Обзор военной игры Moscow ’41

На «Тесере» опубликован любопытный развёрнутый обзор варгейма Moscow '41. Это блочная военная игра о «Блицриге» 1941 года, рассчитанная строго на двух игроков и имеющая в активе успешную кампанию на «Кикстартере»

Игру попробовал еще осенью, но никак руки не доходили дописать статью. Уже авторы следующую игру выпустили, а я не мог найти время дособирать весь материал во что-то удобочитаемое. И вот, решился потратить несколько часов, дождался что все уснут, надел наушники с Sabaton — и вперед. (Заиграла "Sabaton — Ghost Division")

В прошлом году прошел успешный сбор на Кикстартере фирмой VentoNuovo Games на выпуск блочного варгейма "Moscow'41". Мало того, что сбор денег был завершен быстро и сверхуспешно. компания выпустила игру раньше срока. 

Итальянский дизайнер Emmanuele Santandrea,  учредитель компании VentoNuovo Games, производящей блочные варгеймы, в начале лета провел блестящую кампанию на Кикстартере.

Ему удалось в кратчайшие сроки не только собрать необходимые средства на выпуск игры Moscow '41: The Road To Moscow: July-December 1941, но и достигнуть почти все «сверхцели». Это позволило участникам кампании получить много различных «ништяков», таких как металлические фигурки самолетов в качестве фишек, ламинированные коробки и карты, мешочки для блоков, разные варианты наклеек на блоки (значки формата НАТО и  изображения солдат/техники), карту на толстой картонной основе и так далее.

Игра была выпущена раньше обещанного сентября. Мало того, в сентябре, когда я получал свою копию, в штаб-квартире оставались только два (!) непроданных экземпляра. Причем обычной версии, так кикстартерной уже в помине не было.

А сейчас выпускает продолжение уже про атаку на Ленинград. Чем игра оказалась привлекательна для многих, хотя варгеймов тысячи, а посвященных теме 1941 года многие сотни? 

Очень был удивлен, что «нераскрученный» варгейм может так быстро «разлететься».

В принципе, я вполне представлял, что это за игра. Ранее  мной была опробована и обозревалась игра этого же автора «Waterloo 200”.  Механика обеих игр схожа, но в «Москве » в правилах боя используются вовсю броски кубиков, чего не было.

Ну и масштаб игры другой, разумеется.

Игра охватывает период с конца июля 1941 года по декабрь 1941 года. Только закончилась битва за Смоленск с известными печальными последствиями для Красной Армии, советское командование пытается наскоро создать новый фронт из  остатков разгромленных армий и прибывающих резервов.

И им нужно остановить мощные танковые группы Гудериана и Гота, нацеленные на Москву, задержаться до подхода перебрасываемых из тылов новых дивизий

В общем, это много раз мы видели в кино, на картах в книгах, на экранах компьютерных игр, на столах с разложенными варгеймами на тему «Барбароссы».

Вот и  данная игра пытается продемонстрировать игрокам о развитии событий летом-осенью 1941 года. (Играет "Sabaton — Panzerkampf". Ухнуло мощное начало "Into the Motherland German Army marches…)

В  этой игре войска представлены блоками, обеспечивающий полноценный «туман войны» — игрок не может оценить какие войска противника перед ним как минимум до первого боестолкновения, когда войска «вскрываются» владельцами.

Собственно, ничего принципиально нового в блочных варгеймах вы здесь не найдете.

Карта охватывает западную часть СССР, начиная от Смоленска до Ярославля с запада на восток, и от Старой Руссы до Сумы (Украина). Игра охватывает не все войска операции «Барбаросса», а только  действия группа армий «Центр» вермахта.

Действия группа армий «Север», наступавшей на Ленинград, показаны в игре весьма условно (на полях карты есть дорожка “Road To Leningrad”), но об этом позже.

Немного о разнообразии деревянных компонентов в коробке. В принципе, все понятно, поясню совсем чуть-чуть.

Самое многочисленные квадратные блоки (120) штук – это боевые части, штабы. Длинные вытянутые палочки (Defensive Lines) – это для отметки зон, где войска окопались, получив бонус в обороне. Есть маркеры артиллерийского обстрела, вызываемыми штабами. Есть круглые маркеры авиации, есть маркеры контроля и даже маркер форсирования водных преград, чтобы игроки не забыли таким смельчакам отрицательных бонусов в атаке учесть.

«Боевыми» блоками представлены подразделения обеих сторон численностью до дивизии, а также штабы. Все основные рода войск представлены в игре, даже есть парашютные войска, но сражаются они по правилам обычной пехоты. Просто для историчности.

Немецкая авиация представлена отдельными эскадрильями под управлением своих штабов люфтваффе.  Пикирующие бомбардировщики – самые «убойные». Советская авиация не представлена в игре.

В обычной версии игры авиация это круглые деревянные фишки, а версии от кикстартера -симпатичные металлические фигурки самолетов.

Теперь о штабах армий (Германия) и фронтов (СССР).  Боевые части не могут бродить куда им вздумается по всей карте, а действуют в радиусе командования штаба, к которому приписан. Цветовые решения на блоках позволяют легко интерпретировать принадлежность дивизии армии (при наличии достаточного освещения над игровым столом).

Все представленные в игре штабы можно увидеть на картинке

 

У  Германии на штабах указаны либо номера пехотных армий, либо буквы, указывающие на имя  командующего: G – Гудериан, Hh – Гёпнер, H – Гот.

У CCCР указаны названия фронтов: NW – Северо-Западный, W-Западный, B – Брянский и т.д.

И только один штаб у Советов  имеет название связанное с человеком, но это не Зорро (хотя у меня такие ассоциации глядя на оформление), а «товарищ Жуков». Молния  в левом верхнем углу добавляет антураж в пользу моих ассоциаций. Хотя это знак, что данный штаб может организовывать «блицы», т.е. развивать успех в случае успешной атаки.  Штабы немецких танковых армий умеют это делать тоже, разумеется.

Наклейки на блоки могут иметь не только вид условных значков родов войск, но и вполне конкретные изображения пехоты, боевой техники и так далее. Так как наклеивала по моей просьбе дочь, то она выбрала более интересный для нее вариант именно с «солдатиками и танчиками».     

Разбираться с игрой лучше непосредственно играя в нее, поэтому взял сценарий 1 . BEYOND THE DNIEPER (всего сценариев в игре 3), потому что самый короткий. Честно говоря, и рассказывать про игру легче на конкретных примерах, а не вольно излагая правила.

Расставляем войска согласно сценария  и отметок на карте. В этом плане у итальянского издателя всегда всё хорошо –  сделано удобно и наглядно. После одной-двух игр в правила заглядывать почти не придется, можно будет обойтись памяткой игрока и отлично оформленной картой.

Немецкому игроку предлагается одержать победу двумя способами: ударом «в лоб» советскую оборону, которая измотана, расстроена и ослаблена предыдущими боями за Смоленск, чтобы захватить Ельню и Ярцево и построить свои оборонительные укрепления.  Либо выиграть более маневренным путем, нанести удар на юг, захватить Ромны и Чернигов, чтобы будет означать падение Киева. Самого Киева, как и Ленинграда, на карте нет. Но захват этих обоих городов дает хорошую помощь войскам группы армий «Центр» в виде подкреплений сильных подразделений.

Расставив войска, сразу можно отметить, что Советам придется очень сложно: много войск далеко не с полной силой начинают это сражение, а некоторые вообще как «остатки» (Remnants), т.е. их сила равна 1. Многие части одного фронта, точнее, того что осталось от него, разбросаны далеко за радиус  возможного командования этим штабов. Без приказов двигаться никто не может, и это не радует солдат и офицеров РККА.

Игра началась. Если бы это был не первый ход, то нас ждала бы Фаза Логистики (Logistics Phase). В ней мы можем восстанавливать силу штабов, силы боевых частей, вызывать части из пула подкреплений.

Для этого нам нужно задействовать Лидера: фишку Гитлера или Сталина.

Оформление несколько неоднозначное. Видеть портрет Гитлера в окружении «золотых звезд» и «сердечка» как-то непривычно. (Как раз играет "Sabaton — Rise of Evil" — прям в точку. Послушаю еще разок…)

Блоки с изображениями диктаторов располагаются на карте: Гитлер в специально отмеченной зоне на западной части карты, Сталин – в Москве. По правилам игры Гитлеру даже теоретически угрожать не получится (далеко сидит от мест боевых действий), а Сталин вполне уязвим, если немцам удастся подобраться к нему.

После активации Лидера, считаем количество Очков Логистики (ОЛ) (LV -Logistics Value), которое состоит из суммы очков Лидера (изначально 4, как можно видеть на картинке блока, потом уменьшается с каждой активацией) плюс количество своих «неистощенных» штабов  (которых не использовали до состояния «сердечко») на поле плюс количество победных очков (VP – Victory Point, которые дают за контроль зон на карте, отмеченных большими золотыми звездами) плюс за каждые 10 уничтоженных частей противника. Причем советскому игроку дают за уничтоженных любым способом 10 немецких частей, а немецкому игроку только если 10 советских частей были уничтожены в окружении.

Очки Логистики (ОЛ) нужны для восстановления потраченных сил боевым единицам, штабам. А также для вызова подкреплений. Автор сделал предельно просто – сколько очков активно у Лидера, столько очков сил можно восстановить на штабах\дивизиях И столько же можно вызвать блоков подкреплений случайным образом.

Если Фаза Логистики проигнорирована – Лидеры восстанавливаются полностью до своих 4-х очков.

Далее начинается Фаза Импульсов (Impulses Phase). Вот отсюда и начинается наше практическое знакомство с игрой. Фаза Импульсов может быть либо Стратегическая (Strategic), либо Тактическая (Tactical). Стратегическую фазу может вызывать игрок с Инициативой (она у немцев по умолчанию, но может переходить от игрока к игроку). В  первом коротком  сценарии нет необходимости ее использовать, хватит Тактической.

Но какой бы тип фазы ни был выбран, сначала нужно проверить какая погода (Bad Weather Check), какие войска остались без снабжения, не в силах провести воображаемую линию до источников своих источников снабжения без помех со стороны противника  (Supply Check) (их нужно отметить небольшими белыми кубиками, потому что они не могут атаковать и имеют ряд других ограничений), вернуть  боеготовность уцелевшим бомбардировщикам (Aborted Bombers).

Погода до начала октября обещает быть хорошей, все войска в снабжении, бомбардировщиков пока в распоряжении немцев нет (у Советов нет совсем)

Немцы начинают войсками двух танковых групп (Гудериан и Гот), сконцентрированных вокруг штабов, с полными силами.  И до нужных им Ярцево и Ельни надо пройти всех пару зон, в которых расположены «ошметки глиняного колосса», еще пару месяцев назад бывшего Красной Армией.

Поэтому радостные  звуки губной гармошки с песенкой про «милого Августина» возвещают о начале наступления вермахта в приподнятом настроении, так как цели не кажутся сложными, а  сопротивление противника организованным.

И было принято решение атаковать «в лоб», взломать оборону, прогрызть нужный коридор танковыми и моторизованными дивизиями (ну и полками “Великая Германия» и “Lehr”). А заодно потренируемся воевать.

Тактическая Фаза Импульсов разделяется на сегменты (Segments), которые в рамках фазы могут повторяться пока либо игрока не «пассанут», отказавшись что-то делать, либо просто штабы «истощатся», что не смогут отдавать приказы.  Поэтому игрок должен уметь вовремя остановиться, чтобы сохранить боеспособность войск перед ответными действиями противника.   

Штаб Гудериана выдвигается поближе к передовым к позициям, «вскрывается» оппоненту, что активирует его (HQs Activation). «Быстрый Гейнц» потому так и назван был, что старался не терять времени.

На первом ходу сценария немцы не имеют авиации, т.к. штабы воздушного флота еще прибыли и находятся в подкреплении, как и еще много чего у немецкого игрока. Сразу скажу, это подкрепления на всю кампанию (сценарий 3), а не на текущий сценарий, поэтому использованы не будут. Но смотрится красиво и внушительно.

Кстати, обратите внимание. Немецкие части, у которых в правом нижнем углу указана буква “L” в синем круге предназначены для захвата Ленинграда. То есть они будут действовать не на карте, а на специальном  треке «Дорога на Ленинград» под командованием штаба 4 танковой группы генерала Гёпнера (группа армий «Север»). Это такая мини-игра в игре. В упрощенной форме показано продвижение группа армий «Север» и, если немцам, повезет, Ленинград может быть взят. Что позволит немецкому игрок получить в подкрепление еще и войска Гёпнера.

Впрочем, подкреплений у Советов не меньше, но их еще нужно дождаться, выдержав начальные удары.

После совершения действия со штабами по их передвижению и активации  наступает сегмент командования (Command Segment)

В этом сегменте войска, которые принадлежат активированным  ранее штабам, и на попадают в радиус их командования (а он тоже равен текущей силе), могут передвигаться.  Также подразделения, которые не двигались, могут в этом сегменте строить оборонительные линии (Defensive Lines). В игре обозначены продолговатыми брусочками.

И вот они, первые атаки. Зона 101 и 91 являются равнинными, т.к. номера зон указаны в зеленом круге, так что бонусов в защите обороняющиеся не имеют, атакующие могут ввести в эту зону до 4-х своих частей, что и было сделано.

Плюс штаб Гудериана инициирует артобстрел в соседнюю зону (блок «G”). Это может сделать любой штаб. До начала боя бросаются кубики, равные величине силы штаба (точки на верхней грани), и на 5-6 наносится ущерб противнику.

Обе стороны вскрывают свои силы.

Считаем сколько точек на верхних гранях блоков обеих сторон. Каждая точка – одна единица силы. Т.е. 1 кубик для броска. Черные точки означают, что успешным броском считается выпавшее значение «6». Белые точки увеличивают вероятность успеха, позволяя зачесть «5», «6». Красные  наносят урон с 50-процентной вероятностью, на  «4», «5», «6». Элита вермахта! Хотя, у РККА тоже появятся такие же. Знаменитые «сибирские» и гвардейские дивизии и Ударные армии. Но это уже ждет игрока за русских уже в зимний период  Битвы за Москву, точнее, с ноября

Наступает сегмент битвы (Combat Segment).

Сначала артобстрел наносит потери обороняющимся. Бросаем 4 кубика (4 силы у  штаба Гудериана), на «5» и «6» наносим потери.  За каждую потерю поворачиваем против часовой стрелки пораженные блоки, уменьшая их силу. Ну здесь ничего нового в блочных варгеймах.

Затем обороняющиеся отстреливаются аналогичным образом по вошедшим в их зону атакующим войскам.

Затем, после применения ущерба, атакуют наступающие.

Если бы была авиация, то добавилась бы еще такая же «боевка» авиации и ПВО.

Право, несложно. Мне боевая механика напомнила Twilight Imperium точь-в-точь. Мне,кстати,  понравилась больше, чем в «Ватерлоо». Все-таки кубики должны быть в варгеймах. А иначе как увидеть в игре подвиг?

Вот, например. Последнее подразделение, с последним очком силы сдерживает наступление. Право, «панфиловцы». (В наушниках льется "Sabaton — Resist and Bite". Кстати, самодельный клип с видеорядом из "28 Панфиловцев" очень даже ничего)

После завершения Фазы импульса немцами, обе стороны проверяют, отмеченные ранее былыми кубиками  («изолированные»), нашли во время импульса способ снабжаться, или нет? Если по-прежнему окружены, то они уменьшают по одной силе. Если уже и была одна, то боевая часть уничтожается навсегда, без возможности восстановления, а оборонительные линии (DL) могут быть построены заново.

Северней 3-я панцергруппа Гота начала удар в сторону Ярцево. Им удалось уничтожить почти обороняющихся, кроме оборонительной линии.

Затем очередь Советов. Им нелегко, т.к. зачастую войска одного подчинения (фронта) разбросаны по площади, превышающие радиус командования штабов. Мало того, что войска  почти разбитые, так и еще и управляемость ими плачевная. 

Спешно переброшенный штаб Центрального фронта и часть  войск фронтового подчинения  контратакует во фланг танковую группу Гудериана. Подтягивание штаба к местам основных событий  имеет за собой риск потери штаба и полного коллапса в управлении фронтом, но зато позволяет нанести артиллерийский удар, что в совокупности с атакой советской пехоты приносит  свои плоды. В составе 2-ой панцер  группы была кавалерийская дивизия (да, кавалерия была и у немцев) и ее не стало. Появилась угроза окружения атакующего бронированного клина, рвущегося к Ельне. Напомню, Ельню обороняет отряд со значение силы 1 (прозванные мной «панфиловцы»).

В тыл наступающим были брошены остатки танковых подразделений (с силой “R” – remnants, т.е. 1). Уничтожить они навряд ли кого-то могли, но их хорошая скорость в пустых пространствах позволила отрезать от снабжения Гудериана. ("Sabaton — Panzer Battallion" — очень в тему)

На холеных немецких черных блоках появились белые кубики, с виду безобидные.

В Impulses Phase входят еще сегменты Blitz Segment (штабы со знаком “молния» могут развивать успех после успешного боя. У Советов только Жуков способен это сделать, напомню), HQ Deactivation Segment (сила активированных штабов уменьшается на 1, происходит их деактивация в этом импульсе), Isolation Check (окруженные несут потери)

И все повторяется вновь, ход  не заканчивается фактически до того момента, как оба игрока не захотят или не смогут уже играть.

Первый бой показал, что есть место войне и маневру. Немцы не собирались оставаться в долгу, вызволяли из окружения Гудериана и пытались окружить Центральный фронт сами. Им даже удалось взять оба целевых населенных пункта Ярцево и Ельню, и даже построить одну линию укреплений. До победы в сценарии оставался один шаг – еще одна линия.

 

   И был самоубийственный удар войсками Северо-Западного фронта. Пехотой на танки. С последней надеждой освободить Ярцево, пока немцы не окопались.

И это удалось! Ярцево было отбито, вся группировка немцев попадает в окружение, им нужно идти на прорыв. Гот понес серьезные потери в бронетехнике

Гудериан, видя потери Гота, понимает, что нужно совершать прорыв самому. Тем более штаб Гота уже «истощен» до «сердечка», т.е. не способен управлять своей танковой группой.

«Быстроходный Гейнц» разворачивается на север и бьет по Ярцево в надежде уничтожить довольно крепкую 34-ю стрелковую дивизию.  Дивизия РККА несет жестокие потери, но не уничтожена.

А вот вермахту при очередной проверке на снабжение не повезло: все получили маркер «без снабжения» и обездвижены.

Победа РККА!

Вполне приятные впечатления от игры. Несложно, но все  не так просто.  Игра позволяет игрокам понять и ощутить, что немцам очень важен был темп наступления, и, несмотря, на кажущуюся силу танковых дивизий, маневр предпочтительней бывает. При этом нельзя забывать про возможность получить во фланг контратаку, или вообще быть отрезанными от снабжения практически небоеспособным противником.

Кстати, под Тулой в конце 1941 годаГудериан действительно получил такой удар «в бок».

А до этого момента сам Гудериан критиковал Гитлера за то, что после битвы за Смоленск и Вязьму не дал атаковать ему Москву, а приказал завершать окружение наших войск под Киевом. Мол, а так бы Москву взяли. На самом деле бы Гудериан тогда получил бы «свое» раньше, а не под Тулой, т.к. под Киевом была мощнейшая группировка, от которой всего можно было еще ожидать, в  том числе и удара во фланг наступающим на Москву. Какие бы ни были мощны танковые соединения, ударов во фланг они боятся до сих пор.

Первый сценарий больше тактический, но позволяет представить, что ждет в полноценной кампании. Несложно, логично, и не шаблонно.

Игроку за русских придется попотеть, пытаясь латать дыры, внимательно следить за представившимся шансом. Следить за каждым отрядом, до которого может «дотянуться» штаб. Каждое подразделение на счету и пригодится, чтобы останавливать противника.

В мемуарах советских командиров часто доводилось читать, что лично ездили по тылам и передовой, вылавливая остатки разгромленных дивизий, или просто потерявших связь с командованием. Переформировывали заново подразделения из таких  пополнений, и те снова шли в бой. Нечто подобное видишь, когда приходится гнать штаб почти наперерез танкам противника, чтобы суметь организоваться какую-то оборону. Инициатива у немцев, поспевать за ними советам трудновато.

В общем, интересный варгейм начального уровня.  Да и красивый, чего уж тут скрывать.

Moscow '41, Обзоры



Похожие записи
  • Фотоконкурс на Tesera.ru
  • «Тесера — 2012». Вручение — 16 марта
  • Расписание ближайших игротек
  • Еженедельник, № 48 – мнения об итогах года
  • К каждому празднику свой «Манчкин»
    1. Денис II
      02 Мар 2017 из 16:56 | #1

      А Сталин-то в погонах!


    2. Tumnin
      03 Мар 2017 из 15:41 | #2

      На западе давно, долго и детально изучают опыт «Восточной компании». Забавно, что всё равно многое не понимают. Отсутствие советской авиации, которая успешно долбила застрявшие в грязи немецкие части. Первая ударная армия с ацкой силой атаки, которая на самом деле состояла из слабеньких стрелковых бригад размером с усиленный полк. ~10 полков, то есть, 3 полнокровные дивизии, то есть ~полнокровный корпус. Советские танковые бригады размером с танковую роту пулеметных танков…


    3. Денис II
      03 Мар 2017 из 18:21 | #3

      Неужели Эклипс проще Кубы?


    4. Денис II
      04 Мар 2017 из 0:00 | #4


      Денис II :

      Неужели Эклипс проще Кубы?


      Это был коммент к другой записи. Не знаю, как сюда попал, глюкнуло что-то.


    1. Трекбеков пока нет.