я закупался и на ирговеде, и забугром, и вообще в местных магазинах — всеми покупками доволен. Где-то быстрее, где-то дешевле, где-то душевнее, каждый сам выбирает желаемое.


      @Полуэкт

      С удовольствием выслушал бы рекомендации об оптимальности составления заказа. Мой ящик у Вас есть, я писал про регистрацию на сайте. =)


      Кстати, вот хорошая идея торговать играми б/у. Такого централизованного сервиса на территории РФ я ещё не встречал.


    8. Jasly
      03 Дек 2009 из 21:12 | #8


      SkAZi :

      Да, господа, давайте всё-таки условимся, что “мамы разные нужны, мамы всякие важны”, ага? Я закупался и на ирговеде, и забугром, и вообще в местных магазинах – всеми покупками доволен. Где-то быстрее, где-то дешевле, где-то душевнее, каждый сам выбирает желаемое.


      С этим господа согласны. 🙂


    9. Дима
      03 Дек 2009 из 22:10 | #9


      SkAZi :

      Кстати, вот хорошая идея торговать играми б/у. Такого централизованного сервиса на территории РФ я ещё не встречал.


      Фишка, конечно, отличная, но лишний раз доказывает, что БУ в России больше, чем БУ 😀 Практически по цене нового у конкуретнов 😉


    10. kveldulv
      03 Дек 2009 из 23:24 | #10

      @hk

      жду с нетерпением.


    11. SkAZi
      03 Дек 2009 из 23:56 | #11

      @Дима

      Уф, покажите мне пожалуйста, Shadows over Camelot за 1550 у конкурентов, чтобы я успокоился и перестал судорожно думать что случится раньше: у меня появятся на это деньги или их выкупят. =)


      *На самом деле я хотел ещё и о Runebound за 1600 написать, но действительно нашёл её даже дешевле… так что пока 1:0 в пользу гостей.


    12. Qsu
      04 Дек 2009 из 0:21 | #12

      я извиняюсь, а что такое «B&B» ?


    13. dj_doom
      04 Дек 2009 из 0:29 | #13


      Qsu :

      я извиняюсь, а что такое “B&B” ?


      http://boardsandbits.com/

      отличный магазин… сам там не раз покупал..


    14. Полуэкт
      04 Дек 2009 из 0:34 | #14


      SkAZi :

      @Дима

      *На самом деле я хотел ещё и о Runebound за 1600 написать, но действительно нашёл её даже дешевле… так что пока 1:0 в пользу гостей.


      Вы уверены, что нашли именно основную коробку Runebound, а не дополнения к нему? 🙂


    15. Qsu
      04 Дек 2009 из 0:34 | #15

      спасибо!) буду изучать.


    16. Полуэкт
      04 Дек 2009 из 0:39 | #16

      @SkAZi

      Вы не могли бы отправить еще одно письмо, чтобы я мог ответить Вам насчет зарубежных заказов. А то много писем пришло, трудно определить, какое из них было вашим.


    17. Дима
      04 Дек 2009 из 6:08 | #17

      @SkAZi

      Признаюсь честно — все позиции не смотрел, но Starcraft б\у за 2800 как-то удивил.


      Ну и ещё — пример русского бизнеса:

      Race for the Galaxy (б/у) — 700 р.

      Борьба за Галактику (Race for the Galaxy) — 700 р.


      P.S. Посмотрел другие б\у позиции — действительно есть хорошие предложения.


    18. Илья
      04 Дек 2009 из 7:52 | #18


      SkAZi :@ДимаУф, покажите мне пожалуйста, Shadows over Camelot за 1550 у конкурентов, чтобы я успокоился и перестал судорожно думать что случится раньше: у меня появятся на это деньги или их выкупят. =)

      *На самом деле я хотел ещё и о Runebound за 1600 написать, но действительно нашёл её даже дешевле… так что пока 1:0 в пользу гостей.


      А вот про Runebound дешевле 1600 пожалуйста поподробнее…


    19. VDmitry
      04 Дек 2009 из 11:49 | #19

      А кто-нибудь может сравнить ToI с Conflict of Heroes?


    20. kveldulv
      04 Дек 2009 из 14:58 | #20

      Навскидку — тои — миньки, конфликт — каутеры. тои — поле моделируется, конфликт — нет. советую глянуть обзор Дайс Тауэр про конфликт героев. Там только первая часть вроде — Курск — побудка медведей в 41-42. но мужик хорошо всё объясняет, если с английским у слушателей тоже хорошо.=)


    21. SkAZi
      04 Дек 2009 из 21:56 | #21


      Полуэкт :

      Вы уверены, что нашли именно основную коробку Runebound, а не дополнения к нему?


      А вот и нет! Каюсь, писал сообщение уже отправляясь ко сну и действительно глянул на Sands of Al-Kalim, а не на базовую игру. Нет, ну зачем вы это сказали, я же теперь опять места себе не найду %))


    Страницы комментариев
    1. Трекбеков пока нет.