Обзор игры Between Two Cities

Играми с градостроительной тематикой уже давно никого не удивить. Именно поэтому для новинки «Between Two Cities» Ben Rosset и Matthew O’Malley взяли оригинальный механизм союзничества соседей по игровому столу в процессе постройки городов. Представляю вашему вниманию перевод обзора игры, сделанного Chris W. – одним из авторов блога Opinionated Gamers. На русский язык материал перевёл Сергей Синцов

Between Two Cities

  • Создатели: Ben Rosset & Matthew O’Malley
  • Издательство: Stonemaier Games
  • Количество игроков: 3-7 (+ варианты на 1 и 2 игроков)
  • Возраст: 8+
  • Время одной партии: 25 минут
  • Количество сыгранных для обзора партий: более 7

Я скептически отношусь к Кикстартеру. Огромное количество опробованных мной игр, вышедших при помощи этой площадки, попали либо в категорию «нейтрально», либо в категорию «не для меня». Многие из них не были интересными даже в плане идеи. Другие подавали надежду, но выходили абсолютно недоделанными.

Однако несколько компаний на Кикстартере мне очень нравятся, и я спонсирую их проекты, практически не задумываясь. Одна из них – Stonemaier Games. Мне понравилась Euphoria (которую я хотел бы чаще видеть на игровом столе), и очень понравилась Viticulture.

Я был заинтригован, когда услышал о Between Two Cities. Для издательства это была игра совершенно нового типа. Viticulture и Euphoria можно отнести к играм средне-сложным, в то время, как Between Two Cities больше выглядит как средне-лёгкая, семейная игра. Особенно заинтересовал меня новаторский механизм подсчёта очков. Тестирование прототипа произвело на меня огромное впечатление, но я знал, что в финальной версии будут изменения, а потому с нетерпением ждал её.

Геймплей

Between Two Cities – это игра с драфтом тайлов, в которой каждый игрок находится «между двумя городами» и помогает строить оба: над одним городом он работает с соседом справа, а над другим – с соседом слева. Итоговый результат игрока будет равен наименьшему количеству очков среди построенных им городов. Как сказано в правилах: «чтобы победить, поровну распредели своё внимание и лояльность «между двумя городами».

Партия длится три раунда. В первом раунде каждый игрок берёт семь квадратных (одинарных) тайлов, тайно выбирает два из них, и передаёт остальные налево. После обсуждения строительства с «коллегами», игрок выкладывает по одному тайлу в каждый из соседних городов. Затем игроки снова выбирают по два тайла из полученных пяти и повторяют процесс. Затем ещё раз, выбирая из трёх тайлов. Последний тайл выходит из игры. В конце первого раунда в каждом городе должно быть шесть одинарных тайлов.

Итоговая цель на три раунда – построить город размером 4*4 тайла. Тайлы нужно размещать так, чтобы итоговый город обязательно имел именно такой размер. При этом выложенные в город тайлы не перемещаются, и все города должны быть ориентированы одинаково.

В игре шесть типов строений, и каждый тип приносит очки по-разному:

  1. Магазины (жёлтые). Приносят очки за составление в линию (ряд или колонку): 2 очка за 1 магазин, 5 – за 2, 10 – за 3, 16 – за 4. Каждый магазин считается один раз, поэтому расположение в форме букв L и T – не самое удачное.
  2. Фабрики (серые). Город с наибольшим количеством фабрик получает по 4 очка за фабрику. Город, находящийся на втором месте по количеству фабрик, получает по 3 очка за фабрику. Остальные города – по 2 очка за фабрику.
  3. Рестораны (красные). В игре 4 вида ресторанов. За 1 вид ресторанов городу даётся 1 очко, за 2 – 4 очка, за 3 – 9 очков, за 4 – 17 очков. В городе может быть больше одного ресторана каждого вида: каждый набор считается отдельно.
  4. Офисы (синие). Офисы приносят 1 очко за 1 тайл, 3 – за 2 тайла, 6 – за три тайла, 10 – за 4 тайла, 15 – за 5 тайлов, 21 – за 6 тайлов. Каждый офис приносит дополнительное очко, если находится рядом с рестораном.
  5. Парки (зелёные). Группа из одного и более соседствующих парков приносит 2 очка за 1 парк, 8 – за 2 парка, 12 – за 3 парка, 13 – за 4 парка, 14 – за 5 парков. Иными словами, парки обладают быстро убывающей доходностью.
  6. Жилые дома (коричневые). Каждый жилой дом приносит 1 очко за каждый другой тип строения в городе (исключая жилые дома). Однако, дом, расположенный рядом с фабрикой, приносит только одно очко.

Во втором раунде каждый игрок берёт три прямоугольных двойных тайла (двойной тайл – это два одинарных тайла, соединённых вместе), выбирает из них два и сбрасывает оставшийся. Затем каждый игрок кладёт по одному тайлу в каждый город. В конце второго раунда в каждом городе построено 10 из 16 строений.

Третий раунд похож на первый, только тайлы передаются направо. Каждый игрок берёт семь квадратных тайлов, тайно выбирает два из них, и передаёт остальные направо. Затем игроки выкладывают по одному тайлу в каждый из соседних городов. В конце раунда должны получиться города размером 4*4, а последний тайл игроки сбрасывают.

После строительства подсчитываются очки за каждый город. Итоговый результат игрока равен наименьшей ценности среди двух городов, в строительстве которых он принимал участие. Игрок, получивший наибольшее количество очков, побеждает в игре.

Мои впечатления

Драфт – одна из моих любимых механик, но игры, использующие драфт (например, 7 Чудес или Агрикола) немного сложны для новичков. В некоторых новых играх создатели попытались упростить механику (например, в Medieval Academy), и, на мой взгляд, лучшей попыткой является именно Between Two Cities. Игра исключительно хорошо использует драфт, сочетая его с забавной тематикой и интересным механизмом начисления очков. В итоге получаем высококачественную семейную игру.

Игре легко обучить даже новичка, так как правила можно объяснить за 5 минут. Я играл и с геймерами, и с новичками: все они быстро разобрались в правилах игры. Самая сложная часть – это механизм начисления очков, но в его освоении хорошо помогают памятки игроков.

Не обманывайтесь простотой освоения игры. В ней есть немало интересных стратегий развития. В сыгранных мной партиях я видел дюжину различных видов городов, дающих победу в игре: начиная от мегаполисов, напичканных фабриками, и заканчивая городами с ресторанами вперемежку с офисами. Я уверен, есть ещё какие-то типы, с которыми я не сталкивался.

Суть стратегии состоит в том, чтобы уловить действия ваших соседей и предугадать, какие тайлы будут для них наиболее выгодны. Во время драфта переговариваться нельзя, но перед выкладкой выбранных тайлов вы можете обсуждать варианты с соседями. Эти разговоры иногда переходят в ранг переговоров, когда оба соседа хотят получить от вас один и тот же тайл. Игра очень интерактивна и требовательна к коммуникациям.

Вам нужно уравновесить оба города, так как очки вы получите только за худший. Такой механизм уже встречался ранее (самый известный пример – Ingenious Райнера Книции), но здесь он выступает как увлекательное дополнение к игре с драфтом, и мне особенно нравится, как он сочетается с элементами командной игры.

Качество компонентов великолепно (что не редкость для игр Stonemaier Games). В коробке вы найдёте отлично оформленные тайлы из плотного картона, прекрасно сделанное поле подсчёта очков и очень приятные на ощупь деревянные маркеры городов. Ну а любая игра, в которой есть арки Сент-Луиса, получает от меня бонусные баллы.

Обычно в обзорах я не комментирую брошюры правил, но здесь я вынужден это сделать: правила написаны очень хорошо. Они логично скомпонованы и прекрасно передают ход игры. Есть несколько отличных примеров подсчёта очков и хорошая, сжатая памятка на последней странице. Издательства, обратите на это внимание: игроки любят сжатые памятки на последней странице правил. В этом году я видел так много плохо написанных и отвратительно свёрстанных брошюр, что вариант в Between Two Cities кажется мне прекрасным.

Захотите ли вы играть в Between Two Cities двадцать раз подряд? Возможно, нет. Я не уверен, что в ней есть такая глубина. Однако после семи партий игра меня не утомила, и я думаю, что не утомит после ещё семи партий. Некоторые игроки сочтут её чересчур легковесной (немалое количество настольщиков предпочтёт 7 Чудес), но Between Two Cities очень проста и прекрасно подходит для первоначального знакомства с играми подобного жанра.

Игра прекрасно подходит для семейных посиделок. Она увлекательна, геймплей в ней несложный, правила написаны хорошо. Игра впечатляюще начинается и оканчивается, а также  довольно оригинальна. Мне кажется, это будет хит, который скорее всего соберёт ряд наград в следующем сезоне.

Впечатления других игроков:

Dale Y (2 партии).

Between Two Cities – очень интригующая игра. Она продолжает линию прекрасно выполненных игр Stonemaier Games. Все механики мне давно известны, но полукооперативная природа выкладывания тайлов выделяет эту новинку среди других тайловыкладывательных игр (а также среди других игр с механикой драфта).

Три раунда игры пролетают мгновенно (обе мои партии продолжались менее получаса), но игра полна интересных стратегических решений. Несколько первых тайлов могут определить общую стратегию командной игры в отношении конкретного города, но поскольку до выкладки первых тайлов никаких обсуждений нет, вам по ходу игры придётся придерживаться выбранной с самого начала стратегии.

После определения стратегии строительства города (например, дома или фабрики), убедитесь, что вы выбираете тайлы в соответствии с намеченным планом. Вы можете обсуждать ситуацию после каждого выбора тайлов, но мне кажется, что правила игры запрещают делать это в другое время (в том числе до начала партии).

Я обнаружил, что в первом раунде предпочитаю строить город компактно, чтобы иметь больше опций во втором раунде. Двойные тайлы очень неудобны, и, поскольку вы не можете изменить их ориентацию, вам нужно оставить в запасе опции для их размещения по вертикали и горизонтали, чтобы попытаться использовать обе части двойного тайла с максимальной пользой.

Также очень важно помнить направление передачи тайлов. В процессе постройки эффективных городов не забывайте предотвращать усиление вторых городов своих соседей. Когда я передаю тайлы, я пытаюсь следить за этими городами. Поскольку я не хочу давать им хорошие тайлы, нужно забирать их сейчас, если те подходят под один из двух моих городов. Помимо этого вы всегда будете знать, какие тайлы будут у одного из ваших соседей  в следующем ходу, а потому не будете удивлены его выбором.

Итак, я определённо получил удовольствие от этих двух партий, а их небольшая продолжительность даёт мне уверенность в том, что мы продолжим играть в эту игру. Кажется, новинка вполне подходит под категорию «супер-филлер». Это хорошо продуманная игра с большим количеством стратегий и малой продолжительностью. В отличие от Криса, я хотел бы сыграть в неё более 20 раз.

Однако я поставил игре рейтинг «мне нравится». Дело в том, что во второй партии с нами играли младшие друзья моего сына, и было очевидно, что один из мальчишек слабоват в плане тактики. Проблема в том, что один слабый игрок фактически выключает из партии сразу трёх, так как оба города, в строительстве которых он принимает участие, будут не очень хорошими. В результате этот человек и его соседи выбывают из борьбы за победу. Уверен, что это можно нивелировать, играя только с опытными игроками, но вы не всегда сможете настолько контролировать ситуацию. Очень расстраивает тот факт, что партию можно проиграть до её начала из-за разного уровня игроков. Здесь, в отличие от других игр, вы не сможете остановить соседа от разрушения ваших шансов на победу.

Dan Blum (2 партии).

Игра неплохая, и мне сыгранные партии понравились, но я не уверен, что она сможет надолго удерживать мой интерес. Мне кажется, что различные способы начисления очков больше обещают некую глубину, чем реально дают её. Все они максимизируют отдачу от тайла примерно на одинаковом уровне, и не так уж сложно достичь максимизации отдачи для любого тайла кроме фабрики. Такое положение дел выносит львиную долю интереса из процесса принятия решения, а также приводит к тому, что итоговые очки за города будут очень близки друг другу. Конечно, у игры не меньше глубины, чем у любой другой простой игры с драфтом (например, Sushi Go). Однако Sushi Go дешевле, занимает меньше места, а также проще в плане подготовки и геймплея. Between Two Cities, при этом, ненамного глубже Sushi Go.

Mark Jackson (3 партии).

Я разделяю беспокойства Дэна и Дэйла, но вообще я слабоват в градостроительных играх.

Рейтинги игроков:

  • Мне очень нравится!: Chris W
  • Мне нравится: Dale Y, Craig V, Dan Blum, Mark Jackson
  • Нейтрально:
  • Не для меня

Between Two Cities, Обзоры



Похожие записи
  • Объявлены результаты «2008 Meeples Choice Award»
  • Даты выхода новых игр от «Rio Grande Games»
  • Dice Tower Award – 2015: победители
  • Победители «Origins Game Award — 2013»
  • Отчёт № 440. 18-24 июля 2016. Настолкэмп-10
    1. Ort
      17 Мар 2016 из 10:09 | #1

      Мне кажется, этот механизм игры на два фронта можно адаптировать для многих игр. Надо на досуге поиграть в «Между двух Каркассонов». Каждый играет две партии — против соседа справа и слева, а потом смотрят на наименьшую разницу очков с соперниками.


    1. Трекбеков пока нет.