Обзор игры Chaosmos

Вселенная на грани коллапса. Единственная надежда на спасение – мистический артефакт, способный предотвратить гибель … только той инопланетной расы, которая им владеет. В игре Chaosmos нашлось место удаче, дедукции, психологии и даже блефу, однако Дейл Ю (основатель и редактор блога Opinionated Gamers) в своём обзоре, указывает, что новинка не лишена серьёзных недостатков. На русский язык материал перевёл Сергей Синцов

Chaosmos

  • Создатель: Joey Vigour
  • Издательство: Mirror Box Games
  • Количество игроков: 2-4
  • Время одной партии: 60-90 минут
  • Возраст: 13+
  • Количество сыгранных для обзора партий: 3

Игра для обзора предоставлена компанией Mirror Box Games

Я не слышал о Chaosmos до выставки Origins 2015, где стенд издательства пользовался постоянным вниманием публики. Перед выставкой я связался с автором Chaosmos, и в Колумбусе мы продуктивно пообщались. Эта игра очень важна для мистера Вигора, так как он занимался её разработкой с 10 лет.

История игры довольно проста. Вселенная на грани катастрофы, и оставшиеся в живых расы пытаются отобрать друг у друга Овоид – мифический артефакт, который даст владеющей им расе шанс пережить катаклизм. Победит игрок, который будет владеть Овоидом в конце партии.

Основа игры – карты снаряжения, одной из которых и является этот мифический Овоид. Игровое поле (вселенная) создаётся из некоторого количества тайлов планет (8 для первой игры, 10 – для обычной). Игровой таймер (Часы Хаоса) устанавливается на 36 ходов в игре для новичков и на 48 – в обычной игре. Каждый игрок выбирает (или получает случайным образом) карту своей расы, на которой указаны её специальные особенности.

Карты перемешиваются и распределяются специальным образом между всеми планетами. У каждой планеты есть специальный конверт, который позволяет держать карты в тайне. Как правило, карты помещаются в конверт рубашкой вверх, так что даже случайно увидеть их нельзя. Перед распределением нужно сформировать космический банк, выложив 6 карт лицевой стороной вверх. Если среди этих карт окажется Овоид, замените его другой картой и замешайте артефакт обратно в колоду. У планет, с которых участники начнут игру, должно быть по 10 карт, а в конвертах «ничейных» планет – по 4. (в правилах так: в каждый из 10 конвертов откладывается по 4 карты, остальные карты распределяются между игроками поровну, затем игроки открывают конверты своих планет, из карт в конверте и карт на руке формируют стартовую руку из 7 или менее карт, и убирают остальные карты обратно в конверт – прим. перев.) Таким образом, все карты в игре должны быть распределены между различными зонами.

Участники ходят по очереди, начиная с первого игрока. В свой ход игрок может совершить три из четырёх действий, причём любое действие можно совершить несколько раз. На выбор доступны: перемещение, контроль планеты, атака и розыгрыш карт.

Перемещение. Вы перемещаетесь на соседний участок вселенной. Каждая планета, звезда и червоточина на игровом поле считаются участком. Таким образом, чтобы переместиться на соседнюю планету, нужно потратить два действия: переместиться на звезду между планетами и переместиться со звезды на другую планету. Можно потратить один из трёх жетонов гиперпространственного прыжка, полученных в начале игры, чтобы за одно действие переместиться на любую планету.

Контроль планеты. ЕСЛИ игрок находится на планете, он может потратить действие, чтобы получить над ней контроль. Возьмите конверт этой планеты и откройте его. Сначала проверьте, нет ли там сверху открытой карты ловушки или склепа (подробнее об этом чуть позже). Если такой карты нет, рассмотрите карты в конверте и перераспределите карты между конвертом и вашей рукой. Не забывайте, что вы не можете иметь на руке больше семи карт. Также в конверте обязательно должна оставаться хотя бы одна закрытая карта.

Атака оппонента. Если на одном участке с вами находится другой игрок, вы можете его атаковать. Оба игрока кидают два боевых кубика (со сторонами 2, 3, 3, 4, 5, зеркало). Получившиеся результаты – их начальная боевая мощь. Если у вас выпало зеркало, результат на втором кубике удваивается. Если у вас выпало два зеркала, вы автоматически побеждаете в битве. Затем проигрывающий игрок может разыгрывать карты снаряжения с руки, чтобы выровнять ситуацию или даже вырваться вперёд. Оппонент может отвечать тем же. Процесс повторяется до тех пор, пока оба не спасуют. Игрок с большей боевой мощью побеждает и может либо ограбить побеждённого (посмотреть его руку и забрать себе одну карту), либо изгнать его (переместить на любую планету) (в правилах так: переместить проигравшего на его родную планету и окончить его ход, если тот атаковал – прим. перев.). Также победитель обретает контроль над конвертом любой планеты, которую контролировал побеждённый. Если битва заканчивается ничейным результатом, ничего не происходит.

Розыгрыш карт. Хотя большинство карт используется в битвах, есть и такие, которые можно разыгрывать отдельно. Просто разыграйте карту и следуйте указаниям на ней.

Ещё можно обменять карту с руки на карту в космическом банке. На это не тратится действие, но такой обмен вы можете совершить только на своей родной планете.

Совершив три действия, игрок завершает ход, передвигая на одно деление стрелку на Часах Хаоса. Как только стрелка достигнет нуля, игра завершится. Игрок с картой Овоида на руках объявляется победителем. Если ни у кого на руках нет карты Овоида, все проиграли.

Вернёмся к открытым картам в конвертах. В каждом конверте может быть только одна открытая карта: либо ловушка, либо склеп. Ловушки изгоняют открывшего конверт игрока на родную планету и вынуждают его закончить ход. Склепы не предотвращают просмотр содержимого конверта, но запрещают брать из него карты до тех пор, пока у игрока не будет карты «Магнитного ключа», открывающей склеп. Склепы не препятствуют добавлению карт с руки в конверт.

Мои впечатления от игры

Итак, суть базовой игры я изложил. Вы рыщете по вселенной в поисках Овоида. Он с самого начала игры может быть у кого-то из игроков, а может быть спрятан на ничейной планете и найден первым её исследователем. Игра представляет собой сочетание удачи (получить Овоид при раздаче), дедукции (понять, где Овоид, используя данные о том, где его НЕТ), психологии (понимание смысла действий оппонентов, чтобы угадать, где Овоид) и даже блефа.

Поле сначала кажется слишком большим, но на самом деле это не так: у вас ведь есть три жетона гиперпространственного прыжка. В базовой игре на 4 игроков часы устанавливаются на отметку 36, а значит, у каждого игрока будет 9 ходов. 3 прыжка на 9 ходов дадут вам достаточную гибкость при перемещении по полю. В случае трёх игроков пропорция будет меньше, поскольку у каждого будет 12 ходов, но ведь каждый сделает на три хода больше.

С другой стороны, вариантов перемещения в игре не так уж и много. В большинстве своём в игре на четверых каждый сделает 9 ходов. Однако в колоде есть карта, которая переводит Часы Хаоса на 8 позиций вперёд. Её применение приведёт к потере двух ходов. В игре 8 планет и 3 оппонента, а значит, заглянуть к каждому не получится. Применяйте дедукцию, чтобы понять, в каких локациях больше шансов найти Овоид.

Этот момент в игре мне не понравился. 9 ходов на 70-90 минут для меня маловато. В одной из игр мне не повезло: я взял два конверта с ловушками, которые сильно снизили полезность этих ходов, и один из игроков сыграл карту, переводящую Часы Хаоса на 8 позиций вперёд. В итоге, в этой игре у меня было всего пять полноценных ходов.

То, что я ни разу не увидел Овоида, и не имел серьёзной зацепки для его нахождения, усугубило проблему. Эта игра стала для меня настоящей пыткой. Она продлилась больше часа, я сделал всего пять нормальных ходов и ни разу не почувствовал, что я делаю что-то более значимое, чем случайные исследования. На самом деле, во всех трёх партиях был игрок, который не видел Овоид, и не имел серьёзных зацепок для его нахождения. В любом случае, такой игрок получает сильный негативный опыт, потому что просто обшаривает галактику, надеясь найти Овоид на одной из планет или у кого-то из игроков. Очень сложно придумать адекватный план действий, когда владеешь таким небольшим количеством информации.

Пока вы не поставили крест на игре, скажу, что получил отличный опыт в следующей партии, где мне не попал в руки Овоид, но я нашёл его в склепе на втором или третьем ходу. Зная, где Овоид, было очень интересно пытаться придумать, как достать его из склепа, одновременно маскируя свои действия, чтобы другие игроки не догадались, что я собираюсь делать, и не воспользовались Магнитным ключом, чтобы стащить артефакт. Однако, как я уже сказал раньше, несмотря на интересную для меня партию, как минимум один игрок понятия не имел, где находится Овоид. Очень сложно чувствовать себя вовлечённым в игру, когда сама игра не даёт тебе простора для действий.

Оформление и качество компонентов хорошее. Видно, что автор потратил много времени на создание вселенной Chaosmos. Немного сторилайна есть в правилах и на планшетах игроков. К сожалению, для меня большинство этой информации не имеет никакого смысла. Приведу пример художественного текста с одного из планшетов.

Возможно, когда я это читал, я был не в настроении. Я точно помню, что это была та самая злополучная партия, в которой я сделал всего пять ходов, но я в любом случае не понимаю, какую сюжетную информацию этот текст должен был до меня донести.

В Chaosmos есть множество дополнительных компонентов и вариантов игры, но мы опробовали только один из них: игру с поддельным Овоидом. В этом варианте игры в колоду добавляется карта Тёмного Овоида и карта шифра, указывающая на то, какой из артефактов является настоящим. В игре побеждает тот, кто в конце партии будет обладать настоящим Овоидом. Эта игра была немного интереснее, поскольку с двумя Овоидами у каждого игрока есть шанс взаимодействия хотя бы с одним из них. С другой стороны, благодаря удаче и умелой игре, только один участник той партии увидел карту шифра. В целом, такой вариант интереснее, поскольку все игроки чувствовали, что идут к некоторой цели осмысленным путём.

Качество компонентов хорошее, и вообще, игра выглядит очень добротно. Художественное оформление отличное, особенно у карт. Если учесть, что это первый продукт издательства, качество меня приятно удивило. Я немного опасался по поводу конвертов, так как их открывают и закрывают почти каждый ход, но после нескольких партий они по прежнему выглядят превосходно.

Итак, я сыграл одну хорошую партию, одну отвратительную, и одну нормальную (с поддельным Овоидом). При текущей ситуации на рынке настольных игр, когда каждый год издаётся огромное количество новинок, такой опыт не вызывает у меня желания выбрать именно эту игру среди других вариантов. Честно говоря, после первой (отвратительной) партии, меня еле-еле уговорили на вторую. В конце концов, я рад, что дал новинке ещё один шанс, поскольку смог увидеть в ней и положительные стороны, но тот факт, что в игре есть вероятность отрицательных ощущений для одного из игроков, точно удержит меня от желания сыграть в неё или рекомендовать кому-либо. Мне, как еврогеймеру, эта игра точно не подходит.

Однако только из-за того, что игра мне не понравилась, нельзя сказать, что у неё не будет своих поклонников. Возможно, у нас в неё ещё сыграют (но уже без меня). Соседским мальчишкам игра вполне понравилась, а один из участников нашей регулярной игровой ячейки считает, что она неплохо впишется в другую группу, где он играет (менее сфокусированную на еврогеймах). Моё отношение основано на несоответствии между стилем игр, в которые я предпочитаю играть, и тем, что предлагает делать Chaosmos. Постараюсь в течение лета передать её другому автору нашего блога. Возможно, его отношение будет другим.

Chaosmos, Обзоры



Похожие записи
  • Редизайн 7 Wonders в стиле World of Warcraft
  • Viral – распечатай и играй
  • Весёлые картинки, № 397 – Uno 2K
  • Весёлые картинки, № 361 – История России в Hearthstone
  • Hannin wa Odoru – распечатай и играй
    1. Алексей
      29 Дек 2015 из 20:57 | #1

      Спасибо за публикацию. Было интересно читать. Давно посматриваю на эту игру, когда еще только деньги на кикстартере собирали, но почему-то в интернет-магазинах нет, или я плохо ищу.


    1. Трекбеков пока нет.