Обучение новичков новой игре

Все настольные игры можно условно поделить на три категории в зависимости от "тяжести" правил. Лёгкие, которые вполне можно освоить "с наскоку" (Зельеварение), в двух словах объяснив правила; средние, которые требуют достаточно подробных объяснений, но вместе с тем, всё же могут быть изучены уже в ходе первой партии (Axis & Allies); тяжёлые, которые в обязательном порядке предваряются длительными объяснениями правил, но всё равно требуют не меньше одной партии, чтобы разобраться в игре (Agricola)

Каждая из этих категорий подходит для определённой группы игроков. В лёгкие игры можно играть практически с кем угодно. Их обычно способен освоить даже абсолютный новичок, знакомый в лучшем случае только с Монополией. Средние игры, в принципе, тоже могут освоить новички (хотя для них первая партия может оказаться провально-ознакомительной). Более-менее опытные игроки со средними играми затруднений не испытывают. Наконец, тяжёлые игры. С новичками за них лучше не садиться без соответствующей подготовки. Более того, если это предусмотрено правилами, в первый раз стоит сыграть в облегчённый вариант (например, в ту же Агриколу по семейный правилам).

Но в какую бы игру вы не сели с новыми людьми, без объяснений правил не обойтись. И тут иногда случаются шероховатости. Наверное подобные ситуации знакомы всем: ты распинаешься, объясняешь правила, а кто-то отвлекается, отходит от стола или разговаривает по телефону. Результат в таких случаях всегда одинаков: ты вынужден повторять то, что прослушал кто-то из товарищей.


Прошлогодняя картинка в тему 🙂

Интереснее, если кто-то отвлёкся незаметно или ненадолго. Вроде бы только на секундочку, но этого обычно хватает, чтобы прослушать какое-нибудь правило. И по закону Мёрфи оно обязательно окажется одним из ключевых. Результат здесь тоже предсказуем — это обвинения в стиле "ты же об этом не говорил!".

Ещё один бич — это любопытствующие. Те, кто норовят постоянно перебить и лезут с вопросами. Как правило тот, кто объясняет правила игры имеет представление о том, какую информацию нужно донести новичками. Некоторые моменты нужно объяснить обязательно, чтобы люди их поняли и усвоили. Что-то можно оставить на потом и рассказать по ходу игры. В такой ситуации правильнее, наверное, придержать все свои вопросы до конца, тем более, что к тому моменту они, наверняка, отпадут сами собой. Но контролировать себя могут не все. Случается, что кого-то так и подмывает перебивать тебя на каждом слове и засыпать малозначительными уточняющими вопросами.

Возможно, процесс обучения новой игре можно значительно упростить, если в самом начале объяснить три простых правила: не отвлекаться, не перебивать, не стесняться задавать вопросы — но в самом конце.

двухминутка ненависти



Похожие записи
  • Правила новых игр от «Технолога»
  • Правила игры «Стратего»
  • Правила игры «Викторина зебра»
  • Правила игры «Dungeon Twister — Paladins and Dragons»
  • Правила игры «Carcassonne: Inns & Cathedrals»
    1. eol
      08 Ноя 2011 из 8:57 | #1

      Ох, помню я, как на игродне в общем шуме и гаме я чуть не сорвал горло, полтора часа объясняя правила War of the Ring вместе с допом. За соседним столом партия в Chaos in the Old World за это время перевалила за середину…


    2. Tim o’Fey
      08 Ноя 2011 из 9:26 | #2

      А я посадил голос пытаясь перекричать около 30 подростков 11-12 лет, когда устраивал игротеку для школьников… Было ощущение что я попал на базарную площадь… И через три часа вышел полностью выжатый, как будто пахал сутки без перерыва…


    3. ZoRDoK
      08 Ноя 2011 из 9:26 | #3

      Это Агрикола тяжёлая? =) А что бы ты сказал на Vinhos?


    4. ArranHawk
      08 Ноя 2011 из 9:29 | #4

      1) Самое раздражающее при рассказе правил игры, это когда ты описываешь работу одного из компонентов игры, и вдруг один из игроков, указывая на какой-то совершенно не имеющий отношения к текущему рассказу компонент, о котором ты собирался рассказать чуть позже, задает сакраментный вопрос «А это зачем нужно?». Мало того, что теряешь нить повествования, перескакивая с одного на другое, так еще и понимаешь, что игрок не правила слушает, а компонентами любуется.

      2) Частый вопрос в играх с новичками, «А почему именно так, ведь по логике должно быть совершенно по-другому?». Да потому, что в правилах так написано, а правила не я писал.


    5. alfarabi
      08 Ноя 2011 из 9:36 | #5

      Есть еще такой случай — объясняешь правила, и тут «самый умный» прерывает тебя и говорит: «Давайте начнем играть» или «Давайте сделаем первый ход и все понятно станет». Бывает, что садится новичок и начинает по мимо правил выпытывать секреты по тактике и стратегии.


    6. Ser vershitel
      08 Ноя 2011 из 9:38 | #6


      Tim o’Fey :

      А я посадил голос пытаясь перекричать около 30 подростков 11-12 лет, когда устраивал игротеку для школьников… Было ощущение что я попал на базарную площадь… И через три часа вышел полностью выжатый, как будто пахал сутки без перерыва…


      Так и есть.

      Игротека для школьников или казуалов на несколько часов — по затратам энергии равна дню проведенному на стройке.

      Сам проводил их довольно регулярно.


      В таких случаях можно использовать только один вариант рассказывания правил.

      5 вводных предложений и с криком «а теперь поехали», рассказывать правила так, как будто мы уже играем.


      Как оказалось, неподготовленные люди не в состоянии фокусировать свое внимание дольше нескольких минут.

      После этого опыта мне стало жалко учителей и преподавателей.


    7. Ser vershitel
      08 Ноя 2011 из 9:42 | #7

      Давайте все вместе жаловаться на новичков 🙂


      PS Сам уже не даю себя сбивать при рассказе правил.

      1. Если что-то спросили, то отвечаю «сейчас расскажу» и продолжаю рассказ по плану.

      2. Если кто-то отвлекается, то просто замолкаю. Обычно через 10-40 секунд до всех доходит, что что-то не так и слушатели снова фокусируют внимание.


    8. Tim o’Fey
      08 Ноя 2011 из 9:48 | #8

      @Ser vershitel

      Спасибо за совет! 🙂 Чувствую меня ждет еще не одно посещение школьников, так что попробую применить в скором будущем!


    9. HmitT38F
      08 Ноя 2011 из 9:48 | #9

      Я часто объясняю правила, но и часто их слушаю. Тут есть обратная сторона когда человек уже игравший в игру начинает объяснять правила ну очень не понятно. Поэтому приходится вопросами направлять на объяснение. Был случай объясняли правила вроде бы WoW: The Board Game. Так человек объяснявший углубился с самого начала в дебри нюансов, а мы (достаточно опытные все игроки)сидим и не понимаю потому, что нам даже последовательности хода не объяснили. Поэтому не всегда стоить винить игроков что они задают вопросы, может действительно просто ход объяснения зашёл слишком в дебри не нужные и игроки просто не понимают нить правил.


    10. Android
      08 Ноя 2011 из 9:57 | #10

      @alfarabi


      >> “Давайте сделаем первый ход и все понятно станет”


      По секрету замечу, что это — самый лучшый способ =) Зависит, конечно, от сложности игры, но люди так устроены, что им трудно сохранять внимание, пока им объясняют тонкости правил. Проще всего провести короткую вводную минуты на полторы, разложиться и — «поехали!» Я обычно говорю — первые три хода играем ознакомительных, а потом уже начинаем по-нормальному. Проще каждому сказать — смотри, в данной ситуации у тебя есть возможность сделать то-то и то-то, либо вот это и это, но тогда ты рискуешь вот этим. И так каждому. Через несколько ходов все уже погружаются в игру и каждый начинает сам придумывать свои стратегии. Просто сидеть и объяснять правила — нет уж, увольте =)


    11. alfarabi
      08 Ноя 2011 из 10:01 | #11

      @Android

      Это отличный способ в своей компании, в этом я с вами соглашусь.


    12. scaf
      08 Ноя 2011 из 10:16 | #12

      Ещё всегда трудно, когда под правилами гаснет интерес у новичка, и ты это видишь. Допустим, чтобы завлечь новичка, говоришь, что это интересная игра, скажем, про космические корабли, тут есть бластеры и скафандры (хехе). Он говорит круто, я такое хочу. А потом видит, что чёрт, тут экономика, тут стратегия, тут ресурсы какие-то. И что тогда делать? Ну сложные правила, да, но когда въедешь, за уши будет не оттянуть.

      Мой брат недавно сказал, что для него самая интересная игра — монополия, дословно «я не хочу думать, бросил кубик, ходи».

      Так что и «Правильные игры» своей продукцией занимают определенную нишу, и сложные игры тоже кому-то нужны.


    13. Liquid
      08 Ноя 2011 из 10:39 | #13

      Да, правила объяснять сложно, сам всегда объясняю их в нашей компании. Когда мне объясняют, то я стараюсь не перебивать и внимательно слушать.


    14. Phobosis
      08 Ноя 2011 из 10:45 | #14

      По моему опыту главное при объяснении правил — отобрать у игроков миниатюрки и, желательно, все деревяшки, из которых можно построить домик или пушку. После этого становится куда проще :]


    15. Ser vershitel
      08 Ноя 2011 из 12:05 | #15


      Phobosis :

      По моему опыту главное при объяснении правил – отобрать у игроков миниатюрки и, желательно, все деревяшки, из которых можно построить домик или пушку. После этого становится куда проще :]


      Это верно )


    16. Ser vershitel
      08 Ноя 2011 из 12:07 | #16


      Tim o’Fey :

      @Ser vershitel

      Спасибо за совет! Чувствую меня ждет еще не одно посещение школьников, так что попробую применить в скором будущем!


      Пожалуйста ) Со школьниками главное всё делать активнее, энергичнее и желательно с юмором.

      Если вы активнее, чем они то они примолкают и начинают слушать.

      Если удачно пошутили, то вам обеспечено ещё 1,5-2 минуты внимания 🙂


    17. Атропос
      08 Ноя 2011 из 12:11 | #17

      Для упрощения объяснения проще сделать небольшие брошюрки, в которых написано только самое основное (фазы хода, варианты действий, особо важные моменты и тд). И перед объяснением их всем раздать. А в остальном — главное не дать себя перебить, потому что вопросы начнут сыпаться… но шанс того, что народ запомнит возрастет в разы =)


      При куче игроков-школьников лично я отдаю одному правила и прошу почитать вслух, при этом поясняя некоторые моменты. с «союзником» объяснять правила становится немного легче)


    18. Torquemada
      08 Ноя 2011 из 12:26 | #18

      @Tim o’Fey


      Вообще, объяснение правил игр детям 10-12 лет — великолепный тренинг для тех, кому надо писать любые инструкции (правила игр в том числе).


      По личному опыту рекомендую.


    19. Torquemada
      08 Ноя 2011 из 12:29 | #19


      Ser vershitel :


      5 вводных предложений и с криком “а теперь поехали”, рассказывать правила так, как будто мы уже играем.



      Вообще говоря, правильные правила так и написаны: открываешь, начинаешь читать и тут же начинаешь играть. Если оно не так, то это херово написанные правила, и автору надо их дорабатывать напильником. Драчёвым.


    20. kwout
      08 Ноя 2011 из 15:11 | #20

      У мня есть правило: не играть в игру с дополнением, если я ещё не играл в оригинал.

      И обратное правило: если человек играет первый раз в какую-то игру, то необходимо обойтись без дополнений.

      Иначе велик шанс не получить минимально допустимое количество удовольствия.


    21. Showtime
      08 Ноя 2011 из 16:35 | #21

      А чем плох первый пробный ход? Сколько ни объяснял про всякие фазы и боевые системы перед началом — пока на примере не покажу, никто даже не пытается разобраться. Нет, может, где-то и есть вдумчивые, благодарные слушатели, способные жадно впитывать информацию в течение получаса, но я таких не встречал. Поэтому рассказываю обычно за две минуты историю, общую суть игры и что надо делать, а детали — уже в процессе. Ну, и на старте подсказываю, куда, что и почему лучше поставить, пока у игроков ещё нет полного понимания игрового процесса. Считаю, что как ни старайся, всё равно рано или поздно кто-то зевнёт и предложит разыграть пробный раунд. Даже если это Диксит или Уно.


    22. alfarabi
      08 Ноя 2011 из 17:12 | #22

      @Showtime

      Не чем не плох, и как бы хорошо вы не рассказали правила, любой первый ход будет пробным. Просто тот, кто правила объясняет лучше знает, когда сказать сакраментальную фразу про «пробный первый ход», а те, кто ее как правило говорит, потом обнаруживают у себя два поселения на одной стороне гекса в колонизаторах, или пытаются построить город рядом с нейтральным поселением в цивилизации и т.д. и т.п. Так что претензия не к способу осваивать игру при помощи «пробных ходов», а к отношению игроков к тому, кто объясняет правила.


    23. hk
      08 Ноя 2011 из 18:34 | #23


      ZoRDoK :



      Это Агрикола тяжёлая? =) А что бы ты сказал на Vinhos?





      Не играл и нет никакого желания пробовать.


    24. Njuse4ka
      08 Ноя 2011 из 18:49 | #24

      @Ser vershitel

      Я тоже пользуюсь этими двумя правилами, они очень помогают 🙂


      Очень часто рассказываю правила и считаю, что у меня это хорошо получается. На игротеке стараюсь не рассказывать правила сложных игр, это очень тяжело, внимание быстро рассредотачивается. От усилий перекричать гул вокруг начинает болеть голова так, будто я уже отыграла не одну партию. Я считаю, что к сложным играм надо подходить подготовленным — без пробы, конечно, не понять всех правил, но заочно почитать перед грядущей партией их надо. Это мое мнение.


      С другой стороны — я хороший слушатель. Я знаю, что правила рассказывать иногда трудно и стараюсь поддержать рассказывающего. Не перебиваю или задаю вопросы в тему. Да я прямо идеал )))


    25. MakVlad
      08 Ноя 2011 из 21:38 | #25


      alfarabi :

      Бывает, что садится новичок и начинает по мимо правил выпытывать секреты по тактике и стратегии.


      В этом тоже не вижу ничего плохого. Бывает, что правила понятны, а вот стратегия нет. Я в таком случае спрашиваю, что сейчас выгоднее делать. И сам, когда объясняю, то первые ходы игрокам, которые затрудняются с ходом, подсказываю, стараюсь предложить несколько вариантов действий, объяснить их плюсы и минусы, а уже выбор делает он. Поскольку имею дело со взрослыми, и играем, как правило, в тихом помещении, то связки не страдают.


    26. Leks
      08 Ноя 2011 из 21:52 | #26


      MakVlad :



      alfarabi :

      Бывает, что садится новичок и начинает по мимо правил выпытывать секреты по тактике и стратегии.


      В этом тоже не вижу ничего плохого. Бывает, что правила понятны, а вот стратегия нет. Я в таком случае спрашиваю, что сейчас выгоднее делать. И сам, когда объясняю, то первые ходы игрокам, которые затрудняются с ходом, подсказываю, стараюсь предложить несколько вариантов действий, объяснить их плюсы и минусы, а уже выбор делает он. Поскольку имею дело со взрослыми, и играем, как правило, в тихом помещении, то связки не страдают.


      +1


    27. Arnoid
      08 Ноя 2011 из 23:15 | #27


      alfarabi :

      @Android

      Это отличный способ в своей компании, в этом я с вами соглашусь.


      Согласен, НО есть же необходимый минимум, который надо объяснить. Бывали смешный ситуации, когда через 30-40 минут игры возникал вопрос: А в чем же суть? Что нужно для победы? Когда игра заканчивается?


    28. alfarabi
      09 Ноя 2011 из 3:29 | #28

      @MakVlad

      Для меня одно из главных удовольствий в игре — самому понять ее механизм и узнать ее тактические приемы и стратегии. Понимать стратегии игры в первом ходу, в первой партии считаю совсем не обязательно. Конечно, объяснять варианты ходов можно в первом и втором ходах, но если игрок и дальше спрашивает как ему сходить я обычно с иронией говорю: «Давай я сделаю за тебя ход». Иногда когда игрок делает очень не выгодный для себя ход, я спрашиваю у него, знает ли он о правиле игры, которое приведет к его невыгоде. Игрокам, которые не знали этого правила обычно разрешают переходить.

      Как быть с играми в которых игрок раскладывает «свой пасьянс», тут и Агрикола, и 7 чудес, и Race for the Galaxy? Подсказчику приходиться работать на два лагеря, ведь чтобы дать подсказку, ему нужно понять, что за систему строит игрок.


    29. HmitT38F
      09 Ноя 2011 из 6:31 | #29

      Тоже сторонник пробных «пары ходов», при этом каждый ход я объясняю что я делаю и с какой целью, каким нацелен на будущее. При этом если игроки делают откровенные ошибки указывают на это объясняю почему с моей точки зрения это ошибки и как бы сделал я. Но эти первый пробные ход в 80% происходят в открытую и после этого карты пере сдаются.


    30. greta
      09 Ноя 2011 из 7:32 | #30

      Всегда объясняю новичкам не только правила, но и вектора развития, стратегии победы и тд и тп. Это или первые ходы в открытую или же искусственное создание той или иной ситуации, с подробным объяснением, почему так, а не иначе. Как здесь можно сыграть и почему.


    31. Шолом
      09 Ноя 2011 из 13:03 | #31

      да ладно, новички, опытные тоже могут мозг вынести.

      раздражает когда я берусь объяснять что-то новичкам, и начинает встрявать кто-то кто так же как и я знает правила. перебив меня он пытается объяснить какой-то вопрос более доступно.


      в итоге на одно предложение сказанное мной получется 3 предложения сказанных доброжелателем, в конце которых он не знает что бы еще сказать новичкам, а у меня уже отпадает все желание что-либо объяснять


    32. kemerover
      09 Ноя 2011 из 22:37 | #32

      @Шолом А попросить помолчать скромность не позволяет?


    33. Вегтам
      10 Ноя 2011 из 0:05 | #33


      Шолом :

      да ладно, новички, опытные тоже могут мозг вынести.

      раздражает когда я берусь объяснять что-то новичкам, и начинает встрявать кто-то кто так же как и я знает правила. перебив меня он пытается объяснить какой-то вопрос более доступно.

      в итоге на одно предложение сказанное мной получется 3 предложения сказанных доброжелателем, в конце которых он не знает что бы еще сказать новичкам, а у меня уже отпадает все желание что-либо объяснять


      +1


      Мне таким образом даже объяснение правил Диксита срывали.

      Приходится перед объяснением предупреждать «доброжелателей», что правила должен рассказывать только один человек, который может просто встать и выйти из-за стола, если ему в этом будут мешать.


    34. Максим Блау
      10 Ноя 2011 из 0:44 | #34


      alfarabi :

      Есть еще такой случай – объясняешь правила, и тут “самый умный” прерывает тебя и говорит: “Давайте начнем играть” или “Давайте сделаем первый ход и все понятно станет”. Бывает, что садится новичок и начинает по мимо правил выпытывать секреты по тактике и стратегии.


      И как правило именно он оказывается в дальнейшим самым главным тормозом


    35. Shurikat
      10 Ноя 2011 из 13:41 | #35

      Списка игр по трем предложенным категориям не хватает. Как-нибудь запилите, пожалуйста.


    36. alfarabi
      10 Ноя 2011 из 15:39 | #36

      @Максим Блау

      Чуть было не подумал, что только я с таким явлением сталкивался)


    1. Трекбеков пока нет.