Обзор «The Cave»

На BGG появился достаточно подробный обзор The Cave, полный хвалебных отзывов. Тут и атмосфера отличная, и решения значимые и партии захватывающие. Небольшой минус по мнению автора — высокая роль случайности, но по его словам игра от этого не особо страдает, а становится лишь ещё интереснее. Далее — мой вольный перевод.

The Cave – вторая игра от Адама Калуза (первая – К2). Автор уносит нас от 8-тысячных склонов в чуждый подземный мир. К2 была номинирована на премию Spiel de Jahres (в категории игра для опытных игроков), и поэтому я многого ожидал от The Cave.

Качество компонентов в The Cave очень высокое. Коробку игры украшают красивые иллюстрации Ярека Нокона (Jarek Nocon), внутри скрываются планшеты игроков, фишки спелеологов и лагерей, тайлы, из которых складывается пещера, а также множество жетонов. Общее число компонентов может немного напугать начинающего игрока, но после первой же партии становится понятно, зачем они нужны и как используются. Все компоненты очень прочные, аккуратные, легко распознаваемые, и выполнены со вкусом. Особого упоминания заслуживают тайлы пещеры, они разнообразны (повторяются очень редко) и формируют игровую атмосферу.

Игроки управляют командами спелеологов, спускающихся в неисследованную пещеру. Это нелёгкая задача. Придётся столкнуться с длинными спусками, узкими расщелинами и затопленными частями, и при этом ещё не забывать о конкурентах. Команды противников также планируют покорить пещеру. Предстоит жёсткое соперничество, в ходе которого одна из команд внесёт наибольший вклад в исследование пещеры и получит мировую известность и признание других спелеологов.

Самый крупный успех The Cave – это игровая атмосфера. Адаму Калуза отлично удалось перенести трудности исследования неизведанных тоннелей в формат механики настольной игры. Каждый игрок получает 5 очков действия на ход. Эти очки можно использовать для изучения новой части пещеры, исследования затопленного тоннеля, прохода через узкие участки, спуска на верёвке на более низкий уровень и так далее. Неиспользованные очки теряются. Один из ключевых элементов игрового процесса – использование эти очков действий. Каждый участок пещеры имеет определённую стоимость в очках и иногда ещё требует выполнения дополнительных условий (наличия определённого снаряжения). К счастью, для каждого игрока предусмотрена персональная памятка, благодаря чему через пару-тройку партий никому уже не потребуется заглядывать в правила.

Исследовать неизведанные участки пещеры можно только при наличии хорошего снаряжения. Игрокам потребуются верёвки, чтобы опускаться на нижние уровни; фотоаппараты, для съёмок чудес подземного мира; кислородные баллоны для затопленных тоннелей; плоты, чтобы быстро перемещаться по участкам с водой; и, конечно же, еда и источники света – они представлены в виде жетонов, которые ежедневно тратятся. Некоторые элементы снаряжения остаются у игроков постоянно, некоторые являются потребляемыми. Так что использовать их нужно с умом, а при необходимости возвращаться за дополнительным обмундированием на базу.

Команда может разбить лагерь, что позволит спелеологам не бегать на базу каждый раз. Единственное, что привлекает внимание – все спуски имеют одинаковую высоту – ровно 25 метров. Это кажется упрощением, но не стоит забывать, что перед нами всего лишь игра. Кроме того это помогает игрокам определиться с необходимым набором снаряжения.

Каждый раз, когда игрок тратит действия на исследование пещеры, он получает жетон исследования с победными очками. В конце партии по количеству очков определяется победитель.

Решая как именно потратить свои действия и что положить в рюкзак, игроки должны принимать во внимание множество факторов, и при этом – как и в реальности – никогда не знаешь, что ждёт тебя за углом (на следующем тайле). Часто будет получаться так, что вы взяли с собой совершенно бесполезные вещи и придётся либо идти исследовать тоннели в другом направлении, либо возвращаться на базу и брать другое снаряжение. В игре постоянно присутствует напряжение, связанное с неизвестностью – что там, на следующем тайле? Но в данном случае бич многих игр – рандом – работает на отлично. С помощью фактора случайности на столе воссоздаётся атмосфера исследования неизвестных туннелей. Дыхание захватывает каждый раз, когда вскрывается новый тайл.

Тайлы делятся на 4 группы по 20 штук в каждой. В ходе игры спелеологи будут вскрывать тайлы из каждой стопки в определённой последовательности. Теоретически после нескольких десятков партий опытный игрок сможет вычислить вероятность выпадения нужного тайла, но в начале каждой партии некоторое количество тайлов открывается в сторону и не участвует в игре, так что и здесь проявляется роль случая. Но, опять же, она напрямую связана с тематикой игры и создаёт отличную атмосферу.

Самые важные решения, увеличивающие шансы на победу – это выбор снаряжения, а также определение места и времени, чтобы разбить лагерь. Также очень важно адаптироваться к изменяющимся условиям на игровом поле и оптимизировать свои ходы. Вернуться ли в лагерь за нужным снаряжением или продолжить исследование туннелей? Потратить ли 4 действия, чтобы пробраться через расщелину или переплыть затопленный участок за 2 действия и открыть новый тайл? С подобными дилеммами придётся сталкиваться на каждом ходу. Ещё одно препятствие – до окончания игры нужно успеть вернуться на базу. Как только будет вскрыт последний тайл, у каждого игрока будет ровно три хода, чтобы выбраться на поверхность. Если этого не сделать – все заработанные очки обнуляются. Поэтому под конец придётся вести внимательные подсчёты, успеете ли вы вернуться на базу или нет. И нужно принимать во внимание потребляемое снаряжение, поскольку без него спелеологи будут двигаться очень медленно.

Множество случайностей, множество решений и постоянно изменяющаяся конфигурация туннелей обеспечивают игре высокий уровень реиграбельности. Каждая партия будет проходить иначе, и у всех игроков будут равные шансы на победу. Если вы любите тематические игры, вы не раз вернётесь к Пещере.

Один из немногих недостатков игры – ограниченное взаимодействие между игроками. При игре на 2 или 3 игроков каждая команда спелеологов действует практически независимо от других. Только с 4-5 игроками туннели начинают перекрещиваться, и появляется возможность воспользоваться результатами исследования другой группы. Мне сложно сказать, насколько хорошо игра масштабируется. С одной стороны я не вижу ничего страшного в «независимом» исследовании туннелей, это даже более реалистично. С другой стороны – взаимодействие и возможность воспользоваться частями пещеры, открытыми другими игроками делают игру более насыщенной. После недолгого размышления я всё же утверждаю, что The Cave масштабируется хорошо – захватывающая атмосфера игры передаётся независимо от числа игроков, хотя чем их больше, чем выше соревновательность.

Всё, что в игре есть, начиная от оформления и заканчивая механикой, служит одной цели – сделать игру более тематичной и создать уникальные эмоции, которыми будут сопровождаться исследования холодных и сырых тоннелей. Разработчики The Cave совершили настоящий подвиг! За игру хочется садиться снова и снова, вновь отправляться на исследование новых туннелей и добывать всё новые и новые победные жетоны за преодоление препятствий.

The Cave подходит для всех типов игроков, и новичков, и опытных. И 45-60 минут, которые вы за ней проведёте, точно будут потрачены не зря. Даже моя жена, которая не испытывает к настолкам тёплых чувств, сыграла со мной несколько раз… и хочет ещё.

Cave, Обзоры



Похожие записи
  • Caverna: Cave vs. Cave — Era II — распечатай и играй
  • Правила игры «Cave Troll»
  • Caverna: The Cave Farmers — распечатай и играй
  • Caverna: Cave vs. Cave – распечатай и играй
  • Превью игры «Cave»
    1. Дмитрий
      22 Окт 2012 из 22:00 | #1

      Звучит интригующе. Теперь осталось найти где бы ее заказать, чтоб в РФ прибыла.

      Ну и правила, похоже, придется переводить самому)


    2. ваня
      23 Окт 2012 из 9:02 | #2

      Ничего не скажешь… Но вот хотелось бы узнать, будет ли игра локализована и в какие сроки?


    3. Malefic Max
      29 Окт 2012 из 12:04 | #3

      Жду, жду. Тоже невероятно заинтересовало. Эдакий вариативный К2 с расширениями.


    1. Трекбеков пока нет.