Обзор игры «Eclipse»

Представляю вашему вниманию мой обзор игры Eclipse. Впервые этот текст был опубликован в третьем номере Стратагемы, здесь он печатается в том же виде, с незначительными правками по тексту. 

Коротко об игре

Количество игроков: 2-6

Продолжительность партии: 30 минут на игрока

«Eclipse» – это представитель жанра 4X (eXplore, eXpand, eXploit, eXterminate: исследуй, расширяй, эксплуатируй, уничтожай), глобальная стратегия, где необходимо исследовать новые территории, расширять границы своей империи, проводить научные исследования, добывать ресурсы, строить и, конечно же, воевать.

Действия в игре совершаются с помощью механики «выставления рабочих» — игроки по очереди выставляют фишки на определённые области и выполняют то или иное действие. Если кто-то не хочет или не может совершать очередное действие, этот игрок пасует. Когда спасуют все, наступает фаза сражений, в которую разыгрываются космические бои. После фазы сражений наступает очередь фазы расчётов, в которой игроки оплачивают свои расходы и получают произведённые за ход ресурсы. Затем начинается новый ход.

Все достижения игроков в области исследования космоса, расширения империи, развития науки и покорения галактики оцениваются в победных очках, по числу которых и определяется победитель в игре. Партия в «Eclipse» длится ровно 9 ходов и, поэтому, задача игрока – набрать как можно больше очков за отведённое время.

Игровая вселенная

«Eclipse» не может похвастаться проработанной вселенной. Всё, что есть у игры за пазухой – это крошечное предисловие к правилам. Из него мы узнаём об отголосках безжалостной межгалактической войны и последующих за ней усилий по поддержанию мира, прикладываемых как всеми разумными цивилизациями, так и неким Галактическим советом. Однако в космосе вот-вот грянет гром и одна из семи рас станет безоговорочным лидером.

Конфликт между космическими цивилизациями намечен, но причины его никак не обозначены. Почему земляне и различные инопланетные расы вступили в противоборство – непонятно.

Чуть больше информации о вселенной игры имеется в справке по расам. Авторы игры рассказывают о каждой из шести инопланетных цивилизаций, о шести человеческих фракциях, а также об остатках сгинувшей в летах великой цивилизации и демилитаризованной зоне в центре галактики.

Компоненты

Поставляется «Eclipse» в большой коробке, доверху наполненной следующими компонентами:


Коробка с игрой

  • 6 наборов игроков 6 разных цветов (синий, красный, зелёный, жёлтый, чёрный, белый), каждый из которых состоит из 14 пластиковых миниатюр космических кораблей (8 перехватчиков, 4 крейсера, 2 дредноута), 4 жетонов космических баз, 33 кубов населения, 16 дисков влияния, 3 жетонов послов;


Набор компонентов игрока

  • 37 гексов космоса;
  • 6 двухсторонних полей игроков;
  • 1 общее вспомогательное поле;
  • 96 жетонов технологий;
  • 154 жетона частей боевых кораблей;
  • 21 жетон открытия;
  • 22 жетона космических кораблей;
  • 21 жетон космических кораблей Древних;
  • 1 жетон защитной системы центра галактики;
  • 32 жетона репутации;
  • 22 жетона орбитальных платформ/монолитов;
  • 2 жетона «переполненных гексов»;
  • 6 карт-памяток;
  • 1 карта предателя;
  • 4 справочных карты;
  • 18 шестигранных кубиков (8 жёлтых, 6 оранжевых, 4 красных);
  • 18 фишек ресурсов (по 6 оранжевых, розовых и коричневых);
  • 12 фиолетовых кубов повреждений;
  • 1 фишка первого игрока;
  • 1 фишка номера хода;
  • 2 тряпочных мешочка (для жетонов технологий и жетонов репутации).

Также в коробке имеется некоторое количество незадействованных в игре компонентов. Это – пустые жетоны (4 посла, 1 технология, 1 открытие, 1 жетон репутации и 9 жетонов зданий).

Анатомия космоса

«Eclipse» условно можно разделить на три функциональные зоны: галактика, персональные поля игроков и общее поле технологий.

Галактика – это то, что обычно называется игровым полем. В начале партии на столе лежит только центральный гекс и стартовые системы игроков. Целиком поле формируется непосредственно в ходе игры – самими игроками.

Персональные поля игроков – это отдельные листы, на которых отмечается состояние империи каждого конкретного игрока. 


Персональное поле игрока

Верхняя половина листа отдана под схемы космических кораблей, которые в процессе игры можно модифицировать, выкладывая на эти схемы жетоны «запчастей». В средней части расположены три шкалы технологий (уместнее было бы сказать «древа», но здесь они линейные, так что – шкалы). Под ними – специальные счётчики производства ресурсов (деньги, наука, материалы). По правому краю листа нанесён счётчик ресурсов, на котором отмечаются текущие «запасы» игрока.

Отдельно стоит отметить счётчики денег, науки и материалов. Это три линейки квадратиков оранжевого (деньги), розового (наука) и коричневого (материалы) цвета. В каждом квадратике указана цифра. В начале партии все квадратики закрываются кубиками населения.

По ходу партии игроки будут колонизировать экономические, научные и производственные планеты путём выставления на них своих кубиков населения. Реализовано это следующим образом: при колонизации, игрок снимает крайний кубик с соответствующей линейки ресурсов и выставляет его на планету. Под кубиком открывается число, обозначающее текущий приток того или иного ресурса. Это крайне элегантная механика, избавляющая от долгих и муторных подсчётов – размер доходов никогда не надо пересчитывать, достаточно посмотреть на крайние цифры на линейках денег, науки и материалов.


Общее поле технологий

Общее поле технологий – это вспомогательное поле, на которое выкладываются общие компоненты: доступные для приобретения технологии, элементы космических кораблей, а также прочие вспомогательные жетоны и фишки. В верхней его части имеется счётчик ходов.

Важное значение в игре имеют гексы звёздных систем, из которых выстраивается галактика, поэтому остановимся на них подробнее.


Один из стартовых гексов с тремя планетами

Каждый гекс состоит из нескольких элементов:

— номер гекса. От номеров гексов зависит порядок розыгрыша сражений в каждом ходу. Бои отыгрываются по принципу «от большего – к меньшему», поэтому в начале битвы всегда происходят на периферии (внешние гексы из III стопки с номерами 300+), а в центре галактики – в последнюю очередь;

— стоимость системы в очках. Число означает количество победных очков, которое начисляется в конце игры за контроль над системой;

— символ открытия (встречается не на всех системах). При вскрытии гекса с символом открытия на него выкладывается жетон открытия.

— планеты. Это источники ресурсов. Как уже было сказано, планеты бывают научные (розовые), производственные (коричневые) и экономические (оранжевые). Ещё бывают «джокеры» белого цвета – на них производится любой ресурс по выбору игрока. В системе бывает от 0 до 4 планет. На каждой планете имеется 1 или 2 слота под кубики населения;

— половинки червоточин. Обычно в играх про космос космические корабли могут свободно перемещаться между соседними гексами. «Eclipse» — исключение из этого правила. Здесь флот может двигаться из системы в систему только через червоточины. Причём, они должны быть целыми, то есть перемещаться из одного гекса в другой можно только если они оба образуют целую червоточину.

В игре есть гексы внутреннего круга (расположены вокруг гекса центра галактики), серединные гексы (второй круг вокруг центра галактики), а также гексы внешнего космоса, которые можно выкладывать в произвольном порядке за пределами первого и второго круга.


Гексы I (снизу справа), II (снизу слева) и III (сверху) кругов

Внутренний круг – это самые выгодные системы с богатыми планетам и здесь можно заработать больше всего очков за колонизацию. Но здесь меньше всего открытий и чаще всего встречаются инопланетяне – корабли, оставшиеся от сгинувшей расы загадочных Древних. Если вы наткнулись на такой корабль, сперва придётся победить его в бою — только тогда вы получите доступ к системе.

Второй круг – это менее выгодные гексы. Планет тут поменьше, очков за колонизацию дают тоже не так много. Зато попадается больше открытий и инопланетяне встречаются не так часто.

Внешний круг – это системы, ориентированные не на колонизацию, а на исследование. Здесь чаще всего можно найти жетоны открытия. Сами системы – бедные, планет в них мало (иногда не бывает вообще). Инопланетяне попадаются, но очень редко.

Подготовка к игре

В начале игры в середину стола помещается гекс центра галактики, а на расстоянии от него выкладываются гексы стартовых систем игроков. Каждый игрок расставляет на своём персональном поле кубики населения на линейках денег, науки и материалов, а также диски влияния на линейке действий. Также на счётчик ресурсов помещаются фишки денег, науки и материалов, обозначающие начальный запас этих ресурсов. На гекс стартовой системы игрока выкладывается диск влияния, кубики населения, а также один истребитель, представляющий стартовые военные силы.


Персональное поле игрока в начале партии

В первых партиях от игроков стоит ожидать проявления недовольства из-за того, что на персональном поле надо расставить около 40 кубиков населения и примерно 15 дисков влияния. Поначалу кажется, что на это уходит целая вечность. Однако к третьей-четвёртой партии эта операция будет проделываться за пару минут. И уже к концу первой же партии всем станет понятно, насколько элегантно это решение с линейками кубиков населения.

Правила игры

Каждый ход в «Eclipse» состоит из действий игроков. Все участники игры по очереди совершают по одному действию, выставляя фишки на специально отведённую для этого шкалу из шести позиций на своих персональных полях (позиции обозначают доступные в игре действия). Так продолжается до тех пор, пока не закончатся фишки действий или пока все игроки не спасуют (что происходит чаще).

В игре есть шесть доступных действий:

Explore (Исследование). Это действие позволяет исследовать космическое пространство – выкладывать на стол новые гексы звёздных систем. С помощью исследования прямо в процессе партии формируется игровое поле.

При выполнении этого действия игрок должен определиться, где именно он хочет исследовать космос. Затем он берёт гекс из соответствующей стопки (I, II или III круга). Вскрыв гекс, игрок может выложить его на поле, либо отправить в сброс. В первом случае гекс можно колонизировать (если там нет кораблей Древних) и сразу же поместить на планеты кубики населения.

Для колонизации планет у игроков есть корабли колонистов. Чтобы отправить на какую-либо планету кубик населения, игрок должен перевернуть жетон одного из своих кораблей колонистов рубашкой вверх. Если все корабли уже перевёрнуты, планеты колонизировать нельзя. Корабли колонистов возвращаются в распоряжение игрока в конце хода, а также при выполнении действия «Influence» (Влияние).


Корабли колонистов

На некоторых гексах попадаются жетоны открытий. При колонизации такой системы игрок забирает этот жетон себе. Открытия приносят игроку либо победные очки, либо ресурсы, технологию или космический корабль. Обнаружив открытие, игрок сразу должен решить что он выбирает: победные очки или альтернативное вознаграждение.


Жетоны открытий

Именно с исследования чаще всего и начинается партия в «Eclipse», и это действие активно используется где-то до третьего хода – пока не иссякнут стопки гексов звёздных систем.

Примечательно, что формируемое с помощью действия «Explore »игровое поле не имеет заранее заданной конфигурации и может получиться абсолютно любой формы.

Influence (Влияние). Это действие позволяет выставлять диски влияния на поле, а также перемещать и удалять их из звёздных систем. При выполнении этого действия игрок также может перевернуть лицом вверх два своих корабля колонистов.

Поначалу может быть неясно зачем нужно удалять собственные диски с поля. Однако постепенно игроки осознают, что поскольку диски влияния одновременно служат и для захвата секторов и для подсчёта затрат, иногда бывает выгодно снять диск с поля чтобы уменьшить размер своих расходов.

Research (Исследования). Это действие позволяет приобретать новые технологии. Их стоимость оплачивается наукой.

Технологии в игре делятся на три группы: наступательные, оборонительные и экономические. Хотя деление это весьма условное, например, и среди наступательных и среди оборонительных технологий можно обнаружить щиты и системы наведения и оружие.

С помощью технологий игроки получают доступ к новым частям кораблей (см. далее действие «Upgrade»), могут увеличить производство ресурсов, получить новые диски влияния, а также научиться создавать орбитальные платформы и монолиты.

Львиная доля технологий относится именно к космическим кораблям: это оружие, броня, компьютеры наведения, генераторы помех для систем наведения противника, двигатели, генераторы.

Upgrade (Улучшение кораблей). Это действие позволяет улучшать космические корабли и космические станции и выполняется в два приёма.

Во-первых, со схем кораблей и базы можно удалить любое количество фрагментов. Во-вторых, можно поместить на схемы 2 новых фрагмента (из числа базовых, а также тех, доступ к которым игроку открывают изученные технологии).

Улучшения применяются мгновенно и сразу для всех кораблей выбранного типа. Например, если вы поставили на истребитель двойной слой брони, все ваши уже построенные истребители сразу становятся бронированными. Бронированными будут также и те истребители, которых вы построите в будущем.


Жетоны "запчастей" для космических кораблей

В первых ходах игры это действие используется не особо активно: сначала нужно накопить достаточно науки, затем приобрести новые технологии и лишь потом приходит время их внедрять.

Build (Строительство). Это действие позволяет строить боевые корабли, звёздные базы, а также космические объекты: орбитальные платформы и монолиты. Как правило, за одно действие можно построить две вещи. С помощью технологии «нанороботы» можно увеличить их количество до трёх.

Строительство оплачивается материалами (коричневым ресурсом). Что-нибудь построить можно только в системах, находящихся под вашим контролем (то есть в тех, где присутствует ваш диск влияния).


Двухсторонние жетоны монолитов/орбитальных платформ

Все создаваемые в игре объекты можно условно разделить на мирные и военные. К первым относятся орбитальные платформы, позволяющие развивать экономику (получать дополнительный доход в деньгах или науке) и монолиты, приносящие победные очки в конце партии. Ко вторым – три вида космических кораблей, а также оборонительные звёздные базы.

Move (Перемещение). Это действие позволяет перемещать космические корабли. Люди могут выполнить три перемещения, инопланетяне – два.

За одно перемещение можно передвинуть один корабль (один и тот же корабль можно двигать, используя для этого несколько перемещений). Дальность передвижения корабля определяется его двигателями. Начальные двигатели позволяют летать на 1 гекс, но затем их можно усовершенствовать. Лучший в игре двигатель позволяет передвигаться на 4 гекса за одно перемещение.

Перемещаются корабли только через переходы, то есть через целые червоточины, образованные двумя смежными сторонами гексов. Также в игре есть технология «генератор перехода», позволяющая перемещаться через половины червоточин.

Пас и реакция

Если игрок не хочет или не может совершать очередное действие, он должен сказать «пас». Но, спасовав, игрок не лишается возможности отреагировать на действия соперников. Даже после «паса» ему доступны действия «Upgrade» (Улучшение кораблей),«Build» (Строительство) и «Move» (Перемещение). Но работают они менее эффективно, чем обычно. Так, за «Upgrade» после «паса» можно поместить на схему кораблей только один новый элемент, за «Build» — построить только один объект, а за «Move» — совершить только одно перемещение.

Расходы

Выбрав то или иное действие, игрок выставляет на него свой диск влияния (напомню, что эти же диски используются для захвата космических систем). И тут мы подходим к одной из ключевых механик «Eclipse» — затратам.

На шкале дисков действий на персональном поле игрока в начале игры имеется некоторое количество дисков влияния. Под ними на листке напечатаны цифры – от «0» до «-30». С каждым новым задействованным диском (будь то совершение действия или захват космической системы) открывается всё больший минус. Это – размер затрат, которые игрок должен оплатить в конце хода.

Механика с затратами и дисками, служащими как для совершения действий, так и для захвата секторов – это отличная находка разработчиков. Это не только просто и наглядно, но ещё и очень логично и доступно: содержание космической империи требует постоянных затрат, их же требует и совершение действий. И расходы в идеале должны быть меньше дохода. Вот в этом нехитром условии и заключается вся соль игры – ты можешь захватывать сколько угодно космических систем и совершать сколько угодно действий, но за всё это надо платить. И если у тебя недостаточно средств, остаётся только одно – пасовать.

Сражения

Рано или поздно, игроки сталкиваются друг с другом либо нападают на остатки цивилизации Древних. И тогда в «Eclipse» разворачиваются сражения.

Бои здесь вынесены за пределы обычного игрового хода. Происходит это так: сначала все игроки совершают действия, а потом, когда все спасуют, разыгрывают сражения – в тех гексах, где столкнулись корабли нескольких игроков или сошлись корабли игрока и корабли Древних.
И тут есть особенность – сражения всегда происходят по принципу «один на один». Независимо от того, сколько игроков собрались в одной звёздной системе, биться они будут друг с другом попарно, по очереди. Причём, в обратном порядке, в зависимости от порядка прибытия боевого флота на поле битвы. Например, если в секторе находятся корабли одного игрока, а потом туда вводит войска второй игрок, а за ним – третий, то сначала второй и третий игрок будут сражаться друг с другом, а затем победителю предстоит схватка с первым игроков.


Грядёт битва за центр галактики

В случае, если флоты разных игроков сошлись сразу в нескольких местах, сражения разворачиваются по принципу «от края к центру» (в порядке убывания номеров гексов) — cначала битвы отыгрываются в самых дальних о центра галактики секторах.

Сражения состоят из раундов, в каждом из которых все участвующие в битве корабли обмениваются залпами. Кроме того, перед началом сражения участвующие в нём корабли обстреливают друг друга ракетами (если они имеются на борту). Ракеты – это одноразовое оружие, действующее только перед началом сражения. Впоследствии в каждом раунде боёв корабли стреляют друг в друга из разнообразных пушек.
Корабли стреляют в порядке инициативы (её значение зависит от типа двигателя и наличия компьютеров наведения). Тут действует простое и логичное правило: более быстрые корабли дают залп первыми. Если скорость одинаковая – сначала открывает огонь обороняющийся игрок.

Успех каждого залпа определяется броском кубика. «Шестёрка» всегда означает попадание, «единица» – всегда промах. Промежуточные результаты (от 2 до 5) можно превратить в «шестёрку» компьютерами наведения, прибавляющими к результату броска свои значения. Противник может помешать вам это сделать с помощью щитов, чьи значения вычитаются из результатов броска. Например, если у вас есть системы наведения «+4», а у противника – щиты «-2», это означает, что к результату вашего броска прибавляется 2, то есть вы будете попадать в цель при выпадении 4, 5 или 6.


Боевые кубики

Бросив кубики, игрок сам распределяет результаты попаданий. То есть если вы выбросили «шестёрку», можете сами решить какой именно корабль ею поразить.

Чтобы уничтожить вражеский корабль, нужно пробить всю его броню и нанести ещё одно повреждение. В зависимости от мощности вооружения и толщины корпуса цели на это может потребоваться от одного до нескольких выстрелов.

В игре есть три типа орудий: ионные и плазменные пушки, а также пушки с зарядами из антиматерии. Они различаются силой урона. Так, ионные орудия наносят 1 повреждение, плазменные – 2, а снаряды из антиматерии – 4. Более мощное оружие выглядит привлекательнее, но оно требует дополнительного источника энергии, который предварительно сначала нужно изучить, а потом ещё установить на корабли.

Если сражение вдруг оборачивается не так, как планировалось, есть возможность отступить из боя. В этом случае игрок называет тип своих отступающих кораблей – в очередном раунде они не стреляют, а разворачиваются, а в следующем покидают сектор, в котором развернулось сражение (возможно, подставив спину под прощальный залп быстрых кораблей противника).

После завершения боя игроки не глядя тянут из непрозрачного мешочка некоторое количество жетонов победных очков (в терминологии игры они называются жетонами репутации). Просто по факту участия в сражении (если только вы из него не отступили) всегда тянется один жетон, а если вы уничтожили корабли противника – тяните дополнительные жетоны.


Жетоны репутации

Один из добытых из мешочка жетонов можно оставить себе, разместив его на своём персональном поле. В игре есть жетоны достоинством от 1 до 4, так что, чем раньше вы вступаете в битвы, тем больше шанс, что «четвёрки» достанутся именно вам. Напротив, к концу партии в мешочке обычно остаются сплошь «двойки», да «единицы». Количество жетонов репутации, которое может держать у себя игрок, ограничено, поэтому желательно заполучить жетоны с максимальными значениями.

Конец хода

После отыгрыша всех сражений ход заканчивается. Теперь на первый план выходят два ключевых параметра: размер доходов и размер расходов, отображаемых на персональном поле у каждого игрока. Первое отмечается на оранжевой линейке денег, второе – на линейке дисков действий. Если доходы больше расходов, прибыль отмечается на счётчике ресурсов. Если больше расходы – игрок должен оплатить разницу между расходами и доходами из своих запасов, а если их недостаточно – обменять на деньги науку и (или) материалы. Если же недостаточно и этого – снять диски влияния с игрового поля, чтобы уменьшить свои расходы (то есть потерять контроль над одним или несколькими секторами, что означает также деколонизацию планет).

После оплаты текущих расходов игроки прибавляют на счётчике ресурсов доход в науке и материалах. Затем счётчик ходов передвигается на следующее деление, из мешочка с технологиями вскрываются новые технологии и начинается новый ход, в котором первым будет ходить игрок, первым спасовавший в ходу текущем.

Дипломатия

«Eclipse» предоставляет игрокам возможность заключать друг с другом союзы. При этом они обмениваются жетонами послов, извлекая из этого обоюдную выгоду. Во-первых, чужой посол приносит 1 победное очко. Во-вторых, на жетоне чужого посла можно разместить свой кубик населения, увеличив, таким образом, приток денег, науки или материалов (что обычно куда важнее какого-то там одного победного очка).


Жёлтый игрок вскоре окажется между молотом и наковальней

Жетоны послов размещаются на тех же местах, что и жетоны репутации, добываемые в сражениях. Поэтому иногда и хотелось бы заключить союз, но для этого приходится сбрасывать жетоны репутации, что не всегда выгодно.

Если один из участников союза нападёт на другого, союз разрывается. Послы и кубики населения с них возвращаются на исходные позиции, а этот игрок получает штрафную карточку «предатель», которая оценивается в минус два очка. Избавиться от этой карточки можно, только если предательство совершит кто-то ещё. Таким образом, в конце игры эта карточка остаётся у того, кто совершил вероломство последним.

Дипломатические аспекты в «Eclipse» ограничиваются возможностью заключать союзы и карточкой предателя. Обмениваться с союзниками ресурсами, проводить через их сектора свой флот, совместно сражаться с противникам здесь нельзя. И ещё – правила дипломатии применяются только если в игре участвует хотя бы 4 игрока. Партии вдвоём и втроём проходят союзов и предательства.

Конец игры

После завершения 9-го хода игроки подводят итоги партии. Всем начисляются очки за заработанные в сражениях жетоны репутации; полученные в результате заключения союзов жетоны послов; захваченные звёздные системы; собранные жетоны открытий; построенные в космосе монолиты; углубленное изучение технологий. Учитывается штраф за каточку «предателя», а также расовые бонусы некоторых инопланетных рас. Кто набирает больше всех очков, тот и побеждает в игре.


Персональное поле игрока в конце партии

Возможные аналоги

По собственному признанию авторов, «Eclipse» разрабатывалась с оглядкой на «Twilight Imperium». Они хотели создать примерно такую же игру, но с более простым и быстрым игровым процессом. Полагаю, эта задача выполнена на 100%. Конечно, «TI» намного глубже, сложнее и предоставляет игрокам больше возможностей, но, зато и партия в неё длится вдвое-втрое дольше, 8-12 часов против 3-4 в «Eclipse».

Также у «Eclipse» есть сходные черты с «Цивилизацией Сида Мейера». И там и там нужно заниматься развитием своей империи, выстраивать экономику, проводить научные исследования и вести войны. Только «Цивилизация», всё-таки, более мирная игра, там и победить можно исключительно невоенными способами, и воевать приходится не так часто.

Сильные стороны игры

В «Eclipse» используется весьма элегантная система подсчёта ресурсов и населения. Благодаря линейкам кубиков с первого взгляда понятно, сколько ресурсов производится у каждого игрока. Доходы не нужно пересчитывать, они всегда выражаются в твёрдой цифре, которая постоянно находится перед глазами.

Похвалы заслуживает и продуманная экономическая система, не позволяющая резко уйти в отрыв игроку, который захватил большую территорию. Использование одних и тех же фишек для пометки принадлежащих игроку звёздных систем и для совершения действий – это настоящая находка! Логика здесь такова: чем больше у тебя секторов, тем меньше остаётся возможностей действовать. А ещё каждый сектор требует расходов, так что новые территории надо не просто захватить, их нужно ещё на что-то содержать.

Очки в игре можно набирать действительно разными способами. Можно концентрироваться на исследовании, можно – на сражениях, можно – на развитии науки. Хотя, некоторые игроки отмечают, что это лишь первое впечатление. И фокусироваться на чём-то одном нельзя, развиваться надо во всех направлениях сразу.

Сражения здесь невероятно азартны! Каждый бой привлекает внимание всех игроков. Каждый бросок кубиков сопровождается воплями радости или отчаяния. А ещё космические битвы достаточно скоротечны, хотя и отыгрываются в несколько раундов (либо до победного конца, либо до отступления одной из сторон).

В игре нет совершенно никакого текста, что позволяет новичкам достаточно быстро её освоить. Кроме того, российские игроки совершенно спокойно могут играть в английскую версию, достаточно лишь, чтобы кто-то один прочитал и объяснил всем правила (которые, кстати, есть в сети на русском языке).

Игрокам практически не приходится ждать своего хода. Так как все совершают по одному действию по очереди, большую часть времени ходы совершаются очень быстро.

Слабые стороны игры

Я считаю, что у Eclipse нет слабых сторон как таковых. Но в игре есть нюансы, которые могут вызвать неудовольствие отдельных игроков.

Первое – это уже упомянутая относительно хлопотная подготовка к игре. Перед началом партии каждый игрок должен аккуратно расставить на своём персональном листе порядка 40 фишек. Поначалу это немного раздражает, но уже где-то к третьей партии расстановка проходит «на автомате».

Ещё перед началом партии нужно разложить по стопкам полторы сотни запчастей к космическим кораблям. Чтобы ускорить процесс, желательно заранее их рассортировать и хранить отдельно. В идеале под эти жетоны можно завести специальный лоток.

На первый взгляд боевая система игры сильно отдаёт америтрешем и страдает зависимостью от кубиков. Однако на самом деле исход сражения можно примерно просчитать и повысить свои шансы на успех, оборудовав свою флотилию подходящими компонентами.

Плазменные ракеты кажутся новичкам лучшей технологией в игре. Они действительно довольно сильны и, возможно, чуть более эффективны, чем остальные сопоставимые по затратам технологии, но при желании им можно эффективно противостоять.

При игре впятером стартовая раскладка получается несимметричной. Избавиться от этого можно с помощью неофициального варианта со «свёрнутым пространством» — достаточно лишь напечатать специальную вкладку и выложить её на стол.

Система дипломатии находится в зачаточном состоянии. Вся выгода, которую можно извлечь из союза с соседом – это победное очко, да увеличение производства. Возможности обмениваться ресурсами, двигать флот через союзную территорию и совместно противостоять агрессии противников в игре нет. Впрочем, возможно что-то новое в этом направлении появится в дополнении.

По ощущениям многих игроков инопланетные расы не сбалансированы. Самыми сильными кажутся расы Planta и Descendants of Draco, самыми слабыми – Eridani Empire.

Субъективно самые интересные партии получаются при максимальном количестве игроков. Чем больше в игре участников, тем выше шанс столкновения интересов и тем эпичнее получается партия. Мы пробовали играть и вдвоём, в таком режиме «Eclipse» показала себя очень хорошо, но, всё же, это менее интересно, чем игра вчетвером-вшестером.


Галактика в огне — партия на двоих в самом разгаре

Дополнительные материалы

В начале 2012 года «Eclipse» почти невозможно было достать. Первый тираж практически раскуплен, игра продаётся лишь в редких местах, а цены на неё начинаются с $99. Сейчас уже издан второй тираж, и коробки с игрой разлетаются как горячие пирожки.

Во второй редакции игры произошли незначительные изменения: в правила кое-где внесены уточнения (совершенно некритичные), также немного изменился состав компонентов – из коробки убрали лишние жетоны звёздных баз (в первом тираже по ошибке напечатали больше чем нужно зелёных баз).

Для тех, у кого остались вопросы к правилам игры, существует FAQ, в котором, впрочем, затрагиваются лишь мелкие вопросы, ответы на которых и так можно найти в правилах. 

На выставке в Эссене в 2011 году вместе с «Eclipse» публике было представлено промо-дополнение под названием «Supernova» (Сверхновая), состоящее из двух гексов со сверхновыми (они относятся к III кругу) и одного дополнительного жетона открытия – ионных ракет. Новые гексы действуют как и обычные звёздные системы, но у них есть одна особенность – сверхновые нестабильны и могут «вспыхнуть», уничтожив весь гекс. В конце каждого хода с помощью броска кубиков выполняется проверка на стабильность каждой сверхновой. При её взрыве гекс переворачивается и больше не участвует в игре.


Материалы промо-дополнения «Eclipse: Supernova»

В декабре 2011 года разработчики опубликовали в интернете дополнение для «Eclipse», предлагающее сыграть за новую инопланетную расу – космических Санта-Клаусов, развозящих на дредноуте подарки по родным системам других игроков.

Осенью 2012 года к выставке в Эссене планируется релиз дополнения к «Eclipse». Оно уже разработано и прямо сейчас проходит тестирование. Называться дополнение будет «Rise of the Ancients», и в его состав войдут новые гексы звёздных систем, новые технологии, новые инопланетные расы и, возможно, новые типы космических кораблей. По слухам дополнение также предложит игрокам расширенные возможности в области дипломатии. По объёме коробка с дополнением будет вполовину меньше базовой игры.


Обложка «Eclipse: Rise of the Ancients»

На 2012 год также запланировал релиз «Eclipse» для iOS.


«Eclipse»  для iOS

При желании прямо сейчас на сайте «Board Game Geek» можно найти множество неофициальных вариантов модификации игры, начиная с продвинутых правил дипломатии и заканчивая видоизменением пластиковых фигурок космических кораблей.

Итоговая оценка

Качество компонентов/графики: Очень хорошее. Толстый картон, приятное на ощупь дерево, пластиковые миниатюры кораблей. Все компоненты игры выглядят неплохо. 

Простота освоения правил: Средняя с уклоном в высокую. Разобраться в правилах можно уже по ходу первой партии.

Реалистичность/играбельность: Выстроенная в игре модель создания пангалактической империи лично мне очень нравится. А желание играть в «Eclipse» снова и снова не пропадает уже второй месяц.

Общая оценка игры – 5+! Это действительно отличная космическая стратегия.

PS: На данный момент «Eclipse» — моя любимая игра. Я бы хотел рекомендовать её всем без исключения, но меня останавливают два момента. Во-первых, партия в неё занимает около трёх часов, а посвятить так много времени настольной игре способны не все. Во-вторых, боюсь, космические стратегии с баталиями галактических флотов, привлекают в основном мужскую часть любителей настольных игр 🙂

Eclipse, Обзоры



Похожие записи
  • «Eclipse» за 5 секунд
  • Прототип новогоднего дополнения для Eclipse
  • Знакомьтесь, разработчик игр из Питера
  • Расписание ближайших игротек
  • «Находка для шпиона» + Звёздные войны = Spyfall: Star Wars
    1. Ezekiel
      10 Июл 2012 из 9:49 | #1

      Спасибо за великолепный обзор. Давно мечтаю приобрести эту игру, но останавливает отсутствие компании для игры. Придется играть на iPad.


    2. Vensko
      10 Июл 2012 из 10:45 | #2

      > На первый взгляд боевая система игры сильно отдаёт америтрешем и

      страдает зависимостью от кубиков. Однако на самом деле исход сражения

      можно примерно просчитать и повысить свои шансы на успех, оборудовав

      свою флотилию подходящими компонентами.


      Как ни странно, но в самых америтрешевых войнушках исход битвы «можно примерно просчитать и повысить свои шансы на успех». Что, этого нельзя сделать в Нексус Опс, для примера? Смысла всей фразы я вобщем не понял.


    3. Random_Phobosis
      10 Июл 2012 из 11:01 | #3

      Может быть, имеются в виду интересные решения, позволяющие повлиять на исход боя?


      Вот из америтреша, к примеру, Twilight Imperium — на мой взгляд, пример ужасной боевой системы, где от игрока не зависит вообще ничего, а кубики кидать надо минут десять. Наверное, имелось в виду, что тут всё не так брутально.


    4. VDmitry
      10 Июл 2012 из 14:35 | #4



      Вот из америтреша, к примеру, Twilight Imperium — на мой взгляд, пример ужасной боевой системы, где от игрока не зависит вообще ничего, а кубики кидать надо минут десять


      Ход боя в Эклипс не отличается по этим вопросам.


    5. Ekspressionist
      10 Июл 2012 из 21:00 | #5

      Есть, пара аспектов в которых я с автором не согласен.


      1-

      «Качество компонентов/графики: Очень хорошее.»

      Качество компонентов средне – в ряду современных натолок совершенно ничем не выдающееся.  Графика- ниже среднего – уныло, но функционально.


      2-     

      Кубики по-прежнему всецело превалируют над тактикой (естественно речь ведется о партиях без новичков).


      В остальном — !


    6. Paul_mcbear
      11 Июл 2012 из 0:45 | #6

      Механика у игры хорошая, но вот все остальное. За кого мы воюем? Неясно. Отличия рас? Минимальны. Оформление игры скорее российское нежели европейское. Множество технологий, которые не сбалансированны.

      Игра для фанатов МОО и любителей TI.


    7. Krondor
      12 Июл 2012 из 15:02 | #7

      а можно узнать, где именно находятся в сети русские правила?


    8. Scorpius
      14 Июл 2012 из 9:06 | #8

      На сайте Игроведа, на Тесере….


    9. Buravsic
      22 Июл 2012 из 12:36 | #9

      «Игра для фанатов МОО и любителей TI.»

      Как будто что-то плохое. Как фанат MOO целую вечность искал хорошую настолку похожую на МОО, надеюсь не разочарует=)


    10. Paul_mcbear
      23 Июл 2012 из 16:45 | #10

      Ничего плохого, но отзывы о Клипсе как о нечто гениальном. По мне — неплохая игра с хорошей механикой. Так как есть космос и как бы множество рас (космос бутафорный, расы для галочки), то бальзам на душу фанатов указанных игр.

      Для iPad куплю, так — нет.


    11. Feuer353
      02 Авг 2012 из 2:47 | #11

      Подскажите, пожалуйста. Что лучше купить Eclipse или Runewars?


    12. Paul_mcbear
      02 Авг 2012 из 10:31 | #12

      Старкрафт 😀


    13. Константин
      09 Фев 2013 из 13:54 | #13

      Блин, не могу найти, что и как складывать в мешочки и бесконечное число зипов )))


    14. WarVarg
      06 Май 2013 из 13:47 | #14

      Тока пришла. В выходные будем пробовать!


    15. Константин
      06 Май 2013 из 18:47 | #15

      Игра отличная. Единственное — планшеты игроков и вправду могли бы быть потолще.


    1. Трекбеков пока нет.