Обзор игры «Зигель Гунд»

К российским играм я всё ещё отношусь недоверчиво. Тут ведь как, то компоненты кривые встречаются, то правила непроработанные, то играть неинтересно, то попадаются различные комбинации из трёх предыдущих факторов. И когда в мои руки попала Зигель Гунд, игра, распространяемая Правильными играми, которым я глубоко признателен за Зельеварение и Эволюцию, моя настороженность всё равно никуда не исчезла. 

Знакомство с игрой

Небольшое лирическое отступление: Зигель Гунд – "гоночная" игра неизвестного (пока) дуэта разработчиков Laila Games, распространяемая известной российской настольной компанией Правильные игры. Игра рассчитана на 2-4 игроков и представляет собой гонку – игрокам нужно как можно скорее обойти шесть пронумерованных клеток. Кто сделает это первым – тот и победил. Игра ведётся на модульном поле, складывающемся из тайлов подземелья. Таким образом, каждая гонка проводится по «новой трассе».

Итак, первые ощущения от игры. Какое-то подозрение возникло у меня когда я впервые взял в руки коробку с игрой. Впечатление было такое, что в ней ничего нет. Весу там было грамм двести от силы. Я, было, грешным делом подумал, что коробка пуста, но когда открыл её, обнаружил внутри компоненты: стопка тайлов подземелья, стопочка небольших квадратных жетонов, четыре фишки, шестигранный кубик и листок с правилами. Все компоненты были заботливо упакованы и зиплоки. И все вместе весили около двухсот грамм. Догадываетесь, почему? Потому что напечатаны тайлы и жетоны не на картоне, как можно было ожидать, а на плотной бумаге. Я в полиграфии не копенгаген, но рискну предположить, что там примерно 300-350 грамм на кв. метр. (обычная офисная бумага – это 80 г/кв. м).

В общем, тайлы подземелий – это такие невесомые квадраты из толстой бумаги. И ладно бы они были просто невесомыми, так они ещё и кривые. Представляете как обидно: производитель присылает мне игру, я открываю ещё, а там компоненты как будто кто-то помял. 

И мало того, что качество материала оставляет вопросы, так ещё и оформление этих тайлов не вызывает никакого энтузиазма. Каждый тайл залит серым цветом и расчерчен на 9 клеток (3 х 3). Клетки бывают пустые, с препятствиями (деревья, горы, лава) и с объектами (колодец, шахта). Только несмотря на это разнообразие, описать тайлы можно так: серое на сером. Оформлены они очень уж примитивно. Особенно возмущают меня изображения шахт. Ну как можно было додуматься печатать серым цветом цифры на зелёно-сером фоне? И мало того, что из-за такой гаммы тяжело разобрать цифру (она сливается с фоном), так оформитель ещё и использовал какой-то нестандартный шрифт, дополнительно затрудняющий опознание цифр.

Аналогичные претензии у меня имеются и к жетонам с цифрами. На них проставлены номера от 1 до 6 и нужны они чтобы отмечать шахты с какими номерами посетил игрок. Побывал на шахте под номером 2 – берёшь себе жетон с цифрой «2», зашёл на шахту с номером 4 – получаешь жетон «4». Собрал все жетоны – победил в игре. Так вот, эти жетоны напечатаны всё на той же плотной бумаге, что и тайлы подземелья и цифры на них проставлены всё тем же вычурным шрифтом серого цвета на серо-зелёном фоне.

Игровые фишки вызывают узнавание и удивление. Узнавание – потому что именно такие топорные фишки мы видели во многочисленных отечественных ходилках 90-х годов. Удивление – ровно по той же причине. Что эти компоненты делают в настольной игре, появившейся более десяти лет спустя?

Не вызывает нареканий разве что шестигранный кубик. Ведь в дополнение к фишкам из прошлого можно было ожидать появление «круглых» кубиков (таких, как, например, встречались в игре Диктатор. Контроль). Но нет, в Зигель Гунд кубик нормальный. Такой кубик знаком многим в нашей стране: подобные кубики продаются в «Союзпечати» (Роспечати), в магазинах спорттоваров и ещё много где.

Пара слов о правилах

Отдельного упоминания заслуживают игровые правила. Они очень кратки (всего 1 лист) и написаны в двух вариантах. Первый вариант (лицевая сторона) напечатан коричневыми буквами (опять нестандартный шрифт!) на оранжево-коричневом фоне. Что же, после серых цифр на серо-зелёном фоне, это вполне ожидаемое сочетание.

К сожалению, помимо формы, есть вопросы и по содержанию правил. Наверное все хорошо представляют себе что такое правила настольной игры: некий текст, разбитый на несколько разделов. Обычно в правилах любой игры, даже самой простенькой, можно найти разделы «Описание игры», «Ход игры», «Победа в игре» или им подобные. Но разработчики Зигель Гунда идут по своему пути. Их правила мало того, что написаны сплошным текстом (тут ещё можно найти оправдание – правила невелики по объёму), так ещё и составлены в шутливой форме рассказа о соревнованиях гномов. 

Грубо говоря, игрокам предлагают прочитать рассказ, и выявить в тексте формулировки игровых правил. А для таких как я, которым не удалось это сделать с первого раза, на обороте листка игровые правила продублированы… в виде юмористического диалога между гномами, в котором правила сформулированы уже более явно. Но меня всё равно терзает вопрос: вот можно было написать нормальные обычные правила. Зачем было вместо этого составлять две неудачные версии (про коричневый цвет на оранжевом фоне я уже молчу).

Теперь поговорим о самой игре. Партия начинается с того, что на столе лицом вниз раскладываются все тайлы подземелий. Как они раскладываются – определять игрокам. В правилах так и написано, кладите, мол, как хотите. Главное, чтобы на стол легли все двадцать тайлов. Хотя, на мой взгляд, можно было для начинающих указать пару советов или придумать рекомендуемую форму игрового поля для ознакомительной игры.

В дальних углах игрового поля выставляются фишки игроков. Затем жребием определяется первый игрок. Он переворачивает лицом вверх тайл подземелья, на котором стоит его фишка, помещает её на любую из девяти клеток тайла, бросает кубик и делает ход. Сколько очков выпало на кубике, на столько клеток должен передвинуть свою фишку игрок. Проходить по одной клетке дважды (ходить туда-сюда) – нельзя. Перемещаться через клетки с непроходимыми препятствиями (лава, камни, деревья) – нельзя. Зато по пустым клеткам можно топать в любом направлении. Можно также подойти к краю тайла и перейти на следующий тайл (если он ещё закрыт – открыть его). После перемещения игрок может взять любой из открытых тайлов подземелья и повернуть его на 90°. Таким образом можно либо сокращать путь себе, либо усложнять дорогу соперникам.

На поле есть два вида ключевых клеток: колодцы и шахты. Колодцы – это «ускорители». Остановившись на колодце, игрок делает ещё один ход. Очевидно, что на колодцы нужно вставать как можно чаще. Ведь «Зигель Гунд» — это, по сути, гонка. И каждый лишний ход хоть чуть-чуть продвигает игрока к финишу. Второй тип ключевых клеток – это шахты с цифрами. Среди 20 тайлов подземелья на шести встречаются эти самые шахты. На каждой шахте стоит номер от 1 до 6. Задача игрока – обойти все шесть шахт. Посещать их можно в любом порядке, главное лишь – побывать в каждой.

Некоторые размышления

Вот как выглядит партия в «Зигель Гунд»: сидят за несколько человек, по очереди бросают кубик и двигают свои фишки. После каждого перемещения поворачивают один из тайлов подземелья. Кто-то кинул кубик, походил фишкой, повернул подземелье. Затем то же самое проделал следующий игрок и т.п.. Рано или поздно, кто-то, наконец-то, оббежит все шесть шахт и победит. Вот и вся игра.

Итак, Зигель Гунд основывается на некогда популярной механике «кинь-двинь», которую лично я причисляю к устаревшим механикам. Некоторые её вариации имеют право на существование, но их – единицы (я, пожалуй, могу назвать лишь Formula D). Банальнейшее же «кинь кубик, двинь фишку» застряло где-то в прошлом тысячелетии. К чести разработчиков Гунда они попытались немного освежить свою пропитанную пылью времени механику и разбавили её возможность поворачивать участки игрового поля. Однако этот эффект не принёс ожидаемого результата. Как ни крути (извините за каламбур), а что с поворотами частей подземелья, что без них – Зигель Гунд — неинтересная настолка.

Эта игра – из тех, что не вызывают никакого желания играть. Она выглядит до ужаса серой (камень в огород оформителей) и до тошноты скучной (камень в огород разработчиков). За партией в Зигель Гунд у меня появилось редкое ощущение. Очень-очень редко бывает так, что игра приносит не радость, лишь разочарование, и партия в неё предстаёт не временем отдыха, а неким испытанием, которое ты должен пройти. К моему великому сожалению, Зигель Гунд оказалась из числа таких настолок.

Понравиться кому-либо Зигель Гунд может не благодаря чему-то, а исключительно вопреки. Вопреки корявым правилам, вопреки неудачному оформлению, вопреки унылому игровому процессу. Честное слово, я не знаю, по какой причине эта настолка, вообще, увидела свет. И уж совсем обидно, что за распространение этой игры взялись Правильные игры, компания, которая выпустила Зельеварение и Эволюцию. Для меня это просто невероятное событие. Это как если бы, например, концерн BMW вдруг стал бы продавать Запорожцы.

Теоретически можно предположить, что эта игра понравится каким-нибудь совсем дремучим новичкам, только что слезшим с Монополии, но давайте будем честными – в сравнении с современными настольными играми Зигель Гунд не выдерживает никакой конкуренции.

Зигель Гунд, Обзоры



Похожие записи
  • Знакомьтесь, разработчик игр из Питера
  • Расписание ближайших игротек
  • «Находка для шпиона» + Звёздные войны = Spyfall: Star Wars
  • «Перевыборы» — модифицированная украинская «Монополия»
  • Трое из ларца, одинаковы с лица
    1. Janik
      06 Апр 2011 из 9:16 | #1

      Спасибо за обзор!

      Я когда только увидел коробку первый раз обрадовался — ну вот, что то новенькое от наших, а оказалась полная фигня, особенно оформление.

      А на счёт процесса — сильно много отдано на волю случаю.


    2. SkyRover
      06 Апр 2011 из 10:08 | #2

      мда… жаль…

      Очень ждал этого обзора, спасибо.


    3. CerbeRUS
      06 Апр 2011 из 10:15 | #3

      По поводу компонент во всем согласен — ужасно.

      А вот по поводу правил и самой игры так негативно не настроен.

      Да, хоть текст правил и неструктурирован, но понятие правил не вызывает проблем из-за их легкости.

      И сам игровой процесс мне понравился. Мы даже два раза подряд сыграли. Да, игра полностью завязана на кубике, она рандомна и нестратегична, но от нее многого и не требуется. Ведь игра фановая и для новичков. Мне кажется, раз в месяц-два, но мы будем доставать ее с полки. Так, расслабиться, поприкалываться.


    4. Metaller
      06 Апр 2011 из 10:32 | #4

      Может она просто для детей? Тогда и шутливые правила, и рендом, и простота — все объясняется?


    5. Dan
      06 Апр 2011 из 10:48 | #5

      Вот-вот, я тоже самое хотел сказать. Эта игра не суровых настольщиков, она для детей от 5 до 10. И я могу уверить — в этом возрасте кинь-двинь и популярен, и полезен.

      То, что Юрий не попадает в целевую аудиторию по возрасту, ещё не делает игру плохой.


    6. Ламбер
      06 Апр 2011 из 10:53 | #6

      А я вот до ужаса не люблю такие литературные вставки читать 🙂

      К литературе они никакого отношение не имеют, а время прочтения правил увеличивают 🙁


    7. Oldman
      06 Апр 2011 из 11:03 | #7

      @Dan

      где-то в 5 от кинь двинь отводить ребенка нада……. у нас в 3,5 каркасон в виде домино начался. В 10 лет популярен кинь двинь — это рукалицо


    8. Dan
      06 Апр 2011 из 11:20 | #8

      @Oldman

      Не буду здесь спорить, тем более с тобой, это всё равно бесполезно.

      У меня сейчас на половину написана статья, зачем нужна Монополия детям, как закончу — опубликую.


    9. Gravicapa
      06 Апр 2011 из 11:23 | #9


      Dan :

      Эта игра не суровых настольщиков, она для детей от 5 до 10. И я могу уверить – в этом возрасте кинь-двинь и популярен, и полезен.


      А я с этим утверждением категорически не согласен. Может ещё в 5-ть лет игры такого уровня (но не оформления) могут быть полезны и интересны ребёнку, но в 8-мь это уже «перебор». У меня дочка даже не сядет в такое играть, как из-за качества компонентов, так и из-за смысловой нагрузки. Она тут рвётся в Клаустрофобию научиться в свои 8-мь, а вы говорите об «этом» 🙂


    10. Metaller
      06 Апр 2011 из 11:33 | #10

      @Gravicapa

      Не у всех детей родители — хардкорные настольщики, разрабатывающие системы обучения 8-летних детей игре в Battlelore. Без влияния родителей с кучей разнообразных настолок, мне кажется детям в этом возрасте вполне так интересно играть в подобные игры.


    11. Dan
      06 Апр 2011 из 11:34 | #11

      Gravicapa :

      Если рвётся научиться, то почему до сих пор не научилась? То-то и

      оно. Я 8 лет рвался рубиновый лазер сделать 🙂


      А в Зигель Гунд ребёнок может научиться играть самостоятельно, без помощи взрослых.


    12. vladdrak
      06 Апр 2011 из 13:45 | #12


      Dan :

      Вот-вот, я тоже самое хотел сказать. Эта игра не суровых настольщиков, она для детей от 5 до 10.


      Тогда не надо на коробке писать, что она ОТ 10 лет:)


    13. Gravicapa
      06 Апр 2011 из 13:53 | #13


      Dan :

      Gravicapa :

      Если рвётся научиться, то почему до сих пор не научилась? То-то и

      оно.


      🙂

      Я получил её только в эти выходные и сам только что разобрался в хитросплетениях правил. Сейчас сделаю краткие памятки и летом буду учить. Сейчас у ребёнка много уроков в школе, поэтому нагружать её излишней информацией не «гуманно», хотя желание у неё есть. Достаточно партий в игры, которые она уже знает.



      Metaller :

      @Gravicapa

      Не у всех детей родители – хардкорные настольщики, разрабатывающие системы обучения 8-летних детей игре в Battlelore. Без влияния родителей с кучей разнообразных настолок, мне кажется детям в этом возрасте вполне так интересно играть в подобные игры.


      Я с Вами согласен. Но на то и родители, чтобы заниматься с детьми и развивать их. Когда обучу — выложу «систему обучения». Пользуйтесь и учите детей 🙂


    14. I’m
      06 Апр 2011 из 16:30 | #14

      Благодарю за обзор, у автора невероятный талант к критике. Умерло всякое желание знакомится с этой настолкой в следствии чего сэкономлено время, за что отдельная благодарность.


    15. Пиркс
      06 Апр 2011 из 17:25 | #15

      @Oldman

      Обычный Каркассон или детский?

      А домино к тому времени было уже освоено?

      А считать дитя до скольки умело?

      Моему просто 3,5 будет летом. Вопросы сугубо практические.

      Вообще вот кто бы написал статью по технологии обучения маленьких детей настолкам, было б круто. С самого начала и лет до 10. С примерами, рекомендациями итд.


    16. Gravicapa
      06 Апр 2011 из 17:37 | #16


      Пиркс :

      @Oldman

      Вообще вот кто бы написал статью по технологии обучения маленьких детей настолкам, было б круто. С самого начала и лет до 10. С примерами, рекомендациями итд.


      Представляете, сколько времени уйдёт на сбор материала и каков будет объём? Я после обучения дочки одной игре не знал, как уместить безумный объем информации , полученный за 3 месяца, в одну статью, а Вы хотите «обучить играм и за период 6-7 лет». Это абсолютно нереально. Могу одно сказать — всё зависит от желания родителей, психологической подготовки к игре (нужно учитывать, что играет ребёнок) и вашему абсолютному знанию материала, дабы отвечать на любые вопросы моментально. Скажу по себе — учить ОЧЕНЬ тяжело. Ну и необходимо знать, когда «ещё не время» играть с ребёнком «по взрослому», а когда уже «необходимо». Если ошибётесь — ребёнок будет к играм относиться, как к урокам. И тогда «дело загублено»…


    17. Oldman
      06 Апр 2011 из 18:48 | #17

      @Пиркс

      Обычный, да освоено. По счету помойму десятки осваивали, сложение и вычитание.

      Методики эт оч круто. Можно просто обсудить упрощения правил имеющихся игр, а так же использование их компонентов в целях интересного времяприпровождения с ребенком. Про очень тяжело не скажу, но мне лично терпения нехватает местами, и отношение как к урокам порочно, исходим впринципе к тому, что уроки не наказание и не хомут…..

      А вот то что нами использовалось в различных упращенных вариантах: Каркассон, Грузи и Вези, Эрудит, Мурмель Монстер (на ней написоно от 6 надо раньше) и вормс ап. Сейчас потихоньку Тикет ту райд идет и жена раскидывает Драгонхерт, тикет доигрывается до середины — потом наскучивает, в драгонхерте карты конечно даже не пытается просчитать, но иногда логика ходов офигенная (заставляем озвучивать действия). Ну и желание поиграть только от того, что видит как играют родители. Было время даже подводил к тому чтоб сама просила.


    18. Лекс
      06 Апр 2011 из 20:58 | #18

      » а так же использование их компонентов в целях интересного времяприпровождения с ребенком»

      Это работает) моему 2.5 года, он активно просит какую-нибудь игру поиграть. Достаю Игросказ, раскладываем карточки, сочиняем сказки….Каркассон- просто пытаемся составлять плитки и ходим миплами по карте, собирая грибы и ловя рыбу. Ламинируем вместе карточки. Рассматриваем картинки из РфтГ. Цивилизация Лаже- солдатики и галеры по карте ходят. Называются провинции, страны…


    19. ZoRDoK
      06 Апр 2011 из 21:05 | #19

      Да сразу было понятно по убогому дизайну коробки, что внутри нас ждёт полное убожество. По-моему, только не уважающий себя человек, может за такую лажу отдать деньги.


    20. Mootabor
      06 Апр 2011 из 21:10 | #20

      По мне так, если игра интересна детям, то и взрослые должны видеть в ней этот потенциал интересности. А логика, что мол игра для детей, а не для вас — немного мне не ясна. Как в таком случае взрослым дядям, что ваяют игры ясно, что она будет интересна детям? Это как в шутке про собачий корм получается.


    21. Apostol
      06 Апр 2011 из 21:31 | #21

      Детские игры это детские игры.

      Гики! Поймите! Очень часто людям нужны игры не для загрузки мозга, а для его разгрузки!!!

      Детям тем более!


      П.С. Для детей игра самое то, по красочнее только бы.


    22. Dan
      06 Апр 2011 из 22:35 | #22


      Mootabor :

      По мне так, если игра интересна детям, то и взрослые должны видеть в ней этот потенциал интересности.


      Детям интересен кинь-двинь, детям интересна монополия, детям интересно просто взять солдатиков или кукол и играть ими без всяких правил и условностей.


      Да, и детям были интересны Телепузики, а взрослые считали их злом. Вот такой вот потенциал интересности.


    23. vladdrak
      06 Апр 2011 из 22:42 | #23


      Apostol :

      Детские игры это детские игры.


      Совершенно верно. А кака — это кака.


    24. vladdrak
      06 Апр 2011 из 22:46 | #24

      А еще удивляет молчание Зордока. Это же его любимая песня — «Мерзкие российские компании настольных игр хотят нажиться на бедных, беззащитных настольщиках». Я немножечко фигею, как изменилась цена ЗГ после того, как ПИ стали дистрибьюторами.


    25. Ламбер
      06 Апр 2011 из 23:28 | #25

      @Apostol

      Я согласен. Мы часто раскладываем Борьбу за Галактику, потому что там думать не надо.


      Но, извините, для «разгрузки» есть много хороших игр. Всякие там ДжанглСпид, Каркассон и много чего такого, где нельзя прогнозировать, а играешь только в свой ход. 🙂


    26. Nelud
      06 Апр 2011 из 23:49 | #26

      @Gravicapa

      Как то уж всё слишком серьёзно! Это всё таки всего лишь игры. Если ребёнок хочет в них играть, то обучится ещё быстрее всякого взрослого. Главное, чтобы сам ребёнок ЖЕЛАЛ научиться играть (ну, и чтобы взрослому тоже было это интересно).

      У меня старший сын начал играть с раннего возраста (лет с 4-5). Причём кроме Каркассона и Колонизаторов были MtG и Duel Masters на английском!! Так как у него было сильное желание, то текст на картах не был особой проблеммой: я ему рассказывал что означают те или иные карты, он их быстро запоминал по иллюстрациям. Естественно, он не мог играть достойно без подсказки и форы (иногда и сейчас — в 9 лет делает совсем глупые ходы). Иногда, при проигрыше чтобы его не расстраивать, мы врали, что он выиграл.

      С младшим сыном (4 года) уже сложнее. Он любит достать какую-нибудь настолку и играть с компонентами по своим неведомым правилам. Хуже, когда он заставляет меня поиграть с ним по его «правилам». 🙂 Уговаривать играть как надо — бесполезно. Последнее время он сам начал просить нас (меня и старшего сына) поиграть во что-нибудь по «нашим» правилам. Плохо, когда это оказывается какой-нибудь монстр типа Descent’а или WoW’а. Уговорить его отказаться от такой затеи не представляется возможным (такой сложный характер), поэтому, приходится раскладывать игру, заранее зная, что после первого же хода партию придётся сворачивать (скучно же для такого возраста). Но всё же иногда удаётся сыграть во что-нибудь короткое до конца. Последний раз, например, отыграли аж целых 3 партии подряд в Drakon. До этого как-то раз удалось разложить полную партию в Witch’s Brew! (и ещё несколько раз — до половины).

      Поэтому я с удивлением читаю про какие-то системы для обучения настольным играм 🙂 По-моему, всё гораздо проще: покажи игру, спроси: «хочешь?» Затем, просто начни играть по ходу подсказывая и объясняя правила, ребёнок сам втянется и всё поймёт. Но я не настаиваю, у каждого СВОЙ собственный путь. Здесь главное, любить своё дитя и не заставлять что-то делать совсем уж против воли.


    27. Gravicapa
      07 Апр 2011 из 0:02 | #27

      Не не… Вы меня не верно поняли, судя по всему. У меня дочка сама хочет научиться, просто на данный момент ни у меня нет желания её учить, ибо сам не до конца освоил, а у неё нет возможности освоить, ибо устаёт в школе. Поэтому «никакого криминала» 🙂 Я не настолько «болен», чтобы нагружать ребёнка против его воли. Вы Славу (Зордока) спросите — он всё видел своими глазами и моя дочка выиграла у всех взрослых за столом (4 человека) в Исла Дорада совершенно честно и была весьма довольна собой…

      Дело в том, что меня многие друзья спрашивали «с чего начать», вот я и попытался написать «с чего» на примере, ибо есть печальный опыт моих соседей и их обучение игре своего сына…

      А по Зигель Гунд — если она позиционируется для детей, то дети, как раз, смотрят на оформление, а уже потом на правила и «глубину» игры. Оформление у игры на твёрдую «2», поэтому ребёнок взглянет и «пройдёт мимо», ибо там смотреть то не на что…


    28. SOU
      07 Апр 2011 из 0:24 | #28


      Ламбер :

      @Apostol

      Я согласен. Мы часто раскладываем Борьбу за Галактику, потому что там думать не надо.


      Я удивлен: думать надо и очень сильно. Может, конечно, зависит от стиля игры и желания игроков.


    29. Ламбер
      07 Апр 2011 из 9:33 | #29

      @SOU

      Наверное, мы просто слишком много в нее играли 🙂


      Я считаю, что наиболее напряжные игры — те, где существует

      а) Совсем долгосрочное планирование (Ех: Сумерки Империй)

      б) Совсем тонкая экономика (Ех: Энергосеть)


      В Галактике такого нет. Прогноз обычно не дальше 3х ходов, а там уже «5 карт придет в руку и видно будет», а арифметика совсем простая — в пределах 10ти. Оттого и не напрягает.


    30. -=Sigiller=-
      07 Апр 2011 из 11:31 | #30

      А издавали игру тоже эти загадочные Лайла Геймс или все же Правильные Игры?


    1. Трекбеков пока нет.