Отчёт № 457. 14-20 ноября 2016. Новые «Агрикола» и Mare Nostrum

161121_mn_02

За отчётную неделю сыграно 5 партий в 5 различных настолок, среди них оказались две условные новинки – свежие переиздания Mare Nostrum и «Агриколы»:

Legendary Aliens: Deck Building Game

Mare Nostrum: Empires

Time’s Up

Агрикола (издание 2016 года)

Затерянные города

161121_le_01

В коробку с колодостроительными чужими нужно положить памятку: «Покупайте сержантов». Это именно то, о чём мы всякий раз забываем и из-за чего проигрываем партии (что произошло и в этот раз). Идея-то очень проста. Покупаешь сержантов, играешь их в чужой ход,  чтобы товарищ мог докупить в колоду что-то более мощное, а затем точно также кто-то играет своего сержанта на тебя, и ты тоже приобретаешь дорогие карты. Как результат – колоды всех игроков прокачиваются, становятся сильнее и это позволяет победить.

У нас же всегда получается по-другому. Legendary Aliens мы раскладываем редко и из-за этого когда она оказывается на столе начинаем играть в неё точно так же, как в какие-нибудь «Звёздные империи» или Hero Realms. Каждый поначалу стремится прокачать собственную колоду, а потом что-то вдруг идёт не так, и мы проигрываем. Вот и в этот раз, один игрок выхватил фейсхаггера, другой не смог его сбить, да ещё и сам каким-то чудесным образом нахватал ранений. И вот уже я играю с колодой чужих один на один, босс первого фильма выскакивает в боевую зону и за пару ходов игра заканчивается нашим поражением.

При всём при этом – игрушка классная. Надеюсь, у нас будет возможность опробовать её с дополнением, которое обещают выпустить уже в этом году. Вот, только, надо не забывать про сержантов и союзные свойства. Именно в них – ключ к победе.

* * *

Time’s Up! в последнее время очень популярна у нас в компании. Игра, правда, классная, партии в неё – это всегда смешно. Огорчает только то, что «Таймзап» вытесняет собой обычные хорошие игры. Если пару лет назад мы собирались вечером «на Эклипс», то теперь бывает, что основной игрой вечера становится Time’s Up. А это, извините, две большие разницы.

161121_mn_01

Наконец, Mare Nostrum нового разлива 2016 года издания. Одна из моих первых настольных игр, на которую я 9 лет назад писал один из своих первых обзоров. Теперь она возвращается, подтянутая, отрихтованная и доработанная. Чего-то принципиально нового в ней нет, но мелкие изменения заметны там и тут. Основные нововведения, на мой взгляд, связаны с войной. Если раньше воевать было весело, но побеждал обычно тот, кто отсиживался в сторонке и просто копил ресурсы, теперь сражаться стало проще и даже появилось новое условие победы, ориентированное как раз на агрессивную игру.

Напомню, традиционные условия победы: построить пирамиды (для этого нужно собрать 12 разных ресурсов), купить 4 героя или чуда света (первый стоит 7 ресурсов, каждый последующий – на единицу дороже) и собрать 3 титула (иметь максимум караванов и рынков, городов и храмов и боевых единиц: солдат, крепостей и трирем). Теперь есть ещё 4-й вариант: захватить 4 ключевых города (вражеских или нейтральных). Именно захватом городов и может победить игрок, ориентирующийся на войну. И для этого у него есть новые инструменты.

Во-первых, это обновлённые боевые кубики. Напомню, в игре в бою каждый солдат кидает кубик, все результаты суммируются и делятся на 5. Итог – это столько бойцов противника убито. Раньше кубики были обычные шестигранные со значениями от 1 до 6. Теперь они изменились. У солдат (наземных отрядов) распределение граней такое: 3-3-4-4-5-6. То есть вместо значений 1 и 2 теперь на кубике тройки. Для трирем (морские отряды) раньше тоже были обычные шестигранники, теперь кубики со значениями 2-3-3-4-4-5.

Во-вторых, упростились правила строительства. Раньше при захвате новой территории что-то построить в ней (производственные здания или солдат) можно было только в следующем ходу. Теперь – строить можно сразу, то есть военная экспансия ускоряется.

В-третьих, усилились крепости, что позволяет ориентированному на войну игроку проще защищать свои завоевания. Раньше крепости в обороне автоматически выбрасывали 6 на кубике, теперь они чуть ослабли и выбрасывают 5. Зато в бою против крепости соперник кидает на 1 кубик меньше. Это – хорошее подспорье.

Помимо военной части немного допилили и торговлю. Каждый ход теперь на продажу можно выставлять не любое количество товаров по желанию «мастера торговли», а лишь то, которое представлено одним из трёх доступных жетонов. Кроме того, герои и чудеса доступны для продажи не вообще все (как это было раньше), а только 5 штук на выбор.

В части торговли изменения хорошие, игру они ускоряют. А вот по поводу войны сказать мне особо нечего, потому что в нашей партии мы и повоевать-то толком не успели, как Египет построил пирамиды и победил. Сами, впрочем виноваты. Соседи не углядели и «отпустили» египтян, а в последнем ходу я выставил на продажу опрометчиво много ресурсов, надеялся сам собрать комплект на пирамиды, а в результате подари победу Египту.

161121_mn_03

А теперь любопытная штука. Мне не хочется играть в Mare Nostrum ещё раз. Потому что игра показалась мне из серии тех, где все копошатся в собственных огородах. Каждый ковыряется в своих провинциях, что-то там строит, создаёт и почти не смотрит на соседей. Однако по опыту той же Eclipse я знаю, что поначалу все боятся воевать. Чтобы в игре появились активные боевые действия и военные стычки, у игроков должен накопиться определённый уровень опыта, позволяющий оценивать шансы на победу (и свои, и соперника), и, главное, понимать ради чего стоит воевать и что победа даст лично тебе.

Для меня пока ещё вопрос, избавилась ли Mare Nostrum от главного своего недостатка. Когда мы в неё играли 10 лет назад обычно было так. Кто-то (чаще всего Вавилон или Египет) резко вырывается вперёд и становится претендентом на победу. Все остальные игроки тут же негласно объединяются против лидера и начинают его валить. После этого находится ещё один претендент на выигрыш. Все начинают бить его. Наконец, находится третий претендент. На него уже войск не хватает, и игрок побеждает просто потому, что досидел и дотерпел до нужного момента.

Вот ради выяснения этого обстоятельства и просто ради того, чтобы прочувствовать, как работает обновлённая боёвка, я бы сыграл ещё разок, может даже два.

161121_lc_02

В «Затерянные города» не играл не помню даже сколько лет. А тут разложили – и красота! Игрушка ни капли не постарела и не потеряла актуальности! Отличная карточная дуэлька, интересная, захватывающая и не отпускающая до самого конца партии. По насыщенности решениями на единицу процесса это практически Battleline, только не на столь суровую тему, из-за чего «Затерянные города» отлично идут в парах с представительницами прекрасной половины человечества.

161121_agricola_03

Новая «Агрикола» — понравилась. Она осталась всё той же, только с новым оформлением и, особенно с новыми фигурными жетонами ресурсов, играть значительно приятнее. Классная! Рекомендую! С точки зрения механики в игре не изменилось ничего. В плане оформления всё стало куда менее суровым и более приятным. Мы пока пробовали играть по-семейному, без карт профессий и мелких улучшений. Потом обязательно добавим и их.

161121_agricola_06

161121_agricola_08

161121_agricola_02

Agricola, Legendary Encounters: An Alien Deck Building Game, Lost Cities, Mare Nostrum, Time’s Up! Deluxe, Отчёты



Похожие записи
  • Съедобные настольные игры
  • Весёлые картинки, № 36 — «Комикс-обзор игры «Ужас Аркхэма»
  • Весёлые картинки, № 43 – «Комикс-обзор игры «Tobago»
  • Весёлые картинки, № 152 — «Pussy Riot»
  • Весёлые картинки, № 38 – «Комикс-обзор игры «Fluxx»
    1. Michael
      29 Ноя 2016 из 16:41 | #1

      Не согласен, что в Mare Nostrum: Empires все копошатся в своих огородах, там как раз взаимодействия очень много.

      На торговле нужно следить за Карфагеном и Египтом, в войне за Римом… да и другими фракциями, которые могут одним рывком захватить 4 легендарных города.

      Сыграйте еще в более агрессивной компании, она лучше раскроется.


    1. Трекбеков пока нет.