Отчёт № 311. 23-31 декабря 2013. 51st State, Wings of Glory и X-Wing

За отчётную неделю сыграно 4 партии в 3 различные игры. Среди них в том числе была одна новинка – 51st State:

51st State – 

Wings of Glory – 

X-Wing Miniatures – 

Wings of Glory или, проще говоря, «самолётики» – это игра о воздушных дуэлях времён первой мировой войны. Играть в неё могут от двух человек (максимальное количество теоретически неограниченно, практически, наверное, максимум человек 6). Игрокам предлагается попробовать себя в роли пилотов первых боевых самолётов и сойтись в битве за небеса.

Игрушка приехала из Америки в подарок на день рождения. Правда, на самом деле это не одна какая-то игра в коробке, а целый модульный набор, состоящий из 6 элементов: два дуэльных набора (по две миниатюры самолёта в каждом), два дополнительных набора (по одной миниатюре самолёту в каждом), один дополнительный набор игровых карт (две колоды маневров и куча разных карт самолётов) и ещё специальное игровое поле.

Начну с поля. По большому счёту оно не нужно, т.к. в WoG можно играть на любой ровной поверхности, хоть на столе, хоть на ковре, хоть на полу. Просто договариваетесь с друзьями, что такая-то территория будет считаться игровой (границы очертить нужно, т.к. по правилам если самолёт вылетает за их пределы, он выбывает из игры) и всё. С полем вопрос с границами решается проще, но главная его ценность не в этом. Оно просто делает игру значительно красивее.

Само по себе поле – это такой огромный коврик для мышки размером 100 х 70 см. Я не случайно упомянул о коврике, материал поля – мягкий, как раз такой, из которого делаются тряпочные мышиные коврики. Его можно мять, скатывать, складывать, а потом оно всё равно распрямляется и ровно укладывается на стол.

Сами самолёты в виде миниатюр в игре тоже необязательны. Можно обойтись и без них, заменив фигурки карточками. Но это, как вы сами понимаете, уже совсем не то. Не так красиво, не так захватывающе, да и не так удобно. В ходе партии самолёты не стоят на месте, постоянно перемещаются, а перемещать и двигать по столу карты совсем не так комфортно, как миниатюры на подставках. Ну и про то, что фигурки возносят удовольствие от игры на качественно новый уровень, я даже не буду говорить. 

Помимо красивого поля и замечательных пластиковых самолётиков в комплект входит некоторое количество картонных компонентов. Это колоды карт маневров и повреждений, кругленькие жетоны, а также специальные консоли для раскладывания карт в начале хода (без которых вполне можно обойтись).

Правила в Wings of Glory достаточно просты и объясняются буквально на пальцах. У вас есть самолёт и прикасающаяся к нему колода карт маневров. На каждой такой карте изображена возможная траектория движения. В начале хода каждый игрок выбирает по 3 карты маневров и выкладывает их перед собой лицом вниз – таким образом все одновременно программируют движение своих истребителей на ход вперёд. Затем карты маневров открываются и выполняются перемещение. Сначала все вскрывают первую карту маневра, подкладывают её к своему самолёту на поле и передвигают его так, как изображено на карте. Затем те же манипуляции проделываются со второй картой и с третьей. 

А ещё после каждой из трёх фаз перемещения проверяется, нет ли у кого возможности атаковать соперника. Для этого с помощью входящей в комплект игры линейки измеряется расстояние между самолётами. И если кто-то оказывается в пределах досягаемости орудий противника (и в его секторе обстрела), такой игрок получает карты из колоды повреждений. Если у кого-то накапливаются повреждения на сумму, равную прочности самолёта, этот игрок выбывает из игры.

В WoG представлены самолёты двух противоборствующих сторон: антигерманская коалиция и тройственный союз. Поэтому игра обычно идёт либо по принципу «один на один», либо «команда на команду». Теоретически можно попробовать и формат «каждый сам за себя», но что-то подсказывает, что это будет просто месиво.

Игра достаточно проста в освоении, но предлагает различные варианты правил, рассчитанные как на новичков, так и на опытных игроков. Если зелёные пилоты могут просто двигать самолёты и стрелять во врагов, то с увеличением числа боевых вылетов можно ввести в игру правила различных спецповреждений, когда у аэроплана может заклинить руль, может оказаться повреждён двигатель или даже ослеплён пилот. Более продвинутые варианты правил предполагают также учёт высоты полёта.

Мне Wings of Glory нравится за свою внешнюю привлекательность и непродолжительность. Это такая красивая сессионная игра – сел, чуть-чуть полетал, тебя подбили (или ты подбил врага) и можно начинать заново. Ничего сложного в ней нет, надо лишь немного наловчиться планировать перемещение самолёта, чтобы понимать куда именно может залететь твой аэроплан если ты сыграешь ту или иную карточку.

Основная идея игры – по возможности сесть противнику на хвост, потому как в такой ситуации ты его атаковать можешь, а он тебя – нет. Если же за столом собралось несколько человек, врагов можно брать «в клещи» или просто наваливаться толпой, что само по себе достаточно весело. Изюминку в игровой процесс добавляет то, что каждый самолёт – индивидуален. Какие-то воздушные суда летают быстрее, какие-то медленнее, кто-то более манёвреннее, кто-то менее. Особенности своего аэроплана и возможности соперников нужно обязательно учитывать при планировании маневров.

Очень классно реализована боевая система. Никаких кубиков, никаких расчётов, всё очень просто и быстро. Проверяешь дальность до вражеского самолёта и, если она достаточна, даёшь противнику из колоды повреждений одну карту (либо две, если атакуешь с близкого расстояния). На карте указано число повреждений (от 0 до 5, при этом среднее количество «жизней» у самолёта – 15), на некоторых картах также присутствуют символы спецповреждений.

Наконец, нельзя не отметить, что для игры есть также сценарии. Можно просто играть по принципу «всех убей один останься», а можно разыграть воздушную операцию, целью которой является аэрофотосъёмка определённого участка местности. Или бомбардировка какого-то объекта. Или даже эскорт ключевого воздушного суда (или, например, локомотива).

Не могу сказать, что у игры есть какие-то явные достоинства, но мне она нравится. В первую очередь – за красоту и простоту. Будем честны друг с другом, Wings of Glory – это прежде всего игрушка, самолётики в миниатюре на красивейшем коврике, и лишь во вторую очередь – настольная игра. В виде настолки она знакома мне с 2006-го года, когда её издавал Мир Хобби (тогда ещё Смарт). В карточном формате она меня не очень привлекла, а вот с самолётиками и с красивым полем – самое оно!

X-Wing Miniatures, это, по сути, те же Wings of Glory, только в космосе. И с немного переделанной игровой системой. Во-первых, тут есть возможность «кастомизации», перед началом партии можно подобрать себе героя и снабдить его какими-нибудь «обвесами». Во-вторых, вместо колоды карт тут используется специальный диск с маневрами. В-третьих, планировать полёты нужно не на три перемещения вперёд, а только на одно. В-четвёртых, атаки отыгрываются не с помощью колоды карт, а с помощью бросков кубиков (один на атаку и один на защиту). В-пятых, помимо перемещений тут ещё можно выполнять действия (которые сводятся по сути к тому, что ты получаешь возможность повлиять на результат броска кубиков). В-шестых, в игре есть «препятствия» в виде астероидов.

Основа игры угадывается с первого раза, но она другая. Отличия от Wings of Glory достаточно серьёзные и, лично мне они не нравятся (хотя X-Wing сама по себе достаточно хороша). Мне не нравятся кубики, т.к. с ними боёвка занимает больше времени. Мне не нравится настройка корабля до игры, поскольку это затягивает время партии. Но, вообще-то, играть можно.

В нашей конкретной партии два наших крестокрыла сражались с космическим кораблём гражданина Фетта. На столе были раскиданы астероиды, сильно затруднявшие перемещение нашего врага – противник очень большой, для него места в астероидном поле просто не хватало. Схватка заняла немного времени, мы налетели с двух сторон, немного постреляли, получили ранений сами, и подбили врага. Вероятно – потому что нам больше повезло на кубиках. Во второй партии два имперских истребителя сражались против двух повстанцев. И тоже всё было как-то очень долго, муторно, и запомнилась игра больше не боями, а длительной подготовкой и не менее длительной уборкой. Из-за этого в X-Wing желательно играть несколько раз подряд.

Последняя новая игра 2013-го года – это 51-й штат от Игнация Тржевичека, автора Робинзона Крузо. 51st State – это карточная стратегия с весьма ощутимой долей абстракции. Проще всего объяснить так – это что-то в роде Race for the Galaxy, только проще. В комплекте игры – колода карт и россыпь небольших картонных жетончиков. И достаточно оригинальное решение со счётчиком очков, он изображён на обороте коробки с игрой.

Действие игры разворачивается в мире Neuroshima Hex! после глобального катаклизма. На земле остались люди, но цивилизация разрушена и есть только какие-то разобщённые фракции, каждая из которых развивается в меру своих возможностей. Идея игры в том, что у каждого игрока есть база, которую нужно развивать, добывать ресурсы, возводить всякие постройки и в итоге перерабатывать их в победные очки. Побеждает тот, кто первым наберёт необходимое количество очков.

В начале игры каждый игрок получает свою базу, а также три карточки, позволяющие вводить в игру новые карты. Затем всем выдаётся по 4 карты в руку, и ещё несколько карт раскладываются на стол – их игроки по очереди разбирают в начале хода.

Собственно игровой процесс заключается в том, что нужно вводить карты в игру и использовать свойства уже введённых карт. Основная фишка – каждую карту можно использовать тремя способами. На карте есть красная зона с ресурсами (вверху), синяя зона с ресурсами (внизу), а также изображение здания с каким-либо свойством. Так вот, любую карту можно либо «завоевать», «освоить» или «построить». Завоевание приносит сразу несколько ресурсов (которые изображены в красной зоне), но они даются только один раз, завоёванная карта сразу уходит в отбой. Освоение позволяет обеспечить себя постоянным доходом – такая карта будет приносить указанные на ней ресурсы каждый ход, но их будет немного (заметно меньше, чем при завоевании). Наконец, строительство позволяет выложить карту как здание, способное потреблять какие-либо ресурсы и приносить победные очки. 

Кажется это не очень сложно, но на практике всё упирается во множество нюансов. Взять хотя бы свойства карт, их буквально два десятка и все обозначены различными символами. Поначалу в них достаточно сложно разобраться, это, правда, не уровень пиктограмм RFTG, но что-то схожее, за одну партию они запомнятся навряд ли. Ещё есть несколько неочевидных ограничений, которые необходимо учитывать.

Например, захваченные и освоенные карты подкладываются под карту базы, и там их может быть не больше трёх. Это означает дословно следующее – у вас может быть только три источника ресурсов. А ресурсов в игре больше трёх, так что придётся думать что в какой момент более актуально. Правда, некоторые карты в колоде позволяют увеличить этот лимит и даже создавать новые «псевдобазы», под которые тоже можно засовывать карты.

Или, скажем, производство победных очков. Некоторые карты позволяют производить их из ресурсов, но тут вступает в силу новое ограничение – каждая приносящая очки карта срабатывает только три раза (чтобы считать «использования» на неё выкладываются специальные жетончики очков), после чего её можно смело отправлять в утиль и строить на её месте новое здание (для этого предусмотрено даже специальное действие и отдельный ресурс, кроме того, перестройка также награждается очками).

Или те же ресурсы. Их есть три штуки базовых (пистолеты, топливо, шестерёнки), один дополнительный (кирпич, нужен в основном на перестройку), один вспомогательный (работники, нужны для активации зданий) и ещё ряд жетонов, которые нельзя перерабатывать в очки, но можно скидывать, чтобы вводить в игру новые карты. Кроме того, сами по себе ресурсы обнуляются каждый ход, и всё, что ты не успел потратить – просто сгорает. Это очень важный стимул, заставляющий строить бесперебойно работающий экономический движок.

Или механизм ввода в игру новых карт. Чтобы «захватить», «освоить» или «построить» любую карту у тебя должно хватать пистолетов, топлива или шестерёнок, и при этом у каждой карты ещё уровень (1, 2 или 3), и ты не всеми способами можешь ввести в игру карту 3 уровня.

Радует, что в игре очевидно есть много возможностей и путей развития. Можно играть в захват ресурсов, можно медленно строить производственные мощности. Есть даже возможность воровать ресурсы у противника и отправлять работников в чужие здания.

Правда, нового игрок такое богатство выбора обескураживает. Различных действий в игре много и по началу в них можно просто заблудиться. Но одной партии (в отличие от той же RFTG) вполне достаточно, чтобы уяснить как игра работает и как тут добываются победные очки.

Мои впечатления от 51st State вполне умеренные. С виду это действительно игрушка уровня RFTG, такая же жвачка для ума, абстракция с налётом постапокалипсиса. В отличие от RFTG тут больше планирования (можно выбирать какие производятся ресурсы и куда они потребляются), а правила осваиваются хоть и дольше, но воспринимается игра субъективно проще. Нормальный такой еврогейм.

51st State, Wings of Glory, X-Wing Miniatures, Отчёты



Похожие записи
  • Отчёт № 440. 18-24 июля 2016. Настолкэмп-10
  • Подкаст 033. Экскурсия по Игрокону с Машей Веселковой
  • Объявлены результаты «2008 Meeples Choice Award»
  • Подкаст 028. Эссен, Игромир и Комик-кон
  • Подкаст 022. Вернулись с Игрокона
    1. Thorward
      13 Янв 2014 из 9:12 | #1

      По Wings of Glory получился практически полноценный обзор, на отлично.

      Кстати,у ребят прошел кикстартер, и сейчас настольные моря бороздят парусники Sails of Glory, на близкой механике. Вот что любопытно попробовать.


    2. Максим Блау
      13 Янв 2014 из 11:41 | #2

      Интересно. В корабликах то залпы бортовые — вот раздолье для манёвра. А если еще и ветер учитывать то вообще атас будет!


    3. Anders
      13 Янв 2014 из 13:49 | #3

      Добрый день! У вас в тексте очепятка: скорее не «прогерманская» коалиция а антигерманская коалиция, она же Антанта. Тройственный союз — это и есть «германская коалиция».


    4. HmitT38F
      13 Янв 2014 из 15:13 | #4

      @Максим Блау

      Там и ветер есть, и смена зарядов. В общем вот не плохая переведенная статься:

      http://tesera.ru/article/305000/


    5. Михаил
      13 Янв 2014 из 21:45 | #5

      А это какая именно Wings of Glory?

      WW1 или WW2?


      думаю заказать в штатах, не пойму что лучше выбрать.


    6. hk
      13 Янв 2014 из 23:57 | #6


      Thorward :



      По Wings of Glory получился практически полноценный обзор, на отлично.

      Кстати,у ребят прошел кикстартер, и сейчас настольные моря бороздят парусники Sails of Glory, на близкой механике. Вот что любопытно попробовать.





      Не знаю, к парусникам никаких эмоций не испытываю.


    7. hk
      13 Янв 2014 из 23:58 | #7


      Михаил :



      А это какая именно Wings of Glory?

      WW1 или WW2?


      думаю заказать в штатах, не пойму что лучше выбрать.





      Первая.

      Отличий между WW1 и WW2 не знаю.

      Просто внешне больше именно аэропланы нравятся.


    8. hk
      13 Янв 2014 из 23:58 | #8


      Anders :



      Добрый день! У вас в тексте очепятка: скорее не “прогерманская” коалиция а антигерманская коалиция, она же Антанта. Тройственный союз – это и есть “германская коалиция”.





      Спасибо, исправил.


    9. Esgal
      14 Янв 2014 из 20:18 | #9

      Собираю материал для полного ПнП Крыльев Войны. кто может поделиться хоть какими-то материалами?

      http://www.boardgamer.ru/forum/index.php/topic,8335.0.html


    10. MisteriG
      15 Янв 2014 из 14:57 | #10

      А мне кораблики больше нравятся. Романтика) И по высоте они не летают. Надо друзей опросить)


    11. Anders
      15 Янв 2014 из 17:13 | #11


      MisteriG :

      А мне кораблики больше нравятся. Романтика) И по высоте они не летают. Надо друзей опросить)


      Например axis & allies war at sea?


    12. Бартус
      20 Янв 2014 из 9:51 | #12

      WoG на вторую мировую отличается в механике тем, что закладываются сначала две карты маневра. Потом отыгрывается 1-я, закладывается 3-я. Отыгрывается 2-я, закладывается 4-я. И так далее, т.е. закладываешь карту маневра как бы «через одну». Бой получается более динамичным, т.к. в WWI если два летящих навстречу друг другу самолета заложат последовательность «вправо-прямо-вправо», то они разлетятся очень далеко, а вот в WWII «поправить» манёвр можно быстрее.


    1. Трекбеков пока нет.