Описание игры «Clash of Cultures»

Из новинок Эссена этого года меня заинтересовала очередная попытка перенести на стол Цивилизацию, выпущенная под названием Clash of Cultures. Из-за того, что её сделал автор Merchants & Marauders я смотрю на игру с подозрением, но при случае не отказался бы сыграть. А пока нашёл в сети один из обзоров и представляю мой вольный перевод. 

Clash of Cultures – игра о становлении цивилизаций от автора Merchants & Marauders и одного этого для меня уже достаточно, чтобы обязательно в неё сыграть, поскольку Merchants & Marauders – игрушка отличная. В Clash of Cultures игроки начинают партию в качестве соперничающих племён, разбросанных по разным уголкам мира и не обладающих какими-либо технологиями. За шесть ходов игрокам предстоит исследовать территорию, добывать ресурсы, строить города, изучать технологии, торговая, сражаться друг с другом и делать всё, чтобы стать наиболее успешным из всех соперников. В конце игры начисляются очки за построенные города, за изучение технологий, за выполнение заданий и строительство чудес света. Побеждает игрок, набравший больше всех очков.

Игра

Игровое поле формируется из тайлов, каждый из которых состоит из 4-х гексов местности различных типов: вода, горы, пустошь, равнина, лес. Неисследованные области выкладываются лицом вниз и остаются закрытыми пока их не вскроют игроки. При вскрытии иногда можно выбрать какой стороной положить тайл.

В начале игры у всех есть по 1 поселенцу и 1 городу. В процессе игры города можно развивать, возводя в них порты, академии, храмы и крепости. Количество занятых гексов определяет размер города – чем он больше, тем больше он приносит ресурсов и тем большим обладает влиянием. Максимальный размер города равен количеству ваших городов, так что один мега-город построить не получится. Города бывают «счастливыми» — такой город получает +1 к размеру.

Действия

Каждый из 6 игровых ходов состоит из трёх раундов действий. В каждом раунде игроки совершают по 3 действия. Вот что это может быть:

Изучить технологию – платите 2 еды или 2 идеи и получаете новую технологию

Основать город – фигурку поселенца можно заменить на город 

Активировать город – построить здание, юнитов, собрать ресурсы

Перемещение – передвинуть до 3 групп юнитов

Развитие города – потратить жетоны настроения для повышения уровня развития города

Культурное влияние – попытаться «перевербовать» один из гексов чужого города, если он граничит с вашим городом.

Технологии

У каждого игрока есть персональное поле где отмечаются имеющиеся ресурсы (еда, дерево, идеи и золото), а также уровни населения, культуры и счастья. Большая часть поля отведена под 48 различных технологий. Когда игрок приобретает какую-то технологию, он выставляет рядом с её описанием кубик.

Технологии – это различные преимущества и способности. Например, «тактика» позволяет перемещать войска. «Рыболовство» — это возможность добывать еду с гексов с водой. Если у вас есть «хранилища», вы можете иметь в запасе больше 2 еды. «Водопровод» спасает от чумы и эпидемий и так далее. Для некоторых технологий необходимо, чтобы у вас уже были открыты какие-то технологии.

При приобретении технологий увеличивается уровень счастья или культуры. Когда он достигает определённых значений, вскрывается карта события. Это могут быть варвары, нападающие на города, чума и т.п. Иногда встречаются и события с положительным эффектом.

Сражения

Сражения достаточно просты. Игроки бросаются по 1 кубику за каждого юнита, суммируют результаты и делят на 5. Полученное число – это количество уничтоженных противников. Бой продолжается пока одна сторона не будет уничтожена, или пока нападающий не решит прекратить наступление. Технология «тактика» позволяет разыгрывать в бою карты с различными эффектами. Сражаться можно не только с противниками, но и с нейтральными варварами, также можно атаковать города и устраивать морские сражения между кораблями.

Конец игры

После трёх раундов ход заканчивается. Игроки получают по 1 технологии, 1 карте действий и 1 карте задания (с персональными целями, за выполнение которых начисляются очки). На картах действий и заданий указаны ещё и боевые эффекты – эти карты можно использовать как по прямому назначению, так и разыграть в бою.

Впечатления

Первое, о чём думаешь, увидев Clash of Cultures – здесь не только отличные фигурки, но ещё и очень элегантно устроены города. Центр города обозначается миниатюрой с круглой базой, а у всех зданий основание «выгнуто», так что их очень удобно подставлять к центру. Кроме того, если какое-то здание захвачено противником, в город выставляется миниатюра его цвета (например, вместо красного домика — зелёный), так что это очень наглядно.

Как этого и стоило ожидать от настольной «цивилизации», ключ к успеху – грамотное распределение ресурсов. Выгодно иметь крупные города и определённые технологии, однако чтобы этого добиться потребуются ресурсы (и некоторые технологии тоже).

Самое важное в игре – это выбор действий (возможно даже важнее управления ресурсами). У игрока есть всего 3 действия на раунд, всего 9 действий на ход. Поэтому из каждого действия нужно выжимать максимум. Как правило вам всегда будет не хватать одного действия для того, чтобы развернуться на полную мощность, и вы всегда будете с нетерпением ждать следующего хода. Уверен, это признак хорошей игры.

Интересны такие параметры как настроение и культура, они тематичны и органично интегрированы в игру. Недовольный город – это плохо, поскольку он приносит только 1 ресурс в ход. Жетоны культуры нужны для расширения городов и для строительства чудес света. Жетоны настроения также могут быть важным ресурсом.

Система технологий прекрасна, именно она составляет основу игры. В игре есть 48 технологий, уложенных в определённое древо. Каждая технология открывает доступ к чему-то новому (например, чтобы построить библиотеку, нужно изучить «письменность» и так далее) и игрокам придётся выбирать из нескольких категорий, соотнося выбор со своими целями. Некоторые технологии открывают новые действия, некоторые – повышают настроение и уровень культуры.

Действия и технологии открывают перед игроками широкое поле для выбора. Каждый ход приходится принимать много решений по поводу того, как развивать свою цивилизацию – какие выбрать технологии, что построить, в каком направлении исследовать территории, какие ресурсы добывать, где строить новые города и так далее.

Помимо строительства городов и изучения технологий похвалы заслуживает и система карт заданий, они весьма разнообразны и могут принести немало очков. Плюс персональные задачи означают, что каждый игрок развивается по-своему, в индивидуальном ключе. Этот аспект очень хорош. Территория мира каждый раз генерируется заново, то есть все партии будут проходить по-новому, что повышает реиграбельность.

Я сыграл в Clash of Cultures с удовольствием. Игра предоставляет богатые возможности для выбора стратегий. Если вы торговец или исследователь, вам не нужно содержать армию, а при необходимости можно достаточно быстро уйти в оборону. Карты заданий и технологии побуждают вас развивать те или иные аспекты цивилизации и в каждой партии всё будет по-новому.

Clash of Cultures, Обзоры



Похожие записи
  • Clash of Cultures — распечатай и играй
  • GenCon: ожидания новых релизов
  • 9 причин не играть в «Затерянные города»
  • Завтра – турнир по «7 Чудес: Дуэль»
  • Посылка от «Геменота»: «Серый кардинал» и «Домик на дереве»
    1. Tanion
      14 Янв 2013 из 12:19 | #1

      Спасибо за перевод, было довольно интересно почитать.

      Многое в игре кажется интересным, но кубики в бою вызывают априорное раздражение.


    2. Арчи
      14 Янв 2013 из 14:26 | #2

      О! Игра явно достойна внимательного изучения.

      Кое-что перекликается с моими ра3работками.


      В сражении расстраивают совсем не кубики (тем более что их влияние тут довольно нивелировано), а однообра3ие юнитов.

      Нет ни кавалерии, ни стрелков, ни осадных машин.

      Между тем, насколько я понимаю, движок игры по3воляет их добавить.


      Соответственно, очень приятные миньки строений и обычные — войск и поселенцев.

      На самой нижней картинке — фигурки не родные.


    3. dark_dar
      14 Янв 2013 из 16:47 | #3

      Только непонятно, когда именно игра заканчивается. Конец хода описан, а вот конец игры нет.

      Выглядит, конечно, интересно, но стоит ли брать при наличии Civilizaiton.


    4. Арчи
      14 Янв 2013 из 18:01 | #4

      Почему же непонятно? После трех раундов, это прямо написано.

      А вот что мне еще не нравится, это победа по очкам 🙁

      И время игры — 4 часа, скорее всего дольше. Интересно, сколько времени будет занимать партия на двоих.


    5. braveden
      15 Янв 2013 из 8:37 | #5

      Описание игры такое будто до нее не было других подобных «цивилизационных» игр. Хотелось бы прежде всего понять что в этой игре нового, какие особенности, отличия и тд?


    6. ZoRDoK
      15 Янв 2013 из 19:13 | #6

      Мне обещали предоставить возможность сыграть в неё в ближайшее время, так что вскоре отпишусь.


    7. RAVE
      16 Янв 2013 из 15:04 | #7

      играл в нее с Michaelом на ДР Акни. игра очень понравилась как компонентами, так и геймплеем. Характерный для цивилизации мозголомный выбор действий, но все же не такой паралич анализа, как в Цивилизации Сида Мейера. Опять-таки, понравились карты квестов (и то, что их выполнить можно как военным, так и мирным способом), чем-то напомнило Нексус Опс. Очень интересная механика настроения города.

      После недавнеей партии в Цивилизацию заностальгировался и решил заказать в итоге)


    8. Арчи
      16 Янв 2013 из 17:13 | #8


      RAVE :

      игра очень понравилась как компонентами, так и геймплеем. Характерный для цивилизации мозголомный выбор действий, но все же не такой паралич анализа, как в Цивилизации Сида Мейера.


      В какой версии — старой Циве или в новой, 2010 года?


    9. RAVE
      16 Янв 2013 из 18:12 | #9

      Новой, ФФГшной.


    10. Арчи
      17 Янв 2013 из 10:10 | #10

      О!

      А можно чуть подробнее сравнение этих двух игр?

      Не обязательно тут, но где-нибудь в доступном месте.


    11. RAVE
      17 Янв 2013 из 12:29 | #11

      @Арчи

      мб пересилю лень и напишу статью, как ко мне приедет столкновение культур


    12. Арчи
      17 Янв 2013 из 14:34 | #12

      Очень жду!

      Где будет размещена статья?


    13. RAVE
      17 Янв 2013 из 18:12 | #13

      НА Тесере, наверное


    14. Максим
      24 Янв 2013 из 23:51 | #14

      @braveden


      Что в этой игре такого, что не было в более ранних Цивилизациях?


      А много ли их вообще было-то, Цивилизаций этих?


      По большому счёту, действительно масштабных игр на эту тематику в современном настольном мире было только две — Цивилизация 2002 и Цивилизация 2010.


      Всякие Mare Nostrum’ы считать не будем — нет там по большому счёту развития цивилизации с апгрейдами технологий, нет и разных типов победы.


      В версии 2002 отличная гора миниатюр… и всё. Недотестированная недоигра с немеряным временем на партию — похоже сами авторы в её толком не играли.


      Версия 2010… не буду споритьс теми, кому она понравилась, укажу лишь на недостатки с моей точки зрения — отсутствие миниатюр (в этом-то жанре — фу!), мультяшный дизайн, очень спорное поле, нет флота (фу!).


      Clash Of Cultures взяла лучшее от обеих версий.


      От старой — миниатюрки, ощущение эпичности происходящего (а не передвижения пары флажков по квадратикам, как в 2010), от новой — сбалансированность, многовариантность событий.


      Возможно, было бы лучше, если бы миниатюрки для разных стран отличались — а так культуры получились слишком безликими и абстрактными. Возможно, кому-то не понравится скованность игры в рамках античности — нельзя развиться до пороха и космоса.


      В остальном — пока что ЛУЧШАЯ настольная Цивилизация. (Что неудивительно, торгово-пиратская игра от этого автора тоже является лучшей в своём классе).


      *********************************


      Про кубики.


      Как же вы надоели, простите меня за мой французкий, кубонытики!


      Не любите кубики? Вон из игр, где есть военные конфликты.


      В реальном мире бои, как правило, выигрывались ещё до того, как начинались — большие армии, лучшее снабжение, вооружение, лучшая мораль, расположение войска, разведка, лучший лидер во главе. Вот и в игре вы можете постараться начать бой при более выгодных для вас условиях.


      Как только начинается сам бой — может произойти всё, что угодно. Любой, даже самый гениальный полководец, не застрахован от множества случаностей.


      Поэтому кубик — это идеальный способ передачи неопределённости исхода конфликта.


      В ваших силах сделать так, чтобы войти в бой с перевесом. Кубик — это вероятность. Просчитывайте её! В этом и состоит искусство войны.


      Не везёт на кубиках? Ни фига. Значит вы просто плохо справляеетсь с просчётом вероятностей и рисков.


      …Ещё раз. Не нравится кубик?


      Значит вы не принимаете военные конфликты такими, какими они являются. ы не читали Sun Tsu. Не играли в компьютерные\настольные варгеймы. Не читали исторические труды по войнам.


      Вон из игр с военными конфликтами!


    15. Tanone
      25 Янв 2013 из 7:32 | #15

      @Максим

      Вы забыли исходную оригинальную Цивилизацию. Известную как Civilization и Advanced Civilization. По элегантности, сбалансированности и интересности её так и не превзошли. Правда и по длине партии не превзошли. 🙂

      Посмотрим на «Схватку Культур» может у неё получится.


    16. Максим
      25 Янв 2013 из 14:47 | #16

      Я не забыл.


      Ключевое слово — «в СОВРЕМЕННОМ настольном» мире.


      Оригинальная Цивилизация — реликт из доисторических времён. Когда узкий круг людей играл в сложнейшие и долгие игры с аскетичным дизайном, напечатанные на плохого качества бумаге.


      Не буду умалять её достоинств, но по современной классификации это скорее варгейм. Слишком тяжёлая, из компонентов — только клочки бумаги. Для узкого круга любителей.


      И уж точно не современная настольная игра.


    17. Максим
      25 Янв 2013 из 14:51 | #17

      Комментарий к последней фразе — разумеется не получится. 🙂


      Поклонники классической Advenced Civilization в CoC шедевр вряд ли признают.


      Clash Of Cultures более простая игра, не претендующая на замену AC.


      Просто, как я уже писал ранее, в современном настольном мире (с миниатюрками, красивым дизайном и не выходящей за рамки разумного комплексностью) CoC — на данный момент лучшая Цивилизация.


      А AC — лучшая Цивилизация для тех, кому не нужны миниатюрки и дизайн, а нужная дооолгая вдумчивая партия, максимально полно симулирующая развитие цивилизация.


      Это разные миры.


    18. Tanone
      25 Янв 2013 из 15:18 | #18

      @Максим

      Я так вижу вы игру просто не видели никогда. 🙂 Цивилизация = варгейм??? Жуть какая. Там довольно много конфликта, но прямо скажем он крайне примитивен. Скорее уж это смесь контроля территорий с жёсткой торговлей с элементами блефа.

      Аскетичный дизайн???? Бумажные карты???? Гм. Я вот смотрю и видимо не должен верить своим глазам. В собственно Цивилизации действительно карты технологий были гм бумажными, вполне себе плотная бумага, нормально для карт которые не надо держать в руках или тасовать. Но уже в улучшенной версии они в точности такие же как и карты ресурсов. Обычные карты для любой современной игры.

      Дизайн тоже улучшили немного. А карта и фишки изначально не были минималистичными. Полноцветная карта на толстом картоне из двух листов размера А2 (примерно).

      Геймплей же её вообще не имеет отношения к развитию Цивилизации как мы её понимаем по играм Сида. В целом это можно описать как агрессивный контроль территорий и крайне жёсткая торговля для получения ресурсов необходимых для покупки технологий имеющих различное влияние на ход игры. А самое главное это непрерывное выживание среди хаотичных случайных событий.

      Долгой же партию делает торговля. Когда 6-8 человек начинают обмениваться ресурсами пока не надоест, то каждый раунд игры начинает сильно затягиваться. И он тем дольше чем больше на руках ресурсов. Второй удлинитель сложные расчёты ценности ресурсов для покупки технологий.

      Сама же игра крайне проста. Стратегии разным народам надо конечно продумывать, но ничего мозгодробительного в этом нету. Какие тут ВДУМЧИВЫЕ партии для гиков я не понимаю. Для узкого круга игру делает ужасающая длина партии. От 8 часов примерно, если играть в темпе.


      CoC я еще не видел. Посмотрим. Вроде по правилам оставляет хорошее впечатление. Но такое же оставляла и ФФГшная Цива Сида.


    19. Tanone
      25 Янв 2013 из 15:21 | #19

      @Максим

      Маре Нострум кстати довольно элегантно решил проблему торгов, которые так сильно удлиняли оригинальную Циву. Но одновременно он излишне усложнил боевую систему и выкинул всю часть с выживанием. Вот это действительно больше варгейм.


    20. Арчи
      05 Фев 2013 из 10:02 | #20


      Максим :

      @braveden

      Возможно, было бы лучше, если бы миниатюрки для разных стран отличались – а так культуры получились слишком безликими и абстрактными.


      Эта проблема решаема. Например, «Звезда» может помочь 😉


      *** Такой взгляд на кубики мне импонирует 🙂

      Почти во всех компьютерных играх сражение определяется просчетом вероятностей, кубики лишь переносят этот метод на стол.

      Лучшего способа промоделировать случайности боя просто нет.

      Другое дело, что все должно быть в меру…***


    1. Трекбеков пока нет.