Обзор игры Karuba

Одним из номинантов нынешней немецкой премии Spiel des Jahres 2016 является настольная семейная игра Karuba за авторством Редигера Дорна, которая номинируется на «Игру года». Игра оказалась действительно занятной, поэтому наш читатель Hawks решил поделиться обзором на настольную игру Karuba

Сюжет игры незамысловат, игроки выступают в роли охотников за сокровищами с отрядом авантюристов, которые приплыли к берегам острова Каруба, где за непролазными джунглями скрываются четыре храма со своими ценными артефактами, а по дороге встречаются сияющие кристаллы и золотые самородки. Для победы необходимо закончить экспедицию с самыми ценными сокровищами, а значит первым привести своих авантюристов в нетронутые и заброшенные храмы.

Перед началом игры каждый игрок, получается, по карте острова и 4 авантюриста и храма (синего, желтого, коричного и фиолетового цвета), и 36 тайлов своего цвета.  После чего каждый игрок по очереди выставляет одного авантюриста на числовое значение поля на берегу и берет храм того же цвета что и авантюриста и выставляет его на числовое значение джунглей, а остальные игроки дублируют действие на своих планшетах.

Например, первый игрок выбирает фигурки синего цвета (согласно цвету обратной стороны тайлов) и ставит синего авантюриста на 80 градусов берега, а синий храм на 90 градусов джунглей, после чего остальные игроки выставляют у себя на поле авантюриста и храм по тем же координатам.

Далее следующий игрок выставляет авантюриста и храм, а другие игроки повторяют расстановку до того момента, пока перед каждым игроком на поле не будет выставлено по четыре храма и авантюриста. Главное помнить, что авантюрист и храм не могут быть выставлены первоначально ближе, чем на три клетки.

На следующем этапе подготовке к игре необходимо отобрать сокровища храма, для двух игроков используются сокровища номиналом 5 и 3, для троих – 5, 3 и 2, а для четверых полный набор от 2 до 5.

Теперь один из игроков становится главой экспедиции и тщательно перемешивает свои тайлы джунглей, формирует стопку тайлов лицом внизу, а остальные игроки раскладывают свои тайлы лицом вверх. Я рекомендую раскладывать тайлы по номерам в столбцы, с 1 по 9, с 10 по 19, с 20 по 29 и с 30 по 36, чтобы в дальнейшем их максимально быстро находить.

После того как все подготовлено можно начать играть. Процесс игры происходит следующим образом, руководитель экспедиции берет из своей закрытой стопки тайлов один тайл с джунглями и называет его номер, после чего каждый игрок должен найти у себя данный тайл и решить, как использовать тайл джунглей. Тайл можно использовать двумя способами — разместить на карте острова или сбросить его и передвинуть своего авантюриста.

В игре необходимо выстроить через тайлы тропинку от авантюристов к храмам соответствующего цвета и тут уже вы решаете, каким оптимальным образом составить маршрут, чтобы ваши фигурки первыми достигли храма.

Когда руководитель экспедиции называет номер тайла, вы можете его выставить на любую пустую клетку вашего поля, главное чтобы номер на плитке располагался в верхнем левом углу. При этом тайл не обязан граничить с другими тропинками или наоборот может упираться своей дорогой в зеленую часть соседнего тайла и тем самым создавать тупик.

Тайл состоит из тропинки, которая направлена от центра к краю плитки и может быть несколько видов тайлов – прямая дорога, дорога с поворотом, перекресток и прямая дорога с ответвлением. Так же на некоторых тайлах джунглей встречаются символы с кристаллом и золотым самородком и при размещении такого тайла необходимо на него положить соответствующий ресурс.

Вторым вариантом действия с тайлом является возможность его сбросить и тем самым передвинуть своего авантюриста на столько шагов, сколько тропинок ведут к краю тайла (простая дорога дает 2 шага, а перекресток 4 шага). Этим действием необходимо довести авантюриста до храма нужного цвета, ведь игра закончится, когда один из игроков приведет к храмам все свои фигуры.

При передвижении авантюриста главное помнить:

  • что он движется шагами (1 шаг – 1 клетка вперед);
  • он может сделать меньше шагов, чем позволяет сделать это тайл (перекресток дает 4 шага, а походить можно от 1 до 4);
  • передвигаться можно только по построенным тропинкам;
  • перепрыгивать или останавливаться на поле с другим авантюристом нельзя;
  • нельзя распределять шаги между несколькими авантюристами.

Если ваш авантюрист заканчивает движение на тайле с кристаллом или золотом, вы забираете себе соответствующий ресурс. В конце игры игрок получаете 1 победное очко за кристалл и 2 очка за золото.

Если после передвижения авантюрист дошел до храма своего цвета, то игрок получает самое дорогое сокровище соответствующего цвета. Может, возникнут ситуация когда по завершению хода оба игрока дошли одним и тем же авантюристом до своего храма, тогда один игрок получает самое ценное сокровище, а второй игрок менее ценное по номиналу и добирает разницу за счет кристаллов из банка.

Игра заканчивается в двух случаях, либо глава экспедиции открывает последний тридцать шестой тайл, либо кто-то из игроков достиг всех храмов своими авантюристами. После чего происходит финальный подсчет ценностей, подсчитываются все добытые сокровища из храмов по их номинальному значению плюс по одному очку за каждый кристалл и по два за каждое золото.

Игра довольно простая,  правила объясняются за пять минут, а партия длиться около получаса, поэтому игру Karuba можно отнести к хорошему семейному филлеру.

Для меня главный показатель семейной игры это мнение моей жены о повторной игре. После первой тестовой партии, где в начале игры мы случайным образом расставили храмы и авантюристов, жена захотела сыграть сразу же второй раз, а после и еще один раз. Так за время первого тайма матча Англия – Россия мы успели отыграть 3 партии и это хороший показатель, ведь игра играется очень быстро и хочется сыграть еще раз. Баланс в игре тоже учтен и партии заканчивались маленькой разницей в 1-3 очка, поэтому стоит планировать свои действия с оглядкой на оппонента.

При большем количество игроков даунтайм сильно не увеличивается и партию можно сыграть за 30 минут или еще быстрее, правда будет уже сложнее следить за всеми передвижениями противников. Если рассматривать игру только для двоих, то она получается довольно тактической, когда у каждого игрока одинаковый набор тайлов и действий  и победит лучшая стратегия.

По этой же аналогии я вспоминаю другую игру с тайлами – Limes на построение территорий с одинаковым выставлением тайлов, но там уже необходимо было выставлять тайлы рядом с ранее выложенными. Отсюда меня смущает обратный момент в Karuba, где можно выставлять тайлы как угодно, без оглядки к привязке к чему-либо и рано или поздно у тебя получится выстроить нужный тебе рисунок местности.

Для более опытных игроков Каруба может показаться довольно простой и детской, берешь тайл, выставляешь на понравившееся место и потом двигаешь фигурку, всего два действия. Но создатели игры не останавливаются на достигнутом и на BGG я нашел бонусные материалы, которые можно просто использовать как дополнение к правилам для более усложнённого режима к игре.

Так авторы игры предлагают бонус для игроков совершивших первыми те или иные действия:

— первый игрок, который соединил дорогой всех своих авантюристов с храмами их цвета, получает 3 победных очка;

— первый игрок, который перемести каждого своего авантюриста хотя бы на один шаг получает 2 победных очка;

— первый игрок, который смог суммарно собрать 4 кристалла или 4 золота получает 3 победных очка;

— первый игрок, который смог каждым своим авантюристом получить кристалл или золото получает 2 победных очка.

Эти небольшие изменения вносят новых красок в игру, и уже лишний раз надо будет подумать, какое действие совершить и как ходит противник, чтобы не дать ему вырваться вперед в этой увлекательной гонке за сокровищами.

Резюмирую. Karuba – отличная семейная игра, которая быстро раскладывается, объясняется и играется менее чем за 30 минут. Этого хватило, чтобы войти в топ 20 самых играемых настольных новинок за последний год. Как для семейной игры я поставлю 8/10 на основе первых сыгранных партий и желанию сыграть еще раз.

Karuba, Обзоры



Похожие записи
  • Весёлые картинки, № 64 — «Новинки Эссена — 2010»
  • Весёлые картинки, № 118 — «Добыча с Эссена»
  • Весёлые картинки, № 176 — «Условные обозначения»
  • Весёлые картинки, № 95 — «Мипл Боб в Москве»
  • Весёлые картинки № 164 — Эссенский улов
    1. Alver
      17 Июн 2016 из 12:18 | #1

      Спасибо за обзор, закинул игру в вишлист.


    1. Трекбеков пока нет.