Отчёт № 286. 1-7 июля 2013. Quattro, Тобаго, Кардкассон

За отчётную неделю сыграно аж 9 партий в 7 различных настолок. В том числе освоено три новинки, это Кардкассон, Quattro и Тобаго:

7 Wonders: Leaders – 

Quarriors – 

Quattro – 

Tobago – 

Кардкассон – 

Картахена – 

Летопись –  

Летопись. Попытка номер два оказалась чуточку удачнее. Со второго раза в игре уже много ясно и понятно. Ты совершаешь ходы не на ощущениях, а с учётом явной взаимосвязи между локациями. Заранее прикидываешь, кубики каких цветов тебе нужны, и высматриваешь, откуда их можно взять. Отправляешь людей в церковь и городской совет с прицелом на их дальнейшее развитие (учитывая, что первому поколению прямая дорога на кладбище, возможно карьеру стоит делать их детям). 

Замечена пара закономерностей. В городском совете всегда очень мало кубов, туда тяжело успеть. На рынке можно наторговать неожиданно много победных очков. Не стоит бояться смерти своих людей, они даже с того света способны принести немало очков.

Абстрактные кубики никуда не делись. Просто становится понятно, что для карьеры в городском совете нужен зелёный цвет. Розовый и оранжевый прочно ассоциируются с путешествиями, потому что за эти цвета приобретаются повозки. Коричневые кубы нужны для церкви. Туда же отправляется почти всё добытое непосильным трудом зерно. Но кубики – кубики остаются понятиями метафизическими. Это не какой-то конкретный ресурс, это просто цвета.

Общее ощущение от игры не меняется. Евро, замешенное на абстракции и различных способах извлечения из ресурсов победных очков. Не мой тип игр.

Совершенно случайно попробовали Кардкассон, что-то типа Каркассона, только с картами. Выглядит игрушка так: есть счётчик очков, на котором выделяются четыре цветные области: синяя, зелёная, красная, жёлтая. Рядом с каждой областью раскладываются карты соответствующего цвета. У игроков в руках есть некоторое количество карт, а ещё есть мипл. В свой ход нужно либо положить одну карту в область соответствующего цвета, либо поставить в любую область на самую крайнюю карту мипла – он захватывает все выложенные карты этого цвета. Игровой раунд длится до тех пор, пока все игроки не сыграют все карты и не выставят миплов. После этого каждый забирает захваченные карты и подсчитывает за них очки. Затем карты раздаются снова и всё начинается с начала. И так – пока не закончится колода.

Компоненты тут — карты, собираемый счётчик очков, да по два мипла на игрока. Один ставится на счётчик очков, другой выставляется на карты в процессе игры. Негусто. Играть могут от 2 до 5 игроков. Полагаю, чем меньше людей, тем больше унылости. На партию уходит где-то полчаса. Сложность игры невысокая, подходит для новичков. Текста на картах нет, только значки да цифры. Взаимодействие как и во многих других евро — косвенное. Занять чужой ряд, подкинуть другому игроку не очень выгодную карту, да отхватить первым себе кусок пожирнее. Ходы делаются быстро. Фактор случайности присутствует (карты выдаются из колоды случайно), но им можно управлять — ты получаешь карты на раунд вперёд и должен грамотно ими распорядиться.

В целом игровой процесс весьма напоминает Coloretto, где тоже нужно класть карты в ряды. Только в отличие от Колоретто, где, если ты «захватил ряд», карты выкладывать больше не надо, В Карткассоне ты можешь поставить мипла на карты, например, в начале или в середине раунда, а карты с руки всё равно обязан будешь играть. И, возможно, они уйдут к кому-нибудь другому.

И ещё, также в отличие от Колоретто, играть в Карткассон – скучно. Это сухая евроигра, в которой нет никакой изюминки, есть только несколько типов карт, за которые начисляются очки разными способами. Тут есть некие решения – когда поставить на поле мипла, какие карты играть в первую очередь, а какие – придержать. Есть даже небольшой твист – в каждом раунде первые карты играются взакрытую. Но всё равно, общее впечатление – скука, уныние, затхлый запах и ощущения игры 10-20 летней давности. Которая, к тому же, паразитирует на громком имени. На коробке написано «Каркассон на картах». Верить этой надписи нельзя. Из Каркассона тут – только миплы.

Очень доволен открытием новой неизданной игры – Quattro. Её показывал на Игросфере Александр Ушан в самый первый день выставки с утра, когда я ещё только подъезжал ко Львову в поезде. По этой причине в рамках конкурса с игрушкой не ознакомился, но уже после официального закрытия Игросферы Саша вручил мне экземпляр, за что я ему теперь очень благодарен. Потому что игрушка реально оказалась очень интересная.

Quattro – это абстрактная карточная настолка. Она состоит из 64 квадратных карточек. На каждой карте в центре указана ценность в очках, а на сторонах изображены половинки фигур, которых в игре четыре вида: круг, крест, звезда и кофейное зерно. Плюс каждая карта относится к одному из четырёх игровых цветов: синий, зелёный, красный, жёлтый.

Игровой процесс заключается в том, что игроки по очереди выкладывают карты на стол. Играть карты нужно так, чтобы они состыковывались с уже сыгранными по принципу «Домино» ну или «Каркассона». То есть половину круга можно подкладывать только к половине круга, половину креста – к половине креста и так далее. Совпадение цвета желательно, но не обязательно.

Основная идея игры – каждая карта при розыгрыше имеет некую условную ценность, которая рассчитывается достаточно, на первый взгляд, хитро, а на самом деле – очень просто. За каждую грань, которая соприкасается с ранее выложенными картами, начисляются очки, равные стоимости карты. Например, выложил 10-ку так, что она легла двумя гранями к картам на столе – получи 20 очков. Сыграли три грани – 30 очков и так далее. Если при этом у какой-то грани ещё совпадает цвет, очки за неё удваиваются. Так, так же 10-ка при самом удачном размещении может принести до 80 очков.

Но очки – это условность. Они никому не начисляются, а просто озвучиваются. Например, «я сыграл на 50». Дело в том, что каждый следующий игрок должен уравнять ставку или перебить её, то есть сыграть карту так, чтобы набрать не меньше очков. Если этого сделать не получается и очков его карта даёт меньше, разница записывается игроку в минус. Игра заканчивается, как только кто-то наберёт -400 очков.

Вот и все правила, вот и все компоненты. Но сколько за ними шарма и удовольствия. Игрушка захватывает буквально с первых ходов. Ставки взлетают до 100-150 очков и рушатся до 15-30. Иногда игроки «пробивают днище» и могут отхватить -100 очков за один ход. А иногда можно протянуть половину партии и не набрать ни одного минуса.

Соль ещё и в том, что вместо хода можно взять карту из колоды (если, например, ходить нечем и огромный минус брать на себя на охота). Но тут есть лимит карт на руке – 12. И если ты их уже набрал, ты обязан походить, какой бы большой минус из-за этого не получился.

Кстати, много карт на руках может послужить причиной небольшого подтормаживания партии. У нас даже на троих было пару эпизодов, когда я ловил себя на мысли, что кто-то их оппонентов слишком уж долго рассматривает и крутит в руках свои карточки. Но, всё же ходы делаются довольно быстро.

Поскольку карты приходят из колоды в случайном порядке, может сложиться так, что у кого-то на руках будут одни «козыри», а у кого-то – всякая мелочь. В принципе, это возможно, поскольку в игре минимальный номинал карты – 5, а максимальный – 50. Нетрудно догадаться, что в первом случае из одной карты можно максимум выжать 40 очков, а во втором – 400. Но наши две партии показали, что случайность хотя и присутствует, но не играет решающей роли. Важно оптимально распоряжаться картами с руки, не бояться брать на себя небольшой величины штрафы и придерживать «козыри» до последнего, чтобы буквально растоптать ими противника.

Мы играли только втроём, тогда как максимальное количество участников для Quattro – 6. И мне очень интересно узнать, как эта игра поведёт себя на шестерых. В последнее время после знакомства с новой игрой у меня не часто возникает желание сыграть в неё снова. У Quattro это получилось. Считаю, это знак. Очень хорошая игрушка, она достойна быть изданной. Ещё раз спасибо Александру Ушану.

Тобаго. Эта игрушка полежала у меня на полке почти год. Тем летом я привёз её из Москвы, где мне её вручил в подарок Иван Аржаков. Я тогда, вообще, целую сумку игр притаранил. Вот, некоторые до сих пор лежали неопробованными.

Итак, Тобаго – это игра о поисках сокровищ. Она разворачивается на гексагональном острове, на котором имеются  различные типы местностей (лес, джунгли, пляж, горы и т.п.) и всякие ориентиры – хижины, статуи, пальмы. Где-то там зарыты 4 клада, которые предстоит искать игрокам. Их, кстати, может быть от 2 до 4 человек.

Игроки располагают картами в руке и вездеходами на острове. В свой ход можно сделать одно из двух: сыграть карты или подвинуть машинку. Перемещать вездеход требуется для добычи сокровищ или сбора амулетов, которые появляются на острове в разгар партии. В начале же это задача не актуальная, нужно играть карты с руки.

Карты – это сердце Тобаго и её оригинальная механика. Как я уже сказал, на острове спрятаны 4 сокровища. С помощью карт нужно определить их местонахождение. Отдельно для каждого сокровища – для этого есть 4 столбика, куда складываются карты. Каждая карта содержит в себе указание на местонахождение сокровища, своеобразную улику. Бывают два типа карт: с указанием на местность, где сокрыт клад или с указанием на расстояние. Например «в горах» или «не в лесу». Или «рядом с пальмой» или «не ближе 1-2 клеток к статуе». 

Играя карты в один из четырёх столбиков, игроки сужают круг клеток на игровом поле, где может быть сокрыт клад. Возможное местонахождение его отмечается специальными цветными кубиками. Например, если в одну из стопок карт сыграны «рядом со статуей» и «в лесу», то прямо на поле выкладываются кубики в каждую клетку леса рядом со статуями. Затем, например, кто-нибудь может сыграть карту «не ближе 1-2 клеток от пальмы». Тогда с поля надо будет удалить кубики, которые оказываются рядом с пальмами. И так далее, пока не останется только один кубик. Он и укажет на местонахождение клада. Теперь на эту клетку надо пригнать джип и получить сокровище.

Интересен и механизм распределения добычи. Каждый клад состоит из нескольких карт сокровища – по одной за каждую сыгранную карту «улик». Реально их может быть где-то от 3 до 10. Карты сокровищ сначала раздаются игрокам, потом к ним подмешивается ещё одна карта из колоды, а потом тот, кто нашёл клад начинает вскрывать их по одной. Вскрытую карту может сначала забрать игрок, который приехал за кладом на вездеходе. Потом тот, кто сыграл последнюю карту, потом тот – кто сыграл предпоследнюю. Если берёшь сокровище, то выбываешь из очереди.

Игра идёт пока не иссякнет колода с признаками клада. После этого все подсчитывают количество монет на картах сокровищ. У кого их больше, тот и победил.

Тобаго – очень красивая игра. Тут все компоненты прелестны. Замечательное красочное поле, которое ещё и собирается из трёх двухсторонних фрагментов (разные острова в каждой партии). Красивые карты сокровищ и признаков клада. Наконец, просто обалденные фигурки, особенно статуи. Даже джипы, сделанные из дерева, очень хороши. Жаль, только, у меня в коробке их оказалось только 3. Синий где-то затерялся 🙁

Несмотря на довольно большие с виду правила, осваивается игра буквально с лёту. Ходы делаются очень быстро, едва ли не мгновенно. И при этом игра азартна. Тут и клад можно подгадать так, чтобы появился вдалеке от вездеходов противников, и делёжка организована очень интересно, может получиться так, что кто-то пожадничает, пропустит свою очередь, а потом вообще останется без карт.

Не могу сказать, что я поражён в самое сердце, но что-то в Тобаго есть. По большому счёту это евро, но это очень оригинальное и красивое евро. Пожалуй, я бы поставил её на одну доску с Талувой, где тоже есть остров, красивые компоненты и фишки. Обе эти игры спокойные, красивые и хорошие. Я от них не фанатею, но играю с удовольствием. 

Две партии в Quarriors были для меня такими же, как и на прошлой неделе. Сидишь, закупаешь хорошие дорогие кубики, а тебе выпадает только мана. Не выходят существа и всё. И хоть ты тресни, потому что без них никак иначе очки заработать нельзя. И снова у меня родилось ощущение, что Доминион – лучше. И не только, потому что в картах нету кубикого рандома и различных граней. Он ещё и быстрее. Потому как засовывать кубики в мешочек, болтать их там, отсчитывать шесть штук в руку – всё это занимает время и как игроки не стараются, заранее готовиться к ходу получается далеко не всегда.

Ещё бросился в глаза текст на некоторых картах. Например, эффект карты «Формирование – Чары» звучит так: 

«Дополнение: когда это существо участвует в подсчёте славы, вы можете удалить 1 кубик из вашей зоны сброса, чтобы захватить 1 кубик трофеев, стоимость которого на 3 или менее больше стоимости удалённого кубик». 

Я не опечатался, там в конце последнего слова действительно не хватает буквы «а». Ну и само построение предложения – просто шик.

Плюс от меня личная претензия, вся эта терминология: «подсчёт славы», «зона сброса», «кубик трофеев» не делает игру доступнее для понимания. Что помешало, написать на карте, например, так: 

«Это заклинание можно сыграть, когда вы получаете очки за существо. Вы можете удалить 1 кубик из сброса и взять себе 1 новый кубик. Новый кубик может быть не более чем на 3 дороже сброшенного».

Мой вариант, может быть, тоже не идеален. Но, как мне кажется, намного понятнее.

Игрушка, конечно, подкупает прежде всего кубиками. Они очень классные, их хочется вертеть в руках и бросать, бросать и бросать. Но с точки зрения игрового процесса Доминион всё же куда лучше.

Кстати, в этот раз я сделал небольшое открытие. Раньше мы когда в Кворриорс играли, всегда раскладывали на столе 10 карт, а потом сваливали на изображения на этих картах разноцветные кубики. Из-за этого постоянно приходилось всматриваться, сколько там какая карта стоит и сколько она приносит очков (кубики обзор заслоняли). И тут вдруг меня осенило, ведь необязательно кубики разбрасывать. Можно аккуратно их выставить в ряд возле каждой карты. Так мы и сделали.

За 7 Чудес насильно засадили новичка, да ещё и Лидеров ему сразу впаяли. Понятное дело, шансы на победу у него были невысоки. Тут в обычных-то картах разобраться надо, а Лидеры, вообще, предполагают наличие стратегии на всю игру. А какая может быть стратегия, если это новая для тебя настолка и ты, вообще, не представляешь, что тут нужно делать?

Играли, кстати, втроём. Мне кажется, я ещё никогда таким составом за 7 Wonders не садился. Все рядом, все со всеми воюют, все со всеми могут торговать. Да ещё и карты делают 2-3 круга по столу, так что ты можешь прикинуть что успеешь ухватить. Прикольно.

Эта партия запомнилась ещё и концовкой. Финальный счёт был 52:64:64. По-моему, ничейного счёта в 7 Чудесах я ещё не видел. Оказывается, тут тайбрейкер в правилах имеется – при равенстве по очкам побеждает тот, у кого больше монет.

Картахена была и остаётся прекрасной игрой для новичков и опытных игроков. Обучить её правилам нового человека – дело пяти минут. Но при всей простоте глубины и сложности ей не занимать. Есть тут и известная доля случайности (если игнорировать вариант правил с открытыми картами), но всё же на первом месте стоят решения игрока и, конечно же, опыт. Замечательная настолка. Играю в неё уже лет 7 и до сих пор очень доволен.

7 Wonders: Leaders, Cardcassonne, Cartagena, Quarriors, Quattro, Tobago, Village, Отчёты



Похожие записи
  • Отчёт № 440. 18-24 июля 2016. Настолкэмп-10
  • Новые наборы «Войны» к Дню Победы
  • Подкаст 033. Экскурсия по Игрокону с Машей Веселковой
  • Приехала «Остров Pizza»
  • Объявлены результаты «2008 Meeples Choice Award»
    1. toolmano
      12 Июл 2013 из 8:30 | #1

      2-4 игрока это по моему мнению самый оптимальный размер для 7 Wonders, а партий у меня в него наиграно немало.


    2. avrora
      12 Июл 2013 из 12:25 | #2

      @toolmano

      мне на двоих 7 Wonders не нравится, элегантность теряется, что ли.

      Даунтайм увеличивается и немного сбивает неодинаковость ходов.

      Хотя качать бота под себя весело, мы один раз перестарались и он выиграл:)


    3. RoMaNdin
      12 Июл 2013 из 16:18 | #3

      На Тесере есть карты для Квариорсов на руском. Намного лучше переведены, как по мне.


      Кстати, если кто из Минска — могу подарить набор карточек к базовому набору. Распечатаные и заламинированые в уютных домашних условиях — радости от них в два раза больше 😉


    4. Ильшат
      15 Июл 2013 из 8:31 | #4

      интересный обзор. присматриваюсь к Quarriors. жаль конечно, что отзывы по качеству локализации при столь малом количестве карт на таком низком уровне. анк морпорк на порядок лучше.

      еще не нравится отзывы про качество кубиков. в общем и хочется и колется.

      печалька 🙁


    5. Zerg7
      15 Июл 2013 из 11:32 | #5

      У меня партия в Квориорс проходит так: раскладываю карты, достаю распечатку сравниваю текст, вдумываюсь в написаное, начинаем играть, тоже самое, покупаем бесполезные кубики, а потом кто-то пару тройку раз выбрасывает монстров и побеждает, ещё по ходу паритии приходится разбираться с текстом, короче игра затягивается,. На троих играли час, занудно как-то, один игрок вообще не получил ни одного очка славы…


    6. hk
      15 Июл 2013 из 21:27 | #6


      Ильшат :



      интересный обзор. присматриваюсь к Quarriors. жаль конечно, что отзывы по качеству локализации при столь малом количестве карт на таком низком уровне. анк морпорк на порядок лучше.

      еще не нравится отзывы про качество кубиков. в общем и хочется и колется.

      печалька :(





      У меня в наборе все кубики — отличные, как на подбор. Считаю, если игра интересует, бери. В крайнем случае карточки распечатаешь из интернета, там их штук 30 всего.


    7. Ильшат
      16 Июл 2013 из 9:57 | #7

      @hk

      хммм, а это идея, можно кстати исправленный перевод просто наклеить. наверно так и сделаю!


    1. Трекбеков пока нет.