Отчёт за неделю с 29 ноября по 5 декабря 2010 года

За неделю с 29 ноября по 5 декабря я сыграл в следующие игры (список составлен в алфавитном порядке, 1 звёздочка = 1 партия):

Fairy Tale — 

Formula D — 

Memoir '44 — Overlord — 

Ticket to Ride: Europe + Europa 1912 — 

Зельеварение — 

Поиграть в Fairy Tale я хотел ещё в прошлом году. В этой игре меня привлекла неординарная механика. Сама по себе идея драфта (коллективного отбора карт или формирования колоды) достаточно интересна, а, учитывая что мы познакомились с ней на практике играя в Агриколу, к освоению Fairy Tale в нашей компании не было никаких препятствий. Всё это вместе с лёгкостью освоения и небольшой продолжительностью партии сделали FT в моих глазах отличным кандидатом на настолку для нашей компании. И вот, фактически год спустя, эта игра попала ко мне в руки.

Что такое Fairy Tale? Это всего-навсего крошечная коробочка, внутри которой скрывается лист с правилам и ровно сотня игровых карт. Наши производители позволить себе выпускать настолки в таких коробках не могут, и поэтому продают воздух внутри больших упаково, а на западе без проблем издают Fairy Tale, No Thanks!, Wizard и прочие игры в таких вот миниатюрных коробках.

Качество игровых карт в FT среднее. Это не толстый картон и, уж, тем более, не "лён".  Перед нами всего-навсего стандартные карты из плотной бумаги, примерно такие же как в русской версии Race for the Galaxy. Первые партии мы, конечно, сыграли так, но если  эта настолка пропишется у нас постоянно, их обязательно нужно будет одеть в протекторы.

Вот как проходит партия в Fairy Tale. За столом сидят от 2 до 5 человек. Каждый получает из колоды пять карт, откладывает одну себе, передаёт четыре оставшиеся своему соседу и, в свою очередь, берёт четыре карты от другого соседа. Снова отбирает себе из них одну и передаёт оставшиеся три дальше и так далее. Когда перед каждым игроком остаётся по пять отобранных карт, три из них разыгрываются  (выкладываются перед игроком в открытую), а две остальные — отправляются в сброс. Так повторяется 4 раза подряд и в итоге перед каждым игроков на столе оказывается 12 карт. После этого подсчитываются очки, которые принесли каждому игроку собранные карты и определяется победитель. Я бы даже назвал это так: игра, в которой ничего не происходит. Игроки сидят, копошатся в картах, передают их друг другу, выкладывают их перед собой, а потом считают очки.

На самом деле игра устроена чуточку сложнее. Карты здесь — это не просто кусочки картона с напечатанными на них цифрами победных очков (если бы это было так, FT была бы уныла до безобразия). В игре есть несколько типов карт, и все они по-разному приносят очки своим владельцам. Самые простые карты приносят столько очков, сколько на них написано. Но есть карты, которые приносят очки под условием: только если перед вами на столе есть какая-то другая конкретная карта (или несколько). Поэтому часто бывает так, пришли тебе карты, а ты думаешь, взять ту, что приносит немного очков (но гарантированно) или взять дорогую карту, вот только если не собрать под неё нужную комбинацию, очков она не принесёт совсем. Так и приходится постоянно лавировать между журавлями в небе и синицами в руках.

И это ещё не всё — некоторые карты позволяют выполнять действия. Их в игре всего два: "закрыть" карту (т.е. перевернуть лицом вниз) и открыть карту. Есть ещё третье действие — охота, но на самом деле это то же самое "закрыть карту", только выполняется оно в первую очередь, до обычных "закрытий". Действия бывают двух типов: они применяются или на всех игроков сразу или только на того, кто сыграл карту. Эти действия привносят в игру толику взаимодействия — иногда можно подгадить противнику "закрыв" его карту, и, тем самым, лишив его очков.

Говорят, что Fairy Tale надолго не хватает и где-то после десятка партий наступает пресыщение игрой. Мы пока ещё не преодолели этот порог и впечатления от этой настолки у меня очень хорошие. Она простая, недолгая, достаточно динамичная и, что для меня очень немаловажно, состоит сплошь из решений. А мне именно такие игры и нравятся — игры, где нужно принимать решения (а не двигать туда-сюда кучи каунтеров как в играх-монстрах от FFG). В общем, первые впечатления у меня очень приятные. Посмотрим, что будет дальше.

Formula D. Про эту игру я немало слышал и даже подумывал как-то заказать себе ещё аж в 2008-м году. Но тогда меня что-то остановило. Не был я уверен, что в нашей компании любителей спокойных евроигр приживутся какие-то гонки. С тех пор прошло два года и, вот, заветная Formula D оказалась-таки у меня на столе.

Игра встречает нас довольно большой коробкой. Высота и ширина у неё стандартные, такие же как у Ticket to Ride, Fury of Dracula, Small World и многих других игр, а вот в высоту она в полтора раза больше, вровень с Battlelore и Doom. Внутри коробки лежат две большие двухсторонние части игрового поля (на каждой стороне изображена отдельная гоночная трасса), статус-листы гонщиков, пластиковые фишки, которыми на этих листах отображаются положение коробки передач и текущее состояние автомобиля, а также два десятка микро-машинок и специальный набор кубиков (d4, d6, d8, d12, d20, d30). 

В начале игры каждый гонщик получает автомобиль и статус-лист. Затем все бросают двадцатигранник, чтобы определить кто на какой позиции стартует, и гонка начинается! Трасса в игре расчерчена на небольшие клеточки, по которым в ходе соревнования перемещаются крошечные гоночные автомобили. В свой ход игрок может изменить текущую передачу, а затем бросить кубик и передвинуть свою машинку на выпавшее число клеток. Думаете, элементарный "кинь-двинь"? На самом деле не так всё просто.

У автомобиля есть шесть скоростей и каждой скорости соответствует свой кубик. На первой мы бросаем d4, на котором может выпасть только 1 или 2. На второй — d6 (значения 2-4), на третьей — d8 (4-8) и так до шестой (d30, 20-30). Стартует машина всегда с первой скорости, а затем каждый ход игрок может переключиться на следующую передачу. Если разгон всегда происходит постепенно, то тормозить можно гораздо резвее. Вместо ускорения в начале хода игрок может сбросить газ и переключиться на 1-3 передачи вниз.

А теперь объясняю зачем в игре тормоза. На игровом поле присутствуют повороты, рядом с которыми отпечатана большая цифра (1, 2 или 3). Она указывает количество остановок, которые должна сделать машина, проходя поворот. Т.е. поворот 1 уровня нужно пройти за 2 хода (в первом ходу остановиться в повороте, во втором — выехать), поворот 2 уровня — за 3 хода, поворот 3-го уровня — за 4 хода. За несоблюдение этих условий предусмотрена система штрафов. Так, если не сделать в поворотах 2 или 3 уровня 2 остановки, игра для такого гонщика сразу заканчивается — считается, что он улетел с трассы. Если же пропустить только одну остановку, за это болид лишается "очков жизни". Этими очками также оплачивается и экстренное торможение и резкое понижение передачи.

В ходе партии игрок оказывается как бы зажат между молотом и наковальней. С одной стороны хочется всё время газовать, чтобы оторваться от своих соперников. С другой — перед поворотом полезно притормозить, чтобы идеально в него вписаться. Однако торможение — это не только потеря очков жизни, это ещё и снижение темпа гонки. Ведь если скинуть хотя бы две передачи, набрать их можно будет только два хода спустя. Вот и получается, что тормозить приходится скрепя сердце, периодически наблюдая как более удачливые гонщики оставляют тебя далеко позади.

Вообще, игра получилась очень азартная. Тут действительно велика роль случая (особенно на высоких передачах, где разбрось результатов броска достигает 10 очков), однако за счёт многочисленности этих самых бросков и работы коробкой передач всё, очень многое зависит и от самого гонщика. Наша первая партия вчетвером не прошла, а пролетела. Никто не заметил как быстро промчались машинки от старта до финиша. Казалось они только что стартовали, а тут раз, и уже трасса закончилась. Мы играли с двумя девушками, и игра понравилась всем. Помню, в прошлом году мы несколько раз раскладывали Moto Grand Prix 2009 и всё никак не могли понять, что же в этой игре хорошего. Так вот я вам скажу, насколько унылой была MGP, настолько хороша Формула Д. Она одновременно и проста, и увлекательна, и очень затягивает. У нас компания как-то больше на евроигры ориентирована, но тут все остались в полном восторге.

Главное-то, мы пока что играли по самым примитивным правилам, где у каждой машины есть 18 очков жизни и по трассе нужно проехать всего один круг. А в игре есть возможность кататься 2-3 круга с заездом в пит-стоп. Есть дополнительные правила, где болиды наделяются не абстрактными "жизнями", а вполне конкретными параметрами: шины, мотор, тормоза и т.п. Есть дополнительные карточки "героев", отличающиеся своими характеристиками, есть погода, влияющая на движение по трассе и есть даже возможность "группового заезда", когда каждый игрок управляет сразу двумя машинами. Словом, пока что мы освоили Formula D процентов, наверено, на десять.

Первые впечатления от игры у меня самые восторженные. Мне нравятся трассы, я влюбился в микроскопические автомобильчики, обожаю механику передач со специальными кубиками и с нетерпением жду возможности сыграть в эту настолку ещё раз. И, кто знает, может однажды вместо турнира по Memoir '44 мы проведём общегородской заезд по трассе Монако. Я разве не говорил, что в Formula D можно играть аж вдесятером?

Вообще-то, по плану у нас должен был состояться локальный турнир по Memoir '44, однако так как в час "ч" к месту боевых действий прибыли всего лишь пять человек, от полноценного турнира пришлось отказаться. Я как чувствовал, что так оно и получится, и на всякий случай взял с собой карту Memoir '44 — Hedgerow Hell, рассчитанную на игру в формате Overlord. Вот в неё мы и сели играть, за союзников три человека, за немцев — два.

До этого я никогда не играл в полноценный командный Memoir '44 и немного опасался, играбелен ли такой формат в принципе. А ну как выйдет как в какой-нибудь Пандемии, где один игрок может подмять под себя остальных и тогда командная игра становится никакой не командной, а единоличной. Да и в принципе наличие за столом нескольких человек вызывало опасения, мало ли, может споры какие-возникнут или кто-нибудь начнёт впадать в глубокие раздумья, а всем остальным придётся томиться в ожидании. 

И, что бы вы думали? Мои опасения совершенно не оправдались. Играть было весело, ходили мы быстро, никаких споров и в помине не было и партия оставила у всех только приятные впечатления. Были небольшие сложности в самом начале, когда я объяснял правила формата Overlord. Ребята не сразу поняли новые принципы розыгрыша секционных карт (когда карта разыгрывается на фланг, но активируются юниты только в одной секции), да и с тактическими карточками было не всё так просто (главное отличие там, что если на карте написано "all units", то она работает только в одной секции, а если "4 units", то в обеих). С действием карт мне здорово помогла памятка, которую я заранее заготовил.

Что до самой игры, то немцы, которыми командовал я, слили с позорным счётом 6:13. Всю вину за поражение я возлагаю исключительно на себя. С картами у нас было всё более-менее нормально, а вот играл я не очень. Пару раз совершенно неправильно походил юнитами, из-за чего потерял возможности для атаки. На правом фланге так, вообще, не везло с кубиками. Я там в одинокий созный танк сделал порядка 10 бросков, но так и не смог его убить (а он потом, сволочь, ещё и механиков вызвал и отремонтировался!).  Особенно обидно, что по статистике на memoir44.com немцы в этом сценарии выигрывают в 82%. Мы в этот раз попали в оставшиеся 18.

Командная игра в Overlord показалась мне не менее интересной, чем обычные партии в Memoir '44 или бои в режиме Breakthrough. Оно, конечно, по времени затратно выходит (около 2 часов на партию), да и не везде найдётся подходящий стол для такой большой игры, но воевать вместе с друзьями гораздо интереснее, чем в одиночку. Даже и не знаю, что теперь делать, проводить в следующий раз снова турнир или снова собраться за картой в формате Overlord.

Единственную партию в Ticket to Ride: Europe отыграли вчетвером. Играли с заданиями из дополнения Europa 1912, взяли колоду Big Cities. Перед началом игры я никого не предупреждал, что строиться будем вокруг восьми больших городов. Сказал только, что играем с новыми заданиями и с ними "самая длинная дорога" не приносит привычные 10 очков. Депо использовать не решился, посчитав, что выкладывание карт на четыре цветных сарая затянет игру и сделает её скучнее.

Итак, мы получили по 5 заданий (из которых можно было скинуть 1-3 штуки) и начали играть. И что бы вы думали? Европа оказалась слишком просторна для нас четверых. На фотографиях видно, что цветные вагоны встречаются друг с другом достаточно редко. Не было ни одного случая, что бы кто-то перекрыл кому-то путь или напрочь запорол задание.

Для меня партия завершилась полным фиаско. Героически выполнив стартовые задания, я набрал ещё несколько, а потом ещё и ещё. В третий раз в руку пришли сразу три маршрута, оканчивающиеся в Анкоре. В сумме они давали 46 очков, и я ринулся выставлять свои вагоны на поле. Но не тут-то было, буквально через пару ходов красные паровозы подошли к концу, и все мои усилия пошли прахом. Минус 46 очков за невыполненные задания стали для меня смертельным ударом. Это было однозначно четвёртое место.

Главное, мы же играли раньше куда интереснее. Года два-три назад Ticket to Ride: Europe была у нас безоговорочным хитом и конкуренция за столом была ого-го! Правда, тогда мы постоянно рубились в неё впятером и обязательно раздавали всем в начале партии большие "голубые" задания. Сейчас же игра стала как-то проще. То ли мы в неё "переиграли", то ли это сказывается знакомство с множеством других неплохих настолок, то ли просто за столом теперь царят мирные настроения. Как бы то ни было, Nordic Countries куда интереснее, там страсти кипят будь здоров!

Все три партии в Зельеварение были сыграны в одной и той же компании — вчетвером (2м, 2ж). Играли мы только базовым набором, без дополнений, но с промо-картами (они у нас теперь прописались в коробочке с колодой "Практикум").

Раньше мы играли с Алхимикотэ и Универсумом вполне нормально, а тут прозвучала гипотеза о том, что, мол, если собрать Алхимикотэ, игра ломается. Пропадают два нужных эликсира (эликсир полёта, телепатическое снадобье, эликсир повелителя растений и эликсир мудрости), которые нужны для изготовления великих талисманов и существ. Мне это предположение кажется необоснованным. Всё-таки, в колоде 12 сложных эликсиров, а для Алхимикотэ нужны всего 2. Остаётся ещё 10 из которых можно лепить что угодно. Хотя, конечно, по-любому выходит, что если кто-то собрал кота, на два сложных эликсира становится меньше.

Тем не менее, это ни в коем случае не повод удалить Алхимикотэ из колоды. Карта эта приносит небольшую свежую струю в игру, и даже есть небольшой шанс, что она выйдет в самом начале игры и позволит кому-нибудь собрать рецепт с магемой (у нас Алхимикотэ никогда никто не сбрасывает и это понятно — кто в здравом уме откажется от 10 очков). Так что будем играть с промо-картами и дальше.

Fairy Tale, Formula D, Memoir '44, Ticket to Ride, Ticket to Ride: Europa 1912, Зельеварение, Отчёты



Похожие записи
  • Отчёт № 509. 13-18 ноября 2017. Игрокон-2017
  • Отчёт за период с 24 декабря 2007 года по 8 января 2008 года
  • Отчёт № 652. 22-30 августа 2020. Настолкэмп-17
  • Twilight Struggle: работа над ошибками — 2
  • Отчёт № 749. 11-24 июля 2022. Настолкэмп-2022
    1. monkey
      10 Дек 2010 из 11:28 | #1

      Юр, а где то есть внятные правила по Overlord?


    2. hk
      10 Дек 2010 из 11:33 | #2


      monkey :



      Юр, а где то есть внятные правила по Overlord?





      Правила лежат на официальном сайте, чего в них невнятного?


      http://cdn1.daysofwonder.com/memoir44/en/img/mm_operation_overlord_en.pdf


      Я, пожалуй, на следующей неделе свою памятку выложу.


    3. monkey
      10 Дек 2010 из 11:35 | #3

      @hk

      я имел в виду рус. правила.


    4. White
    5. longbearder
      10 Дек 2010 из 14:29 | #5

      Давным-давно лежат на знакомом Вам сайте: http://memoir-44.ru/downloads

      файл называется «Правила Оверлорд».


    6. longbearder
      10 Дек 2010 из 14:31 | #6

      Юра, картами из допа «Оверлорд» несколько удобнее играть. Они «адаптированы» для ОЛ. Мы обчыно именно эту колоду используем в библиотеке. Советую поиграть в ОЛ карту «Маркет Гарден».

      Там гениально реализован эффект неожиданности для немцев.


    7. Anton
      10 Дек 2010 из 16:22 | #7

      а правила Формулы Д на русском есть? И много ли текста на компонентах? Думаю, если взять немецкую версию…


    8. monkey
      10 Дек 2010 из 17:20 | #8

      @longbearder

      я в курсе. они у меня тож давно скачены от туда. прочита их я ничего не понял ):


    9. MakVlad
      10 Дек 2010 из 17:30 | #9


      longbearder :

      Там гениально реализован эффект неожиданности для немцев.


      Интересно! Каким образом?


    10. _ГрАнд_
      10 Дек 2010 из 19:15 | #10

      Лишний раз убедился, что сделал правильный выбор, купив в своё время из TtR именно NC. Раскладываем постоянно, даже специально под неё шафлер купил.:)


    11. mix
      10 Дек 2010 из 20:36 | #11


      Anton :

      а правила Формулы Д на русском есть? И много ли текста на компонентах? Думаю, если взять немецкую версию…


      Правила «Формула Д» есть на русском здесь. Нужно зарегистрироваться.

      http://forum.triominos.ru/index.php?/topic/60-formula-d-%d1%84%d0%be%d1%80%d0%bc%d1%83%d0%bb%d0%b0-%d0%b4/page__st__40


    12. Madelf
      10 Дек 2010 из 22:38 | #12

      Господи, как у вас Европа каждый раз слишком просторная выходит? Мы вдвоем с другом играем, половину маршрутов друг другу запарываем.


    13. Legion
      10 Дек 2010 из 22:45 | #13

      @Anton

      Текста на компонентах нет. Так что можно брать любую версию. Главный минус — это то что всего 1 трасса формулы 1 в комплекте. Надо или покупать по 20 евро, или печатать самому. Благо в интернете хватает трасс.


    14. DedoK
      11 Дек 2010 из 6:28 | #14

      а откуда трассы качать? я искал, попадал только на фотки реальных автомобилей.


    15. ElDeno
      11 Дек 2010 из 23:02 | #15

      I’m in love with the Fairy Tale (even though it hurts) =)))))


    16. Gagins
      13 Дек 2010 из 15:47 | #16

      Мне кажется, что вы не совсем правильно играли Overlord. По правилам главнокомандующий своим генералам карточки не показывает, что усложняет игру. Или я ошибаюсь?


    17. oranged
      14 Дек 2010 из 6:57 | #17

      Юр, а можно вопрос? Ну, я в любом случае задам. (: В каких играх-монстрах от FFG не надо принимать решения?


    18. Verwolf
      14 Дек 2010 из 15:14 | #18

      а может кто-нибудь правила Formula D залить на файлообменник и дать ссылку?

      Ибо письмо для подтверждения регистрации на форуме почему-то так и не пришло, хотя пишет что ник уже занят и мыло зарегистрировано


    19. hk
      15 Дек 2010 из 1:16 | #19


      Gagins :



      Мне кажется, что вы не совсем правильно играли Overlord. По правилам главнокомандующий своим генералам карточки не показывает, что усложняет игру. Или я ошибаюсь?





      Вы всё правильно поняли, командующему действительно нельзя показывать генералам свои карты. Но у нас попались очень любопытные генералы, и на первый раз я решил сделать им поблажку 🙂


    20. hk
      15 Дек 2010 из 1:21 | #20


      oranged :



      Юр, а можно вопрос? Ну, я в любом случае задам. (: В каких играх-монстрах от FFG не надо принимать решения?





      Мне игры от FFG не нравятся тем, что в них почти любое решение сопровождается манипуляциями со множеством компонентов. Из-за этого по параметру «количество решений на единицу времени» они заметно проигрывают многим другим играм. Например, в Memoir ’44 ты сыграл карту (решение), двинул войска (решение), выбрал кого атаковать (решение) и бросил кубик.


      В Tide of Iron ты выбрал кем походить, перевернул каунтер у юнита, решил атаковать, подсчитал силу атаки отряда (учитывая обычных солдат и элиту), затем бросил x кубиков в атаку и y кубиков в защиту. Действие то же самое, но сопроводительных манипуляций (и, как следствие, времени) заметно больше уходит. Вот поэтому мне и не нравятся игры от FFG. Для меня они слишком громоздки.


    21. Tinker
      15 Дек 2010 из 1:32 | #21


      hk :



      oranged :


      Юр, а можно вопрос? Ну, я в любом случае задам. (: В каких играх-монстрах от FFG не надо принимать решения?



      Мне игры от FFG не нравятся тем, что в них почти любое решение сопровождается манипуляциями со множеством компонентов. Из-за этого по параметру “количество решений на единицу времени” они заметно проигрывают многим другим играм. Например, в Memoir ‘44 ты сыграл карту (решение), двинул войска (решение), выбрал кого атаковать (решение) и бросил кубик.

      В Tide of Iron ты выбрал кем походить, перевернул каунтер у юнита, решил атаковать, подсчитал силу атаки отряда (учитывая обычных солдат и элиту), затем бросил x кубиков в атаку и y кубиков в защиту. Действие то же самое, но сопроводительных манипуляций (и, как следствие, времени) заметно больше уходит. Вот поэтому мне и не нравятся игры от FFG. Для меня они слишком громоздки.


      Разница как мжеду Ужасом Аркхема и Ктулху Дайс.


    22. oranged
      15 Дек 2010 из 1:53 | #22


      hk :

      Из-за этого по параметру “количество решений на единицу времени” они заметно проигрывают многим другим играм.


      А то, что решения там требуют больших усилий, ничего? (: Ну да ладно, это дело вкуса.


    23. hk
      15 Дек 2010 из 2:30 | #23

      @oranged


      По моему мнению в подобные «тяжёлые» игры лучше играть на компьютере. Решения там требуют тех же усилий, а вот их реализация отдана на откуп бездушной машине, которая делает всё мгновенно.


      Но это действительно дело вкуса, играют же люди в настольный WOW. The Boardgame, и ничего, довольны.


    24. Валентин
      24 Янв 2011 из 0:24 | #24

      @mix

      Дайте правила «Formula De» на русском


    1. Трекбеков пока нет.