Настольные игры возвращаются

Представляю вашему вниманию мой вольный перевод статьи Board Games Are Back, опубликованной на сайте Eurogamer. Материал рассчитан в первую очередь на поклонников видеоигр, но, как мне кажется, настольщикам тоже будет интересен как "взгляд с той стороны баррикады". 

Настольные игры снова с нами

В начале я хочу сказать о том, что настольные игры повзрослели. Они, в самом деле, некоторое время подрастали. У них появилось достоинство и чувство стиля, что не осталось без внимания многих любителей видеоигр. Настольные игры – подростки, которые пошли в школу молодыми и чудаковатыми, а вернулись из неё повзрослевшими, возмужавшими и заматеревшими. Важными и самодовольными. Продажи растут из года в год, а крупнейший настольный фестиваль (Spiel в немецком городе Эссене) привлекает больше посетителей, чем компьютерно-игровые выставки E3 и PAX вместе взятые. И, что куда важнее, всё больше и больше любителей видеоигр покупают настолки. И если вы ещё не один из них, позвольте объяснить, что вы поступаете неправильно.

Учтите, я не имею в виду скучные, сухие, заплесневелые и до сих пор агонизирующие игры, к числу которых относятся Скраббл, Людо или Trivial Pursuit. Это, вообще-то, вообще не игры, а приспособления для испытания вашей терпения и способностей к зубрёжке. Я говорю о правильных играх, стратегических играх и играх о шпионаже, детективных играх и играх о командной работе, играх о гонках наперегонки со временем. Об играх, где рушатся цивилизации и парят космические корабли, и где персонажи с именами типа «Немытый морлок» заняты тем, разбивают гоблинам головы.

Звучит заманчиво? Никого не удивляет, что при появлении нового поколений консолей геймеры налетают на них ради новых и оригинальных впечатлений.

Почему так происходит? Хм, скорее всего вы любите разнообразие и уже сейчас играете на нескольких платформах. Возможно у вас есть ПК и XBOX, iPad или телефон, или всё это вместе. И всё, что от вас требуется, — это лишь представить, что ваш стол – это всего лишь новый (и самый дешёвый) вид игрового устройства, поддерживающий огромное разнообразие игр, совершенно не похожих на всё то, во что вы играли до этого дня. И примите во внимание следующие три момента.

Настольные игры фокусируют наше внимание на игре, а не на том, что мы видим на экране.

В последнем поколении консолей наблюдается огромный сдвиг в сторону многопользовательских онлайновых игр, в которых игроки теперь не сидят рядом перед одним телевизором на одном диване с джойстиками в руках. Геймеры обращаются к настольным играм чтобы вернуться к игре с друзьями. «Люди нуждаются в социальном взаимодействии, просто посмотрите на феномен социальных сетей» – комментирует эту ситуацию титулованный разработчик настольных игр Антуан Бауза: «Настольные игры – это отличный инструмент для социальной коммуникации, и дешёвый способ заново познать удовольствие от совместной игры». Интернет может предложить всевозможные игровые чудеса, но многих он лишил радости совместной игры, разделил нас и смешал с крутыми и враждебными незнакомцами.

Помимо прочего, многие отличные настольные игры – это не просто люди, сидящие за столом, это совершенно иная динамика, нежели чем у онлайн-игр. Многие игры не просто основаны на этом эффекте, но и неоднократно и с особой жестокостью его эксплуатируют, заставляя игроков вести переговоры, блефовать, обманывать или полагаться друг на друга. Всё это не удаётся сымитировать даже самому лучшему искусственному интеллекту.

«На человеческом уровне настольные игры более интерактивны», — говорит Лориен Грин, директор документальной картины «Going Cardboard»: «В них есть взаимодействие между людьми. Вы читаете язык тела и замечаете небольшое подёргивание или специфическое выражение лица, что делает этот опыт гораздо богаче». И он становится не только богаче, но и более личным, поскольку, вероятно, вы пытаетесь обмануть собственных друзей, глядя им в глаза, а они надеются прочесть вас как открытую книгу. Мы – сложные существа и хорошо продуманные игры это учитывают.

В активе у настольных игр разнообразные разработки и свобода творчества. Существуют целые мерцающие галактики настольных игр, только и ожидающих того, чтобы их кто-то открыл, чтобы было кому продемонстрировать тысячи различных идей, и всё потому, что создание настольной игры – довольно простое дело. В отличие от разработки видео игры, которая является технически сложной и проходит в рамках, заданных издателем и в существующих жанровых ограничениях, всё, что нужно настольному разработчику – это идея, бумага и ножницы – из всего этого уже можно сделать прототип.

«Человек, придумавший идею отличной игры, получает шанс увидеть как эта игра будет опубликована», — говорит Грин. «[Going Cardboard] рассказывает о нескольких персоналиях, которые по-разному пришли к реализации своих проектов, начиная со штатного разработчика игр в компании и заканчивая самостоятельным изданием собственной игры. Это что-то вроде фронтира Дикого Запада, где земля ждёт, когда же её кто-нибудь займёт». Со многими разработчиками договоры на издание их игр были подписаны всего лишь после демонстрации отлично оттестированного бумажного прототипа, способного продемонстрировать отличную концепцию. Многие настольные игры собирали средства через систему Kickstarter (например, мегахит Eminent Domain) задолго до того, как там появились проекты по созданию видеоигр. Думайте о настольных играх как об огромном мире инди-проектов, где каждый может создать игру своей мечты, и возможно реализовать даже такие сумасшедшие идеи как управление космическим кораблём в режиме реального времени или натягивание на лицо маски и объявление себя террористом, где большинство игр не отгружается на полки под давлением издательства и где действительно есть место оригинальности и качеству. Возможно, это звучит фантастично, но это – реальность.

Настольные игры создавались и создаются под впечатлением от видеоигр

Геймеры, попробовавшие настольные игры, обнаруживают себя на знакомой и комфортной территории. Видеоигры всегда были в неоплатном долгу у своих настольных предшественников, чьё влияние ощущалось десятилетиями. Это и цивилизация Сида Мейера, которая была создана по мотивам одноимённой игры из 80-х, и Microsoft Close Combat, выросшая из популярного гексагонального варгйма Advanced Squad Leader, и Mechwarrior, и Blood Bowl, и серия Europa Universalis. Это лишь немногие игры из тех, что родом из картона. Все игры с ролевой механикой могут проследить свою родословную до Dungeons & Dragons, системы для игры с миниатюрами Chainmail и вплоть до «маленькой войны» Герберта Уэллса, задумывавшейся как эксперимент по моделированию сражений в игровой форме.

Сегодня это влияние ощущается в обоих направлениях. Разработчики настольных игр обращают внимание на видео-игры, начиная с Pipe Mania, которая послужила основой для разработки Galaxy Trucker, игры о строительстве космического корабля в системе реального времени, до Twilight Struggle, космооперы в стиле Master of Orion. Учитывая эти пересечения, не удивительно, что многие настольные игры были реализованы в компьютерном формате или выпущены в виде приложений для iOS, что позволяет игрокам собраться за айпэдом и сыграть в Ghost Stories или насладиться партией в Memoir ’44 через систему Steam. Грань между настольными и видео- играми начала немного размываться.

Лёд тронулся

Если вы фантазируете о картоне, но не хотите начинать с чего-то сложного, вероятно, стоит попробовать цифровые адаптации надёжных и проверенных игр. «Есть три крупных игры для начинающих», говорит Грин: «Это Колонизаторы, Каркассон и Ticket to Ride». В них можно сыграть и в цифровом формате, на XBOX и мобильных устройствах». «Вы должны попробовать Колонизаторов», — утверждает Майкл Фокс, разработчик настольных игр и автор популярного британского игрового подкаста «The Little Metal Dog Show». «Это дедушки настольных игр. И, хотя, там много можно было бы поменять, каждый должен сыграть в них хотя бы раз».

Во всём мире продано более 25 миллионов экземпляров. Wired окрестил эту игру о торговле и строительстве «Убийцей Монополии». На первый взгляд в Колонизаторах нужно собирать различные ресурсы и обменивать их на дороги и поселения, что позволяет расширить ваши владения и получать больше ресурсов. Но на самом деле это игра о переговорах, о том, что многие игроки называют спором. Игроки обречены на нехватку ресурсов и, поскольку в игре нет никакого прямого конфликта, они вынуждены торговать друг с другом. Совершать сделки, давать обещания и клясться, что не дадите соседу ничего, лишь бы он не выиграл.

Дальновидный «Eurogamer» опубликовал обзор Колонизаторов для XBOX. Эта версия игры стоит всего 800 очков XBOX. В iTunes за неё просят $5. Печатный экземпляр будет стоить вам £25-30, а ещё есть множество дополнений, предлагающих различные новшества для игры.

В Каркассоне игроки совместно создают ландшафт, выкладывая тайл за тайлом, соперничая за встречающиеся на тайлах фрагменты городов и дорог. Но занять объект – это ещё полдела, чтобы получить за него очки, его нужно завершить, в то время как другие игроки будут пытаться объединить свои города и дороги с вашими, либо сделать так, чтобы вы оказались заблокированы.

Половина игры – замыслы, другая половина – импровизация, а в эндшпиле другие игроки начинают вам подсказывать как лучше разместить тот или иной тайл, а особенно озлобленные будут предлагать варианты, явно нарушающие правила.

Каркассон также стоит 800 очков XBOX и, как и его физический прототип, обладает множеством расширений. На iTunes за него берут £7, а печатная копия обойдётся в £14-20. Ах, да, вот обзор версии для XBOX.

Ticket to Ride – это игра, в которой нужно продолжить железнодорожные ветки между городами раньше, чем это сделают ваши соперники. За строительство любого маршрута вам начисляются очки, но у каждого игрока есть свои тайные задания – маршруты, выполнение которых принесёт много-много очков. Если, конечно, кто-нибудь их не заблокирует. Если вы хорошо разбираетесь в железнодорожной сети, возможно, вы сможете предугадать локо-мотивы противников.

Как ни странно, эта игра также стоит 800 очков XBOX и около £7 в iTunes. Блестящее печатное издание продаётся за £30-40.

Подведём итоги

Если вы действительно заинтересованы в знакомстве с умными сексуальными настольными играми, рекомендую вам попробовать что-нибудь из следующего.

Cosmic Encounter – яркая и злобная игра, демонстрирующая многое из самого лучшего, что есть в настольных играх. Игроки атакуют друг друга флотами космических кораблей с помощью достаточно простых правил. Но каждый игрок управляет инопланетной расой, чьи свойства состоят из исключений, позволяющих нарушать правила. Возможно это позволит вам переломить ход битвы, стащить что-нибудь у товарищей или просто украсть чужой успех.

В Cosmic Encounter по-разному складываются не только все партии, что-то новое ожидает вас в каждом ходу. Игроки создают и ломают союзы, постоянно обещают использовать или не использовать свои особые способности как только представится подходящая возможность, и дожидаются момента, когда можно будет ударить в спину союзнику. Это бесконечное, бесконечное разнообразие базируется не на игровых правилах, а на личностях игроков и манере их поведения. Базовая игра стоит £40-50, а ещё есть несколько недорогих дополнений, содержащие ещё больше абсурдных инопланетных рас.

За те же деньги есть возможность зарыться в чём-то более глубоком и длительном, на обеденном столе можно сыграть в Игру престолов. Проще всего её описать как усложнённый вариант старого Риска и, как и в романы, она в равной части состоит из войны, дипломатии и катастроф.

Каждый игрок контролирует один из великих домов и идёт войной на противников, сражаясь за территории и иногда, скрепя сердце, выступает с врагами сообща на защиту всего государства. Игра может длится от трёх до шести часов, а иногда – затягивается ещё дольше, так что обычно ради неё выделяют целый вечер, а то и день.

Наконец, «Все должны хоть раз сыграть в Доминион», — говорит Фокс: «Он демонстрирует, что хотя игры и существовали тысячелетия, в них всегда может родиться что-то новое». И он прав, поскольку Доминиону-то всего три года. Игра состоит только из карт, но при этом она невероятно проста, а её до невероятно занимательная колодостроительная механика уже успела повлиять на многих других разработчиков.

В отличие от коллекционных игр, таких как MTG, в Доминионе отсутствуют сражения, и игроки не собирают себе колоду самостоятельно. Игру все начинают с нуля, имея лишь несколько карт, которые представляют собой деньги, на которые нужно покупать новые карты. У каждой карты есть особые свойства либо ценность в очках и, как только игрок её покупает, она поступает в его колоду, а затем приходит ему в руку.

Хитрые игроки покупают карты, позволяющие делать больше покупок или выполнять больше действий, пытаясь превратить свой ход в цепочку действий, когда они играют карту за картой по «принципу домино», где каждая новая карта позволяет сыграть ещё одну. Карты же с победными очками обычно бесполезны и, хотя без них не выиграть, приобретая их, вы рискуете поломать эффективный и тщательно продуманный механизм своей колоды.

Доминион – это нечто среднее между головоломкой и механизмом, игра чрезвычайно популярная, тепло встреченная критиками и легко расширяемая. Печатная версия стоит £20-30. Есть неофициальная версия для iPad, но я не хотел её рекомендовать, на мой взгляд в ней не всё гладко. Тем не менее, можете попробовать и её, тем более, что она бесплатна.

Если всего этого вам недостаточно, посмотрите наше с Квентином Смитом шоу Shut Up & Sit Down, в котором мы даём более расширенные рекомендации. Вы также можете наведаться на сайт BoardGameGeek и посмотреть список самых высокооценённых игр, где наверняка найдётcz что-нибудь на ваш вкус, например, Space Alert, Citadels, Bang!, 7 Wonders, Agricola или Puerto Rico. Чего ждёте? Ваш ход.

Околоигровое, Статьи



Похожие записи
  • «Находка для шпиона» + Звёздные войны = Spyfall: Star Wars
  • Расписание ближайших игротек
  • Трое из ларца, одинаковы с лица
  • «Перевыборы» — модифицированная украинская «Монополия»
  • Знакомьтесь, разработчик игр из Питера
    1. Random_Phobosis
      17 Авг 2012 из 10:45 | #1

      >до Twilight Struggle, космооперы в стиле Master of Orion.


      оиои тут должно быть Twilight Imperium.


    2. Dicering
      17 Авг 2012 из 12:27 | #2

       Space alert — самое оно, игра для начинающих. 🙂


    3. Сергей Арнаут
      17 Авг 2012 из 19:27 | #3

      «Если вы действительно заинтересованы в знакомстве с умными cексуальными настольными играми….»


      Черд, а я женат


    4. _ГрАнд_
      19 Авг 2012 из 9:04 | #4

      //Настольные игры – это отличный инструмент для социальной коммуникации, и дешёвый способ заново познать удовольствие от совместной игры//

      //Эта версия игры стоит всего 800 очков XBOX. В iTunes за неё просят $5. Печатный экземпляр будет стоить вам ?25-30//


      Автор написал, да своё же не перечитал.

      Чукча не читатель, чукча — писатель 🙂


    5. Legion
      21 Авг 2012 из 17:25 | #5

      А что не так? Любая видео игра на старте стоит 55 паундов. Так что даже 25-30 — это ещё по-божески.


    1. Трекбеков пока нет.