Отчёт № 270. 18-24.02.2013. Crunch

За отчётную неделю отыграли 3 партии в 2 различные настолки, в том числе среди них была новинка — Crunch:

7 Wonders: Leaders + Cities – 

Crunch –  

На прошлой неделе мы дважды сыграли в Crunch, игру об ушлых и вороватых банкиров. По сюжету каждый игрок возглавляет крупный инвестиционный банк. Все банки привлекают капиталы, размещаю активы, но рано или поздно наступает кризис и все разоряются. А побеждает в игре тот, кто сумеет стащить больше всех денег в личную заначку. Смысловая нагрузка примерно такая: нужно стараться, чтобы твой банк зарабатывал деньги и отщипывать от них по кусочку, понемногу подворовывая то тут, то там. Контора-то, рано или поздно прогорит, а деньги, которые удалось вывести на сторону, останутся при тебе.

Первая партия была исключительно ознакомительной. Сначала я чинно-благородно объяснил правила игры, в которых заранее разобрался, выполняя перевод. Всё достаточно просто. Игра состоит лишь из карт, которые делятся на четыре колоды: карты работников, карты активов, карты финансовой устойчивости и карты событий.

Основные игровые действия выполняются при помощи карт работников и карт активов. Карты финансовой устойчивости и события можно назвать вспомогательными, хотя они также играют важную роль.

Ключевая механика игры – это связка работников и активов. Игроки могут выкладывать карты активов на карты работников, что во внутриигровой терминологии называется «передача активов в управление», делается это ради зарабатывания денег. Карты работников бывают трёх цветов: зелёные, жёлтые и красные. Цвет – это степень риска, имеющего место быть при передаче активов управление. Зелёные карты – минимальный риск. Такие работники обеспечивают стабильную, но невысокую прибыль. Красные карты – максимальный риск, тут можно заработать много, но значительно реже, по сравнению с зелёными картами. Жёлтый цвет – середина, средних размеров прибыль, средние по частоте выплаты.

Помимо цвета карты работников характеризуются ещё двумя параметрами: размером заработной платы и количеством активов, которыми работник способен управлять (другими словами – сколько на карту работника можно выложить карт активов). Обычно чем с большим количеством активов может управиться работник, тем дороже он стоит. И это вполне логично, потому что работники, на которых можно скинуть сразу несколько активов, способны принести немалый доход.

Карты активов также характеризуются тремя параметрами. Главное – это стоимость (исчисляется в миллионах). Активы в этой игре выполняют роль денег. Именно ими приходится расплачиваться с работниками и иногда с другими игроками. Именно их нужно собирать в личной заначке по максимуму, потому что именно по сумме наворованного в конце определяется победитель. Ещё на некоторых активах есть текст – такие карты можно играть в любой подходящий момент, иногда даже не в свой ход. Выкладываете карту, зачитываете что на ней написано, выполняете эти инструкции и убираете её под низ колоды активов (или ещё куда, смотря что написано на карте).

Наконец, на некоторых картах активов указаны проценты во владении какой-нибудь индустрией, например, строительной или оружейной. Такие активы имеет смысл копить, если набрать 50% в одной категории, стоимость таких активов удваивается, а если получится собрать все 100% — утраивается.

Карты финансовой устойчивости – это подушка безопасности каждого банка. Рано или поздно в игре наступает момент когда игрок должен заплатить деньги, а на руках у него ничего нет. В такой ситуации и идут в ход карты финансовой устойчивости. Они сбрасываются, а игрок взамен получает на руку новые активы, которыми, возможно, удастся погасить долг.

В начале игры всем игрокам (а их может быть от двух до четырёх) выдаётся по одному работнику, по нескольку активов и карт финансовой устойчивости. Работники выкладываются перед игроками в открытую, карты финансовой устойчивости помещаются рядом с ними рубашкой вверх, карты активов игроки берут в руки. События не раздаются никому, стопка этих карт помещается в центр стола рядом с остальными тремя колодами – работников, активов и финансовой устойчивости. 

Ход игрока состоит из четырёх фаз: управление персоналом, выплата зарплаты, передача активов в управление и событие.

В фазе управления персоналом игрок может нанять одного нового сотрудника, либо уволить одного из имеющихся. Можно также никого не увольнять и никого не нанимать. В колоде работников всегда открыта верхняя карта – это сотрудник, которого можно нанять. Если игрока он устраивает, игрок берёт эту карту себе, плюс получает за наём нового сотрудника карту финансовой устойчивости. Если доступный работник чем-то не нравится, можно за деньги вскрыть из колоды нового и, если он будет более интересен, нанять его. Чтобы уволить сотрудника нужно просто скинуть его карту под низ колоды персонала. Правда при этом придётся потерять 1 карту финансовой устойчивости, а также все выложенные на этого сотрудника активы.

В фазе выплаты заработной платы игрок должен выплатить зарплату своим работникам. Выплачивается она картами активов, которые уходят под низ колоды. Если денег не хватает, приходится вскрывать карту финансовой устойчивости. Если не помогли и эти карты, можно поторговаться с другими игроками, попробовать продать им активы с руки, выпросить активов в долг и т.п. Если не помогло и это, игрок объявляется банкротом. Больше в игре он не участвует. Однако банкротство не всегда означает поражение в Crunch. Тут рано или поздно обанкротятся все и, если вы просто оказались первыми в списке, вы необязательно проиграете. Чуть позже мы ещё подробно об этом поговорим.

В фазе передачи активов в управление игрок может положить карты активов на своих работников. За один ход разместить можно сколько угодно активов, надо лишь учитывать лимит каждого работника.

В фазу событий вскрывается карта из колоды событий, и выполняются указанные на ней инструкции. В этой колоде есть много разных карточек, среди которых встречаются две ключевые. Это «Прибыль» и «Кризис». Карточек «Прибыль» довольно много, как минимум треть колоды событий – это они. Такие карты – желанны для всех игроков, потому что они приносят новые активы.

На картах «Прибыль» указаны условия, при которых прибыль выплачивается – категория риска вложений, и их стоимость. Выглядит это примерно так «если у кого-то размещены низкорискованные активы на сумму 5 миллионов, этот игрок получает на руку 5 карт активов». Или «если у кого-то размещены высокорискованные активы на сумму 10 миллионов, этот игрок получает на руку 9 карт активов». Возможно это звучит немного сложно, но на практике всё весьма просто. На карте события нарисована карта работника красного, жёлтого или зелёного цвета, на ней крупно указана стоимость активов, которые должны быть переданы в управление, и стрелочкой показан размер прибыли. Если у вас сумма активов, размещённая на работниках соответствующих цветов, соответствует необходимому значению, вы получаете из колоды активов соответствующее количество карт в руку. Плюс ещё всем выдаётся по одному активу за каждого сотрудника, чей цвет соответствует цвету, указанному на событии «Прибыль».

Карта «Кризис» — это ужас и страх всех банков. Её появление способно вызвать массовые волнения на рынке и даже банкротство. Часто партии будут заканчиваться с появлением этой карты. Разыгрывается кризис так – все  игроки считаю стоимость активов, переданных в управление. Затем вскрывают карты активов, имеющиеся на руках, и считают их стоимость. Если сумма активов на руках меньше, чем сумма активов, выложенных на работников – игрок должен доплатить разницу в банк. Это значит нужно тратить карты финансовой устойчивости либо выпрашивать деньги у других игроков.

Игрушка, прямо скажем, несложная. Нанял или уволил работника, положил на работников активы из руки, вскрыл карту события – вот и весь твой ход. Думать, на первый взгляд, особо не надо, но кое-какие решения перед игроками встают. Нанимать или не нанимать работника? Скорее, да, чем нет. Даже если ему придётся платить большую зарплату, это компенсируется картой финансовой устойчивости, которая приходит каждый раз когда ты берёшь на работу нового человека. Плюс, помните, что «Прибыль» приносит деньги не только если у вас размещено необходимое количество активов, но и просто – за каждого работника соответствующей категории. То есть если у вас будет, например, несколько «пустых» зелёных работников, за каждую вскрывшуюся «зелёную» прибыль вы будете получать доход.

Размещать или не размещать активы? Тут вопрос серьёзнее. В колоде событий всего две карты «Кризис», так что шанс на выпадение такого события невелик. А чем больше активов размещается, тем выше шансы заработать деньги. Так что приходится бороться с жадностью, лавировать между стремлением к наживе и осторожностью.

Ещё один тип решений – когда играть карты активов в качестве карт действий. Напомню, по правилам это можно делать в любое время, даже не в свой ход, и тут открываются достаточно широкие возможности. Можно торговаться, угрожать товарищам, шантажировать их. Предлагать меняться активами, наконец.

Игрушка хотя и проста, но раскрывается не сразу. В первой партии, например, я вложил много активов в красных сотрудников, а потом безуспешно ждал выпадения красной прибыли и безостановочно завидовал товарищам, которые получали новые активы за зелёных и жёлтых сотрудников. Во второй игре я уже действовал иначе: набрал максимальное количество работников, постоянно нанимая всё новых и новых. Тем самым явно надувался пузырь – я сознавал, что рано или поздно придётся расплачиваться картами финансовой устойчивости, но это ещё когда-то в будущем, а прямо сейчас можно урвать деньги!

Наконец, стоит помнить о необычном условии победы – в Crunch каждый игрок хотя и управляет банком, заботиться надо не только и не столько о вверенной тебе конторе, сколько о самом себе. В этой игре есть уникальное правило – игроки могут воровать активы сами у себя. Для этого нужно незаметно растаскивать карты активов, которые ты держишь в руке. Почесал затылок и кинул карточку себе за шиворот. Поправил часы и засунул карту в рукав. Одёрнул рубашку и положил карточку за ремень. А в конце игры все такие карты извлекаются на свет божий, их номинал складывается и тот, кто натащил больше всех побеждает. Не правда ли интригующее условие? Причём, воровать карты надо незаметно от других игроков. Если тебя поймали с поличным, приглянувшийся актив возвращается в руку, а в качестве наказания ты теряешь одну карту финансовой устойчивости. Это ощутимая кара.

И это ещё не всё! Некоторые карточки активов, которые можно играть как действия, позволяют обыскать любого другого игрока. Как мне кажется, для кого-то это само по себе может стать достаточной причиной, чтобы сыграть в Crunch хотя бы разок, особенно если за столом собралась смешанная компания из мальчиков и девочек.

Вот такая получилась игрушка. С одной стороны – достаточно простая. Что тут, всего лишь карты, да несложные правила. С другой – нужно немного считать, рисковать и зарабатывать. Да ещё и тайно прятать карты себе в рукава. Она заявлена на 2-4 игроков, но, как мне кажется, интереснее всего будет играть вчетвером, когда экономический хаос будет подогреваться действиями других игроков. Тем более, что когда за столом есть хотя бы 3 человека, отстающие всегда могут объединиться против лидера.

Довольно значительную роль играет фактор случайности. Выпала из колоды событий «Прибыль» — игроки получают доход. Не выходит прибыль, и ты сидишь и сосёшь лапу. А уж если внезапно попадётся «Кризис» — тут уж пиши пропало.

Заявленное время партии 30-45 минут соответствует действительному. Мы дважды отыграли в неё примерно за полтора часа, притом, что это время включало в себя ещё и объяснение правил. Первый раз, как и положено, игра идёт долго, пока все разберутся что к чему. Вторая же партия проходит значительно бодрее и резвее. Ходы уже делаются весьма быстро и оперативно, купил работника, положил актив, вскрыл событие – и далее по кругу.

С точки зрения динамики игрушка достаточно быстрая, своего хода ждать не приходится, а если на руках есть карты активов-действий, можно даже что-нибудь сделать во время хода другого игрока. К тому же тут имеется потенциал для взаимодействия в плане торговли. Например, если на кого-то играют очень плохое событие, этот игрок может поинтересоваться, нет ли у кого-нибудь защитной карты и, если получится договориться о цене, выкупить её.

С учётом того, что на картах встречается текст, освоить Crunch будет немного сложно. Я заранее заготовил листы с переводом, но на практике это оказался не самый удобный вариант. Игроки были вынуждены постоянно смотреть то в руку, то в листок, карт-то с текстом немало. Значительно проще было бы, если б я вложил карты в протекторы и засунул туда же небольшие бумажки с переводом, как, например, мы делали в Агриколе. События я не переводил, с учётом того, что они общие для всех, достаточно, чтобы за столом хоть один человек знал английский.

С моей точки зрения Crunch – игрушка очень оригинальная. На первый взгляд это типичная карточная игра, построенная по схеме «все против всех», как, скажем, Red Dragon Inn, но на деле тут есть двойное дно. Играть приходится не только против других людей, но и против колоды, пусть даже это и игра в самом примитивном смысле этого слова, как в казино, то есть сугубо на удачу. А местная экономическая система при всей своей несложности (если не сказать примитивности), тем не менее мне нравится. 

Скажем прямо, игрушка звёзд с неба не хватает. Ей очень далеко до хитовых настолок наподобие Манчкина, Цитаделей или Бэнга!. Её сложность хоть и не на порядок, но значительно выше, чем у Зельеварения, где-то на уровне Эволюции, где тоже есть карточки с текстом и нехитрая экономическая система, требующая обеспечивать животных питанием. По всем параметрам Crunch получается вполне средней игрой, но мне она симпатична. Наверное, всё-таки, именно за экономику. Как минимум два-три раза я бы в неё ещё с удовольствием сыграл, для меня это – показатель.

Из недостатков игры отмечу неважно написанные правила, а также оформление. Иллюстрации на картах явно на любителя. Но зато это компенсируется достаточно весёлым игровым процессом, а также возможность обыскать друга или подругу 🙂 Рекомендую попробовать.

В 7 Wonders играли сразу с двумя дополнениями, Leaders и Cities. Как я отмечал неделей ранее, влияние на игру лидеров заметно ощутимее, чем чёрных карт из Cities. Лидеры стимулируют придерживаться какой-то определённой стратегии, играются регулярно перед началом каждой эпохи, и пронизывают игру насквозь. Карты из второго дополнения замешиваются в колоду случайно, случайно приходят к игрокам, и не факт, что в тот момент, когда тебе в руку попалась чёрная карта выгодно строить именно её.

7 Wonders: Cities, 7 Wonders: Leaders, Crunch, Отчёты



Похожие записи
  • Приехала «Экономикус»
  • «AYTCOPCEP» — отечественный клон «Манчкина»
  • «Находка для шпиона» + Звёздные войны = Spyfall: Star Wars
  • Завтра – турнир по «7 Чудес: Дуэль»
  • Новые наборы «Войны» к Дню Победы
    1. Henrylee
      04 Мар 2013 из 3:26 | #1

      Первая часть описания Crunch сильно напомнила Monopoly Deal


    1. Трекбеков пока нет.