Отчёт № 248. Первый побег из Алькатраса. 10-16.09.2012

За отчётную неделю мы отыграли 12 партий в 6 разных настолок. Среди них затесалась одна новинка — Алькатрас:

Colorpop – 

Elder Sign – 

Stratopolis – 

Алькатрас — 

Камисадо – 

Тантрикс – 

Вообще-то мы планировали сыграть в Алькатрас, рассчитанный на 3-4 человек. Уже к вечеру стало ясно, что четверо игроков не набирается, а чуть позже оказалось, что нас будет только двое. Так что пришлось искать кандидатов на замену. 

Первым выбор пал на Elder Sign, который я представлял товарищу, ранее с игрой не знакомому. Всё получилось как по маслу: пять минут на раскладку карт на столе, десятиминутное объяснение правил, удивлённый вопрос: «И это вся игра?», и мы начали. Партия выдалась на удивление лёгкой. С кубиками везло, задания мы проваливали всего пару раз, печати сами шли в руки одна за другой. Через час Древний был наглухо запечатан, а мир – спасён.

Мне показалось, что играть в Elder Sign вдвоём не так интересно, как когда сыщиков трое или четверо. На двоих это какая-то совсем сухая игра получается. Так как народу меньше, тут нет ни шуточек, ни комментариев, просто бросаешь кубики – и всё. А товарищ даже выдал: «Удивительно, что эта игра не встроена в Ужас Аркхэма в виде какой-нибудь боёвки».

Но всё равно, бороться со злом в Elder Sign довольно приятно и несравнимо удобнее и быстрее, чем в полномасштабном Аркхэме. У нас, например, на всё про всё с объяснением правил ушло менее полутора часов.

Вслед за Elder Sign по моей инициативе попробовали сыграть в Тантрикс. У меня за плечами уже были две не удачные партии, но тогда мы играли вчетвером и, я подумал, может быть, вдвоём игра получится интереснее. Увы, не получилось. По-прежнему игровой процесс представляет собой весьма странное явление. Сначала ты вертишь в руках фишки и пытаешься прикинуть, способен ли заткнуть ими какую-нибудь «дыру», потом набираешь фишки, делаешь один «осознанный ход», а потом снова пытаешься затыкать дыры. От партии на четверых было лишь одно отличие в лучшую сторону – приходилось меньше ждать своей очереди.

Ощущения таковы, что как будто это игра играет тобой, заставляет собирать коллективный паззл, лишь изредка предоставляя возможность совершить осознанное действие. Полагаю, задумывалось это немного не так: тут, по идее, многое зависит от того, куда именно ты втыкаешь свою единственную «осознанную» фишку в ход, поскольку она создаёт новые «дыры» и задаёт направление для дальнейшего прироста «игрового поля». Но, честное слово, мне это ужасно, ужасно скучно. Больше за Тантрикс я не сяду.

Чтобы поправить расстроенные после Тантрикса чувства, я достал коробку со Stratopolis. Это тоже абстрактная игра, тоже основанная на цветах и тоже подходящая для двоих. Вот, знаете, сформулировать это, наверное, не так-то просто, но когда ты играешь в Тантрикс, а потом раскладываешь Стратополис, разница между интересной и неинтересной игрой чувствуется сразу. Только что ты вертел разноцветные фишки и пытался придумать куда же их можно пристроить, и вот, ты уже планируешь свои ходы, прикидываешь, как тебе лучше развиваться и как можно насолить противнику. Даже несмотря на то, что против меня играл новичок, Стратополис явно на голову выше. Очень хорошая игра!

Закончили мы игровой вечер несколькими партиями в Камисадо. Формально их было 5. Из них нормальных – лишь две. Всё дело в том, что остальные три «партии» были длиной в один ход. Да, в Камисадо так бывает: двинул фишку первым ходом и тут же проиграл. Например, если, играя белыми, в самом начале походить жёлтой фигурой на зелёную клетку. Это, наверное, единственная известная мне игра, партия в которую может занимать 10 секунд 🙂

А вот оставшиеся две партии были замечательны. Считать, правда, требуется много, мы, даже, для упрощения рассуждали вслух, называя цвета, на которые нельзя вставать, чтобы мгновенно не проиграть. Я даже подумывал о том, что в Камисадо проще было бы играть в электронном виде, чтобы «запрещённые клетки» подсвечивались для простоты. Как вариант, кстати, сделать какие-нибудь разноцветные жетончики, которые можно выкладывать перед собой в качестве напоминания – на эти клетки вставать нельзя, проиграешь. В общем, игрой я очень доволен. Она красивая, недолгая, с простыми правилами, но при этом очень глубокая и очень сложная. И, ведь, мы ещё её не освоили полностью – в запасе есть неведомые мне пока «правила сумо».

На следующий день сыграли в Камисадо ещё разок, и эта партия, по-моему, была самой продолжительной и напряжённой. Я осознал, что когда играешь в Камисадо, то создаётся впечатление, будто это игра играет тобой – ты лишь выбираешь клетки, которые не приводят к гарантированному поражению. Но это впечатление – ошибочно. Просто мы ещё не научились просчитывать свои действия далее чем на ход вперёд, тем более, временами это сделать весьма непросто (особенно в самом начале партии, когда ещё открыто всё поле). Но, самое главное – играть в Камисадо приятно. Поэтому постепенно, думаю, мы научимся планировать свои ходы и игра раскроется перед нами ещё глубже и станет ещё интереснее.

На неделе также опробовали новинку – свежую локализацию от МосигрыАлькатрас. Кооперативную игру для 3-4 игроков, которые должны совместными усилиями сбежать из тюрьмы. Причём, по правилам, один из заключённых обязательно останется за решёткой, так что тут есть общая задача – помочь всем выполнить глобальный план побега, и частная – сделать так, чтобы лично ты не остался с носом. Тема игры – подкупает, механика с единственным проигравшим – вызывает любопытство. Мне было очень интересно освоить новинку, тем более, что в Польше ей дали звание «Игра года».

Первое впечатление от игры оказалось не очень воодушевляющим. Подозреваю, виной тому работа локализаторов, а если точнее – качество компонентов. Игра состоит больших картонных локаций, из которых формируется игровое поле, пары колод карт, картонных жетонов и россыпи деревянных фишек. Вот с жетонами и картами – всё нормально. А локации и фишки – как-то не задались.

Во-первых, фишки. Это деревянные кубики, диски и цилиндры, раскрашенные в разные цвета. Казалось бы, что тут такого. Что мы, деревянных фишек не видели? Да они начиная с Пандемии и заканчивая Агриколой через одну игру встречаются. Ан, нет, вышла неудача. Местные фишки крайне плохо окрашены. Выбранные цвета – жёлтый, красный, зелёный, синий и чёрный какие-то ужасно тусклые. Например, жёлтый выглядит скорее как выгоревший оранжевый. Синие, чёрные и зелёные кубики, вообще, можно перепутать при неидеальном освещении. Более-менее выглядят лишь красные фишки. Была бы это моя игра, я бы или взял фишки из другой игры, или перекрасил те, что идут в комплекте.


Сверху — жёлтые фишки из Алькатраса. Снизу — из Агриколы.

Второй момент – это карты локаций, из которых формируется игровое поле. Они слишком тёмные. То ли на них краски перелили, то ли яркости мало добавили. Может, старались специально сделать игру мрачной? Это не мешает играть, но куда приятнее было бы видеть более светлые картинки. Тем более, что на картах в колоде локаций те же самые изображения приведены в более светлой гамме. Тёмные и тусклые локации в совокупности с темноватыми и бледными кубиками – на мой взгляд не самый идеальный вариант. Хотя, играть это, к счастью, всё же не мешает. Страдает лишь эстетическое восприятие.

Ещё в игре есть довольно странная штука – колода из 12-ти карт, на каждой из которых указано число от 1 до 12. В ходе игры из этой колоды периодически надо вскрывать карту, а затем возвращать её назад и перемешивать колоду. Зачем это? Почему разработчики не заменили её 12-гранным кубиком? Или напечатать 12 карт было дешевле, чем положить в коробку двенадцатигранник?

Теперь поговорим об игровом процессе. По сюжету несколько заключённых задумали побег. У них есть некий план, выполнение которого откроет путь к свободе. Для этого им придётся постепенно его выполнить и, как только все части плана будут реализованы, тюрьма для кого-то окажется пройденным этапом.

На практике это реализовано следующим образом: на стол выкладываются 12 карт локаций. Это – тюрьма. Далее в некоторые локации помещаются надзиратели (синие кубики), в некоторые – выкладываются карты заданий (выполняя которые, заключённые реализуют план), в некоторые – выкладываются различные предметы (шприц, нож, роба и т.п.).

Задача заключённых – выполнять задания. Для этого им нужно соблюсти указанные на картах задания условия. Во-первых, найти в тюрьме необходимые для выполнения задания предметы. Во-вторых, принести их в локацию с заданием (некоторые задания требуют присутствия нескольких заключённых). В-третьих, проследить, чтобы в локации с заданием не было слишком много охранников. Если все эти условия выполнены, задание идёт в зачет игрокам – им засчитывается выполнение части плана.

Но тут есть одно «но» на букву «б». Называется оно – «бес» (в оригинале – scapegoat, что означает «козёл отпущения»). Дело в том, что награду за выполнение задания получают все игроки, кроме одного. Кто именно – это определяется в начале каждого хода при помощи голосования. Посовещавшись, заключённые должны решить, кто станет бесом в текущем ходу. Эта роль обладает как недостатками, так и преимуществами (как написано в русских правилах: «быть бесом – вроде и ништяк, и кисляк»).

Преимущества беса таковы: во-первых, он может совершать больше действий за ход; во-вторых, только он может играть специальные карты подстав, способные осложнить выполнение заданий другим заключённым и упростить – для беса. Но есть у беса и минус – в отличие от остальных игроков он не получает награду за выполнение заданий.

Обратите внимание – роль беса – переходящая. Это не сайлон, не предатель и  не «мафия», которые выбираются раз и навсегда. В течение одной партии в Алькатрас бесом, скорее всего неоднократно побывают все игроки. Напоминаю – это звание присуждается кому-либо из заключённых в начале каждого хода. Кому именно – решают они сами. Причём, один и тот же игрок может быть бесом несколько ходов подряд.


Грязно-синие кубики охранников

Теперь я хотел бы рассказать о том, как выполняются задания и реализуется план побега. Только, предупреждаю, если до этого речь шла более-менее логически и тематически про организацию побега, сейчас начнутся некоторые сложности, обусловленные заложенной в игру механикой.

Итак, план побега всегда состоит из шести частей. Назвать их я затрудняюсь, поскольку в игре они просто обозначены буквами латинского алфавита: A, B, C, D, E, F. За выполнение любого задания игроки получают какую-либо букву. Задача – собрать их все. Как только у троих (если играют вчетвером) или двоих (если играют трое) заключённых наберётся полный комплект из шести букв, они сбегают на волю.

Механика выполнения заданий реализована следующим образом. На каждой карте заданий указана одна из букв-частей плана. Эту букву получит игрок, который в свой ход выполнит задание. Кроме того, при выполнении заданий из колоды квестов вскрывается одна карта – указанную на ней букву-часть плана получают все остальные игроки (кроме беса!), даже те, кто находились не в карте с заданием и, возможно, даже ничем не помогали в его выполнении. Я затрудняюсь найти какие-то аналогии этой механики в реальной жизни. Какой процесс модулируется этим правилом? Почему при реализации одной части плана автоматически оказывается реализована и другая? Хотя на самом деле ответы на эти вопросы, наверное, и не стоит искать. Потому что механика на самом деле несложная, и в рамках игры она работает нормально.

Таким образом, выполняя задание, игроки постепенно собирают все шесть букв: одну из них – указанную на задание, т.е. заранее известную, получает тот, кто в свой ход выполнит задание. Вторую – заранее неизвестную (тянется из колоды) получают все остальные заключённые, кроме беса. Причём, теоретически вторую букву может никто и не получить. Например, если из колоды вскрывается буква, которая уже у всех есть.

Ход игрока выглядит следующим образом: у каждого есть всего два действия. У беса – три (на одно больше). Причём, если бесом выбирают одного и того же игрока, количество действий в ход у него возрастает – сначала до 4-х, потом – до 5-ти. За действие игрок может передвинуться в соседнюю локацию, подобрать предмет в локации или воспользоваться её свойством (например, находясь в радиорубке, можно двигать фишки охранников, в казино – запастись наличными, в спортзале – прокачать ловкость), устроить беспорядки (передвинуть к себе охранника из соседней локации), а также выполнить задание. У беса есть особое свойство – за действие он может играть карты подстав, которые ещё нужно добыть в одной из локаций. Ещё можно обмениваться предметами и деньгами и даже воровать их.

В Алькатрасе есть ещё несколько нюансов. Во-первых, игра идёт на время. Каждый ход на поле добавляется новая фишка охранника и, как только тюрьма будет полностью ими заполнена, всякие побеги отменяются. Во-вторых, охранники способны блокировать некоторые локации и усложнять совершение в них действий и выполнение заданий. В-третьих, у игроков тут есть два параметра: деньги и ловкость. Наличку можно тратить для подкупа охраны, игнорируя тем самым, ограничения, налагаемые слишком большим количеством надзирателей в локации. Ловкость нужна для того, чтобы совершать дополнительные действия в ход.

Вот такая получилась настолка. Игроки бегают по тюрьме, собирают предметы, кооперируются и выполняют задание. Выглядит всё это примерно так: "О! У нас есть задание, где нужны две майки и нож. У меня есть нож, а у тебя – майка. Бежим туда, по дороге я хватаю ещё майку. Кто-то из зеков в этот момент находится далеко – он для нас бесполезен. Давай выберем его бесом? Давай!" Через пару ходов всё меняется, бесполезным для общего дела признаётся кто-то ещё, выполняется ещё одно задание и так далее.

В игру заложен конфликт ресурсов: чтобы не остаться в итоге в тюрьме, каждый должен стараться заполучить уникальную «часть» задания. Например, если только у тебя есть буква «А», значит, оставить тебя в тюрьме не получится, так как для побега нужно собрать полный комплект букв. Если же у тебя есть только А, а у кого-то ещё – А и B, то ты явный претендент на поражение. Скорее ищи возможность найти уникальную букву!

При этом – обратите внимание – проиграть может абсолютно любой игрок, вне зависимости от того, выбирают его бесом или нет. Главное – чтобы у тебя были те самые заветные уникальные буквы. Другое дело, что постоянно быть бесом – не очень здорово, так как задания выполняются, а ты частички плана не зарабатываешь, шансы твои на побег понижаются…

Проистекает игровой процесс довольно бодро, при игре максимальным составом нет ни намёка на провисания. Два действия в ход не позволяют надолго задумываться над тем, чем бы заняться, так что игра течёт очень хорошо. Никакого даунтайма. Сама партия укладывается примерно в час, может, даже, и быстрее.

Мы сыграли в Алькатрас две партии. После первого раза желания разложить её повторно не возникло. Но мы списали это на ознакомительную партию и решили сразу же сыграть ещё разок, что называется, по горячим следам. После второго раза мы поняли, что больше играть в Алькатрас нам не хочется. Почему так? Просто ответ такой: игра не захватывает. Не увлекает.

Это довольно странно, потому как игра уже собрала немало положительных отзывов. Возможно, это просто не наш тип. Тут ведь предполагается довольно весомая социальная составляющая: альянсы и голосования. Возможно, Алькатрас должен понравится тем, кто в восторге от Lifeboat. Я, увы, к числу таких людей не отношусь. Возможно, мы просто недостаточно взаимодействовали друг с другом: не воровали, не договаривались, недостаточно планировали совместные действия. А на взаимодействии, похоже, и строится весь интерес к игре.

Перемещения по локациям, приход охранников и голосования напомнили мне о Mall of Horror, в которую я подумываю сыграть уже некоторое время. Там тоже надо общаться и голосовать, но, по крайней мере, по моим воспоминаниям, всё как-то интереснее.

В общем, первые впечатления таковы: Алькатрас – странная игра. Пока что она никому из нас не понравилась, но будем считать, что мы её просто не распробовали.

PS: Завершили игровой вечер быстрой и приятной партией в Colorpop.

Colorpop, Elder Sign, Kamisado, Stratopolis, Алькатрас, Отчёты, Тантрикс



Похожие записи
  • Объявлены результаты «2008 Meeples Choice Award»
  • Даты выхода новых игр от «Rio Grande Games»
  • Dice Tower Award – 2015: победители
  • Победители «Origins Game Award — 2013»
  • Отчёт № 440. 18-24 июля 2016. Настолкэмп-10
    1. ZoRDoK
      21 Сен 2012 из 8:34 | #1

      >Это довольно странно, потому как игра уже собрала немало положительных отзывов.


      Я видел исключительно отрицательные. Ты наверное имел в виду бал на бгг общий, там да, завышено. А отзывы зрелые как раз отрицательные.


    2. Zheltiy
      21 Сен 2012 из 9:14 | #2

      По отзывам складывается ощущение, что Elder Sign очень простая игра. Еще не видел, пожалуй, ни одного отчета, где бы игроки проиграли. А ведь успех и реиграбельность кооперативной игры в частности обеспечивается её сложностью и необходимостью просчитывать свои шаги.


    3. Daemonis
      21 Сен 2012 из 10:14 | #3


      Zheltiy :

      По отзывам складывается ощущение, что Elder Sign очень простая игра.


      Да, это чистая правда. Проиграть крайне сложно. Интерес к игре держится на азарте от бросков.


    4. highkite
      21 Сен 2012 из 10:31 | #4

      С Тантрикса началось наше семейное увлечение настольными играми. И весьма успешно. Всего год назад. А сейчас уже полтора десятка игр. Но к количеству партий в Тантрикс ни одна не приблизилась. Насколько я знаю, игра, в целом, в мире, очень популярна. Сейчас меньше уже в неё играем, но по причине, что изучили вдоль и поперёк.


      А стратегия в игре определяется исключительно игроками. Свободным ходом (второй фазой хода). И всегда есть выбор сыграть ход агрессивно (гадить сопернику) или дружески (помогать себе). Можно заставить соперников строить свой цвет, можно слить цвет противников в ненужные отрезки, можно идти на риск оставляя дыры или строя несколько отрезков.

      Игра весьма глубокая. Играть нужно вдвоём. Вчетвером слишком велика роль случайности и рассадки игроков.


      Удовольствие от игры растёт с опытом. По крайней мере, до определённого момента. Я играл в неё с новичками. Да, очевидно, поначалу уходить время на то, чтоб понять, какие фишки куда подходят. Когда новички перебирали в уме все 6 фишек, правила приличия им настойчиво подсказывали ходить, не думая уже о глубоких идеях. После нескольких десятков игр требуется несколько секунд, что б обдумать типичный ход. Зависания уже происходят на действительно умных/нетривиальных ходах.


      Я это к тому, что может вы её ещё не распробовали. Или личная непереносимость 😉

      Ваш блог популярен и у многих людей может сложиться преждевременное и слишком негативное впечатление об игре. Поэтому вношу свои 5 копеек в пользу Тантрикса.


    5. Njuse4ka
      21 Сен 2012 из 11:18 | #5

      @highkite

      Интересно. Чем больше я читаю, как Юре не нравится Тантрикс, тем больше я жажду его попробовать 🙂


      @ZoRDoK

      А мне «Алькатрас» очень понравился. У нас очень подходящая для него компания. И хочется доп 🙂 Наверно возьмём на Эссене. Я не зрелая…


    6. vladdrak
      21 Сен 2012 из 11:47 | #6

      ИМХО Тантрикс — ухудшенная версия Тракса, хоть и более известная. Вот если и Тракс на двоих не пойдет — тогда точно, не твой жанр. Собственно, это моя история, тантрикс не пошел, а в тракс были очень напряженные партии. Правда тут нужен равный по силе соперник.


    7. DM
      21 Сен 2012 из 13:02 | #7


      Daemonis :



      Zheltiy :

      По отзывам складывается ощущение, что Elder Sign очень простая игра.


      Да, это чистая правда. Проиграть крайне сложно. Интерес к игре держится на азарте от бросков.


      Кому как 🙂 В нашей компании мы регулярно проигрываем всё из-за тех же кубиков.


    8. _ГрАнд_
      21 Сен 2012 из 15:10 | #8

      Камисадо действительно очень глубокая игра, и где эта глубина заканчивается, даже не видать. Поначалу в неё не выигрывает тот, кто лучше ходы просчитал, а проигрывает тот, кто раньше цвет «зевнул». В эту игру нужен опыт, пожалуй даже тренировка.

      «И никакие лекции не изменят этого соотношения сил, если каждый индивидуум в отдельности не будет постоянно тренироваться в шашк… то есть я хотел сказать — в шахматы… » Ну, короче, в Камисадо.


    9. hk
      21 Сен 2012 из 19:47 | #9


      ZoRDoK :



      >Это довольно странно, потому как игра уже собрала немало положительных отзывов.


      Я видел исключительно отрицательные. Ты наверное имел в виду бал на бгг общий, там да, завышено. А отзывы зрелые как раз отрицательные.





      Ну, всё же «Игра года» в Польше, да и дополнение уже подоспело. Видимо, своя аудитория у Алькатраса всё же есть.


    10. hk
      21 Сен 2012 из 19:48 | #10


      Zheltiy :



      По отзывам складывается ощущение, что Elder Sign очень простая игра. Еще не видел, пожалуй, ни одного отчета, где бы игроки проиграли. А ведь успех и реиграбельность кооперативной игры в частности обеспечивается её сложностью и необходимостью просчитывать свои шаги.





      Игра довольно простая, сложность на очень низком уровне, шаги просчитывать тут особой возможности не вижу. Но играть всё равно интересно.


    11. hk
      21 Сен 2012 из 19:49 | #11

      @highkite


      Это очень хорошо, что вы защищаете Тантрикс. Я подозреваю, что есть какая-то категория людей, которым эта игра нравится. Причём, что-то мне подсказывает, что в большинстве своём это девушки. Но мне она точно не по душе. В принципе, абстрактные игрушки я люблю, но Тантрикс — вообще не пошла.


    12. hk
      21 Сен 2012 из 19:49 | #12


      Njuse4ka :



      @highkite

      Интересно. Чем больше я читаю, как Юре не нравится Тантрикс, тем больше я жажду его попробовать :)





      Интересно, взгляды на Стратополис у нас совпадают, а что будет с Тантриксом? 🙂


    13. hk
      21 Сен 2012 из 19:51 | #13

      @_ГрАнд_


      В Камисадо капец как тяжело играть. У меня больше чем на 1-2 хода считать вообще не получается. Мне было бы проще освоить какую-нибудь компьютерную версию, где можно было бы «подсвечивать» «запрещённые клетки» типа как в «Сапёре» 🙂


    1. Трекбеков пока нет.