Описание игры «Myrmes»

Вероятно в обозримом будущем мы познакомимся с игрой Myrmes, которая лежит у товарища на поле, а пока я почитал одно из её описаний на BGG и предлагаю свой вольный перевод. 

В муравейнике что-то происходит. Он жужжит, словно улей. Разведчики принесли новость – неподалёку появился второй муравейник, в котором живут враждебные синие муравьи. Они агрессивны и едят себе подобных. Каннибалы.

Возможно вы даже не предполагали, что муравьи могут быть разумны почти как люди. Хотя они в тысячи раз меньше и легче, они могут поднять груз, превышающий их собственный вес в пятьдесят раз. Это как если бы мы с вами могли таскать на плече автомобиль.

Мы знаем об этих хрупких существах далеко не всё. Например, у них есть домашняя скотина – тля, которую они содержат и разводят ради пищи и охраняют от божьих коровок. Они живут в обществе – в колониях с чёткой иерархией и обладают так называемым коллективным разумом.

Сегодня вы должны ответить на призыв к оружию и выступить против синего врага. И если вы примете вызов, то должны будете не только возглавить военную операцию, но и заниматься эксплуатацией муравейника. На первый взгляд в этом нет ничего сложного. 

Myrmes – игра, появившаяся на Эссене в 2012 году. Её разработал Иоанн Левет, а приятные иллюстрации принадлежат перу Арнауда Димегда. Игру производит европейская компания Ystari Games, на американском континенте дистрибьютором выступает Rio Grande Games.

Игра упакована в горизонтальную коробку. На обложке изображены красивые разноцветные грибы, под которыми муравьи маршируют в бой. Их очень много, но рассмотреть мы можем только несколько муравьёв, потому как остальные быстро исчезают за холмом. Там от нашего взгляда остаются скрытыми десятки, сотни, возможно, тысячи, муравьёв.

В нетерпении мы быстро снимаем крышку. Откладываем в сторону семистраничные правила и смотрим, что лежит внутри коробки. Тоненькие правила контрастируют с количеством компонентов. Окажется ли Myrmes простой игрой…

Самое важное – это игровое поле с изображением поля боя. На нём обнаруживаются зелёные луга с озёрами, глинистые и каменистые участки. Всё это нужно использовать с выгодой, каждая местность будет чем-то полезна. По периметру поля закручивается счётчик очков из листьев. В нижней части поля есть четыре области – это времена года, и два пульта управления, с гексами и с квадратами. О них – чуть позже.

Следом идут листы с картонными жетонами. Вы сразу же обратите внимание на фрагменты из двух, трёх, четырёх и пяти гексов. Они выполнены в четырёх цветах, каждому игроку достаётся 17 фрагментов (синие, жёлтые, красные и чёрные). Выдавливая эти жетоны из листов, вы также обнаружите квадратные тайлы заданий, белые фишки и различные фрагменты субколоний. 

В цвета игроков окрашены ещё и следующие компоненты: круглые фишки туннелей – выходов из муравейника, они также картонные. Но далее мы переходим на дерево. Восемь восьмиугольных цилиндров медиков, пять маленьких кубиков и восемь пластиковых муравьёв, которые будут рабочими и солдатами в зависимости от текущих потребностей.

Список венчают разноцветные кубики, которые не принадлежат никому. Это ресурсы и тридцать белых личинок, а также зелёные кубики еды. И ещё пятнадцать кубиков коричневой глины и серого камня.

Каждый игрок должен подготовить собственное поле с колонией муравьёв. Она состоит из нескольких помещений, связанных туннелями, последний из которых выходит на поверхность, где в ходе игры надо будет добывать еду и материалы.

В начале партии на стол помещается игровое поле, а игроки получают все компоненты своего цвета. Муравьи-медики (восьмиугольные цилиндры) помещаются в «медицинский отсек» в левом нижнем углу планшета каждого игрока. Также все получают по одному детёнышу – личинке, которая выкладывается в детскую. Там есть 15 позиций для маленьких муравьишек, за которыми будут ухаживать нянечки.

Для медиков есть ещё одно помещение – студия, где можно придумывать различные усовершенствования для муравейника. От неё недалеко до гексагонального игрового поля. Об этом мы поговорим подробнее чуть позже. Рядом с ней есть ещё хранилище. В верхней части персонального поля игрока есть два важных помещения – казармы (слева) и общежитие работников (большое помещение). Именно сюда в начале игры помещаются два стартовых муравья — работника.

Затем каждый игрок размещает по одному туннелю таким образом, чтобы он вёл из муравейника игрока на поверхность. Обратите внимание, доступная территория игрового поля зависит от количества игроков. На поле есть специальные линии, которым очерчены доступные области для всех вариантов: два, три или четыре игрока.

Подготовка колонии ещё не завершена. Игроки ещё должны поставить на круглые деревянные фишки на индикатор глубины своего муравейника. В начале игры это 0, но со временем муравейник может уйти под землю на 3 этажа. Счётчик уровней занимает правую часть персонального поля игрока. Там же располагаются подсказки по бонусам, полагающимся муравейнику каждого уровня. Также на счётчик очков надо поместить по жетону каждого игрока с изображением муравья.

Игровое поле заполняется случайными картами заданий. На каждом из трёх уровнях будет по две карты. Остальные – не используются. Жетоны жертв (божья коровка, термит, паук) размещаются на предопределённых позициях на поле. Затем нужно бросить кубики трёх времён года и разместить их в соответствующих по цвету клетках. Для зимы используется не кубик, а специальная фигурка, которая также отмечает текущий год.

Кубики определяют какие события происходят на поверхности земли над муравейником. В соответствии с числом на кубике на поле «весна» игроки могут получить различные бонусы в текущем ходу. Все остальные компоненты размещаются вблизи от игрового поля, это запас. Он поможет вам выжить в течение трёх лет, которые длится партия.

Каждый год состоит из четырёх времён года. Весна, лето и осень – это игровые фазы, а зима – это особый период, в который нужно кормить своих муравьёв накопленной едой. В начале каждого сезона каждый игрок оценивает грядущее событие и может его изменить, переместив кубик по специальной шкале влево или вправо на столько клеток, сколько личинок есть у игрока в муравейнике. События могут увеличить прибыль или эффект от других событий, которые произойдут позже в течение текущего хода.

Затем игроки размещают на поле своих нянечек. Эти существа будут выращивать новых муравьёв. В зависимости от того, где вы их разместите, они могут привести вам новых рабочих, солдат или личинок. Вы также можете отправить нянечек в мастерскую, где они проводят целый ход и взамен улучшают атмосферу в муравейнике. Для различных типов муравьёв нужно разное количество нянечек, так что игрокам придётся решать куда сколько отправлять. Новоприбывших муравьёв можно использовать сразу же, в этом же ходу.

Теперь настало время занять рабочих. Они могут либо трудиться в муравейнике, либо отправиться на поверхность. Работники, занятые в муравейнике, добывают личинки, еду, глину и камни. Если их отправить на поверхность, они не смогут вернуться назад. Зато они оставят следы своими феромонами, для пометки клеток используются специальные фрагменты из гексов вашего цвета.

У работников есть ограничение по числу клеток, которое они могут пройти по поверхности. По дороге они могут попытаться добыть еду из белых жетонов жертв – различных насекомых. Но чтобы справиться с этими существами, у вас должны быть солдаты. После успешной атаки вы их лишаетесь, но зато получаете еду и победные очки. А если у работников ещё останутся неизрасходованные ходы, они смогут продолжить движение.

Рабочий, закончивший перемещение, заменяется тайлом с феромонами, тайлом из гексов, окрашенным в цвет игрока.  Его размер зависит от уровня муравейника. За выкладывание тайла с феромонами игроку начисляются победные очки, а также выдаются ресурсы, которые можно получить в фазу добычи. Тип ресурсов определяется местностью, на которой оказались феромоны. Феромоны можно удалить с поля, это может сделать с помощью рабочего как сам игрок, так и его противники. Феромоны также учитываются при перемещении муравьёв и позволяют пройти на 1 клетку дальше. Так что со временем ваши муравьи будут добираться всё дальше и дальше.

Затем вы можете добыть ресурсы с областей с феромонами (с тех, где ещё остались кубики ресурсов). С каждого феромона можно забрать в свой муравейник по одному кубику. Затем наступает последнее крупное событие – эффект мастерской. За каждую нянечку, снабжённую достаточным количеством ресурсов, вы можете улучшить свой муравейник на один уровень (заглубить его, открыть доступ к большего размера феромонам и т.п.), получить новую нянечку, прорыть новый туннель на поверхность или выполнить одно из доступных заданий и заработать очки. Шесть доступных заданий отличаются друг от друга. Игрок, выполнивший заданий получает награду (в первую очередь — очки), но кое-что достаётся и всем остальным.

В конце каждого года все игроки должны сбросить некоторое количество еды, оно не зависит от количества ваших муравьёв и известно заранее. После третьего года определяется победитель, им становится игрок, набравший больше всех победных очков.

На первый взгляд Myrmes выглядит сложной игрой с большим количеством действий и возможностей. И, действительно, так оно и есть. Но, что удивительно, всё в ней взаимосвязано, и если правила знает хотя бы один игрок, их можно быстро объяснить всем остальным. Все правила – осмысленны и логически состыковываются друг с другом, так что запомнить их несложно.

К сожалению, единственное, что напрямую не увязано с механикой – это тема игры, хотя поначалу так может не показаться. Да, тут есть феромоны, можно рыть туннели, имеются личинки и рабочие, всё замечательно. Но на самом деле тема могла бы быть любой другой. К счастью, всё не настолько абстрактно, как иногда бывает в евростратегиях, и жизнь колонии муравьёв в игре всё же ощущается.

Победа в игре зависит от умения планировать и принимать правильные решения. Без этих двух факторов вы будете проигрывать раз за разом. Первая игра проходит немного хаотично, потому что игроки ещё не полностью ориентируются в возможностях. Вы обнаружите, что в следующий раз можно много сделать по-другому. Чуть позже вы осознаете как работает механика игры и станете в неё играть именно так, как и задумывалось.

К счастью, в игре достаточно способов зарабатывать очки. Единственное, что вам придётся делать – это добывать еду, всё остальное – на ваше усмотрение. Широкий выбор действий поднимает Myrmes на уровень сложных стратегических игр. Если смотреть с точки зрения возраста, её можно рекомендовать для детей от 12 лет.

В игре придётся много и часто управляться с ресурсами. Вам нужно будет тщательно продумать что вы будете складывать в хранилище, потому что излишки в конце хода придётся сбросить. Так что желательно использовать ресурсы по-максимуму.

Как насчёт реиграбельности? Могут вызвать вопросы строго фиксированные позиции для стартовых туннелей. В игре есть несколько случайных элементов – в каждой игре будут вскрываться разные задания, по-разному размещаться жетоны жертв, выпадать иные результаты на кубиках времён года. Достаточно ли этого? Более-менее. В основном благодаря заданиям, именно из-за того, что они разные, различные партии будут проходить иначе. Да, из-за фиксированной точки старта вы будете развиваться в том же направлении и помечать феромонами всё те же места, но сражаться с другими игроками и выполнять действия придётся по-другому.

Игра проходит весело при любом количестве игроков. Чем больше людей, тем больше на поле муравейников, тем больше конфликтов – ресурсы и еда, ведь, ограничены. С увеличением количества игроков увеличивается и продолжительность партии. Игра на троих или четверых занимает больше часа, а чтоб сыграть вдвоём нужно менее 60 минут.

Знакомство с компонентами и подготовка к игре оставляют отличные ощущения. Все иллюстрации прекрасно подобраны, при этом игра не перегружена оформлением и смотрится очень хорошо. Ощущения дополняют маленькие пластиковые муравьи, которые порадуют ваши глаза, хотя на самом деле в игре они почти не используются.

Заслуживает внимание отлично подобранные символы. После того как вы ознакомитесь с правилами, оформление будет постоянно, но ненавязчиво, напоминать вам те или иные нюансы благодаря мельчайшим деталям. Всё видно и различимо с первого взгляда и великолепно оформлено. Снимаю шляпу пере разработчиками, игровое поле просто идеально.

Myrmes – это отличная стратегическая игра. Основной её недостаток – малая вариабельность партий. Но в ней есть довольно много путей к победе, в каждой партии открывается новый набор заданий и развивать свой муравейник приходится по-разному. Это приятная игра с отличным оформлением. Кто откажется построить свой собственный муравейник?

Myrmes, Обзоры



Похожие записи
  • Золото премии Tric Traс досталось Five Tribes
  • Номинанты на International Gamers Award — 2013
  • Игра года — 2012 во Франции
  • Объявлены результаты «2008 Meeples Choice Award»
  • Лучшие игры года по версии Tric Trac
    1. Прохожий
      08 Май 2013 из 13:48 | #1

      Вы бы уж определились, нянечки это или медики, мастерская это или студия. И имена лучше оставлять латиницей, ибо Arnaud это Арно, а не Арнауд и т.д.


    2. simon morley
      10 Май 2013 из 20:15 | #2

      Спасибо, прочел с интересом.


    3. russionalist
      12 Май 2013 из 5:35 | #3

      Красотка! Если в неё еще и играть можно — must have игра.


    1. Трекбеков пока нет.