Несколько причин не любить «Eclipse»

(Эту статью можно прочитать в “Стратагеме” №5.)

Random_Phobosis опубликовал у себя на сайте отличную статью с указанием недостатков Eclipse. Всё, что он пишет имеет место быть (особенно правило последнего хода, когда все гонятся за очками), однако хорошей игрой Эклипс от этого быть не перестаёт. 

Полноценную рецензию на Eclipse мне писать неохота, да и достаточно партий для такого серьёзного дела я не наиграл и вряд ли когда-нибудь наиграю. И всё-таки немножко разбавить всеобщую любовь праведным гневом – хочется. Поэтому, пропуская обзор механик, приступлю сразу к делу: за что эту игру следует ругать.

Дисклеймер

Любители Eclipse наверняка не только не согласятся с каждым из нижеприведённых пунктов, но даже выдвинут убедительные контр-аргументы. Мне ли не знать: я всегда отвечаю в таком ключе тем, кто не доволен RftG. :] Поэтому оговорюсь сразу: недостатки указаны для тех, кто раздумывает над покупкой игры, а не для фанатов, которые и так вполне довольны.

Не исключено, что если бы я поиграл в Eclipse побольше, я бы изменил своё мнение. Но какой смысл играть в то, что не пришлось по вкусу?

Самая большая причина: евро-скоринг

Самым чудовищным недостатком Эклипса мне видится механизм определения победителя. Сами по себе виктори-пойнты в стратегии, претендующей на эпичность, пусть и нежелательны, но простить можно. Так что ропщу я не на VP как таковые, а на логику их начисления.

Eclipse ужасно напоминает “Агриколу”: всю игру мы пытаемся построить логичную, эффективную систему, но как только партия подходит к завершению, игроки бросают все свои дела и начинают суетится, пытаясь выполнить нелепые, взятые с потолка задания из списка бессвязной рутины – а то VP не дадут.

В “Агриколе” это: срочно посадить один овощ, отремонтировать дом, дорожать детей до уставного количества и завести каждой твари по единице, обнести участок частоколом. С какого перепуга мне, плотнику/гончару/профессиональному бездельнику, надо убивать эндшпиль на бестолковые формальности?

В Eclipse всё ещё обидней. Никого не интересует уникальная судьба вашей расы. И мирным учёным, и бесстрашным завоевателям на последних ходах всё равно придётся скупать ненужные, бесполезные, морально устаревшие технологии за бесценок (можно даже не запоминать их эффекты, всё равно не понадобятся), ввязываться в бессмысленные и даже заведомо проигрышные бои, чтобы заполнить пустующие слоты воинской славы и покидать издревле обжитые системы, пытаясь оптимизировать прибыль (две системы по +3, или три системы по +2, и ещё одна +1?). Особенно радует чехарда из истребителей, разлетающихся по всей карте. Зачем все эти эпически баталии, когда можно просто “запятнать” максимум вражеских систем нейтронными бомбами, лишив противника победных очков? Да здравствуют лихорадочные манипуляции, не имеющие ничего общего с логикой игры!

Для контраста: самый яркий пример правильного использования VP – Runewars. Там их так мало, что битва за каждый ведётся насмерть, но при этом всё же достаточно, чтобы игроки могли выстраивать хитрые планы и проворачивать неожиданные гамбиты. Каждая Драконья руна ценна сама по себе, к тому же, способы их получения лежат в основе логики игры, а не противоречат ей.

Про “Цивилизацию” я и вовсе молчу – там вся вторая половина партии посвящена чёткой и последовательной игре на достижение выбранной цели за минимум ходов – полная противоположность евро-бардаку “Эклипса”.

Я не хочу быть императором такой галактики.

Ещё один менее веский, но всё равно серьёзный повод: наука как причина дегуманизации

Все научные деревья давно пора срубить и сжечь – тут авторы правы. Но система, которой их заменили в Eclipse, вызывает уныние.

В начале партии, как и положено, я отличаю противников именно благодаря технологиям: “вон тот, с бомбами, полез на этого, со станциями, вероятно, из-за орбиталов. А этот, с дополнительным диском, испугался моей брони, и потому берёт компьютеры. Надо только следить вон за тем, с терраформингом. Явно на “ключ” копит.” Супер – так и должно быть!

Увы, к концу игры у всех на руках одно и то же – одинаковые возможности, одинаковые корабли и, как следствие, одинаковые стратегии. Конечно, некоторое количество обязательных к приобретению технологий тоже виновато, но порочна сама система. Хотя наполнение пнуть тоже следует – такого скучного, однообразного и банального набора апгрейдов я не видел со времён… да нет, вообще не видел. Где супер-сенсоры и стелс-системы? Где клонирование и боевые роботы? Где массовое производство и не менее массовое уничтожение? Почему самая дешёвая технология предоставляет один жалкий гаечный ключ – это я понять могу, но зачем самая дорогая даёт два чертовски полезных в хозяйстве, но безумно тоскливых деревянных диска?

Сравните с той же “Цивилизацией”, где со временем отличия между народами только накапливаются, и со StarCraft, где зелёный Зерг к концу игры похож на филетовых собратьев немногим больше, чем на Протоссов. И это при том, что в обеих играх каждая новая карточка заветна – как раз потому, что открывает новые возможности, а не наращивает цифры. Кстати, о “Старкрафте”

И ещё один повод: чего ради весь этот конструктор?

Пожалуй, единственная тематическая (“влажная”?) часть сухого “Эклипса” – возможность собрать свой кораблик. И всё бы хорошо, но нашему детищу потом придётся драться, а нам – раз за разом кидать горсти кубиков.

В связи с чем напрашивается вопрос – а зачем нужно длительное костебросание с занудным вычёркиванием брони по единичке? В отличие от Twilight Imperium, корабли тут могут хотя бы немного отличаться друг от друга, и потому здесь затянутый бой с нулём осмысленных решений кажется немного более оправданным, чем в “Сумерках” (Смотрите! Смотрите! Это же убийца “Сумерек”!). Но вспоминая тот же “Старкрафт” с его многообразием действительно интересных билдов и молниеносными стычками, во многих из которых ещё и есть над чем подумать, тяжело относиться к происходящему серьёзно.

И последнее: о гениальности гениальной системы дохода

Никоим образом не умаляя всей гениальности выставления кубического населения на планетки и соотношения “территория/действия”, выскажу предположение – не играет ли движок сам в себя?

У меня сложилось впечатление, что, за вычетом крайне редких исключений, любая система с двумя обитаемыми планетами автоматически колонизируется, а системы всего с одной – остаются пустыми. Возможно, я пропустил весь стратегический простор, но пока что у меня есть только подозрения, что ради таких простых решений весь экономический огород и городить не стоило.

Кто убил “Сумерки”?

Ну и самый важный вопрос – является ли Eclipse убийцей Twilight Imperium – я без внимания оставить не могу. Когда я восстановил картину происшествия, моему взору предстало вот что: на месте преступления подозреваемый появился через несколько лет после смерти жертвы – бедняжка издохла под тяжестью собственного веса.

Господа, “Эклипс” никого не убивал, его просто подставили.

Eclipse, Околоигровое



Похожие записи
  • Отзыв об игре «Le Havre»
  • Сергей Голубкин о выставке на Тишинке
  • «Магистр. Повелитель стихий» — распечатай и играй
  • Несколько слов о «Lord of the Fries»
  • Отзыв об игре «Chicago Express»
    1. Slim Slam Snaga
      15 Фев 2013 из 10:23 | #1

      Прав, это вообще игра не про космос и графства с рыцарями смотрелись уместнее. Я бы сказал, что механика превалирует над идеей.


    2. zlodich
      15 Фев 2013 из 10:26 | #2

      Вот ппц. Сегодня хотел купить еклипс, думаю ну прежде чем зайду на сайт в магазин для заказа почитаю новости. Зашел сюда, статья в руку и вот теперь в раздумьях… (


    3. bleizilla
      15 Фев 2013 из 11:14 | #3

      Вот поэтому мне трех партий и хватило.

      Те же Сумерки Империи куда приятнее и атмосфернее.


    4. Андрей
      15 Фев 2013 из 11:24 | #4

      @zlodich

      Ну если не играл — поиграй — отзыв это крайне субъективная вещь, и всегда на 99 плюсов найдется 1 минус. У меня нет эклипса, но я в него играл 3 раза и этого в принципе достаточно чтобы понять — нравится или нет. Самое главное — играть менее чем на 4 человека смысла нет, поэтому должна быть сбитая компания чтобы хотя бы раз в месяц доставать коробку с полки.


      Лично мне игра понравилась, но в приоритете не стоит, прежде всего потому что на нее нужна большая компания гиков. Именно гиков. Жены воспринимают эклипс весьма сдержанно, мягко говоря 😉


    5. Vladimir
      15 Фев 2013 из 11:25 | #5

      @zlodich

      Не бери, игра отстой, это заговор 🙂


    6. Random Phobosis
      15 Фев 2013 из 12:22 | #6

      @zlodich

      Рекомендую найти кого-нибудь с Эклипсом и поиграть.


    7. Vargtimmen
      15 Фев 2013 из 12:37 | #7

      @Андрей

      Жёны разные. Моя вот очень даже хочет играть со мной. Осталось купить )) И в RFTG она большая любительница засесть. Так что, всё сугубо и архииндивидуально.


    8. Андрей
      15 Фев 2013 из 12:53 | #8

      @Vargtimmen

      все таки RftG и Eclipse принципиально разные игры… после одной из партий Eclipse у меня друг серьезно обиделся на меня, когда я его закатал в каменный век… начал, правда он первый, но результат налицо 😉


    9. Арчи
      15 Фев 2013 из 13:14 | #9

      Random_Phobosis, во многом согласен!

      Мне тоже больше всего не нравится, что игра идет на очки.

      И еще мне не очень нравятся многохитовые корабли и не очень удобная система модификаторов (хотя в процессе игры она не так напрягает, как я ожидал).

      Насчет различия рас — оно все-таки есть, хотя больше изначальное, чем «добытое» в процессе игры.

      А можно такую же рецензию на эту игру:

      http://tesera.ru/user/Archy/thought/162942/

      ?

      если нужны материалы, могу выслать


    10. Dicer
      15 Фев 2013 из 13:56 | #10

      Я подожду игру на iOS (ради настолок и купил iPad) поиграю, если понравиться куплю в картоне. В appstore вряд ли она будет дороже 350 руб стоит, а в картоне за 3000 руб. торгуют. Обещали ещё в декабре на iOS, но надеюсь что в ближайшее время выйдет.


    11. Tjorn
      15 Фев 2013 из 14:04 | #11

      @Dicer

      Аналогично, очень жду в эпп-сторе. А настольную скорее покупать не буду ибо в компании сложные игры идут туго.


    12. zlodich
      15 Фев 2013 из 14:10 | #12

      Спасибо за советы, все же заказал.

      С компанией проблем нет, правда мы больше по вархамеру и протолкнуть что то другое весьма сложно ибо зачастую на это другое, после сравнения с вахой, вешается ярлык «треш». Вот, например, старкрафт не пошел совершенно, а аркхем и десент понравился


    13. Slim Slam Snaga
      15 Фев 2013 из 14:13 | #13

      @zlodich

      странно, по идее ровно наоборот должно быть


    14. Random Phobosis
      15 Фев 2013 из 15:03 | #14

      @Slim Slam Snaga

      То же самое хотел сказать, у нас ровно обратная ситуация.


    15. Zloyalex
      15 Фев 2013 из 17:20 | #15

      @zlodich

      Рекомендую сразу озадачится покупкой дополнения.

      Базовая игра может быстро надоесть — малое количество рас, до 6 игроков, примитивная дипломатия и отсутствие альянсов, просчитанные заранее первые ходы в зависимости от выбранной расы и доступных технологий — все это быстро надоедает.

      И еще — не читайте заранее обзоров со статистикой закачки кораблей и т.п. — чем дольше будете импровизировать и думать только своей головой, тем дольше будете получать удовольствие от игры.

      Игроков лучше не менее 4-5 человек, но не тормозящих, чтоб обдумывали свои ходы до их начала. Две кегли хода из дополнения так и не использовали — редко играем по 8-9 человек — лишняя путаница для новичков.


    16. AnDy_nin.Ja
      15 Фев 2013 из 21:14 | #16

      Согласен на 100% только с первым минусом. Остальные может быть мало партий не почувствовал.

      Но первый минус он есть еще в очень многих играх так что если это не раздражает то можно смело брать.


    17. Серж
      16 Фев 2013 из 1:45 | #17

      Пожалуй статьи Random Phobosis-а — самые интересные в настольном рунете. На вкус и цвет, конечно, сами знаете, но лично мне импонирует аналитичность + стиль изложения очень хорош.


    18. AiMock [Константин Манзюк]
      16 Фев 2013 из 22:21 | #18

      Начну с того что это одна из любимых игр.

      ну это не совсем цивилизация, это игра про войну) здесь все ради войны. и кстати на счет судьбы своей цивилизации — не совсем так. Ведь еще же надо умудриться расплатиться за ход

      В принципе спорить и доказывать не вижу смысла — игра не для всех ,но обзор дико сырой.


      На счет упрека игры в однообразии — не согласен. При игре за инопланетян стратегии зачастую очень разные, собственно как и технологии. А при игре в 6 человек ты просто не сможешь собрать идеальный пакет технологий(получше пушки, генератор и компы, желательно броня), надо изловчиться тем что есть, на то и расчет.


      В эту игру надо играть ни раз и ни два. В ней заложено очень много возможностей ,которыми надо научиться пользоваться.


      И в завершение стоит сказать что дополнение в этой игре очень важон, она добавляет очень много стратегий и возможностей развивать себя и придумывать новые способы изничтожения соперников.


    19. i112358
      17 Фев 2013 из 21:15 | #19

      В свете падения метеорита в Челябинске и фееричной статьи Латыниной, начинающейся со слов «я не ракетчик, а филолог, поэтому у меня есть несколько вопросов к ракетчикам» все критичные статьи про «Eclipse» должны начинаться со слов: «Я не ракетчик, я настольщик, поэтому у меня к авторам игры есть несколько вопросов»


    20. VonErhard
      17 Фев 2013 из 21:29 | #20

      “Я не ракетчик, я настольщик, поэтому у меня к авторам игры есть несколько вопросов”


      Славно сказано! +2


    21. qwerty
      18 Фев 2013 из 1:56 | #21


      Жёны разные. Моя вот очень даже хочет играть со мной. Осталось купить )) И в RFTG она большая любительница засесть. Так что, всё сугубо и архииндивидуально


      Повезло с женой вам 🙂


    22. zlodich
      18 Фев 2013 из 10:39 | #22

      Еще вопрос. Дополнения Пульсар и Супернова портят баланс или с ними нормально?


    23. Alinsar13
      18 Фев 2013 из 12:44 | #23

      Если бы я не играл в Runewars, то наверняка выше оценил бы Eclipse. А так, имхо, 7 из 10 поставить можно.


    24. Zloyalex
      18 Фев 2013 из 14:32 | #24

      @zlodich

      Пульсар и Супернова баланс никак не портят, только добавляют разнообразия.

      Хотя без дополнения Супернова здорово помогает и так не слабым Слонам (Hydran Progress), хоть и не приносит победных очков за сектор и может лопнуть в любой момент даже у Слонов.

      Пульсар на самом деле не так уж и крут как изначально кажется, где-то даже читал раздумья на тему — а стоит ли его брать, если выпадет?

      Фейерверки — прикольное дополнение, хотя если они выпадают поздно, то усиливают в основном тех, кто и так неплохо себя чувствует, и может позволить себе потратить лишние деньги, а те, кто на гране банкротства ковыряются ничего не получают…


    25. Vargtimmen
      18 Фев 2013 из 18:46 | #25

      «Повезло с женой вам »


      Спасибо! Правда повезло, надеюсь, что и ей со мной )) Общие интересы это потрясающе. Доченька тоже растёт поклонницей настольных и компьютерных игр. Но, по причине нежного возраста, ей ещё мало что можно. Однако, время летит стремительно.

      У нас споров не возникает. Вопросом может быть только, что выбрать из того, что нам всем нравится. Забавно, но ситуации, когда приходится идти на какие-то компромиссы чрезвычайно редки. Поблема в ином — непросто найти время для игр. Вот с этим у нас, в последнее время, наблюдается некоторая напряжёнка 🙁


    26. Realcater
      19 Фев 2013 из 1:21 | #26

      Можно согласиться почти со всем в этом обзоре, но при этом в нашей компании (4-5 гиков) эта игра вызывает на порядок более сильные эмоции и послевкусие, чем та же цивилизация и даже (хотя и в меньшей степени) Runewars (после нескольких сыгранных игр к ней вообще очень много претензий, хотя претендовала на роль моей любимой игры). Это я — для сомневающихся. На мой взгляд, однозначная покупка, даже со всеми недостатками.


    27. Slim Slam Snaga
      19 Фев 2013 из 9:32 | #27

      @Realcater

      Вопрос лишь в том, что это игра про космос и получается, так или иначе, некий конкурент TI и СК. По моему мнению, оба конкуренты интереснее, чем объект обсуждений.


    28. Alinsar13
      19 Фев 2013 из 10:15 | #28


      Realcater :

      Можно согласиться почти со всем в этом обзоре, но при этом в нашей компании (4-5 гиков) эта игра вызывает на порядок более сильные эмоции и послевкусие, чем та же цивилизация и даже (хотя и в меньшей степени) Runewars (после нескольких сыгранных игр к ней вообще очень много претензий, хотя претендовала на роль моей любимой игры). Это я – для сомневающихся. На мой взгляд, однозначная покупка, даже со всеми недостатками.


      Что за претензии к Runewars, если не секрет? (:


    29. Tanion
      21 Фев 2013 из 15:29 | #29


      Серж :

      Пожалуй статьи Random Phobosis-а – самые интересные в настольном рунете. На вкус и цвет, конечно, сами знаете, но лично мне импонирует аналитичность + стиль изложения очень хорош.


      Да, мне тоже нравиться как он все разбивает по полочкам. Есть и другие достойные обозреватели, но в своей нише Random уникален и очень ценен.


      Хотя Эклипс, все равно, очень достойная и интересная игра с великолепной реализацей учета ресурсов.


    30. Tanion
      21 Фев 2013 из 15:33 | #30


      i112358 :

      В свете падения метеорита в Челябинске и фееричной статьи Латыниной, начинающейся со слов “я не ракетчик, а филолог, поэтому у меня есть несколько вопросов к ракетчикам” все критичные статьи про “Eclipse” должны начинаться со слов: “Я не ракетчик, я настольщик, поэтому у меня к авторам игры есть несколько вопросов”


      Да, таким словами можно начинать комментарий ко многим играм 🙂


    1. Трекбеков пока нет.